Учет и отчетность в страховых организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:45, реферат

Описание

Страхование — очень сложный и многогранный финансо­вый инструмент. Нечестными людьми оно может быть исполь­зовано для личного обогащения во вред клиентам и экономике в целом. Поэтому должна быть разработана законодательная ба­за, а также четкая организация бухгалтерского учета и контро­ля за проведением страховых операций. К сожалению, основ­ная масса страховщиков не имеет соответствующей профессио­нальной подготовки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………1
Тема 1. Организация бухгалтерского учета в
страховых организациях…………………………………………….2
Тема 2. Учет денежных средств………………………………………………3
Тема 3. Учет расчетных операций ………………………………………….8
Тема 4. Учет основных средств и нематериальных активов…………..12
Тема 5. Учет материальных ценностей……………………………………18
Тема 6. Учет расходов на ведение дела……………………………………20
Тема 7. Учет труда и заработной платы…………………………….………23
Тема 8. Учет бланков строгой отчетности…………………………………27
Тема 9. Учет страховых операций……………………………………….… 28
Тема 10. Учет фондов и резервов……………………………………………35
Тема 11. Учет финансовых результатов……………………………………37
Тема 12. Бухгалтерская отчетность…….…………………………………. 39
Тема 13. Статистический учет по страхованию…………………………40
Тема 14. Статистическая отчетность по страхованию…………………41

Работа состоит из  1 файл

Пособие УиОСО.doc

— 500.50 Кб (Скачать документ)

Филиалы Белгосстраха для осуществления ремонта основных средств должны направить в Белгосстрах обоснование его необходимости и ходатайство, а суммы средств, необходимых для проведения строительства, реконструкции и ремонта, включить в Бизнес-план.

Страховые организации могут проводить капитальный и текущий ремонт.

Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, их восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен или каркасов) на более долговечные, экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий или помещений. Затраты на его проведение относят на себестоимость услуг, т. е. в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы». При подрядном способе ремонта директором филиала Белгосстраха назначается приемочная комиссия по вводу объекта в эксплуатацию. Издается приказ, в котором указаны даты начала и окончания работы комиссии. Комиссия проверяет качество выполненных работ в соответствии с нормами и правилами, а затем составляет акт. В связи с тем, что все затраты при таком способе ремонта несет подрядчик, в учете это отражается Д26  К60.

Хозяйственным способом данный вид ремонта осуществляется крайне редко.

Текущий ремонт осуществляется для восстановления работоспособности конструктивных элементов и систем инженерного оборудования. Его лучше проводить один раз в 4-5 лет (для зданий) или по мере необходимости для других объектов основных средств. Перед проведением ремонта составляется дефектный акт, к которому прилагается сметная и техническая документация. Такой ремонт может осуществляться хозяйственным и подрядным способами. Затраты на его проведение относят также на себестоимость страховых услуг. При хозяйственном способе ремонта: Д26  К10, 70, 71, 68 и другие собственные затраты на ремонт. При подрядном способе:   Д26    К60.

Вопрос 5. Учет нематериальных активов.

Нематериальные активы – права и затраты, связанные с созданием интеллектуальной собственности и приобретением программного  продукта.

Н

Е

М

А

Т

Е

Р

И

А

Л

Ь

Н

Ы

Е

 

А

К

Т

И

В

Ы

Ноу-хау

Стоимость идеи, новой технологии или иного решения

Патенты/4

Исключительное право на техническое решение

Лицензия

       /4

Право заниматься определенным видом деятельности

Авторские

права /3

Исключительные права на издание или публичное использование произведений науки, искусства.

Програм-мное обес

печение/2

Прогамма  на носителях данных, автоматизированные системы обработки информации.

Гудвилл/7

Сумма превышения покупной стоимости приобретаемой фирмы над ее балансовой стоимостью.

Франшиза

     /5

Соглашение, при котором собственник продает другому лицу право использовать торговые знаки, названия товаров, ведения бизнеса в определенной географической зоне.

Организ. затраты            /7

Подготовка документов, реклама, оплата услуг консультантов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поступление:                                                       

        Д 04     «Нематериальные активы»      

                                                                  К75/1   Вклад учредителей 

                                                                  К76     Приобретение         

                                                                  К08      Создание,   приобретение,                                                                                               

                                           требующее    дополнительные финансовые  затраты.

