Учет и аудит движения материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 10:30, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы на основе изучения вопросов организации бухгалтерского учета и аудита движения материально-производственных запасов разработать предложения по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть экономическую сущность материально-производственных запасов:
2. Изучить действующую практику учета материально- производственных запасов на исследуемом предприятии, т.е. проанализировать, документальное оформление и учет движения материально-производственных запасов и готовой продукции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ.
1.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и аудита материально-производственных запасов……………………………..5
1.2. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов……………………………………………………13
1.3. Задачи и общий порядок аудиторской проверки материально-производственных запасов…………………………………………………….26
ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ (ОАО «ЯКУТСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ») У ВАС СОДЕРЖАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОДИНАКОВЫМ С ПУНКТАМИ ПО ТЕКСТУ
2.1. Краткая характеристика ОАО "Якутский хлебокомбинат"……31
2.2. Анализ основных показателей предприятия ……………………32
2.3. Организация бухгалтерского учета……….………………………38

ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

3.1. Документальное оформление и учет движения материально-производственных запасов……………………………………………………41
3.2. Планирование и проведение аудиторской проверки…………………………………………………………………………53
3.3 Оформление отчета аудитора и подготовка аудиторского заключения………………………………………………………………………72

ГЛАВА 4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ОАО «ЯКУТСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ».
4.1.Выявленные недостатки учета материально-производственных запасов……………………………………………………………….…………78
4.2.Рекомендации по их устранению………………………………….80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…86

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа EPJ.doc

— 457.50 Кб (Скачать документ)

     Так как фондоемкость обратный показатель фондоотдаче, то отсюда следует, что  этот показатель показывает долю стоимости  основных средств приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции. Фондоемкость это средняя сумма промышленно производственных основных фондов по первоначальной стоимости деленная на объем выпущенной продукции. Снижение фондоемкости означает экономию труда. Отсюда следует, что использование основных средств улучшается.

     Материалоемкость  характеризует величину материальных затрат приходящуюся на один рубль  произведенной продукции и в 2010 году по сравнению с 2009 годом происходит положительная динамика, что говорит  о том, что в 2010 году материальные затраты увеличились.

     Рентабельность  — доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности  производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Рентабельность продаж в динамике также увеличилась, рост значения этого показателя свидетельствует о повышении уровня эффективности работы предприятия.

     Таким образом, ОАО "Якутский хлебокомбинат" является финансово конкурентоспособной  организацией, успешно развивающейся, так как темпы интенсивности этого развития повышаются. 

     2.3. Организация бухгалтерского учета на предприятии

     Ответственность за организацию бухгалтерского учета  несет руководитель предприятия. В  его обязанности входит создание необходимых условий для правильного  ведения бухгалтерского учета, выполнения всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера относительно порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

     Бухгалтерский и налоговый учет в Обществе осуществляется бухгалтерской службой во главе с главным бухгалтером. В целом бухгалтерская служба включает в себя 13 специалистов.

     Главный бухгалтер или лицо, исполняющее  его функции, несет ответственность  за соблюдение общих методологических принципов бухгалтерского учета. Основные его функции состоят в обеспечении: контроля и отражении на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием хозяйственной операции, предоставление оперативной информации, составлении в установленные сроки бухгалтерской отчетности и осуществлении (с другими подразделениями и службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

     Бухгалтерия  состоит из кассира, начальника расчетного отдела, главного бухгалтера и находящихся  в подчинении заместителя главного бухгалтера - «заместитель по производству» и «заместитель по налогам»,  которые обеспечивают совместно с главным бухгалтером  правильную постановку бухгалтерского учета и финансовой деятельности, достоверность и оперативность учета отчетности, контроль за сохранностью имущества фирмы, рациональное использование финансовых, денежных и материальных средств. В случае отсутствия главного бухгалтера, они выполняют его обязанности. На предприятии существует распределение обязанностей. Обязанности и права определены в должностных инструкциях, а также при приеме на работу, в приказе.

     Кассир  осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств  и ценных бумаг, ведет на основе приходных  и расходных документов кассовую книгу и сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком.

     Бухгалтер по налогам осуществляет прием, выписку  счетов-фактур, формирование книг продаж и покупок, составление журнала  № 8, консультирование бухгалтеров  о порядке формирования счетов-фактур, книг продаж и покупок в соответствии с НК РФ, составляет налоговые декларации, ведет аналитический учет и распределяет налоги по уровням бюджета.

     Бухгалтер материального стола осуществляет количественный учет движения товарно-материальных ценностях на карточках складского учета, проверяет правильность оформления первичных документов в соответствии с унифицированными формами, проводит инструктаж с зав.складами и кладовщиками по составлению материальных отчетов, осуществляет контроль  за своевременным оприходованием грузов и ТМЦ, ведет количественный и суммарный учет в оборотно-сальдовой ведомости, производит выписку  ТМЦ ,расчет износа ТМЦ, расчет НДС по ТМЦ, формирует книгу покупок и продаж.

     Кроме комплексной конфигурации, работниками бухгалтерии отдельно ведется учет товаров, учет услуг по давальческой продукции. Что касается учета основных фондов, отдельно автоматизировано работником бухгалтерии. 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Глава 3 Аудит материально-производственных запасов в оао «якутский хлебокомбинат»

     3.1. Документальное оформление и учет движения

     материально - производственных запасов

     Первичные документы по поступлению производственных запасов являются основой организации  материального учета. Именно по первичным  документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и использованием производственных запасов.

     Поступающие в ОАО "Якутский хлебокомбинат" материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.

