Представители
налоговых органов имеют
право при проведении инвентаризации
воспользоваться профессиональной помощью:
- переводчиков;
- экспертов;
- иных
специалистов.
Привлечение
экспертов в ходе проведения инвентаризации
обязательно в случаях необходимости:
- оценки
выявленных инвентаризацией неучтенных
объектов;
- определения
суммы увеличения или снижения балансовой
стоимости объекта.
Все полученные
в ходе инвентаризации результаты заносятся
в инвентаризационные
описи. Они составляются не
менее чем в двух экземплярах.
- Наименования
инвентаризуемых ценностей и объектов,
их количество указывают в описях по номенклатуре
и в единицах измерения, принятых в учете.
Составленные
инвентаризационные описи подписывают
все члены инвентаризационной комиссии
и материально ответственные лица.
В конце
описи последние дают
расписку, подтверждающую проверку
комиссией имущества в их присутствии
и отсутствие у них каких-либо претензий
к членам комиссии.
- Акт инвентаризации
по окончании налоговой проверки подлежит
приложению к акту налоговой проверки.
- Акт инвентаризации
составляется не менее
чем в двух экземплярах.
Истребование
документов при проведении
налоговой проверки
Истребование
документов при проведении налоговой
проверки (ст. 93 НК РФ)
- Должностное
лицо налогового органа, проводящее налоговую
проверку, вправе истребовать у проверяемого
лица необходимые
для проверки документы посредством
вручения этому лицу (его представителю)
требования о представлении
документов.
- Истребуемые
документы представляются в виде заверенных
проверяемым лицом копий.
- Копии документов
организации заверяются подписью
ее руководителя и иного уполномоченного
лица и печатью этой организации.
Требование
нотариального удостоверения копий
документов, представляемых должностному
лицу налогового органа не
допускается.
В случае
необходимости налоговый орган
вправе ознакомиться с подлинниками
документов.
- Документы,
которые были истребованы в ходе налоговой
проверки, представляются
в течение 10 дней со дня вручения соответствующего
требования.
- В случае,
если проверяемое лицо не
имеет возможности представить
истребуемые документы в течение 10 дней,
оно письменно уведомляет проверяющих
о невозможности представления в указанные
сроки документов с указанием причин;
- Проверяемое
лицо сообщает также о
сроках, в течение которых проверяемое
лицо может представить истребуемые
документы.
В течение
2 дней со дня получения такого уведомления
руководитель налогового органа вправе
на основании этого уведомления продлить
сроки представления документов или
отказать в продлении сроков, о чем выносится
отдельное решение.
- Отказ
проверяемого лица от
представления запрашиваемых документов
или непредставление их в установленные
сроки признаются
налоговым правонарушением и влекут
ответственность, предусмотренную ст.
126 НК РФ.
Непредставление
налоговому органу сведений,
необходимых для
осуществления налогового
контроля
(ст. 126 НК РФ)
- Непредставление
налоговому органу сведений, необходимых
для осуществления налогового контроля,
ведет к взысканию штрафа в размере
50 руб. за каждый непредставленный
документ.
- Если
непредставление сведений выразилось
в отказе предоставить требуемые документы
или организация иным образом уклонилась
от представления документов, либо документы
были представлены с
заведомо недостоверными
сведениями, взыскивается штраф в размере
5 тыс. руб.
Истребование
документов при проведении налоговой
проверки (ст. 93 НК РФ)
- В
случае такого отказа или непредставления
указанных документов в
установленные сроки должностное лицо
налогового органа, производит выемку
необходимых документов.
- В
ходе проведения налоговой проверки налоговые
органы не вправе истребовать у проверяемого
лица документы, ранее
представленные в налоговые органы
при проведении камеральных или выездных
налоговых проверок данного проверяемого
лица.
- Указанное
ограничение не распространяется на случаи,
когда документы ранее представлялись
в налоговый орган в виде подлинников,
возвращенных впоследствии проверяемому
лицу, а также на случаи, когда документы,
представленные в налоговый орган, были
утрачены вследствие непреодолимой силы.
Вступает
в силу с 1 января 2010
года и применяется в отношении документов,
представляемых в налоговые органы после
1 января 2010 года.
Истребование
документов
- Налоговики
запросили у налогоплательщика документы.
- Как
выяснилось, запрошенные документы
были уничтожены пожаром, что подтверждалось
справкой УВД.
- Налоговики
настаивали на том, что налогоплательщик
не восстановил утраченные документы,
а значит он подлежит ответственности.
- Однако,
суд в Постановление
ФАС Волго-Вятского
округа от 30 июля 2007 года дело № А28-1129/2007-3/21 отметил, что
из смысла ст. 126 НК РФ ответственность
может быть применена только в том случае,
если запрашиваемые документы имелись
у налогоплательщика в
наличии и у него была реальная
возможность представить их в указанный
срок.
- Налоговики
истребовали копии значительного количества
учетных документов.
- Номера
и даты запрашиваемых документов в
требовании об их представлении указаны
не были.
- Налогоплательщик
спрашивал Минфин РФ о возможности не
исполнять такое требование, либо
продлить сроки его исполнения.
- В
письме Минфина России от 25.07.2007 № 03-02-07/2-106
указывается, что в требовании должны
быть указаны наименования, реквизиты,
иные индивидуализирующие признаки документов,
период, к которому они относятся.
