Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа
В современной России проблемы совершенствования налоговой системы приобрели особую актуальность. Относительное благополучие со сбором налоговых платежей (во многом связанное с ростом мировых цен на нефть) не должно порождать иллюзий относительно достигнутого уровня эффективности проводимой налоговой политики, равно как и введение Налогового кодекса РФ не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы.
ВВЕДЕНИЕ. 03
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………...06
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ………………………………………………………...06
1.1. Общие принципы и порядок управления работой налоговых органов………...06
1.2. Организационные типы и функции налоговых органов………………………...08
1.3. Организационная структура управления налоговыми органами……………….10
1.4. Особенности организационной структуры налоговых органов………………...11
1.5. Международное сотрудничество в сфере совершенствования налогового администрирования…………………………………………………………………….12
2. ПРИНЦЫПЫ И ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ……………………………………………………………..14
2.1. Организация работы и ведение отчётности на уровне низовых налоговых органов…………………………………………………………………………………..14
2.2. Организация работы по выявлению лиц, уклоняющихся от подачи налоговых деклараций, и по взысканию недоимки…………………………………..20
2.3. Организация работы по взысканию недоимки…………………………………..28
2.4. Совершенствование работы налоговых органов в сфере управления расчётов по налогам…………………………………………………………………….31
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ НАЛОГОВ……………………………………………………….34
3.1. Основы правовой квалификации налоговых правонарушений………………...34
3.2. Использование иностранных фирм для целей оптимизации налоговых платежей…………………………………………………………………………………35
3.3. Противодействие налоговым правонарушениям в России. ……………………..36
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………...43
5. КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ……………………………………………………………49
5.1. Контроль в системе налогового администрирования…………………………...49
5.2. Регулирование в системе налогового администрирования………………….….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………
в) на сумму избытка (возврата) НДС (однако перечисление этих сумм осуществляется только при условии отсутствия задолженности по социальным платежам и по удерживаемому подоходному налогу).
Задержать автоматическое перечисление,
т.е. сохранить кредитовое сальдо на
личном налоговом счёте компании-
В конечном счёте реализация программ «единой налоговой декларации» и «единого платежа» позволит обеспечить выполнение следующих задач: унификация основных налоговых процедур; упрощение процесса уплаты налогов; постепенное вытеснение бумажного документооборота в налоговых органах и во взаимоотношениях между различными органами государственного управления; рационализация взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками.
В результате введения упрощенных режимов отчётности и уплаты налогов налогоплательщики получили следующие преимущества: сократилось число налоговых платежей; существенно упростился порядок платёжа налогов (заранее заполненная форма с данными о налогах просто высылается налогоплательщику по почте); открывается возможность оплаты налоговых платежей по электронным каналам (по кредитной карточке, чеком, непосредственно с личного компьютера); ускоряется возврат денежных средств по переплаченным налогам. Выгоду получили и государственные органы: сократились затраты на сбор и обработку информации; снизились объёмы работ по сведению и согласованию данных, получаемых по разным каналам сбора информации; ускорился оборот денежных средств; резко снизились ошибки в информационной системе и т.д.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
ПО БОРЬБЕ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ НАЛОГОВ.
Важное значение в работе налоговых органов имеет борьба с налоговыми правонарушениями. Вместе с тем в развитых странах всё большее распространение и всё большую поддержку получает точка зрения, согласно которой концентрация усилий налоговых органов на непосредственной борьбе против нарушителей налоговых законов малоперспективна и недостаточно эффективна и поэтому необходим перенос внимания на использование мер профилактического характера – реформирование учётной работы, укрепление и совершенствование механизмов превентивного контроля, воспитание налоговой этики и самодисциплины налогоплательщиков. Радикальное улучшение ситуации в этой сфере, как показывает опыт, достигается за счёт обеспечения большего равенства и справедливости в системе налогообложения, за счёт общего упрощения налоговой системы и применяемых методов обложения и отчётности в результате снижения неоправданно высоких ставок отдельных налогов и сокращения общего налогового бремени населения.