     Контроль  за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов в ОАО "Якутский хлебокомбинат" возлагается на бухгалтера материального стола и руководителя соответствующего подразделения. Первичные документы по движению материалов тщательно оформляются, обязательно содержат все подписи лиц, совершивших ту или иную операцию, и коды соответствующих объектов учета.

     Контроль  за выполнением плана материально - технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления материалов  возложен на отдел снабжения. С этой целью в ней ведутся ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, в которых отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и т. д. Контроль за организацией этого учета осуществляет бухгалтерия.

     В ОАО "Якутский хлебокомбинат" был  заключен договор поставки хлебопродуктов для основного производства, с  АО "Томские мельницы". Договор  поставки заключен 9 августа 2010 г. на период поставки хлебопродуктов с 20 августа  по 7 сентября 2010 г. (приложение 3)

     Поставщик одновременно с отгрузкой продукции  высылает покупателю расчетные и  другие сопроводительные документы  – платежное требование в 2-х экземплярах  – один непосредственно покупателю, другой - через банк, товарно-транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и т. д. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов поступают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию.

     В отделе снабжения производят проверку соответствия ассортимента, объема, срока поставки, цены, качества материалов договорным условиям. В результате этой проверки на документе делают пометку о полном или частичном акцепте.

     Также, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. Для этих целей ведут журнал учета поступающих грузов, где указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса на розыск груза. В примечании делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

     Проверенные платежные требования передают из службы снабжения в бухгалтерию, а квитанции  транспортных организаций – экспедитору  для получения и доставки материалов.

     Экспедитор  принимает на станции или непосредственно  у поставщика прибывшие материалы  по количеству мест и массе. Если возникают  сомнения в сохранности груза, экспедитор вправе потребовать от транспортной организации его проверку. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

     Принятые  грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляются однострочными или многострочными приходными ордерами. Однострочный приходный ордер составляют только на определенный вид материала, в многострочный записывают все принятые материалы независимо от количества. Приходный ордер подписывается заведующим складом и экспедитором.

     В ОАО "Якутский хлебокомбинат" доставка материально- производственных запасов производится автомобильным транспортом в зимний период, в летний период доставка производится смешанным путем - прямым смешанным железнодорожно - водным сообщением.

     Если  перевозку материалов осуществляют автомобильным транспортом, то в  качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в 4-х экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя, второй – для оприходования материалов получателем, третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку, четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя при отсутствии расхождений количества поступивших грузов с данными накладной и счета - фактуры. Если такое расхождение все же имеется, приемку материалов оформляют актом приемки материалов.

     Так, например, в ОАО "Якутский хлебокомбинат" поступила мука от ЗАО "Новосибирский Мелькомбинат №1" железнодорожным транспортом, затем через водный транспорт о чем свидетельствует накладная № АП 407383 (приложение 4), в количестве 1350 мешков, массой 67845 кг. В качестве приходного документа были приняты счет - фактура за №4618 от 25.05.2010 г. (приложение 5) и товарная накладная № 4618 от 25.05.2010 г. (приложение 6), но при приемке было обнаружено расхождение количества поступившего груза. Так как количество прибывших на склад материалов не соответствовала данным счета поставщика, приемку товара осуществила комиссия, оформляя акт о приемке материалов №61 от 05.07.2010 г. (приложение 7), который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В акте прописывается наименование грузополучателя, дата составления акта, состав комиссии, способ доставки,  объяснения недостачи, характеристика качества товара, состояние тары, упаковки маркировки приемки товара. В ходе приемки было обнаружена весовая недостача, произошедшая из-за высыпки муки в пути, следовательно при неоднократных перевалках груза из поврежденных мест. По акту №61 от 05.07.10 г. был сделан расчет естественной убыли (приложение 8) который составил 209 кг.

     Когда подотчетные лица в ОАО "Якутский хлебокомбинат" приобретают материалы за наличные деньги то, товарный счет и акт (справка), подтверждающие стоимость приобретенных материалов составляются подотчетным лицом с участием других должностных лиц предприятия. В этих документах излагается содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, количества, наименования и цены материалов. Подотчетное лицо отражает в акте также данные паспорта продавца товара. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.

     Производственные  запасы на склад ОАО "Якутский хлебокомбинат" приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы расходуются в единицах, отличных от тех, в которых они поступили, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

     Материалы отпускают со склада ОАО "Якутский хлебокомбинат" на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов, в основном ОАО "Якутский хлебокомбинат" материалы отпускает на основное производство.

     Для обеспечёния контроля за расходованием материалов и правильного документального его оформления ОАО "Якутский хлебокомбинат" осуществляют соответствующие организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции - и норм расхода материалов на единицу продукции.

     В ОАО "Якутский хлебокомбинат" имеется список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия. Отпускаемые материалы  точно взвешиваются, измеряются и подсчитываются.

     Отпуск  материально-производственных запасов  со склада организации в подразделения  ОАО "Якутский хлебокомбинат" оформляется  требованием-накладной (форма №  М-11)  лимитно-заборными картами (форма  № М-8) (приложение 9), и накладной (форма № М-15). Документальное оформление отпуска лимитно-заборными картами помогает осуществлять контроль над лимитами.

     Их  выписывает отдел снабжения в  двух экземплярах на один или несколько  видов материалов и, как правило, сроком на 1 месяц. Один экземпляр лимитно - заборной карты вручают цеху-получателю, другой — складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

Информация о работе Учет и аудит движения материально-производственных запасов