 

Нематериальные активы, полученные в пользование, учитывают на забалансовом счете 012 ’’ Нематериальные активы, полученные в пользование.’’

Амортизация НМА начисляется ежемесячно по кредиту счета

05 ‘Амортизация НМА’ и дебету 26.

При невозможности определения нормативного срока службы НМА нормы амортизационных отчислений по нему устанавливаются по решению комиссии по проведению амортизационной политики на срок:

До 20 лет, но не более срока деятельности обособленного подразделения, на объекты промышленной собственности (изобретения, «ноу-хау» и др.);

До 10 лет – по другим объектам НМА.

Сроком полезного использования прикладных программ для ЭВМ и компьютерных баз данных, содержащихся на машинных носителях, приобретаемых и используемых для собственного потребления, не включаемых в состав НМА и учитываемых в составе расходов будущих периодов, считается 1 год со дня их приобретения.

При выбытии списывается остаточная стоимость НМА:  Д91  К04.              

 

 

Тема 5. Учет материальных ценностей.

 

Вопрос 1. Понятие, методы оценки материальных ценностей.

 

     Материалы – такие предметы труда, которые предназначены для удовлетворения хозяйственных нужд страховых организаций и функционирования средств труда. Материалы оцениваются по фактической себестоимости приобретения (заготовления). Ее размер складывается из стоимости материалов по цене приобретения (заготовления) и расходов по заготовке и доставке в страховую организацию.

    В хозяйственной деятельности страховых организаций ис­пользуются материальные ценности, которые в зависимости от их роли в процессе страхования подразделяются на следу­ющие группы: топливо, запасные части и прочие материалы. Топливо предназначается для потребления в процессе экс­плуатации транспортных средств, выработки электроэнергии и отопления зданий. Различают несколько видов: нефтепродук­ты (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин), твердое топли­во (уголь, торф, дрова) и газообразное топливо.

Запасные части служат для ремонта и замены износивших­ся частей машин, оборудования и транспортных средств, к ним также относятся автомобильные шины в запасе и в обороте.

Прочие материалы в страховых организациях занимают значительный удельный вес. Это печатная продукция, канце­лярские товары, бланки строгой отчетности, материальные ценности, полученные от выбытия (ликвидации, списания) ос­новных средств (металлолом, утильсырье, изношенные шины и др.).

Для повышения аналитической и контрольной функций учета страховые организации могут вводить более детализиро­ванную группировку материалов.

Материалы оцениваются в бухгалтерском учете по факти­ческой себестоимости их приобретения. Допускается в текущем учете при оценке материалов пользоваться фиксированными ценами, которые называются учетными. В качестве учетных цен могут использоваться договорные (контрактные) цены или средние покупные цены. Учет некоторых видов материальных ценностей (материалов, топлива, тары, запасных частей, авто­мобильных шин, бланков строгой отчетности и т.д.) регламен­тируется специальными нормативными документами. Основ­ными задачами учета материалов являются:

♦  обеспечение правильного документального оформления приемки и отпуска (списания на себестоимость страховых услуг) материалов;

♦  обеспечение контроля за сохранностью материалов в местах иx хранения;

♦  обеспечение контроля за правильностью хранения, проведения инвентаризации, выявление излишних и неиспользуемых материалов.

В страховых организациях, имеющих небольшую номенклатуру материальных ценностей, функции обеспечения их сохранности, рационального использования, приемки и отпуска, целесообразно возложить на работников, непосредственно связанных с использованием материалов. С этими работниками заключается договор об индивидуальной материальной ответственности.

Документальное оформление операций по движению материалов производится с использованием типовых форм первичной учетной документации: доверенностей, товарно-транспортных накладных, актов о приемке материалов, накладных на пуск материалов на сторону, карточек учета материалов, актов об приходовании материалов, полученных при разборке и монтаже основных средств и др.

Аналитический учет материалов в бухгалтерии страховой организации ведется одним из следующих способов.

Сортовой способ. Бухгалтерия открывает на каждый вид и сорт материалов карточки количественно-суммового учета, в которых на основании первичных документов регистрируются операции по движению материалов в натуральном (по количеству) и денежном (по сумме) выражениях. По окончании месяца на дату инвентаризации в карточках подсчитываются итоги по приходу и расходу за месяц и определяются остатки материалов на начало следующего месяца.

