Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа
В современной России проблемы совершенствования налоговой системы приобрели особую актуальность. Относительное благополучие со сбором налоговых платежей (во многом связанное с ростом мировых цен на нефть) не должно порождать иллюзий относительно достигнутого уровня эффективности проводимой налоговой политики, равно как и введение Налогового кодекса РФ не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы.
ВВЕДЕНИЕ. 03
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………...06
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ………………………………………………………...06
1.1. Общие принципы и порядок управления работой налоговых органов………...06
1.2. Организационные типы и функции налоговых органов………………………...08
1.3. Организационная структура управления налоговыми органами……………….10
1.4. Особенности организационной структуры налоговых органов………………...11
1.5. Международное сотрудничество в сфере совершенствования налогового администрирования…………………………………………………………………….12
2. ПРИНЦЫПЫ И ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ……………………………………………………………..14
2.1. Организация работы и ведение отчётности на уровне низовых налоговых органов…………………………………………………………………………………..14
2.2. Организация работы по выявлению лиц, уклоняющихся от подачи налоговых деклараций, и по взысканию недоимки…………………………………..20
2.3. Организация работы по взысканию недоимки…………………………………..28
2.4. Совершенствование работы налоговых органов в сфере управления расчётов по налогам…………………………………………………………………….31
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ НАЛОГОВ……………………………………………………….34
3.1. Основы правовой квалификации налоговых правонарушений………………...34
3.2. Использование иностранных фирм для целей оптимизации налоговых платежей…………………………………………………………………………………35
3.3. Противодействие налоговым правонарушениям в России. ……………………..36
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………...43
5. КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ……………………………………………………………49
5.1. Контроль в системе налогового администрирования…………………………...49
5.2. Регулирование в системе налогового администрирования………………….….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………
При следующей проверке изучается дополнительно полученная информация о налогоплательщике, рассматривается его ответ на последнее уведомление или ответ на уведомление о конфискации с места работы налогоплательщика или из его банка. На основании этой информации принимаются меры следующего этапа взыскания недоимки.
Вновь полученные материалы могут содержать информацию о новых возможностях для дальнейшего поиска активов или источников доходов, на которые следует обратить взыскание. Если нецелесообразно продолжать работу в отделе камеральных проверок (например, налогоплательщик не может быть найден доступными им средствами), на счёте делается отметка о передаче дела в отдел выездных проверок.
По завершении этой проверки могут остаться счета, требующие дальнейших действий. Такое случается, если соглашение о рассрочке налоговых платежей находится на рассмотрении или ожидается ответ на уведомление о конфискации имущества. Хотя по этим счетам нельзя предпринять немедленных действий, их передача в отдел выездных проверок, тем не менее, преждевременна, поскольку продолжение работы ещё может обеспечить налоговые поступления, не прибегая к выезду на места.
Все оставшиеся в подборке счета вместе с аналогичными счетами из других подборок объединяются в консолидированную подборку. Контрольная карта подборки должна следовать сразу за картой консолидированной подборки. Это позволяет соединить небольшие подборки в одну для облегчения работы. Консолидированную подборку следует проверять каждую неделю.
Если на каком-либо этапе проверки проверяющий устанавливает полную невозможность взыскать налоги без личного контакта с налогоплательщиком по месту его работы или жительства, либо отсутствие в арсенале отдела камеральных проверок необходимых для дальнейшего воздействия средств, счёт передаётся в отдел выездных проверок. Только в очень редких случаях, когда для этого имеются серьёзные основания, просроченный счёт остаётся в регистре РПП отдела камеральных проверок для продолжения работы по нему по прошествии шести месяцев с даты заведения счёта.
Личные счета
После завершения работы с ОН и составления проекта договора о рассрочке уплаты задолженности по налогам эти документы должны быть переданы соответствующему вышестоящему должностному лицу для проверки и утверждения.
В ходе этой работы весьма полезным
может оказаться собеседование
с налогоплательщиком. В процессе
собеседования может
Даже если требование уплаты недоимки в полном объёме не удовлетворено, то полученная в ходе собеседования информация послужит основанием для принятия решения о последующих действиях, позволит ответить на вопросы о том, имеет ли налогоплательщик финансовые возможности полностью уплатить налог или же необходима договорённость о рассрочке платежа. В тех случаях, когда в ближайшей перспективе платёж не ожидается, то обычно заполняется стандартная форма отчёта налогоплательщика. В результате анализа финансовой информации о налогоплательщике и его ответов на вопросы можно сделать вывод, будет ли сбор налога осуществлён на основе договора о рассрочке платежей либо принудительно.
Если финансовая информация
позволяет сделать вывод, что
нет необходимости применять
принудительные меры для сбора налога,
налоговый инспектор должен принять
решение об условиях и сроках погашения
задолженности и
Если же налоговый инспектор считает, что принудительные меры неизбежны, налогоплательщик должен быть об этом уведомлён.
В тех случаях, когда, на основе
анализа собранной финансовой информации
и после собеседования с
Наконец, необходимо убедиться,
что налогоплательщик полностью
понимает условия оформленного с
ним договора и намерен его
исполнять. Налогоплательщик должен подписать
и получить на руки копию договора
об условиях оплаты налоговой задолженности.
Он должен быть уведомлён в том, что
принудительные меры последуют незамедлительно,
если он нарушит достигнутое
Если принятое решение
требует утверждения в
2.4. Совершенствование работы налоговых органов
в сфере управления расчётов по налогам.
