Налоговое администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание

В современной России проблемы совершенствования налоговой системы приобрели особую актуальность. Относительное благополучие со сбором налоговых платежей (во многом связанное с ростом мировых цен на нефть) не должно порождать иллюзий относительно достигнутого уровня эффективности проводимой налоговой политики, равно как и введение Налогового кодекса РФ не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 03
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………...06
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ………………………………………………………...06
1.1. Общие принципы и порядок управления работой налоговых органов………...06
1.2. Организационные типы и функции налоговых органов………………………...08
1.3. Организационная структура управления налоговыми органами……………….10
1.4. Особенности организационной структуры налоговых органов………………...11
1.5. Международное сотрудничество в сфере совершенствования налогового администрирования…………………………………………………………………….12
2. ПРИНЦЫПЫ И ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ……………………………………………………………..14
2.1. Организация работы и ведение отчётности на уровне низовых налоговых органов…………………………………………………………………………………..14
2.2. Организация работы по выявлению лиц, уклоняющихся от подачи налоговых деклараций, и по взысканию недоимки…………………………………..20
2.3. Организация работы по взысканию недоимки…………………………………..28
2.4. Совершенствование работы налоговых органов в сфере управления расчётов по налогам…………………………………………………………………….31
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ НАЛОГОВ……………………………………………………….34
3.1. Основы правовой квалификации налоговых правонарушений………………...34
3.2. Использование иностранных фирм для целей оптимизации налоговых платежей…………………………………………………………………………………35
3.3. Противодействие налоговым правонарушениям в России. ……………………..36
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………...43
5. КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ……………………………………………………………49
5.1. Контроль в системе налогового администрирования…………………………...49
5.2. Регулирование в системе налогового администрирования………………….….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа состоит из  1 файл

налоговое администрирование.docx

— 120.17 Кб (Скачать документ)

Так, в 2000 году через сеть фиктивных компаний были растаможены грузы на сумму 4,9млрд. долларов. Было создано 13 фиктивных компаний, которые являлись грузополучателями дорогой мебели под видом клея, электроники – под видом аккумуляторов и запчастей, готового трикотажа – под видом пряжи.

Формальными контрактами  в этом случае являются документы  на вывозимые из страны товары, неформальными  контрактами – договорённость с  таможенными структурами о подписании соответствующих документов о соответствии товара предъявленному и возврат налога на добавленную стоимость.

Борьба с правонарушениями в таможенной сфере представляется наиболее простой, так как они  носят откровенно криминальный характер.

Анализ вышеперечисленных  форм уклонения от налогов, распространенных в российской практике, позволяет  сделать следующие выводы.

Уклонение от налогов с  использованием неформальных контрактов возможно при наличии определённых условий. Нестабильность экономической  и политической ситуации в государстве, неспособность государства выполнять  функции по социальной защите населения  в сфере медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, страхования  от профессиональных болезней и несчастных случаев является основной причиной возникновения различных схем уклонения  от налогов.

Ужесточение борьбы со схемами  не даёт ощутимых результатов и лишь побуждает их участников к изобретению  новых схем, а это приводит к  удорожанию содержания государственных  институтов и в конечном итоге  к ухудшению экономической ситуации в стране, так как государственные  средства расходуются не на создание материальных благ.

Только глобальные изменения  в сфере налоговых отношений, стабилизация на макроэкономическом уровне как в экономике, так и в сфере налогового и иного законодательства могут привезти к позитивным сдвигам.

4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО  АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ.

Современная система налогового администрирования в России переживает период своего становления. В этом процессе приходится преодолевать значительные трудности, связанные с рядом  проблем, которые можно условно  разбить на три группы:

1) необходимость налаживания  налогового администрирования, наличие  пробелов и недоработок в общих  принципах налогового права;

2) недостатки в формулировках  и режимах налоговых законов,  регулирующих применение конкретных  налогов. Среди них следует  выделить законы, регулирующих налоги  на доходы и имущество физических  лиц и НДС;

