Налоговое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:10, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма функционирование налоговой системы, влияния налогового регулирования на формирование доходов государственного бюджета. Задачи – сделать анализ элементов действующей налоговой системы, дать оценку современной концепции налогообложения.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы исследования налогового регулирования национальной экономики………………………………………………………...6
1.1. Социально-экономическая сущность и роль налогов в системе
регулирования экономики......................................................................................6
1.2. Роль налогового регулирования в формировании финансовых ресурсов государства………………………………………………………………………13
1.3. Зарубежный опыт налогообложения и его роль в доходах бюджета……18
Глава 2. Анализ развития налогов и его роль в доходах госбюджета
страны…………………………………………………………………………….32
2.1. Становление и развитие налоговой системы Кыргызстана……………..32
2.2. Оценка поступлений налогов в государственный бюджет страны.............................................................................................................……51
Глава 3. Вопросы совершенствования системы налогообложения и усиление его роли в регулировании экономики…………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………….68
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

налоговое регулирование экономики.docx

— 151.93 Кб (Скачать документ)

Поступления акцизного налога на внутреннюю продукцию за 2007-2008 годы по сравнению с 2006 годом снизились на 0,1 процентных пункта ВВП, основной причиной которого явилось снижение номинального объема налога от табачных изделий. Вместе с тем, несмотря на падение уровня налога в период 2007-2008 гг. отмечается увеличение номинального объема по отношению к предыдущему году.

Сборы акцизного налога на импорт в номинальном объеме выражаются стабильным ежегодным увеличением. Поступления по налогу за 2008 год по сравнению с 2006 годом выросли в 1,5 раза, что вызвано увеличением объема ввоза ликероводочных изделий, крепленых напитков, шампанских вин, табачных изделий, нефтепродуктов, ювелирных изделий, ковровых изделий и огнестрельного оружия. При этом, по отношению к ВВП отмечается колебания сборов налога. Так, уровень поступления в 2007 году по сравнению с 2006 годом вырос на 0,1 процентных пункта ВВП, затем снова в 2008 году снизился на данный показатель, достигнув уровня 2006 года.

Поступления средств на развитие и воспроизводство МСБ между 2006-2008 гг. характеризуются ежегодным ростом. Максимальный рост поступлений налога обеспечен в 2008 году, где сборы по отношению к факту 2006 года выросли чуть более в два раза. Данный рост связан увеличением поступлений основного плательщика налога «Кумтор» почти в два с половиной раза.

  Улучшение таможенного администрирования и значительное увеличение объемов импорта, явилось хорошей предпосылкой расширения налогооблагаемой базы, что в свою очередь послужило росту поступления таможенных платежей. Так, поступления таможенных платежей выросли до 4633,6 млн. сом в 2008 году против 2803,3 млн. сом в 2006 году, или более чем в 1,5 раза. При этом наиболее значительный рост отмечен в поступлениях таможенного платежа по единым ставкам таможенных пошлин с 1,7% ВВП в 2006 году до 1,9% ВВП в 2008 году. Стоит заметить, что в объеме всех таможенных платежей более 70 процентов занимают поступления данного вида платежа. В поступлениях импортных таможенных пошлин, одной из составляющих совокупного поступления всех таможенных платежей также отмечен активный рост.

Поступления полученных официальных трансфертов, представленные в виде поступления гранта КЕС в рамках программы «Продовольственная безопасность», и гранта Всемирного банка на здравоохранение отражаются колебаниями. По отношению к объему ВВП доля полученных официальных трансфертов составило: в 2006 году - 0,2% ВВП, в 2007 году - 1,3% ВВП, и в 2008 году - 0,8% ВВП. Рост полученных официальных грантов в 2007 году связан поступлением гранта Украины в сумме 953,6 млн. сом26.

Все вышеперечисленные цифровые данные свидетельствуют о важности общегосударственных и местных  налогов как фискального инструмента, посредством которого формируется  основная доля как доходов республики в целом, так и доходов местных  органов власти.

Следовательно, налоги являются важной областью исследования на современном  этапе развития экономики Кыргызстана, т.к. от них зависит общий объем  бюджетных поступлений и предоставление государственных услуг в целом. В связи с чем, особый интерес  вызывает вопрос дальнейшего совершенствования  системы налогов. Рассмотрению данного  вопроса будет посвящена следующая  глава данной работы.

