Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа
В современной России проблемы совершенствования налоговой системы приобрели особую актуальность. Относительное благополучие со сбором налоговых платежей (во многом связанное с ростом мировых цен на нефть) не должно порождать иллюзий относительно достигнутого уровня эффективности проводимой налоговой политики, равно как и введение Налогового кодекса РФ не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы.
ВВЕДЕНИЕ. 03
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………...06
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ………………………………………………………...06
1.1. Общие принципы и порядок управления работой налоговых органов………...06
1.2. Организационные типы и функции налоговых органов………………………...08
1.3. Организационная структура управления налоговыми органами……………….10
1.4. Особенности организационной структуры налоговых органов………………...11
1.5. Международное сотрудничество в сфере совершенствования налогового администрирования…………………………………………………………………….12
2. ПРИНЦЫПЫ И ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ……………………………………………………………..14
2.1. Организация работы и ведение отчётности на уровне низовых налоговых органов…………………………………………………………………………………..14
2.2. Организация работы по выявлению лиц, уклоняющихся от подачи налоговых деклараций, и по взысканию недоимки…………………………………..20
2.3. Организация работы по взысканию недоимки…………………………………..28
2.4. Совершенствование работы налоговых органов в сфере управления расчётов по налогам…………………………………………………………………….31
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ НАЛОГОВ……………………………………………………….34
3.1. Основы правовой квалификации налоговых правонарушений………………...34
3.2. Использование иностранных фирм для целей оптимизации налоговых платежей…………………………………………………………………………………35
3.3. Противодействие налоговым правонарушениям в России. ……………………..36
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………...43
5. КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ……………………………………………………………49
5.1. Контроль в системе налогового администрирования…………………………...49
5.2. Регулирование в системе налогового администрирования………………….….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………
Способы борьбы с уклонением от налогов через механизм страхования менялись по мере изменения законодательства. Но практически всегда они сводились к ограничению налоговых льгот, ужесточению контроля и штрафных санкций.
Однако существует и другой, либеральный подход, связанный с расширением льгот по отнесению страховых платежей на себестоимость, что ведёт к переориентации страховых компаний на реальное страхование. Смысл подобных мер заключается в том, что страховые компании получают достаточное поле для деятельности и без применения зарплатных схем.
С 2002 года предприятия могут выводить из-под налога на прибыль расходы, связанные со страхованием имущества и ответственности. Таким образом, налогоплательщики смогут вычесть из налогооблагаемой базы в полном объёме все расходы на обязательное страхование и практически все расходы на добровольное страхование (затраты, связанные со страхованием транспорта включая трубопроводный, грузов, объектов незавершённого строительства, расходы на страхование ответственности за причинение вреда и т.п.); 3%-й норматив будет сохранён только при страховании работодателями своих работников.
К либеральным мерам можно
отнести планируемое
Условием либерализации в отношении страхового бизнеса является отказ страховых компаний от зарплатных схем. Именно этот подход многие специалисты и аналитики считают наиболее перспективным с точки зрения развития рынка реально страхования и отказа страховых компаний и их партнёров от зарплатных схем в пользу реального страхования.
Анализ развития российского страхового рынка показывает, что предприятия, изначально использующие страхование только для зарплатных схем, часто становились клиентами страховых компаний по таким классическим видам страхования, как имущество, грузы, страхование от несчастного случая. Расширение возможностей страховых компаний в области реального страхования сделает экономически нецелесообразными дорогостоящие зарплатные схемы. Таким образом, при выборе стратегии государственных органов отношении зарплатных схем предпочтение отдаётся либеральной стратегии, суть которой сводится к расширению реального страхования за счёт освобождения от налогов страховых платежей и выплат.
Идеология уклонения от налогов
связана не только с их величиной.
Более серьёзной причиной является
недоверие государству как
Схема финансового рынка.