3.1. Основы правовой квалификации налоговых правонарушений.
В злоупотреблениях в сфере
налогообложения обычно выделяют такие
категории, как легальный обход
налоговых законов (избежание налогов)
и уклонение от налогов путём
нарушения законодательства и осуществление
действий по обману налоговых органов
(уклонение от налогового учёта и
представления налоговой
Избежание налогов представляет
собой сознательное действие налогоплательщиков
по использованию в своих
Уклонением от налогов
является правонарушением, и налоговые
органы могут использовать в борьбе
против него все доступные им средства:
предписания, запреты, штрафы, иски, аресты
имущества и т.д. В рамках уклонения
от налогов обычно выделяют также
ненамеренные действия (по незнанию, небрежности,
неосторожности и т.д.), которые называются
штрафами или арестами счетов и имущества
(налоговые нарушения), и целенаправленный
намеренный обман налоговых органов
(налоговые преступления), что карается
конфискацией имущества или значительными
сроками тюремного заключения. Правда,
некоторые страны (например, Швейцария)
занимают более либеральную позицию
и продолжают относить все налоговые
злоупотребления к разряду
3.2. Использование иностранных фирм
для целей оптимизации налоговых платежей.
В условиях свободы коммерческой деятельности и перемещения капиталов любое физическое и юридическое лицо может размещать денежные средства или активы за пределами своей страны в обычных коммерческих целях или с целью перевода своей деятельности в страны с более льготным инвестиционным или налоговым климатом. Когда же у налоговых органов возникают подозрения, что такие операции совершаются с целью обхода налоговых законов, они могут осуществлять проверки деятельности налогоплательщика. Однако сделки, совершаемые налогоплательщиком, и налоговое законодательство стран, в юрисдикциях которых они осуществляются, подчас бывают настолько сложными, что оказывается невозможным доказать факт преступного уклонения от налогов. Обыденными стали случаи, когда налогоплательщики создают контролируемые корпорации в одной стране, указывают адрес компании во второй и открывают банковский счёт в третьей стране (как правило, в такой, где действуют законы о соблюдении банковской тайны). Подобные схемы затрудняют, а иногда и делают невозможной проверку налоговой службой существования иностранной контролируемой корпорации и, в случае если она выявлена, определение налоговых последствий в отношении её учредителей и иных участников, проживающих в данной стране.
3.3. Противодействие налоговым правонарушениям в России.
В России используются разнообразные
схемы и методы обхода налогового
законодательства, в том числе
и с участием дочерних фирм, размещаемых
в зонах льготных налоговых режимов.
Налоговые власти пытаются этому
противодействовать, хотя и по опыту
работы, и по степени разработанности
соответствующих
Изучение имеющейся практики позволяет выделить следующие наиболее распространённые способы:
а) страховые схемы;
б) схемы финансового рынка (банковские и основанные на операциях с ценными бумагами);
в) схемы фондового рынка;
г) создание фирм-однодневок;
д) схемы, практикующиеся в малом бизнесе;
е) таможенные схемы.
Страховые схемы.
В целях уклонения от уплаты
налогов физические и юридические
лица подают ложные налоговые декларации,
прибегают к фальсификации
Для уклонение от налогов используются в основном зарплатные схемы, связанные со страховым бизнесом. Это обусловлено спецификой таких видов страхования, как страхование жизни с выплатой аннуитета или ренты, которые позволяют производить регулярные, заранее определённые выплаты застрахованным по договору лицам. За время существования современного российского страхового рынка многократно менялось законодательство и налогообложение, но такие схемы в обновлённом варианте продолжают существовать. Причина этого понятна – тем самым работодатель существенно – до 35% - экономит на налогах.
