Учет и отчетность в страховых организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:45, реферат

Описание

Страхование — очень сложный и многогранный финансо­вый инструмент. Нечестными людьми оно может быть исполь­зовано для личного обогащения во вред клиентам и экономике в целом. Поэтому должна быть разработана законодательная ба­за, а также четкая организация бухгалтерского учета и контро­ля за проведением страховых операций. К сожалению, основ­ная масса страховщиков не имеет соответствующей профессио­нальной подготовки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………1
Тема 1. Организация бухгалтерского учета в
страховых организациях…………………………………………….2
Тема 2. Учет денежных средств………………………………………………3
Тема 3. Учет расчетных операций ………………………………………….8
Тема 4. Учет основных средств и нематериальных активов…………..12
Тема 5. Учет материальных ценностей……………………………………18
Тема 6. Учет расходов на ведение дела……………………………………20
Тема 7. Учет труда и заработной платы…………………………….………23
Тема 8. Учет бланков строгой отчетности…………………………………27
Тема 9. Учет страховых операций……………………………………….… 28
Тема 10. Учет фондов и резервов……………………………………………35
Тема 11. Учет финансовых результатов……………………………………37
Тема 12. Бухгалтерская отчетность…….…………………………………. 39
Тема 13. Статистический учет по страхованию…………………………40
Тема 14. Статистическая отчетность по страхованию…………………41

Работа состоит из  1 файл

Пособие УиОСО.doc

— 500.50 Кб (Скачать документ)


8

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………1

Тема 1. Организация бухгалтерского учета в

            страховых  организациях…………………………………………….2

Тема 2. Учет денежных средств………………………………………………3

Тема 3. Учет расчетных операций ………………………………………….8

Тема 4. Учет основных средств и нематериальных активов…………..12

Тема 5. Учет материальных ценностей……………………………………18

Тема 6. Учет расходов на ведение дела……………………………………20

Тема 7. Учет труда и заработной платы…………………………….………23

Тема 8. Учет бланков строгой отчетности…………………………………27

Тема 9. Учет страховых операций……………………………………….… 28

Тема 10. Учет фондов и резервов……………………………………………35

Тема 11. Учет финансовых результатов……………………………………37

Тема 12. Бухгалтерская отчетность…….…………………………………. 39

Тема 13. Статистический учет по страхованию…………………………40

Тема 14. Статистическая отчетность по страхованию…………………41

 

Введение.

В период перехода экономики к рыночным отношениям страхование становится одной из наиболее динамично развива­ющихся отраслей. Негосударственный сектор народного хозяй­ства предъявляет спрос на различные виды страховых услуг, так как частная собственность, в отличие от государственной, нуждается во всеобъемлющей страховой защите. В процессе становления отечественного страхового рынка возникает мно­жество трудностей и проблем. Они связаны с социально-эконо­мической ситуацией в стране, проблемами разгосударствления собственности, финансово-кредитной и структурной полити­кой, законодательным и организационным обеспечением пере­ходного периода. Переход от закрытой социалистической об­щественной формы собственности к коллективной и частной требует адекватной страховой защиты.

Государственной программой развития страхового дела в Республике Беларусь предусмотрено форми­рование национальной системы страхования, способной обеспе­чить эффективную защиту рыночной экономики от предполага­емых рисков, являющейся фактором экономической стабиль­ности, стимулом расширения предпринимательской деятель­ности, средством аккумуляции долгосрочных инвестиционных ресурсов.

Страхование — очень сложный и многогранный финансо­вый инструмент. Нечестными людьми оно может быть исполь­зовано для личного обогащения во вред клиентам и экономике в целом. Поэтому должна быть разработана законодательная ба­за, а также четкая организация бухгалтерского учета и контро­ля за проведением страховых операций. К сожалению, основ­ная масса страховщиков не имеет соответствующей профессио­нальной подготовки.

Цель предлагаемого учебного пособия — помочь учащимся дневного и, особенно, заочного отделения в изучении теоретических и практических основ организации бухгалтерского и статистического учета в страховых организациях, принципов составления отчетности, а также в приобретении ими навыков для будущей практичес­кой работы.

Учебное пособие содержит четырнадцать основополагающих тем, которые охватывают весь объем дисциплины «Учет и отчетность в страховых организациях» и раскрывают особенности организации бухгалтерского учета в страховании, формирования себестоимости страховых услуг и конечного финансового результата, страховых резервов и фондов, а также составления отчетности, учету страховых резервов, учету расчетных операций страховщиков.

Вместе с тем в данном учебном пособии не рассматриваются проблемы, присущие общехозяйственному бухгалтерскому уче­ту, поскольку они достаточно полно раскрыты в методической литературе и уже известны учащимся.

