Налоговое администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание

В современной России проблемы совершенствования налоговой системы приобрели особую актуальность. Относительное благополучие со сбором налоговых платежей (во многом связанное с ростом мировых цен на нефть) не должно порождать иллюзий относительно достигнутого уровня эффективности проводимой налоговой политики, равно как и введение Налогового кодекса РФ не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 03
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………...06
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ………………………………………………………...06
1.1. Общие принципы и порядок управления работой налоговых органов………...06
1.2. Организационные типы и функции налоговых органов………………………...08
1.3. Организационная структура управления налоговыми органами……………….10
1.4. Особенности организационной структуры налоговых органов………………...11
1.5. Международное сотрудничество в сфере совершенствования налогового администрирования…………………………………………………………………….12
2. ПРИНЦЫПЫ И ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ……………………………………………………………..14
2.1. Организация работы и ведение отчётности на уровне низовых налоговых органов…………………………………………………………………………………..14
2.2. Организация работы по выявлению лиц, уклоняющихся от подачи налоговых деклараций, и по взысканию недоимки…………………………………..20
2.3. Организация работы по взысканию недоимки…………………………………..28
2.4. Совершенствование работы налоговых органов в сфере управления расчётов по налогам…………………………………………………………………….31
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ НАЛОГОВ……………………………………………………….34
3.1. Основы правовой квалификации налоговых правонарушений………………...34
3.2. Использование иностранных фирм для целей оптимизации налоговых платежей…………………………………………………………………………………35
3.3. Противодействие налоговым правонарушениям в России. ……………………..36
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………...43
5. КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ……………………………………………………………49
5.1. Контроль в системе налогового администрирования…………………………...49
5.2. Регулирование в системе налогового администрирования………………….….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа состоит из  1 файл

налоговое администрирование.docx

— 120.17 Кб (Скачать документ)

При следующей проверке изучается  дополнительно полученная информация о  налогоплательщике, рассматривается его ответ на последнее уведомление или ответ на уведомление о конфискации с места работы налогоплательщика или из его банка. На основании этой информации принимаются меры следующего этапа взыскания недоимки.

Вновь полученные материалы  могут содержать информацию о  новых возможностях для дальнейшего  поиска активов или источников доходов, на которые следует обратить взыскание. Если нецелесообразно продолжать работу в отделе камеральных проверок (например, налогоплательщик не может быть найден доступными им средствами), на счёте  делается отметка о передаче дела в отдел выездных проверок.

По завершении этой проверки могут остаться счета, требующие  дальнейших действий. Такое случается, если соглашение о рассрочке налоговых  платежей находится на рассмотрении или ожидается ответ на уведомление  о конфискации имущества. Хотя по этим счетам нельзя предпринять немедленных  действий, их передача в отдел выездных проверок, тем не менее, преждевременна, поскольку продолжение работы ещё  может обеспечить налоговые поступления, не прибегая к выезду на места.

Все оставшиеся в подборке счета вместе с аналогичными счетами  из других подборок объединяются в  консолидированную подборку. Контрольная  карта подборки должна следовать сразу за картой консолидированной подборки. Это позволяет соединить небольшие подборки в одну для облегчения работы. Консолидированную подборку следует проверять каждую неделю.

Если на каком-либо этапе  проверки проверяющий устанавливает  полную невозможность взыскать налоги без личного контакта с налогоплательщиком по месту его работы или жительства, либо отсутствие в арсенале отдела камеральных проверок необходимых  для дальнейшего воздействия  средств, счёт передаётся в отдел  выездных проверок. Только в очень  редких случаях, когда для этого  имеются серьёзные основания, просроченный счёт остаётся в регистре РПП отдела камеральных проверок для продолжения  работы по нему по прошествии шести месяцев с даты заведения счёта.

Личные счета налогоплательщика  с дебетовыми сальдо, превышающими установленную сумму, являются предметом  специального контроля и первоочередной обработки. Для повышения эффективности  работы эти счета объединяют в  специальные подборки со специальной  контрольной картой. На контрольной  карте подборки кроме регистрационного номера должна быть пометка «Специальная». Специальные подборки проверяются  так же, как и обычные.

После завершения работы с ОН и составления проекта договора о рассрочке уплаты задолженности по налогам эти документы должны быть переданы соответствующему вышестоящему должностному лицу для проверки и утверждения.

В ходе этой работы весьма полезным может оказаться собеседование  с налогоплательщиком. В процессе собеседования может представиться  возможность не только собрать информацию, которая может позволить закрыть  дело, но и убедить налогоплательщика  в необходимости соблюдения налоговой  дисциплины в дальнейшем.

Даже если требование уплаты недоимки в полном объёме не удовлетворено, то полученная в ходе собеседования  информация послужит основанием для  принятия решения о последующих  действиях, позволит ответить на вопросы  о том, имеет ли налогоплательщик финансовые возможности полностью  уплатить налог или же необходима договорённость о рассрочке платежа. В тех случаях, когда в ближайшей  перспективе платёж не ожидается, то обычно заполняется стандартная  форма отчёта налогоплательщика. В  результате анализа финансовой информации о налогоплательщике и его  ответов на вопросы можно сделать  вывод, будет ли сбор налога осуществлён  на основе договора о рассрочке платежей либо принудительно.