3) недостатки в работе  налоговых органов: в управлении  и организационной структуре  налоговых органов, в отношениях  между вышестоящими и нижестоящими  налоговыми органами, в отношениях  налоговых органов с органами  власти соответствующих административно-территориальных  образований, в организации использования  информационных возможностей других  органов государственной власти  и информации, находящейся в распоряжении  «третьих лиц», а так же в  практическом применении некоторых  действующих режимов, правил и  норм, формально закреплённых налоговым законодательством, но используемых либо с отклонениями, либо с недостаточной эффективностью. К последним относятся, например, применение налогового законодательства в отношении иностранных лиц (прежде всего из так называемого ближнего зарубежья), филиалов и иногородних подразделений российских компаний и предприятий, особо крупных собственников, получающих основные доходы не в форме заработной платы или официально выплачиваемых дивидендов на акции, и предприятий малого бизнеса.

Успешное осуществление  общенациональной программы совершенствования  налогового процесса предполагает проведение тщательной предварительной подготовки и планирования действий. Как представляется, такая программа должна охватывать практически все аспекты налогового администрирования – совершенствование  организационной структуры налоговых  органов, использования новых технологий налоговой работы, новые  подходы к оказанию услуг и предоставлению консультаций налогоплательщикам, информационно-технологическое обеспечение, повышение квалификации кадров, разработка более высоких профессиональных стандартов деятельности сотрудников налоговых органов, укрепление материально-технической базы.

В этих целях в целом  подготовлена и уже реализуется  Федеральная целевая программа  развития налоговых органов на 2002-2004 гг.

В соответствии с этим проектом начато внедрение единой унифицированной  технологии работы налоговых органов, построенной по функциональному  принципу (по видам налогов и категориям налогоплательщиков). Для отработки этой технологии избраны девять базовых регионов – Республика Башкорстан, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область и др. В 2003 году эта работа разворачивалась в серию целого ряда мероприятий по модернизации налоговых органов, которые охватили 31-о региональное управление (407 инспекций), на долю которых приходится около 80% всех налоговых поступлений Российской Федерации.

Одновременно начато внедрение  программного комплекса «Система электронной  обработки данных ИМНС местного уровня», что потребует обучения более 55-ти тысяч сотрудников. Поставлена задача, чтобы до конца 2003 года не менее 50% налогоплательщиков представляли свою отчётность в электронном  виде. При этом усиливается контрольная  работа налоговых органов – в  ней должно быть занято не менее 40% всего  персонала налоговых инспекций. Центр тяжести контрольной работы переносится на камеральные проверки, которые должны включать оценку достоверности  показателей налоговой отчётности на основе анализа внешних и внутренних источников информации (сейчас большая  часть информации, поступающей из внешних источников, обрабатывается вручную, что негативно отражается на её актуальности), с применением  методов, основанных на системе косвенных  индикаторов. Внедряется также система  автоматизированного отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

В 2002 году начата работа по реализации проекта «Модернизация налоговой  службы – 2».

Для обеспечения эффективной  работы местного и регионального  уровней налоговых органов необходимо расширить объём взаимодействия с соответствующими подразделениями  федерального казначейства, другими  государственными органами, министерствами и ведомствами в части обмена информацией в электронном виде. В первую очередь это касается приёма сведений о платежах от подразделений  федерального казначейства. Оперативный  обмен этой информацией позволит существенно сократить непроизводительный труд инспекторов по вводу данных, уменьшит сроки взыскания недоимки и повысит обоснованность наложения санкций на налогоплательщиков за просрочку платежей. Обмен информацией в электронном виде с другими органами государственной власти, министерствами и ведомствами, позволит оперативно получать и использовать в аналитической работе налоговых органов косвенные сведения о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, необходимы для контроля налогооблагаемой базы. В настоящее время эта информация поступает в основном на бумажных носителях, и у налоговых органов не хватает ресурсов для её перевода в электронную форму с целью дальнейшего использования в автоматизированном режиме. Важным элементом информационного взаимодействия является обмен информацией с налоговыми и таможенными органами государств ближнего зарубежья, особенно для уменьшения возможностей ухода от уплаты налога на добавленную стоимость путём нарушения законодательства о налогах и сборах при осуществлении экспортно-импортных операций.