 

 

 

 

 

Тема 1. Организация бухгалтерского учета в страховых  организациях.

 

Вопрос 1. Документальное оформление страховых операций.

   Под страховыми операциями следует понимать совокупность всех видов работ в деятельности страховой организации, которые непосредственно связаны с проведением страхования. К ним относятся: заключение договоров страхования, возврат страховых взносов, расчет и выплата страхового возмещения, страхового обеспечения и выкупных сумм, расчет размеров страховых тарифов и страховых взносов, ведение счетов страхователей, составление актов о страховом случае, расторжение договоров страхования в случаях, предусмотренных законодательством, организация сострахования и перестрахования крупных рисков, создание страховых резервов, фондов, оказание услуг страхователям, оценка имущества, принадлежащего страхованию и др.

Каждая страховая операция должна оформляться первичным документом. Основанием для записи данных в регистры бухгалтерского учета являются первичные документы, подтверждающие факт совершения страховой операции или сводные документы, составляемые на основе первичных. Первичные документы должны соответствовать, требованиям, предъявляемых к ним законом Республики Беларусь "О бухгалтер­ском учете и отчетности".

       Должностные лица, составившие и подписавшие документы, необходимые для бухгалтерского учета и контроля, несут ответственность за их несвоевременное, недоброкачественное оформление и составление, задержку передачи и отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за недостоверность содержание в документах данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции. Документы, используемые в страховых организациях, отличаются большим разнообразием, отражают в основном специфику отрасли. Однако по ряду хозяйственных операций (кассовых,    банковских,  учету основных средств, материалов и др.) возможно применение единых для народного хозяйства, унифицированных форм первичных документов. Все первичные документы, учетные регистры и отчетность должны составляться на русском или белорусском языках. По требованию иностранного инвестора они могут составляться и на иностранном языке, но должны иметь подстрочный перевод.

При получении документа в бухгалтерии должна быть проверена полнота его содержания, наличие обязательных реквизитов (формальная проверка). Кроме того, необходимо сделать арифметическую (счетную) проверку сумм и проверку по су­ществу, т.е. выявить законность, целесообразность зафиксированной в документе хозяйственной операции, логическую увязку отдельных показателей.

После приемки документов информация из них переносится в учетные регистры, а на первичном документе делается отмет­ка, исключающая возможность его повторного использования. Все первичные документы, на основании которых принимают­ся или выдаются деньги, подлежат обязательному гашению штампом "Получено" или "Оплачено" с указанием даты.

Все документы подлежат обязательному хранению. Для сда­чи в архив они подбираются в хронологическом порядке, ком­плектуются, переплетаются и подшиваются в папки.

Изъятие первичных документов, учетных регистров, отчет­ных форм у страховых организаций может производиться орга­нами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судами на основании постановления этих органов в соответ­ствии с действующим законодательством. Изъятие оформляет­ся протоколом, копия которого вручается под расписку соответ­ствующему должностному лицу страховой организации. С раз­решения и в присутствии представителей органон, производя­щих изъятие, можно сделать опись этих документом, пронуме­ровать, прошнуровать, опечатать, заверить подписью и пе­чатью, а также снять с них копии.

В случае пропажи или гибели документов приказом руково­дителя страховой организации назначается комиссия по рас­следованию причин пропажи или гибели, в которую (при необ­ходимости) приглашаются представители следственных орга­нов, охраны, пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем.

Основными документами, которые применяются для оформления страховых операций, являются:

1.              Квитанция о приеме страховых взносов от населения (используется страховыми   агентами и другими работниками страховой организации);             

2.              Заявление о заключении договора страхования заполняется страхователем и вручается страховщику в подтверждение согласия заключить договор страхования на предложенных условиях.

3. Страховые свидетельства, разработанные страховым надзором и предназначенные для оформления договоров страхования.

4.    Приходные и расходные кассовые ордера.

5.          Заявление на выплату страхового возмещения или страхового обеспечения составляется непосредственно страхователем после наступления страхового случая с указанием номера страхового свидетельства, обстоятельств поврежде­ния имущества или получения травмы, документов, подтвер­ждающих факт наступления страхового случая и т.д. Для конт­роля за своевременностью выполнения страховых обязательств страховой организацией заявления должны быть зарегистрированы в специальном журнале.

6.          Справки лечебных учреждений, Госавтоинспекции, орга­нов внутренних дел, пожарной части, других компетентных ор­ганов, проводивших экспертизу после наступления страхового случая, в которых отражается заключение экспертов по поводу наступившего страхового случая.