Однако
Минфин РФ не дал прямого ответа
на вопрос.
- Ведомство
лишь указало, что отказ
проверяемого лица от представления
запрашиваемых при проведении налоговой
проверки документов или
непредставление их
в установленные сроки признаются налоговым
правонарушением и влекут ответственность,
предусмотренную ст. 126 НК РФ.
- Право
налоговиков, истребовать документы при
налоговой проверке, не отнять. Это прямо
предусмотрено ст. 93 НК РФ.
- Однако
на практике часто случается, что налоговики
истребуют слишком большое количество
документов.
- При
проведении повторной
налоговой проверки УФНС РФ по г. Москве
было истребовано 10 000 документов!!!
- Предоставить
такое количество копий налогоплательщик
не в состоянии.
- Налогоплательщик
спрашивал о возможности не представлять
копии, т.к. проверяющие могут
на месте ознакомиться
с подлинниками документов.
- Минфин
России в письме от 26.07.2007г. № 03-02-07/1-348 был
однозначен.
- Максимум,
на что может рассчитывать налогоплательщик,
- это продление срока представления
копий документов.
- А
в случае отказа в выдаче документов налогоплательщику
пригрозили ответственностью по ст. 126
НК РФ.
- Пример
весьма показателен, поскольку
показывает реалии налогового
контроля. Очевидно, что смотреть все
10 000 документов никто не будет, но их все
равно истребуют.
- Почему?
Наверное потому, что за
неисполнение плана
по сбору налогов можно лишиться должности,
а за злоупотребление
должностными полномочиями ничего не
будет, потому что цель оправдывает средства.
Истребование
документов (информации)
о налогоплательщике,
плательщике сборов
и налоговом агенте
или информации о
конкретных сделках
Истребование
документов (информации) или информации
о конкретных сделках (ст. 93.1 НК РФ)
- Должностное
лицо налогового органа, проводящее налоговую
проверку, вправе истребовать у
контрагента или у
иных лиц, располагающих документами
(информацией), касающимися деятельности
проверяемого налогоплательщика (плательщика
сбора, налогового агента), эти документы
(информацию).
- Истребование
документов (информации), касающихся деятельности
проверяемого налогоплательщика (плательщика
сбора, налогового агента), может
проводиться также при
рассмотрении материалов
налоговой проверки на основании решения
руководителя налогового органа при
назначении дополнительных мероприятий
налогового контроля.
- В случае,
если вне рамок проведения налоговых
проверок у налоговых органов возникает
обоснованная необходимость получения
информации относительно конкретной
сделки, должностное лицо налогового
органа вправе истребовать эту информацию
у участников этой сделки или у
иных лиц, располагающих информацией
об этой сделке.
- Налоговый
орган, направляет письменное поручение
об истребовании документов (информации),
касающихся деятельности проверяемого
налогоплательщика (плательщика сбора,
налогового агента), в
налоговый орган по
месту учета лица.
В поручении
указывается:
при
проведении какого
мероприятия налогового
контроля возникла необходимость в
представлении документов (информации);
при
истребовании информации относительно
конкретной сделки указываются также
сведения, позволяющие
идентифицировать эту
сделку.
- В течение
5 дней со дня получения поручения налоговый
орган у которого истребуются документы
(информация), направляет требование о
представлении документов (информации).
- К данному
требованию прилагается копия поручения
об истребовании документов (информации).
- Лицо, получившее
требование о представлении документов
(информации), исполняет
его в течение 5 дней со дня получения
или в тот же срок сообщает, что не
располагает истребуемыми документами
(информацией).
- Если истребуемые
документы (информация) не
могут быть представлены
в указанный срок, налоговый орган
по ходатайству лица, у которого истребованы
документы, вправе продлить срок
представления этих документов (информации).
Отказ
лица от представления запрашиваемых
при проведении налоговой проверки документов
или непредставление их в установленные
сроки признаются налоговым правонарушением
и влекут ответственность, предусмотренную
ст. 129.1 НК РФ.
Неправомерное
несообщение сведений налоговому органу
(ст. 129.1 НК РФ)
- Неправомерное
несообщение сведений налоговому органу,
ведет к взысканию штрафа в размере 1
тыс. руб.
- За повторные
деяния налагается штраф в размере 5
тыс. руб.
Практика
по налоговым спорам
- Налоговая
инспекция истребовала
документы у налогоплательщика и направила
требование.
- По странному
стечению обстоятельств требование
пришло на домашний
адрес сотрудницы налогоплательщика,
да еще и в субботу.
- Поскольку
сотрудница не была
ответственной за прием
корреспонденции налогоплательщика,
то она передала данное требование только
через 9 дней.
- На этом основании
налоговики привлекли организацию
к ответственности по ст. 126 НК РФ.
- Суд отметил,
что ввиду указанных обстоятельств следует
признать, что налогоплательщик был лишен
возможности исполнить требование инспекции
в течение пяти дней с момента его вручения
работнику, поскольку
не знал о получении последней указанного
документа.
- А значит,
привлечение к ответственности незаконно
(Постановление
ФАС Северо-Западного округа от
26 июля 2007 года дело № А44-152/2007).