Налоговое администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание

В современной России проблемы совершенствования налоговой системы приобрели особую актуальность. Относительное благополучие со сбором налоговых платежей (во многом связанное с ростом мировых цен на нефть) не должно порождать иллюзий относительно достигнутого уровня эффективности проводимой налоговой политики, равно как и введение Налогового кодекса РФ не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 03
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………...06
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ………………………………………………………...06
1.1. Общие принципы и порядок управления работой налоговых органов………...06
1.2. Организационные типы и функции налоговых органов………………………...08
1.3. Организационная структура управления налоговыми органами……………….10
1.4. Особенности организационной структуры налоговых органов………………...11
1.5. Международное сотрудничество в сфере совершенствования налогового администрирования…………………………………………………………………….12
2. ПРИНЦЫПЫ И ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ……………………………………………………………..14
2.1. Организация работы и ведение отчётности на уровне низовых налоговых органов…………………………………………………………………………………..14
2.2. Организация работы по выявлению лиц, уклоняющихся от подачи налоговых деклараций, и по взысканию недоимки…………………………………..20
2.3. Организация работы по взысканию недоимки…………………………………..28
2.4. Совершенствование работы налоговых органов в сфере управления расчётов по налогам…………………………………………………………………….31
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ НАЛОГОВ……………………………………………………….34
3.1. Основы правовой квалификации налоговых правонарушений………………...34
3.2. Использование иностранных фирм для целей оптимизации налоговых платежей…………………………………………………………………………………35
3.3. Противодействие налоговым правонарушениям в России. ……………………..36
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………...43
5. КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ……………………………………………………………49
5.1. Контроль в системе налогового администрирования…………………………...49
5.2. Регулирование в системе налогового администрирования………………….….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа состоит из  1 файл

налоговое администрирование.docx

— 120.17 Кб (Скачать документ)

Временные разницы – это  разницы между балансовой стоимостью актива или обязательства и их налоговой базой.

Их можно подразделить на две группы:

а) отсроченные налоговые  обязательства, возникающие вследствие предоставляемых налоговых каникул  органами государственной власти;

б) отсроченные налоговые  обязательства, возникающие вследствие распределения  налогов между отчётными периодами.

Первая группа налоговых  стимулов состоит из отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного  налогового кредита.

Рассмотренные элементы налогового стимулирования непосредственно оказывают  стимулирующее действие на деятельность хозяйственного субъекта, поэтому их можно рассматривать как элементы прямого налогового стимулирования.

Однако перечень элементов, оказывающих стимулирующее действие на деятельность субъекта хозяйствования, этим не исчерпывается. С помощью  государства происходит межотраслевой  перелив капитала в размерах, немыслимых при свободных рыночных отношениях. Реалии современной экономики приводят к необходимости поддержки государством целого ряда отраслей и производств. Это осуществляется по экономическим  и социальным причинам, а также  в целях национальной безопасности.

Одним из наиболее действенных  государственных стимулирующих  инструментов является финансовая помощь, получаемая хозрасчётными предприятиями  из средств государственного бюджета  в денежной или материальной формах. Этот вид стимулирования может иметь форму:

а) государственных субсидий;

б) государственных субвенций;

в) государственных дотаций.

Получение субсидий, дотаций  или субвенций стимулирует организацию  к производству определённых видов  продукции, выполнению определённых работ  или оказанию определённых услуг, но при этом возникает необходимость  уплачивать в бюджет все налоги и  сборы, установленные законодательством.

Эффект данного вида стимулирования, помимо заинтересованности организации  в получении бюджетных средств, кроется в том, что в величину этих средств заложены подлежащие уплате налоги и сборы. Здесь можно говорить об элементах косвенного налогового стимулирования.

Рассмотренные выше виды налогового стимулирования различны по своей экономической  природе и могут быть представлены в форме:

а) уменьшения обязательств перед государством: здесь средства, освободившиеся благодаря налоговым  льготам, при выполнении определённых законодательством условий являются собственными средствами хозяйствующего субъекта;

б) изменения сроков уплаты обязательств перед государством: здесь  средства, появившиеся благодаря  отсрочке налоговых платежей, являются заёмными средствами хозяйствующего субъекта. И те и другие средства появляются у хозяйствующего субъекта в результате изменения обязательств, поэтому в момент их возникновения не проводятся операции по передаче товарно-материальных или денежных ценностей;

в) государственной помощи, которая предоставляется хозяйствующему субъекту на определённые цели и носит  безвозвратный характер, т.е. полученные материальные или денежные средства становятся собственностью хозяйствующего субъекта.