7.          Акт о страховом случае составляется комисси­ей, создаваемой страховой организацией в составе: представи­теля страховщика, виновного лица или его представителя, сви­детелей, эксперта, страхователя или его представителя. Акт яв­ляется основанием для выплаты страхового возмещения. Фор­ма его отличается в зависимости от видов страхования. В необ­ходимых случаях к нему прикладываются заключения экспер­тов, перечни поврежденного имущества и другие документы.

8.          Заключение и распоряжение страховой организации о выплате страхового возмещения или страхового обеспечения страхователю составляются работниками страховщика на осно­вании заявления страхователя, акта о страховом случае, спра­вок компетентных органов, изучения обстоятельств и характе­ра наступившего страхового случая непосредственно на месте, а также изучения других документов.

9.          Списки страхователей, по заявлениям которых страхов­щик перечисляет страховое возмещение или страховое обеспе­чение для зачисления на их лицевые счета в сберегательном банке, составляются бухгалтерией страховок организации.

10.       Извещение о выплате страховой организацией страхово­го возмещения страхователю за похищенное у него имущество направляется следственным органам для того, чтобы в случае
возврата страхователю похищенного имущества страховая ор­ганизация смогла сделать перерасчет суммы возмещения.

11.       Журнал учета заключенных договоров является источ­ником информации, необходимой для расчета технических ре­зервов. Он заполняется по видам страхования в разрезе догово­ров страхования за календарный год. Учет ведется раздельно по договорам прямого страхования и договорам, принятым в пере­страхование.

12.       Журнал учета убытков предназначен для накопления информации, необходимой для расчета технических резервов. Журнал ведется в разрезе договоров прямого страхования и до­говоров, принятых в перестрахование в валюте проведения страховой операции.

 

Вопрос 2. Учетные регистры: порядок записей и методы исправления ошибок в учетных регистрах. Формы учета, применяемые в страховых организациях.

 

Для упрощения и ускорения записей сумм хозяйственных операций существует определенная техника записей в специальные, разграфленные листы, которые обобщают учетную информацию и называются учетными регистрами.

С их помощью разработаны различные формы учета, из числа которых в страховой организации применяются журнально-ордерная и автоматизированная.

При журнально-ордерной форме учета заполняются журналы-ордера, которые ведутся ежедневно в течении месяца, а в конце месяца зарываются путем подсчета итогов, заносимых в обобщающий учетный регистр – Главную книгу.

В журналах-ордерах вся информация группируется по кредитово - дебетовому признаку, т.е. в одной части их показывается с кредита какого одного счета, в дебет каких счетов поступают суммы, а в другой - по дебету какого одного счета, с кредита каких счетов поступают суммы.

При заполнении этих регистров существует следующий порядок записей:

1.        Из баланса записывается начальное сальдо.

2.        Из соответствующих первичных документов записываются суммы хозяйственных операций так, чтобы на каждый день была отведена отдельная строка.

3.        Подсчитываются обороты за месяц по всем счетам.

4.        Сверяются полученные данные с данными первичных документов.

В Главной книге записи ведутся с начала года до его окончания. В ней отводится отдельная страница на год для каждого синтетического счета. Первая строка занимается под сальдо на начало отчетного года.

В страховых организациях применяют следующие журналы – ордера, имеющие строго целевое назначение согласно их наименованиям:

        № 1 «Касса»

        № 2 «Расчетный счет»

        № 3 «Расчеты с подотчетными лицами»

        № 4 «Расчеты по оплате труда»

        № 5 «Прочие операции»

        № 6 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Для исправления ошибочных записей применяются следующие способы:

        корректуры – «зачеркните ошибку и напишите рядом верную сумму»,

        дополнительной записи – «найдите разность между верной и ошибочной суммой и допишите полученную величину к ошибочной, тем самым увеличив ее»,

        «красное сторно» - «найдите разность между верной и ошибочной суммой и допишите полученную величину красным цветом к ошибочной, тем самым уменьшая ее».

 

 

Тема 2. Учет денежных средств.

 

Вопрос 1. Учет денежных средств в кассе страховой организации.

 

Для приема, хранения и расходования наличных денег страховая организация имеет кассу. Учет кассовых операций регламентируется Правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки, выплаты страхового возмещения, страхового обеспечения, страховых сумм и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение 3 рабочих дней в период выдачи заработной платы работникам. Всю денежную наличность сверх установленного лимита остатка кассы, а также в случае не установленного лимита, страховые организации обязаны сдавать в обслуживающее учреждение банков на свой расчетный счет в порядке и сроки, согласованные с этим учреждением. Материальную ответственность за сохранность принятых в кассу ценностей несет кассир.

Информация о работе Учет и отчетность в страховых организациях