Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа
В современной России проблемы совершенствования налоговой системы приобрели особую актуальность. Относительное благополучие со сбором налоговых платежей (во многом связанное с ростом мировых цен на нефть) не должно порождать иллюзий относительно достигнутого уровня эффективности проводимой налоговой политики, равно как и введение Налогового кодекса РФ не позволяет снять с повестки дня вопрос о необходимости дальнейшего реформирования налоговой системы.
ВВЕДЕНИЕ. 03
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………...06
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ………………………………………………………...06
1.1. Общие принципы и порядок управления работой налоговых органов………...06
1.2. Организационные типы и функции налоговых органов………………………...08
1.3. Организационная структура управления налоговыми органами……………….10
1.4. Особенности организационной структуры налоговых органов………………...11
1.5. Международное сотрудничество в сфере совершенствования налогового администрирования…………………………………………………………………….12
2. ПРИНЦЫПЫ И ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ……………………………………………………………..14
2.1. Организация работы и ведение отчётности на уровне низовых налоговых органов…………………………………………………………………………………..14
2.2. Организация работы по выявлению лиц, уклоняющихся от подачи налоговых деклараций, и по взысканию недоимки…………………………………..20
2.3. Организация работы по взысканию недоимки…………………………………..28
2.4. Совершенствование работы налоговых органов в сфере управления расчётов по налогам…………………………………………………………………….31
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО БОРЬБЕ С УКЛОНЕНИЕМ ОТ НАЛОГОВ……………………………………………………….34
3.1. Основы правовой квалификации налоговых правонарушений………………...34
3.2. Использование иностранных фирм для целей оптимизации налоговых платежей…………………………………………………………………………………35
3.3. Противодействие налоговым правонарушениям в России. ……………………..36
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………...43
5. КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ……………………………………………………………49
5.1. Контроль в системе налогового администрирования…………………………...49
5.2. Регулирование в системе налогового администрирования………………….….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………
В ОН для юридических лиц также предусмотрены графы для указания видов оборудования и других материальных активов, которыми владеет предприятие, данным по всем товарно-материальным запасам, другим активам стоимостью боле 500 долларов США (либо сверх лимита, установленного руководством налоговой службы).
В разделе 3-м заносятся данные об активах и пассивах налогоплательщика. Здесь должны быть перечислены все банковские счета налогоплательщика и средства, размещённые в других финансовых структурах, с указанием местонахождения организации или компании, вида активов, номера счёта и текущего сальдо. В графах этого раздела указываются также суммы задолженности финансовым структурам и частным лицам (включая сведения о цели и сумме первоначального кредита, сальдо задолженности по кредиту и размере ежемесячных выплат), данные о владении недвижимостью (с кратким описанием собственности, вида владения (частное или совместное), её местонахождение и т.д.), сведения об имеющихся полисах страхования жизни, который может быть предметом залога для получения кредита, и сведения о владении ценными бумагами, акциями и облигациями.
В разделе 4-м суммируется информация об активах и пассивах, перечисленных в разделе 3-м. В частности, в этом разделе выделяются следующие графы:
а) рыночная цена активов – т.е. сумма, которая может быть получена при продаже актива на основе добровольной сделке между продавцом и покупателем (эта цена не имеет непосредственного отношения к первоначальной стоимости актива, она может быть как выше, так и ниже его первоначальной стоимости);
б) сальдо по текущем обязательствам в отношении имеющихся активов, включая начисленные проценты, пени и комиссионные;
в) текущая рыночная цена активов за вычетом обязательств;
г) сумма ежемесячных платежей по долговым обязательствам, если такие платежи не должны производиться ежемесячно, указывается принятая процедура погашения обязательства;
д) имена и адреса кредиторов (частного лица или компании), которые предоставили кредиты на приобретение активов (включая даты возникновения и конечные сроки погашения задолженности).
Кроме того, в этом разделе имеется графа «Прочие активы», в которой делается описание всех других активов, стоимость которых превышает объём, определённый головной структурой налоговой службы, и графа «Прочие пассивы», в которой указываются суммы кредиторской задолженности, которые не были зафиксированы выше, с указанием цели кредита, кредитора и суммы ежемесячных платежей. Наконец, в заключительной графе приводится сальдо задолженности по налогам – общая сумма всех задолженностей по оплате налогов, включая проценты, начисленные пени и прочие штрафные санкции.
