Налоговое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:10, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма функционирование налоговой системы, влияния налогового регулирования на формирование доходов государственного бюджета. Задачи – сделать анализ элементов действующей налоговой системы, дать оценку современной концепции налогообложения.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы исследования налогового регулирования национальной экономики………………………………………………………...6
1.1. Социально-экономическая сущность и роль налогов в системе
регулирования экономики......................................................................................6
1.2. Роль налогового регулирования в формировании финансовых ресурсов государства………………………………………………………………………13
1.3. Зарубежный опыт налогообложения и его роль в доходах бюджета……18
Глава 2. Анализ развития налогов и его роль в доходах госбюджета
страны…………………………………………………………………………….32
2.1. Становление и развитие налоговой системы Кыргызстана……………..32
2.2. Оценка поступлений налогов в государственный бюджет страны.............................................................................................................……51
Глава 3. Вопросы совершенствования системы налогообложения и усиление его роли в регулировании экономики…………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………….68
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

налоговое регулирование экономики.docx

— 151.93 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………...…3

 

Глава 1. Теоретические основы исследования налогового регулирования  национальной экономики………………………………………………………...6

1.1. Социально-экономическая сущность и роль налогов в системе

регулирования экономики......................................................................................6

  1. Роль налогового регулирования в формировании финансовых ресурсов государства………………………………………………………………………13
  2. Зарубежный опыт налогообложения и его роль в доходах бюджета……18

 

Глава 2. Анализ развития налогов  и его роль в доходах госбюджета

страны…………………………………………………………………………….32

  1. Становление и развитие налоговой системы Кыргызстана……………..32
  2. Оценка поступлений налогов в государственный бюджет страны.............................................................................................................……51

 

Глава 3. Вопросы  совершенствования  системы налогообложения и усиление его роли в регулировании экономики…………………………………………59

 

Заключение……………………………………………………………………….68

 

Список использованной литературы…………………………………………...71

 

 

Введение

Среди множества экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в  переходный к рынку период, налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условия  рынка. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к рыночным, резко  возрастает роль и значение налогов  как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через  налоги государство может проводить  энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных  предприятий. Именно налоговая система  на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий  о путях и методах реформирования, а также острой критики налогоплательщиков. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в  западных странах, накоплен огромный многолетний  опыт.

На Западе налоговые вопросы  давно уже занимают почетное место  в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования   расширения   деятельности,    новых    инвестиций    за   счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Применение налогов является одним из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной  подчиненности, форм собственности  и организационно-правовой формы  предприятия. С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия. С помощью налогов  государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также  расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Именно налоговая система  на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий  о путях и методах реформирования, а также острой критики. Целью данной работы является изучение механизма функционирование налоговой системы, влияния налогового регулирования на формирование доходов государственного бюджета. Задачи – сделать анализ элементов действующей налоговой системы, дать оценку современной концепции налогообложения.

Квалификационная  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассматривается  социально-экономическая сущность налогового регулирования. Во второй главе дается анализ налогообложения: роли налогов в формировании государственного бюджета, а также значение налогового регулирования в реализации общегосударственных задач. В третьей главе предложены пути совершенствования системы налогообложения в целом. В заключении подведены основные выводы исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы исследования налогового регулирования  национальной экономики

1.1. Социально-экономическая  сущность и роль налогов в  системе регулирования экономики

Налоговая политика - это меры, предпринимаемые со стороны правительственных органов, по их совершенствованию и изменению структуры, формы и размеров налогообложения и государственных закупок с целью воздействия на экономическую систему.

На протяжении всей истории  человечества ни одно государство не могло существовать без налогов - главной статьи бюджетных доходов.

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляющий плательщиками в порядке и  на условиях, определенных законодательством1.

Совокупность взимаемых  в государстве налогов, а также  форм и методов их построения образуют налоговую систему. Объектами налогообложения  являются доходы, стоимость определенных товаров, определенные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными  бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная  стоимость продукции, работ и  услуг и другие объекты установленные  законодательными актами2.