Важнейшим элементом налогового стимулирования в российской практике последнего десятилетия является реструктуризация задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам. В целях создания условий для финансового оздоровления организаций Правительством РФ в соответствии со ст. 115 Федерального закона              «О федеральном бюджете на 1999 год» был разработан вариант погашения задолженности – реструктуризация накопленной задолженности, который, по сути, означал предоставление отсрочки её погашения на достаточно длительный срок с уплатой процентов на сумму задолженности, скорректированную с учётом рассрочки, и соблюдением прочих обязательных условий.

Процедура реструктуризации была рассчитана на массовое применение на 10-летний период. Порядок проведения реструктуризации задолженности для  организаций любой организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности может предусматривать:

- погашение кредиторской  задолженности перед федеральным  бюджетом по налогам и сборам  в течение шести лет, а по  пеням и штрафам – в течение  четырёх лет после погашения  задолженности по налогам и  сборам;

-  реструктуризацию кредиторской задолженности по пеням и штрафам без реструктуризации задолженности по основному долгу;

- списание половины долга  по пеням и штрафам при погашении  половины реструктурируемой задолженности в течение двух лет и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения;

- полное списание задолженности  по пеням и штрафам при погашении  реструктурируемой задолженности в течение четырёх лет и полном своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет также в течение четырёх лет.

Поскольку экономический  эффект от реструктуризации бесспорен, то основанием для отмены права на реструктуризацию является уплата текущих  платежей по налогам и сборам не в полном объёме или несвоевременно за истёкший квартал, или с нарушением графика.

Логическим продолжением реструктуризации можно считать  создание благоприятного налогового режима с начала 2004 года для хозяйствующих  субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере производства сельскохозяйственной продукции.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Задача формирования действующей  системы налогообложения является общей для всех развитых стран. Россия в этом смысле не исключение. При  этом в российской налоговой практике проблемы, связанные с заимствуемыми  западными моделями, видами и режимами налогообложения, усугубляются трудностями  и недостатками, сохранившимися от прежней системы командно-административного  регулирования экономики.

Основными проблемами, требующими незамедлительного решения, признаются следующие:

а) неоправданная усложненность  систем налогообложения;

б) недостаточный уровень  налогового администрирования;

в) завышенные ставки подоходных налогов;

г)  широкие масштабы уклонения от налогов.

Первая проблема сопряжена  с угрожающим ростом объёмом налогового законодательства (например, за предшествующие реформы 20-25 лет объёмы налогового законодательства в США и Голландии выросли  в два раза, в Канаде – утроились), множественностью и усложнённостью налоговых режимов и налоговой  отчётности, труднодоступностью для  понимания текстов налоговых  законов. Для её решения: упрощается налоговое законодательство (например, в Австралии за три года полностью  переписали все налоговые законы, сократив их объём вдвое); уменьшается  число налоговых режимов и  применяемых налоговых ставок, а  также количество и объёмы налоговых  льгот.

Вместе с тем применяются  меры по оптимизации системы подоходного  налогообложения за счёт установления необлагаемого минимума (на уровне, обеспечивающем покрытие всех основных потребностей налогоплательщика) и  ограничение наивысших (маржинальных) ставок подоходного налога 50-55% (против ранее применяемых 70-80%).

Важно также отметить, что  в ведущих западных странах налоговый  процесс настолько усложнён, что  использование предусмотренных  законом путей урегулирования споров часто оказывается чрезмерно  дорогим.

Некоторые страны идут по пути укрепления и совершенствования  налогового контроля, другие – делают упор на развитие режимов «дружеского  диалога» и оказания всесторонней помощи налогоплательщикам. Многие страны применяют  курс на более радикальные преобразования, в числе которых гармонизация налогового законодательства (в ЕЭС, в странах скандинавского региона  и т.д.), борьба со злоупотреблениями  с использованием оффшорных центров (создание международных организаций  по борьбе с движением «грязных»  денег, принятие согласованных поправок во внутреннее законодательство, прямое давление на властей этих стран в сторону отмены действующих в них льготных налоговых режимов), перенесение акцента на усиление косвенного налогообложении (введение НДС в странах Европы).