Если финансовая информация позволяет сделать вывод, что  нет необходимости применять  принудительные меры для сбора налога, налоговый инспектор должен принять  решение об условиях и сроках погашения  задолженности и проинформировать об этом налогоплательщика. В завершение беседы должен быть составлен и подписан договор о рассрочке либо краткосрочное  соглашение.

Если же налоговый инспектор  считает, что принудительные меры неизбежны, налогоплательщик должен быть об этом уведомлён.

В тех случаях, когда, на основе анализа собранной финансовой информации и после собеседования с налогоплательщиком налоговый инспектор сочтёт, что  применение принудительных мер (незамедлительно  либо в ближайшей перспективе) приведёт к серьёзным экономическим затруднениям и лишит налогоплательщика и членов его семьи необходимых средств к существованию, он должен решить, не целесообразно признать недоимку не подлежащей в настоящее время взысканию, и если так – представить своё решение на утверждение руководству.

Наконец, необходимо убедиться, что налогоплательщик полностью  понимает условия оформленного с  ним договора и намерен его  исполнять. Налогоплательщик должен подписать  и получить на руки копию договора об условиях оплаты налоговой задолженности. Он должен быть уведомлён в том, что  принудительные меры последуют незамедлительно, если он нарушит достигнутое соглашение.

Если принятое решение  требует утверждения в вышестоящей  инстанции, налоговый инспектор  должен уведомить налогоплательщика  о предполагаемой дате и о том, как он будет извещён об этом решении.

2.4. Совершенствование работы  налоговых органов

в сфере управления расчётов по налогам.

В сфере управления расчётами  по налогам в качестве основных проблем  можно выделить следующие:

а) определение метода уплаты налога – непосредственно налогоплательщиком, через посредство банка, удержание  налога при выплате дохода (в форме  обязательства третьего лица);

б) определение звена, отвечающего  непосредственно за приём налоговых  платежей – министерство финансов, казначейство, налоговый или таможенный орган, иная государственная или  частная организация;

в) определение организационных  и технических средств осуществления  взаиморасчётов и перерасчётов по налогам  – через расчётный счёт в банке, переводом в счёт других денежных обязательств налогоплательщика, распределением и перераспределением платежей через  посредство личного (лицевого) счёта  налогоплательщика в налоговом  органе.

Наиболее распространённым методом зачисления (внесения) налоговых  платежей на единый счёт налогового органа, который затем:

а) разносит полученные суммы  по видам налогов и по звеньям  бюджетной системы;

б) осуществляет перерасчёты (например, с учётом персональных налоговых  льгот налогоплательщика) и возвраты (по переплатам налога и в отношении  налоговых платежей, вносимых в авансовом  порядке).

В последнее время, с учётом широкого применения новых информационных технологий, в ряде стран рассматривается  вопрос о введении единого фискального  счёта налогоплательщика, на котором  бы учитывались все виды отношения  гражданина с государством – как  начисленные ему налоговые платежи, так и причитающиеся в его  пользу скидки, льготы или положенные ему субсидии и пособия.

В качестве решения основных проблем  в сфере совершенствования работы налоговых органов в России мог бы подойти шведский вариант.

В Швеции реформирование налоговой  работы ведётся под лозунгом «единая  декларация – единый счёт – единый платёж – единый адрес (платежа)».

Все жители Швеции имеют  единый фискальный (социальный) номер, который регистрируется в налоговых  органах и который заменяет все  виды государственного учёта населения (по линии медицинского и пенсионного  обеспечения), органов внутренних дел (рождений, изменений семейного статуса, полиции и т.д.), межгосударственной миграции и т.д. Кроме того, налоговая  служба имеет прямой доступ к базе данных единого центра учёта и  регистрации объектов недвижимости, в котором содержатся также данные о всех гражданах-собственниках объектов недвижимости. Учитывая, что общее число таких зарегистрированных объектов недвижимости составляет в Швеции более 3,5 млн. – при общей численности населения в 8,9 млн. человек, то наличие такого перекрёстного учёта граждан (как налогоплательщиков/субъектов социального обеспечения и как собственников/арендаторов жилья) полностью исключает необходимость проведения регулярных переписей населения.

На каждого гражданина в налоговой службе заводится  личный счёт, который ведётся как  обычный расчётный счёт: по дебиту отражаются все начисляемые на него прямые налоги (эти суммы списываются  при поступлении соответствующих  платежей со стороны налогоплательщика), а по кредиту отражаются все суммы  переплат или возвратов налога при  пересчёте по завершении отчётного  периода. Уплата налога осуществляется налогоплательщиком  на установленные счета налоговой службы в банках и на почте (жиро-счета для почтовых переводов). Платёж производится на единый счёт и единым платёжным поручением. Налоговый орган распределяет полученные суммы в соответствии с начислениями по отдельным налогам, отражённым в личном счёте налогоплательщика. Избыток платежа сверх начисленного налога сохраняется по кредиту личного счёта (с начислением процентов) до момента наступления следующих платежей (по любым видам налогов) или, по желанию налогоплательщика, перечисляются на его банковский счёт.