Налоги бывают двух видов.

Первый вид:

  • на доходы и имущество;
  • подоходный   налог  с   граждан   и   налог  на  прибыль   корпораций (фирм);
  • на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (социальные налоги);
  • поимущественные налоги,  в том числе  налоги на собственность, 
    включая землю и другую недвижимость;
  • налоги на прибыль и капитал;

Они взимаются с конкретного  физического лица или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид:

  • на товары и услуги:
  • налог с оборота (в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость);
  • акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);
  • на наследство;
  • на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.

Это налоги косвенные. Они  частично или полностью переносятся  на цену товара или услуги.

Государство устанавливало  налоги в натуральном выражении  с учетом специализации того или  иного хозяйства, местности.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Известный экономист Адам Смит в своем классическом сочинении  «Исследование о природе и  причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения :

-всеобщность;

-справедливость;

-определенность;

-удобность.

Подданные государства должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным  правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика3. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными

нуждами и возможностями  государства), выбора надлежащего источника  и объекта налогообложения. Однократности  обложения.

Источником налоговых  платежей (взносов) независимо от объекта  налогообложения является валовой  национальный доход.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения  доходов государства.

Первой наиболее последовательной функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

Формирование доходной части  государственного бюджета на основе стабильного и централизованного  взимания налогов превращает само государство  в крупнейшего экономического субъекта.

Посредством фискальной функции  реализуется главное общественное назначение налогового регулирования - формирование финансовых ресурсов, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления  собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

Другая функция налогов  как экономической категории  состоит в том, что появляется возможность количественного отражения  налоговых поступлений и их сопоставление  с потребностями государства  в финансовых ресурсах.

Благодаря контрольной функции  оценивается эффективность каждого  налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость  внесения изменения в налоговую  систему и бюджетную политику

Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в  условиях действия распределительной  функции, таким образом, обе

функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Факторы социального и  экономического порядка стимулируют  обновление производственных отношений  в части налогов: так переход  к рыночной системе хозяйствования объективно потребовал от государства  проведения коренной перестройки налоговой  системы и бюджетной политики.

В переходный период взаимовлияние  экономики и бюджета выражается в усилении инфляции при спаде  производства либо в развитии экономики  на дефляционной основе и зависит  от того, как организовано формирование доходной и расходной частей.

Опыт европейских бывших социалистических стран, где реформирование экономики было начато раньше, показал, что дефляционные меры в основном сводятся к следующему:

  • Вводиться      жесткое      законодательное      ограничение      объема бюджетного   дефицита   и   способов   его   погашения.    Дефицит 
    погашается    выпуском    государственных    привлекательных    (с 
    индексацией доходов на темпы инфляции) ценных бумаг, продажей 
    государственный прав на участие в капитале акционерных обществ, 
    доходами от приватизации и т.д.
  • Существенно перестраивается структура расходной части бюджета. В  ней  повышается доля  социальных выплат и  снижается доля 
    расходов хозяйственного назначения. Прежде всего снижаются  (на 
    70%-80%    и    более)    дотации    избыточным    государственным 
    предприятиям,  вводиться  в действие механизм ликвидации или 
    оздоровления неплатежеспособных предприятий через процедуру 
    банкротства.
  • Перестраивается   и   структура  доходной   части   бюджета.   Бремя налогов в значительной мере переноситься со сферы производства 
    на    сферу    обращения         потребления.     Этим     стимулируется 
    расширение  как  исходной  базы  роста имущества  и  доходов, следовательно, и базы налогообложения. Возрастают неналоговые поступления бюджета (от приватизации и сдачи в аренду гос. имущества, от операций на рынке ценных бумаг и др.)
  • Частично используются налоги прямой антиинфляционной направленности (превышение определенного размера оплаты труда облагается налогом, вводятся дополнительные платежи от доходов монополистов, устанавливается прогрессивное налогообложение личных доходов)4.

Информация о работе Налоговое регулирование экономики