В разделе 5-м приводятся данные о ежемесячных доходах и расходах налогоплательщика. Этот раздел состоит из двух частей. В первой фиксируются доходы, во второй – расходы.
В графе «Доходы» приводятся данные о заработной плате налогоплательщика и его/её супруги/супруга. В первую колонку заносится общая заработная плата, во вторую – заработная плата за вычетом налогов, страховых платежей и т.д. в этом же разделе фиксируются сведения о получении доходов по процентам и дивидендам, от собственной коммерческой деятельности, от аренды, других доходов (с указанием источников). Затем все эти доходы суммируются.
В графе «Расходы» указываются расходы, которые налогоплательщик может вычесть из своих доходов. К таким расходам относятся, в частности, расходы, необходимые для получения налогоплательщиком доходов (например, транспортные расходы), и основные жизненные необходимые расходы налогоплательщика и членов его семьи (например, расходы на продукты питания, одежду, жилище, расходы на оплату медицинских услуг и т.д.).
Затем сумма графы «Итого расходов» должна быть вычтена из суммы графы «Итого доходов». Итог в графе «Общее сальдо» представляет собой основу для расчёта сумм рассроченных платежей по недоимкам (которые обычно определяются помесячно).
Если показанная в ОН информация представляется неточной либо когда имеются основания предполагать, что сведения, занесённые в отчёт, недостоверны и неадекватно отражают финансовое положение налогоплательщика, проводится более детальное расследование для проверки полученной информации. Тщательность проверки зависит от обстоятельств дела. Проверка должна включать следующие действия:
а) проверка архивов государственных организаций, осуществляющих регистрацию собственности для выявления владельца, включая и недвижимость, и личное имущество, например, автомобили;
б) анализ структуры доходов для поиска источника дополнительных доходов и амортизации активов, не отражённых в форме ОН;
в) изучение активов, включая инвентаризацию товарно-материальных активов, не отражённых в форме ОН;
г) изучение банковских выписок по приходу, расходу;
д) опрос третьих лиц для проверки дебиторских и кредиторских счетов.
Если в результате анализа
ОН не обнаруживается возможности немедленной
оплаты недоимки по налогам, то проводится
более тщательный анализ доходов
и расходов налогоплательщика. Обычно,
когда заработная плата, доходы от предпринимательской
деятельности и/или прочие доходы превышают
необходимые расходы, то излишек
доходов следует направлять на погашение
задолженности по налогам. При этом
при анализе предъявленных
Анализ доходов и расходов
для юридических лиц
Ключевым моментом является выяснение платежеспособности компании и, соответственно, сроков и объёмов платежей, которые способна производить компания без риска банкротства. Для этого следует тщательно изучить статьи расходов и определить их обоснованность, и затем рассчитать, достаточно ли получаемой компанией чистой прибыли для покрытия платежей в счёт уплаты задолженности по налогам.
В левой колонке - «Доходы» указываются:
а) валовая выручка от реализации товаров, услуг и т.д.;
б) доходы, получаемые от аренды имущества;
в) проценты, дивиденды и другие виды доходов.
Правая колонка – «Расходы» заполняется по следующим пунктам: приобретение материалов; заработная плата сотрудникам; арендные платежи; вспомогательные материалы; коммунальные услуги и телефон; ремонт и обслуживание; расходы по страхованию; текущие налоговые платежи; прочие расходы. Для заполнения последнего пункта требуется согласовать обоснованность необходимости расходов, указываемых в этом пункте, с налоговым инспектором.