Основанием для уплаты налогов являются направляемые налоговым  органом извещения (по налогу на недвижимость – с переоценкой кадастровой  стоимости объекта примерно раз  в три года) или уже заполненные  налоговые декларации (по подоходному  налогу). Учётом доходов граждан  и составлением налоговых деклараций занимаются налоговые органы, которые, пользуясь своим доступом в различные  базы данных, собирают сведения обо  всех полученных лицом доходах и  удержанных при их выплате налогах. Указанные данные включаются в налоговую  декларацию, в которой ведётся  и конечный расчёт – о доплате  налога или о выявленном излишке  платежа. Налогоплательщику остаётся только подписать декларацию (и соответственно либо доплатить налог, либо дать указание о сохранении излишка на его личном счёте или перечислении  на его счёт в банке) или заявить о своём несогласии и представить свои замечания или поправки.

Контроль за местонахождением налогоплательщиков обеспечивается ведением единого общегосударственного Земельного кадастра. Он полностью переведён в электронный формат, в нём зарегистрировано около 3,5 млн. объектов недвижимой собственности (с полными данными обо всех собственниках), и он полностью открыт для публики (не только для налоговых органов). Крупные разовые инвестиции в создании такого кадастра уже окупились, и сейчас он приносит высокие доходы государству (при ежегодных затратах на его ведение в размере 200 млн. крон поступления от оказания платных услуг в 2003 году составили более 3,5 млрд. крон).

Для налогоплательщиков –  юридических лиц действует аналогичная  система оплаты налогов по единому  личному счёту и на единый банковский счёт налоговой службы. При этом для компаний установлен ежемесячный (для компаний с годовым оборотом до 40 млн. крон) или дважды в месяц  – для компаний с годовым оборотом свыше этой суммы – порядок  внесения налоговых платежей. Налоговый  орган аналогичным способом ведёт  личный счёт компании-налогоплательщика, на котором отражаются все начисления, оплаты и другие взаиморасчёты по налогам. С указанной выше периодичностью вносятся не только собственные платежи компании по НДС и в части социальных налогов, но и вносимые за работников и удерживаемые из их зарплаты другие социальные платежи и суммы подоходного налога – согласно представленной отчётности, а также и авансовые (расчётные) платежи в счёт налога на прибыли компаний (корпорационного налога).

Концепция единой декларации реализуется в форме перехода на единую форму отчёта по НДС, по социальным платежам и для подоходного налога, удерживаемого из заработной платы  работников. В декларации отражаются и обязательства по акцизам, собираемым налоговым управлением для компаний, обязанных платить эти акцизы.

Такая декларация ежемесячно направляется налоговым органом  в адрес компании за 15 дней до начала отчётного месяца. Причём одна часть  – розовая – предназначена для расчёта НДС (расчёт из пяти строк по внутреннему НДС, из шести строк – по экспортно-импортным операциям и из семи строк – суммарный расчёт обязательств по НДС), другая – зелёная – для расчёта социальных платежей и удерживаемого из зарплаты подоходного налога (эти расчёты укладываются примерно в 20 строк).

Поскольку по налогу на прибыль  отчётным периодом является календарный  год, то каждая компания должна представлять окончательную декларацию по итогам прошедшего года. Соответственно окончательный  расчёт по налогу рассчитывается с  учётом авансовых платежей, внесённых  в течение года. Для малых предприятий                                   (с годовым оборотом менее 1 млн. крон) предоставлен выбор: предоставлять отчётность по НДС в обычном режиме или представлять одну общую декларацию по налогу на прибыль и НДС.

Общий баланс по личному  налоговому счёту компаний (по всем налогам – собственным и удерживаемым при выплате доходов) подводится налоговым органом ежемесячно. На этом счёте также учитываются  штрафные санкции и проценты за просрочку  платежей. При этом если на этом счёте  образуется недоплата в сумме 500 крон и более, то после истечения  определённого срока (а для сумм задолженности свыше 10 тысяч крон – немедленно) документы передаются в службу взыскания задолженности      (с начислением на долг соответствующих сумм административных издержек). При непредставлении декларации налоговые органы могут начислить суммы налогов самостоятельно (на базе наивысшего результата за любой из трёх предшествующих месяцев). При закрытии компании следует немедленно извещать налоговые органы – это позволит избежать штрафных санкций за непредставление деклараций и вменения облагаемого дохода за истёкшие периоды.

Избыток с личного налогового счёта автоматически переводится  на банковский счёт компании:

а) в случае уменьшения сумм начисленных налогов (в результате пересчёта налога, изменения налоговой  ставки, применения льготы и т.д.);

б) на сумму переплаты  авансовых платежей по налогу на прибыль  против суммы окончательного налога;

Информация о работе Налоговое администрирование