Одной из разновидностей банковских
схем является осуществление налоговых
платежей в проблемные банки. По формальному
контракту предприятие
Банковские технологии довольно часто используются и как элемент в страховых схемах. Во-первых, это выдача кредитов страховой компании для выполнения оборотных средств с последующей выдачей займа работнику страхователя для уплаты премии по различным договорам страхования жизни, используемым для зарплатных схем. Во-вторых, это различные схемы проведения по банковским документам платежей, реально в банк не поступившим. Такие услуги предоставляются страховым компаниям в случае, когда в соответствии с лицензией необходимо показать единовременную уплату страховых взносов по договору страхования, а страхователь может осуществлять платёж по договору только в рассрочку. На фиктивно показанные деньги страховая компания якобы приобретает векселя банка, которые в соответствующий период гасятся. Выпуск векселей банка, не являющихся ценной эмиссионной бумагой, можно осуществлять практически бесконтрольно, лишь соблюдая определённые несложные правила.
Банковская схема с
использованием «виртуальных» платежей
выгодна всем участникам: банк получает
определённый процент от показанных,
но реально не существующих денег, страхователь
не отвлекает средства на единовременный
платёж по договору страхования и
заключает договор, позволяющий
экономить средства по уплате единого
социального налога, страховая компания
заключает практически
Описанная схема интересна тем, что состоит только из неформального контракта, который может быть заключён с любым клиентом банка.
Как и схемы страхового бизнеса, идеология банковских схем ориентирована на получение максимума доходов сегодня, уклоняясь от уплаты налогов и не ориентируясь на социальную защиту со стороны государства.
Для исключения налоговых нарушений, связанных с использованием банковских технологий, необходимо ужесточить контроль за банками, а также ввести институт уполномоченных банков по проведению налоговых платежей.
Схема фондового рынка.
Схемы уклонения от налогов, связанные с фондовым рынком, основаны на понятии рыночной цены ценной бумаги, которая не имеет официальной котировки. А также на предоставление льгот по налогообложению операций по ценным бумагам для физических лиц.
В подобных схемах задействованы профессиональные участники рынка ценных бумаг: регистратор или депозитарий и брокер. В течение нескольких лет схема успешно используется для легализации доходов и при подаче деклараций о доходах физических лиц в налоговые органы.
Достаточно разнообразны в использовании векселя и различные суррогаты ценных бумаг.
Стоимость схемы составляет 4-5% от декларируемой суммы. Для подготовки всех необходимых документов должно пройти определённое время (не менее 1 месяца) между псевдо покупкой и псевдо продажей ценной бумаги. Схема тем безукоризненнее, чем больше срок между псевдо покупкой и псевдо продажей ценной бумаги.
В описанной схеме разделение на формальные и неформальные контракты достаточно условно. Формальными контрактами являются договоры между клиентом и профессиональными участниками рынка ценных бумаг на покупку-продажу ценных бумаг. Неформальным контрактом является договорённость сторон о том, что сделки по ценным бумагам будут показаны только по документам.
Сложность борьбы с описанной схемой уклонения от налогов затруднена тем, что практически невозможно отличить псевдо сделку по ценным бумагам от реальной сделки – по документам они выглядят совершенно одинаково. К тому же структуры фондового рынка являются одними из самых профессиональных и технически оснащённых в силу специфики своей деятельности. Проверяющие налоговые органы заметно уступают им в этом и, возможно, поэтому до сих пор не было прецедентов выявления псевдо сделок.
Схемы фондового рынка имеют общий фундамент со страховыми схемами. В данном случае фиктивность часто «прячется» в неадекватность оценки не котируемых ценных бумаг. Проверка их истинной стоимости требует высокого профессионализма и значительных затрат ввиду массовости операций, подлежащих проверки.
В качестве мер борьбы со схемами фондового рынка можно предложить следующие:
увеличение уставного капитала для профессиональных участников фондового рынка, что приведёт к уходу с рынка недобросовестных участников;
ужесточение контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Однако более эффективной
мерой представляется изменение
глобальной мотивации участников фондовых
схем, создание в стране условий, когда
забота о профессиональной репутации
будет важнее сегодняшней выгоды.
