Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:45, реферат
Страхование — очень сложный и многогранный финансовый инструмент. Нечестными людьми оно может быть использовано для личного обогащения во вред клиентам и экономике в целом. Поэтому должна быть разработана законодательная база, а также четкая организация бухгалтерского учета и контроля за проведением страховых операций. К сожалению, основная масса страховщиков не имеет соответствующей профессиональной подготовки.
Введение……………………………………………………………………………1
Тема 1. Организация бухгалтерского учета в
страховых организациях…………………………………………….2
Тема 2. Учет денежных средств………………………………………………3
Тема 3. Учет расчетных операций ………………………………………….8
Тема 4. Учет основных средств и нематериальных активов…………..12
Тема 5. Учет материальных ценностей……………………………………18
Тема 6. Учет расходов на ведение дела……………………………………20
Тема 7. Учет труда и заработной платы…………………………….………23
Тема 8. Учет бланков строгой отчетности…………………………………27
Тема 9. Учет страховых операций……………………………………….… 28
Тема 10. Учет фондов и резервов……………………………………………35
Тема 11. Учет финансовых результатов……………………………………37
Тема 12. Бухгалтерская отчетность…….…………………………………. 39
Тема 13. Статистический учет по страхованию…………………………40
Тема 14. Статистическая отчетность по страхованию…………………41
8
Содержание
Введение…………………………………………………………
Тема 1. Организация бухгалтерского учета в
страховых организациях…………………………………………….
Тема 2. Учет денежных средств………………………………………………3
Тема 3. Учет расчетных операций ………………………………………….8
Тема 4. Учет основных средств и нематериальных активов…………..12
Тема 5. Учет материальных ценностей……………………………………18
Тема 6. Учет расходов на ведение дела……………………………………20
Тема 7. Учет труда и заработной платы…………………………….………23
Тема 8. Учет бланков строгой отчетности…………………………………27
Тема 9. Учет страховых операций……………………………………….… 28
Тема 10. Учет фондов и резервов……………………………………………35
Тема 11. Учет финансовых результатов……………………………………37
Тема 12. Бухгалтерская отчетность…….…………………………………. 39
Тема 13. Статистический учет по страхованию…………………………40
Тема 14. Статистическая отчетность по страхованию…………………41
Введение.
В период перехода экономики к рыночным отношениям страхование становится одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. Негосударственный сектор народного хозяйства предъявляет спрос на различные виды страховых услуг, так как частная собственность, в отличие от государственной, нуждается во всеобъемлющей страховой защите. В процессе становления отечественного страхового рынка возникает множество трудностей и проблем. Они связаны с социально-экономической ситуацией в стране, проблемами разгосударствления собственности, финансово-кредитной и структурной политикой, законодательным и организационным обеспечением переходного периода. Переход от закрытой социалистической общественной формы собственности к коллективной и частной требует адекватной страховой защиты.
Государственной программой развития страхового дела в Республике Беларусь предусмотрено формирование национальной системы страхования, способной обеспечить эффективную защиту рыночной экономики от предполагаемых рисков, являющейся фактором экономической стабильности, стимулом расширения предпринимательской деятельности, средством аккумуляции долгосрочных инвестиционных ресурсов.
Страхование — очень сложный и многогранный финансовый инструмент. Нечестными людьми оно может быть использовано для личного обогащения во вред клиентам и экономике в целом. Поэтому должна быть разработана законодательная база, а также четкая организация бухгалтерского учета и контроля за проведением страховых операций. К сожалению, основная масса страховщиков не имеет соответствующей профессиональной подготовки.
Цель предлагаемого учебного пособия — помочь учащимся дневного и, особенно, заочного отделения в изучении теоретических и практических основ организации бухгалтерского и статистического учета в страховых организациях, принципов составления отчетности, а также в приобретении ими навыков для будущей практической работы.
Учебное пособие содержит четырнадцать основополагающих тем, которые охватывают весь объем дисциплины «Учет и отчетность в страховых организациях» и раскрывают особенности организации бухгалтерского учета в страховании, формирования себестоимости страховых услуг и конечного финансового результата, страховых резервов и фондов, а также составления отчетности, учету страховых резервов, учету расчетных операций страховщиков.
Вместе с тем в данном учебном пособии не рассматриваются проблемы, присущие общехозяйственному бухгалтерскому учету, поскольку они достаточно полно раскрыты в методической литературе и уже известны учащимся.
