Учет и аудит движения материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 10:30, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы на основе изучения вопросов организации бухгалтерского учета и аудита движения материально-производственных запасов разработать предложения по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть экономическую сущность материально-производственных запасов:
2. Изучить действующую практику учета материально- производственных запасов на исследуемом предприятии, т.е. проанализировать, документальное оформление и учет движения материально-производственных запасов и готовой продукции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ.
1.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и аудита материально-производственных запасов……………………………..5
1.2. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов……………………………………………………13
1.3. Задачи и общий порядок аудиторской проверки материально-производственных запасов…………………………………………………….26
ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ (ОАО «ЯКУТСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ») У ВАС СОДЕРЖАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОДИНАКОВЫМ С ПУНКТАМИ ПО ТЕКСТУ
2.1. Краткая характеристика ОАО "Якутский хлебокомбинат"……31
2.2. Анализ основных показателей предприятия ……………………32
2.3. Организация бухгалтерского учета……….………………………38

ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

3.1. Документальное оформление и учет движения материально-производственных запасов……………………………………………………41
3.2. Планирование и проведение аудиторской проверки…………………………………………………………………………53
3.3 Оформление отчета аудитора и подготовка аудиторского заключения………………………………………………………………………72

ГЛАВА 4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ОАО «ЯКУТСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ».
4.1.Выявленные недостатки учета материально-производственных запасов……………………………………………………………….…………78
4.2.Рекомендации по их устранению………………………………….80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…86

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа EPJ.doc

— 457.50 Кб (Скачать документ)

     Дебет счетов 20 “Основное производство” 26 “Общехозяйственные расходы” и т. д.

     Кредит  счета  94 “Недостачи и потери от порчи ценностей” или за счет виновных лиц:

     Дебет счета 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям”

     Субсчет 2 “Расчеты по возмещению материального  ущерба”

     Кредит  счета 94 “Недостачи и потери от порчи  ценностей”

     На  сумму оплаченного счета поставщика делается запись:

     Дебет счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”

     Кредит  счета 51 “Расчетный счет” 

     Сумма НДС принимается к зачету бюджетом при соблюдении следующих условий:

  • материальные ценности приобретены для производственной деятельности;
  • материальные ценности оприходованы;
  • произведены расчеты с поставщиками;
  • есть счет – фактура поставщика
  • счет – фактура зарегистрирован в Книге покупок.

     Если  все эти условия соблюдены, покупатель может сделать следующие записи:

     Дебет счета 68 “Расчеты по налогам и сборам”

     Кредит  счета 19 “НДС по приобретенным ценностям”

           Субсчет 3 “НДС по приобретенным  материально – производственным запасам”

     Сумма НДС по материально – производственным запасам, приобретенным для непроизводственных целей, не принимается к возмещению из бюджета, а закрывается записью:

     Дебет счета 29 “Обслуживание производства и хозяйства”

     Кредит  счета 19 “НДС по приобретенным ценностям”

     Субсчет 3 “НДС по приобретенным материальным ресурсам”

     Также не возмещается из бюджета сумма  превышения установленного предельного  размера расчета наличными деньгами по приобретенным материальным ценностям:

     Дебет счета 91 “Прочие доходы и расходы”

     Кредит  счета 19 “НДС по приобретенным ценностям”

     Субсчет 3 “НДС по приобретенным материальным ресурсам”

     Если  в качестве варианта учетной политики при заготовлении производственных запасов используются счета 15 “Заготовление и приобретение материалов” и 16 “Отклонения в стоимости материалов”, покупная стоимость заготовления материалов исчисляется на основании расчетных документов поставщиков, документов, приложенных к авансовым отчетам подотчетных лиц, и других документов, дающих основание рассматривать их как расходы по формированию фактической себестоимости приобретенных ценностей:

     Дебет счетов 15 “Заготовление и приобретение материалов” 19 “НДС по приобретенным ценностям” Субсчет 3 “НДС по приобретенным материальным ресурсам”

     Кредит  счетов 60 “Расчеты с поставщиками и  подрядчиками” 71 “Расчеты с подотчетными лицами” и т. д.

     На  сумму предъявленной поставщику претензии по недостаче и др.:

     Дебет счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”

     Субсчет 2 “Расчеты по претензиям”

     Кредит  счета 15 “Заготовка и приобретение материалов”

     В дальнейшем в целях исключения риска  снижения стоимости сырья, материалов и т. п. под влиянием инфляционных процессов организация в качестве варианта учетной политики может создавать резервы под снижение стоимости товарно – материальных ценностей за счет собственных источников:

       Дебет счета 91 “Прочие доходы и расходы” Субсчет 2 “Прочие расходы”

     Кредит  счета 14 “Резервы под снижение стоимости материальных

       ценностей”

     В следующем отчетном периоде сумма  данного резерва подлежит восстановлению:

     Дебет счета 14 “Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей”

     Кредит  счета 91 “Прочие доходы и расходы” Субсчет 1 “Прочие доходы”

     Учет  заготовления материалов, когда учетной  политикой предусмотрен учет по твердым  учетным ценам, осуществляется на счете 10 “Материалы”. Оприходование материалов в этом случае отражается записью:

     Дебет счета 10 “Материалы”

     Кредит  счета 15 “Заготовление и приобретение материалов”

     Наличие остатка на конец месяца по счету 15 “Заготовление и приобретение материалов” означает, что указанные  ценности не оприходованы в связи  с нахождением их на складе поставщика или в пути. В следующем месяце при поступлении материалов эта бухгалтерская запись сторнируется и  сумма материалов отражается по дебету счета 15 “Заготовление и приобретение материалов”. В конце месяца этот счет закрывается счетом 16 “Отклонения в стоимости материалов”[25, 320].

