Налоговое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:10, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма функционирование налоговой системы, влияния налогового регулирования на формирование доходов государственного бюджета. Задачи – сделать анализ элементов действующей налоговой системы, дать оценку современной концепции налогообложения.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы исследования налогового регулирования национальной экономики………………………………………………………...6
1.1. Социально-экономическая сущность и роль налогов в системе
регулирования экономики......................................................................................6
1.2. Роль налогового регулирования в формировании финансовых ресурсов государства………………………………………………………………………13
1.3. Зарубежный опыт налогообложения и его роль в доходах бюджета……18
Глава 2. Анализ развития налогов и его роль в доходах госбюджета
страны…………………………………………………………………………….32
2.1. Становление и развитие налоговой системы Кыргызстана……………..32
2.2. Оценка поступлений налогов в государственный бюджет страны.............................................................................................................……51
Глава 3. Вопросы совершенствования системы налогообложения и усиление его роли в регулировании экономики…………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………….68
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

налоговое регулирование экономики.docx

— 151.93 Кб (Скачать документ)

В основе всех доходов лежат  налоговые поступления. Налоги, дающие наиболее крупные суммы идут как  правило в бюджет государства. Обычно это прямые налоги. Рассмотрим в  качестве примера структуру доходной части федерального бюджета США  на 1990 г. Объем доходов был запланирован в сумме 976 млрд. долл. с превышением  расходной части над доходной в 150 млрд. долл.

Как видим, самой крупной  статьей доходов государственного бюджета является подоходный налог  с населения. Он взимается дифференцированно, но средняя ставка составляет 28%. Налог  на страхование, вторая по величине вторая доходная статья, уплачивается как  работодателем, так и самим наемным  работником. Налог на корпорации, предприятия, фирмы занимает лишь третье место. В  настоящее время он уплачивается по ставке, составляющей 34 % чистого  дохода. Заем, дающий 8 % доходов федерального бюджета не спасает его от дефицита.

Таблица 1

Структура доходов бюджета  США 1990год ( в % )

Подоходный налог с  граждан

41

Отчисления на социальное страхование

34

Налог на доходы корпораций, фирм, предприятий

10

Акцизные сборы

3

Заемные средства

8

Прочие доходы, включая  налоги на подарки и завещания  и пошлины

4

Всего:

100


Представление о динамике доходов федерального бюджета США  в 80-е годы дает следующая таблица 2.

Таблица 2

Доходы федерального бюджета  США в 80-е годы ( млрд. долл.)

Статьи

1980

1982

1985

1987

1989

Подоходный налог на граждан

244.1

297.7

334.5

392.6

425.2

Отчисления         на         социальное страхование

157.9

201.5

265.2

303.3

363.9

 Налог    на    доходы    корпораций, фирм, предприятий

64.6

49.2

61.3

83.9

107.0

Акцизные сборы, в т. числе :

24.3

36.3

36.0

32.5

34.0

- на алкоголь

5.6

5.4

5.6

6.0

5.6

- на табак

2.4

2.5

4.8

4.8

4.5

- на дороги

6.6

6.7

13.0

13.0

14.9


 

Статьи

1980

1982

1985

1987

1989

на    аэропорты    и    воздушное сообщение

1.9

0.1

2.9

3.1

3.7

- на непредвиденную прибыль

6.9

18.4

6.3

-

-

- разные

0.9

3.1

3.4

5.6

5.3

Налоги на подарки и  завещания

6.4

8.0

6.4

7.5

7.8

Пошлина

7.2

8.9

12.1

15.1

16.3

рочие доходы

12.7

16.2

18.5

19.3

21.4

Всего собственных доходов

517.1

617.8

734.1

854.1

975.5


 

По данным таблицы 2, нетрудно проследить последствия промышленного  спада, произошедшего в 1982-1984 гг. (резкое уменьшение поступления налогов  на доходы предприятий). К середине восьмидесятых годов он был преодолен  с помощью финансового воздействия  на оживление экономики. Налоги же на граждан и в этот период оставались высокими, росли и отчисления на социальное страхование.