Применение зарплатных схем с использованием страхования возможно в силу существования налоговых льгот. По действующему законодательству предприятия могут исключать из налогооблагаемой базы взносы по страхованию сотрудников предприятия от несчастного случая в размере 1% от себестоимости реализуемой продукции, взносы по имущественным видам страхования и страхования ответственности в размере 2% от объёма реализуемой продукции. При этом суммарные страховые взносы, относимые на себестоимость, не могут быть более 3%. Используя описанные льготы (одну или совокупность), предприятие заключает договор со страховой компанией, предусматривающей отнесение страховой премии на себестоимость. Далее, по неформальному соглашению между страховой компанией и руководством предприятия, эта премия или её часть направляется на заключение договоров страхования жизни с регулярными, как правило, ежемесячными выплатами сотрудникам предприятия. По документам страховые взносы по страхованию жизни вносятся застрахованными лицами – сотрудниками предприятия, они же являются получателями ежемесячных выплат (аннуитетов). На сегодняшний день эти выплаты не подлежат никакому налогообложению.
В начале 90-х годов 20 века зарплатные схемы, как и регулирующее страховую деятельность законодательство, были довольно примитивны. По мере совершенствования законодательства, ужесточения контроля со стороны налоговых и иных органов совершенствовались и схемы. Современные зарплатные схемы почти всегда предусматривают услуги банка или инвестиционной компании, в их создании участвуют юристы и налоговики, перешедшие на работу в страховой бизнес из государственных налоговых структур. Именно поэтому схемы построены так законодательно безупречно, что уличение страховой компании в использовании таких схем – чрезвычайно дорогая процедура, требующая совместных усилий налоговых органов разного уровня. Но при этом велика и стоимость схемы: чем больше в ней участников, тем она дороже.
Как и любая схема уклонения
от налогов, страховая схема строиться
на формальных и неформальных контрактах.
Формальными контрактами
Механизм страхования позволяет довольно легко замаскировать этот неформальный контракт путём установления несоответствующих реальным рискам страховых тарифов. Поскольку актуарные вычисления, определяющие страховые тарифы и премии, основаны на весьма бедной статистике, проверить их адекватность достаточно трудно. В результате премия, уплачиваемая страховщику по одному договору, оказывается непропорционально завышенной и потому создаёт реальный избыток средств, которые и могут быть направлены на выплаты по другим договорам страхования, например по договору страхования жизни сотрудников с выплатой аннуитета и т.п. неформальный контракт в данном случае заключается в том, что страховщик и страхователь договариваются об одновременном заключении этих договоров, один из которых заведомо не выгоден страховщику, а другой – страхователю.
Причины, по которым руководители предприятий предпочитают обналичиванию средств через фирмы – однодневки более дорогие страховые схемы, различны.
Во-первых, страхование придаёт
процедуре выплаты средств
Во-вторых, страховая схема позволяет мимикрировать нелегальные доходы под легальные. При заключении договора страхования жизни на любую сумму страхования компания не обязана требовать со страхователя справки об источниках доходов, а получение страховых выплат страхователем является основанием для выдачи таких справок, в том числе предоставляемых в налоговые инспекции. Этим часто пользуются крупные предприятия-производители, которые реализуют дефицитную на рынки продукцию по двойной цене: официальной, по документам, и «чёрной», оплачиваемой наличными деньгами. Часть этих «чёрных» денег легализируют через механизм страхования и выплачивают по заработной схеме.
Социологический институт РАН провёл опрос жителей Москвы и Санкт-Петербурга. На вопрос о том, каким образом они получают заработную плату, 39% опрошенных ответили: наличными деньгами, без официального оформления, по договорённости с начальством. «Чёрными» деньгами заработную плату получала большая часть работников торговли и малого бизнеса, предпринимателей среднего и крупного бизнеса и половина опрошенных рабочих (всего было опрошено 1500 человек).
Механизм страхования
может использоваться и для обеспечения
дополнительных доходов высшему
менеджменту предприятия. Как отмечалось
выше, приватизация способствовала определённым
искажениям в функционировании института
акционерного общества, связанным с
совмещением функции