Развитие налоговой системы, планируемые изменения в налоговом  администрировании невозможны без  дальнейшего совершенствования  информационных систем и инструментов анализа, повышения научно-технического потенциала, создания и управления информационными технологиями в  центральных и региональных налоговых  органах. В основе этой работы –  централизация обработки данных на региональном и федеральном уровнях  за счёт создания центров обработки  данных.

В плане совершенствования  налогового администрирования предполагается создание центров обработки данных (ЦОД), на которые ляжет основное бремя задач по вводу, обработки, хранению и использованию большого объёма информации налоговых органов  всех уровней. ЦОД регионального  уровня создаются как специализированные налоговые инспекции, в зону деятельности которых будут входить как  региональные управления МНС России, так и подчинённые им налоговые  инспекции. Создание ЦОДов и перенос в них наиболее трудоёмких функций, с учётом выполнения их автоматизированным способом, позволит высвободить персонал территориальных налоговых инспекций для непосредственной работы с налогоплательщиками, увеличить оперативность решения возникающих разногласий, обеспечить своевременное и более полное информирование налогоплательщика. Кроме функций централизованной обработки информации налогоплательщиков и контроля за уплатой налогов и сборов на ЦОД возлагаются функции обработки и накопления данных из внешних источников, создания электронного и бумажного архивов, формирования, печати и рассылки документов налогоплательщикам и организациям, подготовки аналитических материалов и статистических данных, ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Одним из важнейших направлений  в работе ЦОД является централизованный контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том  числе с учётом данных из внешних  источников, обеспечение работ по сбору и обработке всей потенциально доступной информации о ведении  хозяйственной деятельности налогоплательщика, влияющей на уплату налогов и сборов. ЦОД должен обеспечить создание банка  данных на основе информации, поступающей  не только от налогоплательщика, но из других источников, в том числе  государственных и негосударственных  структур. Такая централизация позволит осуществить комплексный анализ имеющейся информации о налогоплательщике, решать задачи контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми категориями налогоплательщиков, обеспечить с максимальной эффективностью планирования выездных налоговых проверок, минимизировать возможности уклонения от налогообложения.

В рамках информационной системы  совокупность территориальных центров  обработки данных объединяется в  единую иерархическую систему, на верхнем  уровне которой будет находиться федеральный центр обработки  данных. Федеральный центр обработки  данных признан обеспечить интеграцию информационных ресурсов налоговых органов с целью их аналитической и статистической обработки. Это позволит увеличить оперативность и достоверность получения информации о функционировании налоговых органов, финансово-экономическом состоянии налогоплательщиков, повысить эффективность управления со стороны федерального центра.

В программе определены основные направления развития налоговых  органов, которые позволят обеспечить достижение поставленных целей и  реализацию на новом, качественном уровне функций, возложенных на министерство РФ по налогам и сборам.

Реализация программы  предполагает выполнение следующих  основных задач:

совершенствование механизмов обеспечения поступления налогов  и сборов в бюджеты всех уровней  и в государственные внебюджетные фонды, а также учёта и контроля за правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты;

внедрение прогрессивных  форм организации и администрирования  налоговых органов, в том числе  новых процессов и процедур, современных  систем и оперативных средств  управления;

совершенствования законодательства о налогах и сборах упорядочение нормативно-правовой основы деятельности налоговых органов в целях  создания достаточных условий для  выполнения возлагаемых на них функций;

повышение правовой грамотности, информированности налогоплательщиков и, как следствие, уровня добровольного  соблюдения законодательства о налогах  и сборах;

развитие общенациональной системы учёта налогоплательщиков, обеспечивающей всеобъемлющий охват  и оперативный контроль процессов  деятельности субъектов налогообложения;

создание, внедрение и  организация эффективного использования  единой информационной, программно-технической  и телекоммуникационной системы  налоговых органов с учётом обеспечения  безопасности информации;

повышение профессионального  уровня сотрудников налоговых органов, соблюдение ими профессиональной этики, справедливого, беспристрастного отношения  к налогоплательщику;

развитие ресурсного обеспечения  и гарантий государственных служащих налоговых органов, обеспечивающих выполнение ими должностных обязанностей.

Информация о работе Налоговое администрирование