Учет и анализ затрат и выпуска готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:43, дипломная работа

Описание

Главной целью данной работы является исследование действующей практики бухгалтерского учета и экономического анализа затрат и объема производства продукции согласно практических данных СП «МИГ-ЛТД» ООО, выявление имеющихся недостатков на данном участке и разработка конкретных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию учетно-аналитического процесса в организации.
Для достижения поставленной цели в ходе дипломной работы необходимо решить следующие задачи:
изучить основные положения по составу затрат включаемых в себестоимость организации;
исследовать организацию учета затрат на производство продукции и ее выпуска, выявить расхождения с методологией;
сравнить существующую систему учета и анализа затрат на производство и выпуск готовой продукции с зарубежной практикой;
охарактеризовать общие принципы, задачи и организацию выпуска готовой продукции;
проанализировать состав и структуру затрат на производство;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕХАНИЗМ ФОР
МИРОВАНИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРО
ДУКЦИИ.

1.1. Состав и классификация затрат на производство и сущность
категории готовая продукция.
7
1.2. Цель, задачи и основные принципы организации учета и анализа
затрат производство и выпуска готовой продукции.
16
1.3. Краткая экономическая характеристика СП ''МИГ-ЛТД''-ООО.
21
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И ВЫПУСКА ГО -
ТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

2.1. Организация и методика бухгалтерского учет затрат на
производство продукции.
28
2.2. Бухгалтерский учет выпуска готовой продукции.
43
2.3. Пути совершенствования бухгалтерского учета затрат и выпуска
готовой продукции.
49
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАТРАТ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ПРО
ДУКЦИИ.

3.1. Информационное обеспечение и общая методика анализа затрат
на производство и выпуска готовой продукции.
53
3.2. Анализ состава затрат на производство и себестоимости продук-
ции по калькуляционным статьям.
57
3.3. Анализ динамики и выполнения плана выпуска продукции
63
3.4. Анализ качества произведенной продукции и ритмичности работы
организации.
66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа 2005.doc10-21.doc

— 692.00 Кб (Скачать документ)

         Из анализа таблицы 3.3. видно,  что фактическая продолжительность  оборота капитала значительно выше нормативной как в целом так и по отдельным видам материалов, а по цементу запасы созданы на 3,5 месяца и превышают нормативные в 2,5 раза.

        Для анализа состава, длительности и причин образования сверхнормативных остатков готовой продукции по каждому ее виду используются данные аналитического и складского учета, инвентаризации и оперативные сведения отдела сбыта, службы маркетинга. С целью расширения и поиска новых рынков сбыта необходимо изучать пути снижения себестоимости продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности, структурной перестройки экономики предприятия, организации эффективной рекламы и т.д.

       При  анализе себестоимости готовой продукции используют следующие элементы затрат: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия ), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды). Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня специализации.

       Группировка затрат по назначению, то есть по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения. Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, прочие производственные расходы, коммерческие расходы. В зависимости от объема производства все затраты предприятия можно разделить на постоянные и переменные (табл. 3.4.)

Таблица 3.4.

Затраты на производство продукции за 2004год в руб.

Элементы затрат

План

Факт

Отклонение

Структура затрат,%

План                 факт

 

   Амортизация ОС

 

 

13 063 471

13 463 471

400 000

3,13

3,16

 

Арендная плата

 

5 968 111

5 968 111

0

1,44

1,39

 

   Другие  затраты

 

 

14 875 721

14 875 721

0

3,59

3,46

 

   Налоги, включаемые в себестоимость продукции

 

 

13 927 028

14 127 028

200 000

3,36

3,29

 

   Оплата  труда производственных рабочих

 

 

86 651 109

89 781 109

3 130 000

20,92

20,89

 

   Отчисления  на социальные нужды

 

 

13 641 216

14 641 216

1 000 000

3,29

3,41

 

   Сырье  и материалы

 

 

197 411 234

207 411 234

10 000 000

47,67

48,26

 

   Топливо

 

 

39 586 219

39 586 219

0

9,56

9,21

 

Прочие затраты

 

 

29 026 091

29 896 091

870 000

7,01

6,96

 

Итого

 

 

414 150 200

429 750 200

15 600 000

100

100

 

Как видно из таблицы 3.4., фактические затраты предприятия за 2004 год выше плановых на 15 600 тыс.руб. Самый большой перерасход произошел по статье сырье и материалы на 10 000 тыс.руб., в следствии роста цен на товары,  перерасхода материалов, статья оплата труда производственных рабочих увеличилась на 3 130 тыс.руб., это связано с увеличение выпуска продукции, так оплата производственных рабочих на прямую зависит от количества произведенной продукции. Изменилась несколько и структура затрат: увеличилась доля материальных затрат и амортизации основных средств в связи с инфляцией, а доля заработной платы уменьшилась (рис.1)

Рис.1

Фактическая структура  затрат на производство продукции за 2004 год


         Основными источниками резервов  снижения себестоимости продукции  являются:

1) увеличение объема  ее производства за счет более  полного использования производственной мощности предприятия;

2) сокращение затрат  на ее производство за счет  повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и так далее.