Среди акцизных сборов наиболее высокими темпами растут те, что  касаются дорог и воздушного сообщения. Интересно, что сбор на алкогольные  напитки за 10 лет не вырос совсем.

Отдельную от федеральной  налоговую систему имеет каждый американский штат. Штаты взимают  подоходный налог с корпораций и  с граждан. При этом решать вопросы  обложения подчас бывает непросто. Так, штат обладает правом взимать подоходный налог с корпорации в том случае, если она имеет на его территории строения или служащих. Однако компания может не иметь на территории данного  штата ни того, ни другого, но торговать  здесь и таким образом получать прибыль, особенно при широком распространении торговли по каталогам. В настоящее время ставится вопрос о налогообложении штатами компаний и в этом случае. Ставка налога по штатам колеблется, но в среднем составляет 5-8%.

Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся  с городами, является налог с продаж. Обычно им не облагаются продовольственные  товары (за исключением тех, что реализуются  ресторанами). В 1991-1992 финансовом году налог с продаж применяется в 44 из 50 штатов США. Его ставка колеблется, поскольку устанавливается правительствами  самих штатов. Всего ниже она в  Колорадо и Вайоминге - 3 %, наиболее высокая - в Калифорнии - 7.25, Иллинойсе - 8, Нью-Йорке - 8.25 %. Если говорить о распределении  этого налога, то например, в Иллинойсе  оно таково: в бюджет штата - 6%, в  бюджет крупных городов, таких как  Чикаго, Спрингфилд, - 1%; оставшийся 1% направляется на нужды департамента скоростного  транспорта (железные дороги).

Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с  граждан, подоходном налоге с корпораций и налоге с продаж.

Города США имеют свои налоговые источники. Главным из них можно назвать налог на имущество. Например, в Нью-Йорке  он в настоящее время обеспечивает 40% всех доходов бюджета и взимается  с владельцев примерно 900 тыс. зданий и сооружений. При этом коммерческая и иная собственность облагается налогом по дифференцированным ставкам. Собственник квартиры платит меньше, чем собственник сдаваемого внаем  жилого дома или собственник основных производственных фондов. Арендатор  квартиры не платит налог на имущество, хотя его величина, конечно учитывается  при назначении владельцем арендной платы. Личное имущество, используемое для собственного потребления, данным налогом не облагается8.

Несколько иначе обстоит  дело в Великобритании и Нидерландах. Там налог на недвижимость уплачивает не только владелец, но и арендатор, хотя ставки, конечно, различны.

Вообще анализ структуры  и ставок местных налогов в  западных странах позволяет разделить  их на три основные группы. Первая - это собственные налоги, которые  собираются только на данной территории. Сюда относятся прямые и косвенные  налоги. Из прямых основными являются поимущественные, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств и  дарений. Косвенное налогообложение  весьма разнообразно. Оно представлено как универсальным акцизом, т.е. общим  налогом с продажи, так и специфическими акцизами.

Невозможность поддерживать эффективную конкуренцию на общем  рынке при сохраняющихся различиях  во взимании косвенных налогов отмечалась в документах Комиссии ЕС с конца 60-х годов. Налог на добавленную  стоимость (НДС) заменил целую серию  других косвенных налогов, регрессивный характер которых лишь камуфлировал рост налогового бремени.