По итогам изучения ОН налоговый инспектор, проводящий проверку, должен определить, имеется ли у налогоплательщика возможность немедленно погасить задолженность по налогам за счёт наличных средств на банковских счетах. Если таковых средств достаточно и нет признаков того, что это приведёт к чрезмерным лишениям для налогоплательщика и его семьи, то инспектор должен немедленно предъявить требование о полной уплате задолженности по налогам. Если наличных денег и средств на счёте в банке недостаточно для уплаты полной суммы задолженности, то налоговый инспектор должен изучить активы налогоплательщика, чтобы выяснить, имеется ли превышение активов над финансовыми обязательствами, которое можно использовать в качестве залога для получения кредита. Можно также выяснить, имеются ли такие активы, которые могут быть проданы с целью получения средств для уплаты недоимки. В этом случае также должна приниматься во внимание ситуация, которая создаёт чрезмерные лишения, а не просто затруднения для налогоплательщика. Если чистых активов недостаточно для использования в качестве залога с целью получения кредита либо обращения в наличность, налоговый инспектор должен рассмотреть возможность взыскания недоимки за счёт текущих доходов. Для этого должен быть проведён дальнейший анализ финансового положения налогоплательщика путём определения соотношения доходов и расходов.
Если анализ показывает, что налогоплательщик не располагает средствами для немедленного погашения задолженности, то необходимо определить, имеются ли активы, которые можно заложить для получения кредита, либо такие активы, которые можно быстро реализовать и направить полученные средства на уплаты налогов. Если таковые имеются, налогоплательщику должно быть предложено уплатить налоги за счёт заклада либо реализации указанных активов. При этом следует принимать во внимание, насколько эти активы необходимы для поддержания деловой активности компании или, если это индивидуальный предприниматель, не повлечёт ли эта мера чрезмерные лишения для указанного лица и членов его семьи. Ликвидные предметы роскоши должны быть немедленно проданы для уплаты задолженности по налогам.
Налогоплательщику должно быть
предоставлено достаточное
В противном случае налогоплательщику может быть предложено заключение соглашения о погашении задолженности по налогам на условии рассрочки (отсрочки) платежей. Такие соглашения для юридических лиц обычно предполагают более жёсткие условия, чем аналогичные договоры для физических лиц. Налоговый инспектор должен быть уверен, что невыполненные на данный момент налоговые обязательства компании не будут увеличиваться после получения разрешения на отсрочку платежей.
Если анализ финансового
состояния компании показывает, что
она не имеет достаточных доходов
в суммах, необходимых для внесения
текущих налогов и регулярного
погашения установленных сумм задолженности,
в этом случае применение соглашения
о рассрочке неприемлемо. Если имеющихся
активов недостаточно для уплаты
налоговых обязательств, а объём
полученных доходов позволяет только
покрыть жизненно необходимые расходы,
можно признать, что недоимка не
подлежит взысканию в настоящее
время. Такое решение должно приниматься
с учётом всех факторов. Следует
принимать во внимание всю информацию,
включая финансовый отчёт налогоплательщика,
результат проверки его условий
проживания, проведённой налоговым
инспектором, общее состояние здоровья
налогоплательщика и
2.3. Организация работы по взысканию недоимки.
Если налогоплательщик не
выполняет налоговые
В регистре должны быть отражены:
а) исходные данные о налогоплательщике, сумма недоимки, вид налога, период возникновения обязательства, код, содержащий срок предоставления этого обязательства к оплате;
б) информация о производственных платежах и мерах, принятых для обеспечения оплаты;
в) контрольные данные о ведении дела и отметки о его передаче.
Регистр РПП, содержащий новые счета налогоплательщиков, по которым не были произведены платежи, запланированные на предыдущую неделю, закрывается в первый рабочий день каждой следующей недели. При этом счета с дебетовым сальдо, превышающем определённую сумму, выделяются и заносятся в специальную подборку. Для упрощения работы регистры делятся на группы на 100 счетов в каждой.
Ведение регистра обычно включает следующие операции:
а) занесение данных в РПП;
б) направление почтового напоминания по известному последнему адресу налогоплательщика;
в) поиск информации о
налогоплательщике и его
г) занесение отметки в
контрольную карту о
По истечении этого срока проводится вторая проверка РПП по открытым делам с целью выбора метода воздействия на должника. В ходе этой проверки:
а) проверяются отметки обо всех платежах, поступивших за прошедшее время, все оплаченные счета передаются в архив;
б) проверяются и обрабатываются все вновь полученные материалы.
Затем производится просмотр
всех полученных материалов для определения
необходимых мер (например, предоставление
скидки, установление невозможности
взыскать налог, заключение соглашения
о рассрочке платежа и т.п.)
и проверяется, привело ли изучение
архивных материалов и другой информации
к обнаружению банковского