     1.3. Задачи и общий порядок аудиторской проверки материально-производственных запасов.

     Основными задачами аудита материально-производственных запасов на предприятии является проверка:

     - состояния учета, хранения и  эффективности использования материальных  ресурсов;

     - соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям предприятия;

     - выявления непригодных для использования  ценностей с определением суммы  причиненного ущерба и виновных  лиц;

     - полноты и своевременности оприходования,  законности и целесообразности расходования и списания МПЗ;

     - обоснования и соблюдения установленных  норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов и других  ценностей, своевременности и  качества инвентаризаций и правильности  принимаемых по результатам ревизии  решений.

     При разработке программы проверки руководитель группы аудиторов должен учитывать, что аудит материальных ценностей  очень трудоемок. Поэтому при  организации аудита используется выборочный метод и лишь в исключительных случаях – сплошной. Размер выборки и объем аудиторских процедур зависят от степени доверия аудитора к системе внутреннего контроля. Наиболее эффективным методом получения информации о системе внутреннего контроля являются опросы работников, производимые при помощи специальной анкеты.[16, 68]

     Проведение  опроса позволяет аудитору уточнить типовую программу аудиторской  проверки, определить аудиторские процедуры, что в конечном счете повышает ее эффективность.

     На  первом этапе аудиторской проверки по данным аналитического учета определяется номенклатура применяемых материалов и выделяются группы основных и вспомогательных материалов, дорогостоящих, легкореализуемых и пр. По хозяйственным договорам определяется география поставщиков, условия поставки и оплаты.

     Методом обследования выявляются условия хранения производственных запасов, соответствуют ли они требованиям обеспечения их сохранности.

     К сфере аудиторского контроля относится  проверка правильности оценки приобретаемых  производственных запасов.

     Важным  моментом проверки является контроль полноты и своевременности оприходования поступивших материальных ценностей. Для этого сопоставляют наименование и количество  оприходованных материалов с аналогичными данными в сопроводительных документах поставщиков.

     Важным  этапом аудиторской проверки является подтверждение обоснованности оценки и списания материальных ценностей, для чего аудитор проверяет, соответствует ли избранный организацией и зафиксированный в учетной политике метод фактически используемому, подтверждает или не подтверждает экономическую целесообразность применяемого порядка оценки.

     Аудитор должен выявить все случаи поступления  материальных ценностей без счетов-фактур и других сопроводительных документов. Также необходимо проверить соблюдение требований по проведению инвентаризации материальных ценностей, порядок списания с баланса естественной убыли и пр.

     Выявленные  в ходе проверки отклонения фиксируются  в рабочих документах аудитора и  в таблицах с определением количественного  влияния на показатели отчетности.

     При реализации материальных ценностей проверяется правильность определения их цены, отражения на счетах бухгалтерского учета, начисления налогов и документального оформления этих операций.

     Заключительным  этапом проверки является контроль за ведением сводного учета материальных ценностей. Эти данные проверяются путем сверки журнала-ордера 10, накопительных ведомостей и Главной книги.

     При необходимости аудитор проводит анализ всей системы учета материальных ценностей и дает рекомендации по ее рационализации.[25, 122]

     Весь  объем аудиторских процедур проверки, по существу, можно условно разделить на несколько групп: аудит наличия и сохранности МПЗ; аудит движения МПЗ; проверка правильности налогообложения МПЗ.

     В ходе проверки наличия и сохранности  МПЗ аудитор осуществляет ряд  процедур:

     - проверяет отсутствие искажений в начальном сальдо по МПЗ, правильность перенесения остатков по счетам учета из предыдущего периода на начало анализируемого;

     - сопоставляет данные финансовой отчетности и бухгалтерского учета;

     - анализирует правильность синтетического и аналитического учета МПЗ;

     - удостоверивается, что к исполнению принимаются лишь надлежащим образом оформленные документы;

     - проверяет установление порядка нормирования МПЗ, соблюдение норм, выявляет отклонения и меры, принимаемые для их ликвидации;

     - проверяет своевременное и полное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета, проведение периодической сверки синтетического учета с данными карточек складского учета;

     - устанавливает правильность определения и списания стоимости израсходованных МПЗ на себестоимость;

     - анализирует организацию контроля за закупками, сам процесс закупок: наличие договора, оплату счетов, накладных, счетов-фактур, оприходование МПЗ в регистрах бухгалтерского учета;

     - проверяет сроки и периодичность проведения инвентаризации в соответствии с требованиями законодательства, правильность оформления материалов инвентаризации и отражения ее результатов в учете. [23, 84]

     Сохранность сырья и материалов зависит от условий хранения, поэтому следующим  этапом контроля является проверка состояния складского хозяйства на предприятии. Аудитор выясняет число и размещение складских помещений, их емкость, специализацию, проверяет условия для хранения ценностей, обеспеченность пожарно-охранной сигнализацией, весоизмерительным оборудованием, тарой и т.д.

     После этого целесообразно провести тестирование по специальной анкете и определить, как следует проводить инвентаризацию материально-производственных запасов  – полную или частичную, а также  осуществить сплошную документальную проверку отдельных направлений движения ценностей или ограничиться выборочной. Выводы делаются на основе изучения системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета на предприятии по примерной анкете. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА оао «ЯКУТСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»

     2.1. Краткая характеристика предприятия.

     Акционерное общество «Якутский хлебокомбинат», является открытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом, действует на основании устава и  законодательства Российской Федерации.

Информация о работе Учет и аудит движения материально-производственных запасов