Например, в США, стране наиболее жёстких
методов регулирования и
Фирмы-однодневки.
Фирмы-однодневки – один
из самых развитых и популярных неформальных
способов ухода от налогов. Такие
фирмы используются практически
во всех сферах бизнеса. Идея уклонения
от налогов заключается в данном
случае в коротком сроке существования
таких фирм – от момента регистрации
до первой отчётной даты представления
баланса в налоговую инспекцию.
За это время через расчётные
счета фирмы пропускается огромный
поток практически необлагаемых
средств, обеспечивая любые формы
налично-безналичных и рублёво-
Налоговые органы не нашли пока достаточно эффективных методов борьбы с фирмами-однодневками, хотя эта проблема находится в сфере их постоянного внимания, так как существование подобных фирм наносит огромных вред.
Для борьбы с короткоживущими
предприятиями, через которые осуществляется
нелегальный оборот наличных денег,
предлагается установить возможность
снятия налогоплательщика с налогового
учёта (с одновременным
На законодательном уровне
предполагается установить солидарную
с налогоплательщиком ответственность
налогового агента по налоговому обязательству
налогоплательщика в случае неисполнения
или ненадлежащего исполнения налоговым
агентом обязанностей по удержанию
налога. С тем чтобы устранить
уклонение от надлежащего налогообложения
при реализации товаров по несоответствующим
рыночному уровню ценам, предполагается
законодательно расширить перечень
случаев, когда налоговым органам
предоставляется право
Обналичивание средств сопровождается оформлением формальных контрактов, которые необходимы только для фирм-клиентов. Эти формальные контракты относятся, как правило, к таким сферам бизнеса, как консалтинг, оказание услуг по информационному обеспечению, т.е. таким видам деятельности, на которые не требуется получение лицензии. Параллельный неформальный контракт состоит в том, что фирма-однодневка возвращает деньги в наличной форме.
Эффективно бороться с фирмами-однодневками сложно потому, что на стадии регистрации и постановке на учёт в налоговой инспекции не существует объективных критериев, позволяющих отличать фирму-однодневку от фирмы, реально планирующей заниматься бизнесом. Одним из направлений борьбы с этой формой уклонения от налогов является увеличение требований к уставному капиталу при регистрации фирмы, а также и более жёсткий контроль при постановке фирмы на учёт в налоговой инспекции.
Схемы, практикуемые в сфере малого бизнеса.
(предприниматели без объявления юридического лица)
Идеология схем, связанных с малыми формами бизнеса, основывается на разнообразных способах снижения налогооблагаемой базы для предпринимателей без объявления юридического лица и снижения вмененного налога, который платят эти предприниматели. Такая организационная форма часто (но далеко не всегда) используется не для ведения бизнеса, а исключительно для уклонения от налогов.
В качестве примера можно привести организацию оплаты работы агентов крупных фирм, продающих свои услуги или продукцию. При существовании такой агентской сети с точки зрения налогообложения выгоднее проводить платежи не на каждого агента отдельно, уплачивая все налоги на заработную плату и удерживая подоходный налог, а делать это через одного или нескольких предпринимателей.
Формальными контрактами в описанной схеме являются договоры предпринимателя, связанные с ведением бизнеса, показываемого по представленным в налоговые органы документам, неформальными контрактами – выплаты агентам заработной платы, на которую не начисляются никакие налоги.
Как и в других схемах, возможность социальной защиты со стороны государства, которая осуществляется за счёт налогов, здесь не принимается во внимание; более важным представляется получение средств сегодня.
Таможенные схемы.
Использование таможенных схем уклонения от налогов основано на механизме возврата НДС при вывозе определённых товаров за рубеж. Злоупотребления связаны с нарушением стоимости товаров, подменой одного товара другим и возврата экспортёрам НДС в размерах, существенно превышающих положенные по законодательству.