В сфере управления расчётами по налогам в качестве основных проблем можно выделить следующие:
а) определение метода уплаты
налога – непосредственно
б) определение звена, отвечающего непосредственно за приём налоговых платежей – министерство финансов, казначейство, налоговый или таможенный орган, иная государственная или частная организация;
в) определение организационных
и технических средств
Наиболее распространённым методом зачисления (внесения) налоговых платежей на единый счёт налогового органа, который затем:
а) разносит полученные суммы по видам налогов и по звеньям бюджетной системы;
б) осуществляет перерасчёты (например, с учётом персональных налоговых льгот налогоплательщика) и возвраты (по переплатам налога и в отношении налоговых платежей, вносимых в авансовом порядке).
В последнее время, с учётом
широкого применения новых информационных
технологий, в ряде стран рассматривается
вопрос о введении единого фискального
счёта налогоплательщика, на котором
бы учитывались все виды отношения
гражданина с государством – как
начисленные ему налоговые
В качестве решения основных проблем в сфере совершенствования работы налоговых органов в России мог бы подойти шведский вариант.
В Швеции реформирование налоговой работы ведётся под лозунгом «единая декларация – единый счёт – единый платёж – единый адрес (платежа)».
Все жители Швеции имеют единый фискальный (социальный) номер, который регистрируется в налоговых органах и который заменяет все виды государственного учёта населения (по линии медицинского и пенсионного обеспечения), органов внутренних дел (рождений, изменений семейного статуса, полиции и т.д.), межгосударственной миграции и т.д. Кроме того, налоговая служба имеет прямой доступ к базе данных единого центра учёта и регистрации объектов недвижимости, в котором содержатся также данные о всех гражданах-собственниках объектов недвижимости. Учитывая, что общее число таких зарегистрированных объектов недвижимости составляет в Швеции более 3,5 млн. – при общей численности населения в 8,9 млн. человек, то наличие такого перекрёстного учёта граждан (как налогоплательщиков/субъектов социального обеспечения и как собственников/арендаторов жилья) полностью исключает необходимость проведения регулярных переписей населения.
На каждого гражданина
в налоговой службе заводится
личный счёт, который ведётся как
обычный расчётный счёт: по дебиту
отражаются все начисляемые на него
прямые налоги (эти суммы списываются
при поступлении
Основанием для уплаты налогов являются направляемые налоговым органом извещения (по налогу на недвижимость – с переоценкой кадастровой стоимости объекта примерно раз в три года) или уже заполненные налоговые декларации (по подоходному налогу). Учётом доходов граждан и составлением налоговых деклараций занимаются налоговые органы, которые, пользуясь своим доступом в различные базы данных, собирают сведения обо всех полученных лицом доходах и удержанных при их выплате налогах. Указанные данные включаются в налоговую декларацию, в которой ведётся и конечный расчёт – о доплате налога или о выявленном излишке платежа. Налогоплательщику остаётся только подписать декларацию (и соответственно либо доплатить налог, либо дать указание о сохранении излишка на его личном счёте или перечислении на его счёт в банке) или заявить о своём несогласии и представить свои замечания или поправки.
Контроль за местонахождением налогоплательщиков обеспечивается ведением единого общегосударственного Земельного кадастра. Он полностью переведён в электронный формат, в нём зарегистрировано около 3,5 млн. объектов недвижимой собственности (с полными данными обо всех собственниках), и он полностью открыт для публики (не только для налоговых органов). Крупные разовые инвестиции в создании такого кадастра уже окупились, и сейчас он приносит высокие доходы государству (при ежегодных затратах на его ведение в размере 200 млн. крон поступления от оказания платных услуг в 2003 году составили более 3,5 млрд. крон).
Для налогоплательщиков –
юридических лиц действует
Концепция единой декларации
реализуется в форме перехода
на единую форму отчёта по НДС, по социальным
платежам и для подоходного налога,
удерживаемого из заработной платы
работников. В декларации отражаются
и обязательства по акцизам, собираемым
налоговым управлением для
Такая декларация ежемесячно направляется налоговым органом в адрес компании за 15 дней до начала отчётного месяца. Причём одна часть – розовая – предназначена для расчёта НДС (расчёт из пяти строк по внутреннему НДС, из шести строк – по экспортно-импортным операциям и из семи строк – суммарный расчёт обязательств по НДС), другая – зелёная – для расчёта социальных платежей и удерживаемого из зарплаты подоходного налога (эти расчёты укладываются примерно в 20 строк).
Поскольку по налогу на прибыль отчётным периодом является календарный год, то каждая компания должна представлять окончательную декларацию по итогам прошедшего года. Соответственно окончательный расчёт по налогу рассчитывается с учётом авансовых платежей, внесённых в течение года. Для малых предприятий (с годовым оборотом менее 1 млн. крон) предоставлен выбор: предоставлять отчётность по НДС в обычном режиме или представлять одну общую декларацию по налогу на прибыль и НДС.
Общий баланс по личному
налоговому счёту компаний (по всем
налогам – собственным и
Избыток с личного налогового
счёта автоматически
а) в случае уменьшения сумм начисленных налогов (в результате пересчёта налога, изменения налоговой ставки, применения льготы и т.д.);
б) на сумму переплаты авансовых платежей по налогу на прибыль против суммы окончательного налога;