Тема 1. Организация бухгалтерского учета в страховых организациях.
Вопрос 1. Документальное оформление страховых операций.
Под страховыми операциями следует понимать совокупность всех видов работ в деятельности страховой организации, которые непосредственно связаны с проведением страхования. К ним относятся: заключение договоров страхования, возврат страховых взносов, расчет и выплата страхового возмещения, страхового обеспечения и выкупных сумм, расчет размеров страховых тарифов и страховых взносов, ведение счетов страхователей, составление актов о страховом случае, расторжение договоров страхования в случаях, предусмотренных законодательством, организация сострахования и перестрахования крупных рисков, создание страховых резервов, фондов, оказание услуг страхователям, оценка имущества, принадлежащего страхованию и др.
Каждая страховая операция должна оформляться первичным документом. Основанием для записи данных в регистры бухгалтерского учета являются первичные документы, подтверждающие факт совершения страховой операции или сводные документы, составляемые на основе первичных. Первичные документы должны соответствовать, требованиям, предъявляемых к ним законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности".
Должностные лица, составившие и подписавшие документы, необходимые для бухгалтерского учета и контроля, несут ответственность за их несвоевременное, недоброкачественное оформление и составление, задержку передачи и отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за недостоверность содержание в документах данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции. Документы, используемые в страховых организациях, отличаются большим разнообразием, отражают в основном специфику отрасли. Однако по ряду хозяйственных операций (кассовых, банковских, учету основных средств, материалов и др.) возможно применение единых для народного хозяйства, унифицированных форм первичных документов. Все первичные документы, учетные регистры и отчетность должны составляться на русском или белорусском языках. По требованию иностранного инвестора они могут составляться и на иностранном языке, но должны иметь подстрочный перевод.
При получении документа в бухгалтерии должна быть проверена полнота его содержания, наличие обязательных реквизитов (формальная проверка). Кроме того, необходимо сделать арифметическую (счетную) проверку сумм и проверку по существу, т.е. выявить законность, целесообразность зафиксированной в документе хозяйственной операции, логическую увязку отдельных показателей.
После приемки документов информация из них переносится в учетные регистры, а на первичном документе делается отметка, исключающая возможность его повторного использования. Все первичные документы, на основании которых принимаются или выдаются деньги, подлежат обязательному гашению штампом "Получено" или "Оплачено" с указанием даты.
Все документы подлежат обязательному хранению. Для сдачи в архив они подбираются в хронологическом порядке, комплектуются, переплетаются и подшиваются в папки.
Изъятие первичных документов, учетных регистров, отчетных форм у страховых организаций может производиться органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судами на основании постановления этих органов в соответствии с действующим законодательством. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу страховой организации. С разрешения и в присутствии представителей органон, производящих изъятие, можно сделать опись этих документом, пронумеровать, прошнуровать, опечатать, заверить подписью и печатью, а также снять с них копии.
В случае пропажи или гибели документов приказом руководителя страховой организации назначается комиссия по расследованию причин пропажи или гибели, в которую (при необходимости) приглашаются представители следственных органов, охраны, пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем.
Основными документами, которые применяются для оформления страховых операций, являются:
1. Квитанция о приеме страховых взносов от населения (используется страховыми агентами и другими работниками страховой организации);
2. Заявление о заключении договора страхования заполняется страхователем и вручается страховщику в подтверждение согласия заключить договор страхования на предложенных условиях.
3. Страховые свидетельства, разработанные страховым надзором и предназначенные для оформления договоров страхования.
4. Приходные и расходные кассовые ордера.
5. Заявление на выплату страхового возмещения или страхового обеспечения составляется непосредственно страхователем после наступления страхового случая с указанием номера страхового свидетельства, обстоятельств повреждения имущества или получения травмы, документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и т.д. Для контроля за своевременностью выполнения страховых обязательств страховой организацией заявления должны быть зарегистрированы в специальном журнале.
6. Справки лечебных учреждений, Госавтоинспекции, органов внутренних дел, пожарной части, других компетентных органов, проводивших экспертизу после наступления страхового случая, в которых отражается заключение экспертов по поводу наступившего страхового случая.