На основании этих данных составляется оборотная ведомость аналитического учета в разрезе материально ответственных лиц. Итоговые данные по всем оборотным ведомостям аналитического учета должны быть равны оборотам и остаткам по синтетическому счету 10 "Материалы".

Способ аналитического учета по номенклатурным номерам заключается в отказе от ведения карточек аналитического и основан на группировке первичных приходных и расходных документов по номенклатурным номерам с последующим оставлением оборотной ведомости. Для этих целей разрабатывается номенклатурный справочник материалов, который представляет собой систематизированный перечень материаль­ных ценностей, используемых в страховой организации. Каж­дому виду материала присваивается код, однозначно его иденти­фицирующий. Например, номенклатурный номер бумаги для компьютера (формат А4) первого сорта может иметь следую­щий вид: первые два знака образуют наименование материала (бумага — 21), вторые два знака — назначение бумаги (для ком­пьютера — 01), следующие три знака — характеристику бума­ги (формат А4, первый сорт — 001). Таким образом, полный код будет обозначен семизначной цифрой — 21 01 001.

При оперативно-бухгалтерском (сальдовом) способе ана­литический учет материалов в бухгалтерии ведется только в де­нежном выражении. На складе материально ответственное ли­цо ведет количественно-сортовой учет с использованием карто­чек учета материалов, которые заполняются согласно данным первичных документов по движению материалов, приложен­ных к отчету заведующим складом. Затем отчет с первичными документами сдается в бухгалтерию, где еженедельно бухгал­тер сверяет данные карточек с данными первичных документов и факт сверки подтверждает своей надписью.

На первое число каждого месяца и на день инвентаризации материально ответственное лицо на основании карточек опре­деляет остатки в натуральном выражении и эти данные перено­сит в сальдовую ведомость (без оборотов по приходу и расходу). Затем эти количественные данные таксируются, т.е. умножа­ются на учетную цену каждого вида материала и выводятся суммарные итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

Бухгалтер по окончании месяца составляет суммовые обо­ротные ведомости по каждому складу в разрезе классификаци­онных групп. Данные этих ведомостей сверяются ежемесячно со стоимостными показателями сальдовой ведомости и с итога­ми записей в регистрах синтетического учета.

 

Вопрос 2. Учет поступления, расхода и реализации материалов.

 

Материалы, принадлежащие страховой организации, учитываются на активном счете 10 «Материалы» с помощью следующих субсчетов:

3. Топливо;

5. Запасные части;

6. Прочие материалы;

7. Материалы, переданные в переработку на сторону;

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности.

По дебету этого счета отражаются приход материалов и их дооценка, а по кре­диту — расход материалов и уценка.

Материалы, принятые в страховую организацию на временное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

      Автошины учитываются страховой организацией, как запасные части, на счете 10/5. Если страховая организация имеет большой автопарк, то дополнительно открываются субсчета:

10/5-1 «Автомобильные шины в запасе»,

10/5-2 «Автомобильные шины в обороте».

При поступлении новых шин: Д10/5  К60. Когда шины выдаются со склада (для замены на автомобилях): Д26  К10/5.

Если шины износились, то их обычно сдают на шиноремонтные предприятия, где накладывают новый протектор. Для учета материалов, переданных в переработку, применяется субсчет 7, что отражается записью: Д10/7   К10/5.

При поступлении шин обратно в страховую организацию, стоимость самих шин отражается проводкой Д10/5  К10/7, а стоимость работ по восстановлению шин – Д10/5  К60.  Когда шины не подлежат восстановлению, их списывают в утиль.

Это происходит следующим образом:

1. окончательно отработанные шины сдаются на склад  Д10/6   К10/5, как непригодные к восстановлению;

2. эти шины сдаются в организацию вторсырья  Д91   К10/6.

     При расходе материалов для нужд страховой организации делается запись Д26 К10. При внутрихозяйственном поступлении материалов – Д10 К79 «Внутрихозяйственные расходы».

 

Тема 6. Учет расходов на ведение дела.

 

Вопрос 1. Понятие расходов на ведение дела. Группировка затрат по экономическим элементам. Группировка статей расходов на ведение дела. Задачи учета расходов на ведение дела.

 

Информация о работе Учет и отчетность в страховых организациях