Все эти проблемы актуальны  и для России. Усложнённость налогового законодательства растёт, налогообложение  доходов от трудовой деятельности увеличилось  до неопределённо высоких размеров (работники по своей официальной  заработной плате облагаются только прямыми налоговыми платежами почти  в 50%, а к ним следует приплюсовать НДС (20%), акцизы и таможенные пошлины). По масштабам уклонения от налогов  Россия стала признанным чемпионом: по разным оценкам, от 32 до 40% всех извлекаемых  в экономике доходов и прибылей избегают налогообложения. В основном это финансовый и торговый секторы, экспортные операции, фактическими налоговыми льготами пользуются коррупционеры (ежегодный  объём взяток в стране, по последним  оценкам, превышает 30 миллиардов долларов США) и преступники (по крайней мере, не меньший объём доходов).

Кроме того, как свидетельствует  практика последних лет, попытки  устранения основных недостатков действующей  налоговой системы путём внесения хотя и правильных, но лишь отдельных, «точечных» изменений в налоговое  законодательство бесперспективны. Налоговая  реформа должна предусматривать, с  одной стороны, снижение налоговой  нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию инвестиций), с другой стороны, - большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования  и сужение возможностей для уклонения  от налогообложения.

С учётом сказанного мероприятия  в области реформирования налоговой  системы должны включать:

а) установление жёсткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и резкое усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, укрываемых от налогообложения;

б) усиление пропаганды идей о серьёзности, безнравственности  и высокой общественной опасности  налоговых преступлений.

Таким образом, критический  анализ проводимой в России налоговой  политики показывает, что она нуждается  в серьёзных коррективах с  точки зрения принципов налоговой  справедливости и равномерности  распределения налогового бремени; необходима её переориентация в сторону  содействия структурной перестройки  экономики, инвестициям в новые, высокотехнологичные отрасли, радикальному изменению характера российского  экспорта.

Кроме того, следует устранить  неоправданные пробелы в законодательстве, которые позволяют целым слоям  и категориям населения успешно  избегать всякого налогообложения.

Необходим, по-видимому, и  пересмотр общей структуры налоговой  системы России – в сторону  выбора тех видов налогов и  применяемых налоговых режимов, которые в наибольшей степени  соответствуют новым целям налоговой  политики, сокращают общие непроизводительные издержки государства и налогоплательщиков в связи со сбором налогов, используют все выгоды и преимущества новых  информационных технологий, требуют  менее сложных и менее дорогостоящих  средств налогового контроля. С этой целью можно предложить формирование единой унифицированной системы подоходных и поимущественных налогов – с переходом к согласованию личных подоходных налогов граждан с обложением общей суммы их имущества и доходов, извлекаемых с использованием различных форм юридических лиц.

По этому направлению  рекомендуется переход к сведению всей учётно-информационной работы по налогам в крупные (не более 5-7 на всю страну) и мощные центры автоматической обработки данных, а также введение системы единого личного счёта  налогоплательщика в налоговой  службе, через который бы велись все его расчёты по всем видам  налогов и в перспективе - вообще все его расчёты с бюджетом (включая получение пенсий, пособий и т.д.).

Налоговая политика России формировалась в сложных условиях. Спад производства обострил проблему мобилизации доходов в государственный  бюджет, потому до настоящего времени  налоговая политика носила преимущественно  фискальный характер, который выразился  в чрезмерном изъятии доходов  у налогоплательщиков и в  применение подавляющих производство методов исчисления и взыскания налогов.

Поэтому сейчас необходима переориентация системы налогообложения  на приоритет интересов развития экономики, дополненная мерами по организационно- методическому совершенствованию  деятельности самих налоговых органов, что повысит эффективность налогового регулирования, создаст необходимые  предпосылки для роста накоплений и притока инвестиций в производственный сектор.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

01. И.М. АЛЕКСАНДРОВ,

«НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ», МОСКВА, 2005.

02. Б.Х. АЛИЕВ, «НАЛОГИ  И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ», МОСКВА, 2005.

03. А.В. АРОНОВ, В.А. КАШИН,

«НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ», МОСКВА, 2004.

04. В.С. КАРАГОД, В.В.  ХУДОЛЕЕВ,

«НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ», МОСКВА, 2004.

05. А.А. ТЕДЕЕВ, В.А.ПАРЫГИНА,

«НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ», МОСКВА, 2004.

Информация о работе Налоговое администрирование