7. Акт о страховом случае составляется комиссией, создаваемой страховой организацией в составе: представителя страховщика, виновного лица или его представителя, свидетелей, эксперта, страхователя или его представителя. Акт является основанием для выплаты страхового возмещения. Форма его отличается в зависимости от видов страхования. В необходимых случаях к нему прикладываются заключения экспертов, перечни поврежденного имущества и другие документы.
8. Заключение и распоряжение страховой организации о выплате страхового возмещения или страхового обеспечения страхователю составляются работниками страховщика на основании заявления страхователя, акта о страховом случае, справок компетентных органов, изучения обстоятельств и характера наступившего страхового случая непосредственно на месте, а также изучения других документов.
9. Списки страхователей, по заявлениям которых страховщик перечисляет страховое возмещение или страховое обеспечение для зачисления на их лицевые счета в сберегательном банке, составляются бухгалтерией страховок организации.
10. Извещение о выплате страховой организацией страхового возмещения страхователю за похищенное у него имущество направляется следственным органам для того, чтобы в случае
возврата страхователю похищенного имущества страховая организация смогла сделать перерасчет суммы возмещения.
11. Журнал учета заключенных договоров является источником информации, необходимой для расчета технических резервов. Он заполняется по видам страхования в разрезе договоров страхования за календарный год. Учет ведется раздельно по договорам прямого страхования и договорам, принятым в перестрахование.
12. Журнал учета убытков предназначен для накопления информации, необходимой для расчета технических резервов. Журнал ведется в разрезе договоров прямого страхования и договоров, принятых в перестрахование в валюте проведения страховой операции.
Вопрос 2. Учетные регистры: порядок записей и методы исправления ошибок в учетных регистрах. Формы учета, применяемые в страховых организациях.
Для упрощения и ускорения записей сумм хозяйственных операций существует определенная техника записей в специальные, разграфленные листы, которые обобщают учетную информацию и называются учетными регистрами.
С их помощью разработаны различные формы учета, из числа которых в страховой организации применяются журнально-ордерная и автоматизированная.
При журнально-ордерной форме учета заполняются журналы-ордера, которые ведутся ежедневно в течении месяца, а в конце месяца зарываются путем подсчета итогов, заносимых в обобщающий учетный регистр – Главную книгу.
В журналах-ордерах вся информация группируется по кредитово - дебетовому признаку, т.е. в одной части их показывается с кредита какого одного счета, в дебет каких счетов поступают суммы, а в другой - по дебету какого одного счета, с кредита каких счетов поступают суммы.
При заполнении этих регистров существует следующий порядок записей:
1. Из баланса записывается начальное сальдо.
2. Из соответствующих первичных документов записываются суммы хозяйственных операций так, чтобы на каждый день была отведена отдельная строка.
3. Подсчитываются обороты за месяц по всем счетам.
4. Сверяются полученные данные с данными первичных документов.
В Главной книге записи ведутся с начала года до его окончания. В ней отводится отдельная страница на год для каждого синтетического счета. Первая строка занимается под сальдо на начало отчетного года.
В страховых организациях применяют следующие журналы – ордера, имеющие строго целевое назначение согласно их наименованиям:
№ 1 «Касса»
№ 2 «Расчетный счет»
№ 3 «Расчеты с подотчетными лицами»
№ 4 «Расчеты по оплате труда»
№ 5 «Прочие операции»
№ 6 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Для исправления ошибочных записей применяются следующие способы:
корректуры – «зачеркните ошибку и напишите рядом верную сумму»,
дополнительной записи – «найдите разность между верной и ошибочной суммой и допишите полученную величину к ошибочной, тем самым увеличив ее»,
«красное сторно» - «найдите разность между верной и ошибочной суммой и допишите полученную величину красным цветом к ошибочной, тем самым уменьшая ее».
Тема 2. Учет денежных средств.
Вопрос 1. Учет денежных средств в кассе страховой организации.
Для приема, хранения и расходования наличных денег страховая организация имеет кассу. Учет кассовых операций регламентируется Правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки, выплаты страхового возмещения, страхового обеспечения, страховых сумм и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение 3 рабочих дней в период выдачи заработной платы работникам. Всю денежную наличность сверх установленного лимита остатка кассы, а также в случае не установленного лимита, страховые организации обязаны сдавать в обслуживающее учреждение банков на свой расчетный счет в порядке и сроки, согласованные с этим учреждением. Материальную ответственность за сохранность принятых в кассу ценностей несет кассир.
Информация о работе Учет и отчетность в страховых организациях