         Резервы увеличения производства  продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий.

       Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии.

       Резервы  экономии накладных расходов  выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, сокращения потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев.

       Дополнительные  затраты на освоение резервов  увеличения производства продукции подсчитываются отдельно по каждому его виду. Это в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему производства продукции.

 

 

 

 

 

 

     3.3. Анализ динамики и выполнения плана выпуска продукции

 

       Объем  выпуска продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема выпуска продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема выпуска продукции  служат товарная и валовая продукция.

        Валовая продукция — это стоимость  всей произведенной продукции  и выполненных работ, включая  незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

        Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

        Важное значение для оценки  выполнения производственной программы  имеют и натуральные показатели  объемов выпуска продукции (штуки,  тонны и так далее). Их используют  при анализе объемов выпуска  продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

        Условно-натуральные показатели, как  и стоимостные, применяются для  обобщенной характеристики объемов  выпуска продукции исчисленные  на основе коэффициентов их трудоемкости и так далее.

        Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

         Анализ начинается с изучения  динамики выпуска продукции и ее реализации, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 3.3).

 

 

Таблица 3.3.

Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем выпуска продукции, млн руб.

Темп роста,%

базисные   цепные

Объем реализации, млн руб

Темп роста,%

базисные     цепные

2002

767 168,3

100

100

867 900,1

100

100

2003

862 455,3

112

112

940 076,3

108,3

108,3

2004

949 750,2

123,8

110

1 191 484,1

137

126,7


       

       Из  таблицы видно, что за три  года объем выпуска возрос на 23,8%, а объем реализации на 26,7% (рис. 2.). Темп роста реализации, превышает темп роста выпуска продукции, что свидетельствует об отсутствии нереализованной продукции, организация не работает на склад, нет залежалой продукции. В организации выпуск продукции осуществляется строго по заявкам покупателей.

Рисунок 2.

Объема выпуска продукции за 2002-2004 гг..

      Среднегодовой  темп прироста выпуска продукции  составил Т вп=  111,3%

      Среднегодовой  темп прироста выпуска продукции  = 11,3%

       Анализ  выпуска и реализации продукции  тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для организации оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции организация может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

        Особо важное значение для  организации имеет выполнение  контрактов на поставку товаров  по тендерам. Это гарантирует  предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату и так далее.

         В процессе анализа определяется  выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по организации, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняйся причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств (табл. 3.5).

Таблица 3.5.

Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции  за март 2005, шт

Изделие

Потребитель

План поставки по договору

Фактически  отгружено

Недопоставка 

продукции

Зачетный объем  в 

пределах плана

Бетонное основание

Торнадо-Вест

400

450

 

800

 

Дор-Комплект

600

550

-50

750

 

ДЭУ-32

100

130

 

600

Знак11Ц,

1.21.

Торнадо-Вест

100

110

 

500

 
Дор-Комплект

70

65

-5

 

Итого

 

1270

1305

-55

7200


       Процент  выполнения договорных обязательств  составил К д.п.= 95,7%

       Из  таблицы 3.5. видно, что за отчетный  месяц недопоставлено продукции  по договорам в количестве 55 шт, или на 4,3 %.

          Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности организации, но и на работу предприятий-смежников, транспортных организаций и так далее. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по тендерам и по экспорту продукции.

 

3.3 Анализ качества произведенной продукции и ритмичности

      предприятия

 

           Важным показателем деятельности  промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

          Качество продукции - понятие,  которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

        Обобщающие показатели характеризуют  качество всей произведенной  продукции независимо от ее  вида и назначения:

а) удельный вес новой  продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции  высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент  сортности;

д) удельный вес аттестованной  и неаттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

         Индивидуальные  показатели качества  продукции характеризуют одно  из ее свойств:

а) надежность (долговечность, безотказность в работе);

б) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

        Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

         Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их  изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции (Табл. 3.6.).

Таблица 3.6.

Анализ обобщающих показателей  качества продукции

Показатель

2003

2004

     план             факт

Средневзвешенный  бал качества продукции

0,8

0,80

0,84

Удельный вес, %

     

Продукции высшей

категории качества

85

86

88

Забракованной продукции

0,55

0,3

0,4

Зарекламированной продукции

0,3

0,5

0,2

Потери от брака, млн. руб.

2

2

1,8

Информация о работе Учет и анализ затрат и выпуска готовой продукции