Система налогообложения, базирующаяся на НДС, дает возможность изымать  налоги частями, постепенно. Под обложение  попадают все продажи фирмы, но налоги, уплаченные в результате промежуточных  покупок, в дальнейшем вычитаются из общей суммы. Этот метод, известный  как "налоговый кредит", вносит в налоговую систему элемент  саморегулирования, что улучшает порядок  изъятия налогов. Главное преимущество НДС в том, что на каждой стадии производства можно вычислить сумму  уплаченного налога. Это позволяет, например, точно рассчитывать налоговые  скидки на экспорт и предотвращать  нарушения при предоставлении экспортных субсидий. Кроме того, использование  такой многоуровневой налоговой  шкалы уменьшает сумму налога при производстве товаров в рамках одной фирменной структуры (или  ассоциации предприятий) и тем самым  стимулирует вертикальную интеграцию фирм.

С 1977 г. налог на добавленную  стоимость рассчитывается в ЕС по единой системе, хотя сохраняется значительная дифференциация по количеству ставок и по их уровням. В Дании, например, одна ставка процента, в Ирландии и Португалии - 4, а в Бельгии - целых 7. Величина же НДС варьируется от 38 % на некоторые предметы роскоши в Италии до 0 % на товары первой необходимости в Великобритании и Ирландии. Значительно больший разрыв существует в акцизах, особенно на вино и спиртные напитки. Все вместе это дает довольно значительные отклонения цен на один и тот же товар в разных странах, ведет к злоупотреблениям и ущемлению конкуренции

Таблица 3

Ставки процента НДС в странах ЕС в 1992 г.

 

Стандартная

Льготная

Повышенная

НДС   в   %   к  ВВП

Бельгия

19

6и 17

25 и 33

7,67

Дания

22

-

-

9,68

Германия

14

7

-

6,34

Испания

12

6

33

4,50

Франция

18,6

5,5 и 7

33,3

9,19

Греция

18

6

36

5,00

Ирландия9

25

10

-

8,22

Италия

18

2 и 9

38

5,48

Люксембург

12

3 и 6

-

6,04

Нидерланды

20

6

-

6,83

Великобрит-я

15

-

-

5,22

Португалия

16

8

30

4,75


 

Исходя из этого  в Белой книге (1987 г.) КЕС предложила комплекс мер по сближению налоговых ставок НДС и акцизов стран-участниц в рамках программы создания единого рынка. Базовый уровень НДС определен в пределах 14-20 %; льготные ставки (на продукты питания, медикаменты, книги и т.п.) - 4-9 %; повышенные ставки - на топливо, табак и алкоголь. Исходя из этого в Белой книге (1987 г.) КЕС предложила комплекс мер по сближению налоговых ставок НДС и акцизов стран-участниц в рамках программы создания единого рынка. Базовый уровень НДС определен в пределах 14-20 %; льготные ставки (на продукты питания, медикаменты, книги и т.п.) - 4-9 %; повышенные ставки - на топливо, табак и алкоголь.

В мае 1989 г. КЕС рекомендовала  единую ставку - 15 %, предоставив странам  ЕС право самим установить график ее введения. Но эта мера вызвала  противодействие, прежде всего тех  стран, чьи стандартные ставки ниже предложенной.

Помимо гармонизации косвенных  налогов на менее важное влияние  на деятельность частного бизнеса оказывает  и регулирование прямых налогов, а именно налогов на доходы от банковских вкладов и ценных бумаг, а также  на прибыли корпораций (таблица 4).

Таблица 4

Основные ставки налогов  на корпорации в 1999 г. ( % )

 

 

Налоги в госбюджет

Местные налоги

Общая ставка

Бельгия

39

-

39

Дания

38

-

38

Франция

42 и 3410

-

42 и 34

ФРГ

50 и 36

15

57,5 и 45

Греция

4611

-

46

Ирландия

4012

-

40

Италия 

36

16,2

47

Люксембург 

33

9,09

39,39

Нидерланды 

35

-

35

Португалия 

36

3,6

39,6

Испания

35

1,5

35,34

Великобритания 

3313

-

33

Австрия

30

12,9

39

Швеция 

30

-

30

Швейцария

3,63 -9,814

5,56-16,68 16,68

13,51 -39,44

Информация о работе Налоговое регулирование экономики