 

Глава 3. Вопросы  совершенствования системы налогообложения  и усиление его роли в экономике

В мировой практике в последние  годы наметилась тенденция к росту  региональных и местных налогов  по сравнению с общегосударственными налогами. Причиной явился поворот  экономики развитых стран на социальную ориентацию, с передачей социально-ориентированных  отраслей местным органам управления.

Если далее говорить об основных проблемах налогообложения  то нет совершенной законодательной  базы по подоходному налогу с физических лиц, что осложняет правильное начисление этих налогов и контроль за их своевременной  уплатой. Такие разновидности подоходного  налога как подоходный налог удерживаемый налоговыми органами, обязательное патентирование, добровольное патентирование и единый налог с субъектов малого предпринимательства  с 2007 года полностью стали поступать  в местные бюджеты, но их администрирование  до сих пор осуществляют районные налоговые органы.

Также, налог на имущество  введенный Налоговым кодексом Кыргызской Республики еще не работает в силу отсутствия системы оценки имущества. А это является ключевым моментом изъятия данного налога, т.к. объектом налогообложения является стоимость  имущества. Мировой опыт налогообложения  свидетельствует, что налог на имущество  является основным доходным источником местных органов власти и поступает  только в местные бюджеты. Следовательно, нам необходимо работать над внедрением данного налога повсеместно по территории Кыргызстана и естественно совершенствовать процедуру регистрации и оценки имущества.

Совершенствование налогообложения  крайне необходимо для проведения единой экономической политики, когда каждый субъект экономической деятельности на территории Кыргызской Республике должен находится в одинаковых и  ему известных условиях для того, чтобы предвидеть все экономические и налоговые последствия принимаемых им решений.

Для совершенствования системы  налогов вообще необходим узаконенный  перечень местных налогов, которые  могут вводить соответствующие  органы власти.

Следующей налоговой проблемой  является упрощение налоговой системы  в Кыргызской Республике. Очевидно, что простых налоговых систем в принципе нет ни в одной стране мира, но действующая налоговая система  нашей республике наиболее сложна.

Одним из основных моментов совершенствования системы общегосударственных  налогов является система планирования. Объективное налоговое планирование не может не учитывать такой важный экономический фактор, как инфляция. Между налогами и инфляцией существует тесная многосторонняя связь, так как  оба эти метода выступают в  качестве основных инструментов перераспределения  государством ВВП и НД, за счет которых  оно формирует свои доходы.

Эта связь - обратная, рост налогов  приводит к сокращению платежеспособного  спроса, что ослабляет инфляционный процесс. С другой стороны, рост налогов, особенно косвенных, может усилить  инфляцию, так как ведет к росту  цен потребительских товаров: прямые налоги опосредствованно, косвенные - посредственно. А инфляция обесценивает не только доходы населения, что усиливает  налоговый гнет на население.

При проведении реформы Правительство  считает, что изменения в налоговой  системе должны быть разумными и  осмотрительными, и всегда предлагает рассмотреть ряд незначительных преобразований,  облегчающих налоговое  бремя в республике.

Первое - введение упрощенной системы для субъектов малого и среднего бизнеса. Малые предприятия, создающие новые рабочие места  для населения, в том числе, для  инвалидов и домохозяек, экономят пособия по безработице, снимают  социальный гнет по безработице, дают возможность использовать вторичное сырье, материалы, отходы производства; создают новые формы обслуживания населения. Положительным представляется введение низкого упрощенного налога для малых предприятий с численностью до 10 человек. Это единый налог с оборота приблизительно в 6 % от всех продаж. Такие предприятия освобождены от всех остальных налогов, но должны строго придерживаться элементарных правил бухгалтерского учета.

Второе - постепенная отмена ряда нерыночных налогов. Таких как  налог с продаж. Основным недостатком этого налога является каскадность, что приводит к многократному увеличению налоговой нагрузки. Необходимо поэтапно отказаться от этих налога после всестороннего анализа возможностей о возмещении средств в объеме поступлений от данного вида налога.

Третье - совершенствование  администрирования налогов. Налоги которые остаются в местных бюджетах должны администрироваться соответствующими налоговыми органами, т.е. налогым работником органов местного самоуправления. Необходимо обеспечить сбор налогов «живыми  деньгами» и добиться значительного  снижения уровня взаимозачетов. На первом этапе следует отказаться от так  называемого товарного взаимозачета. Недопустимо, когда в целях финансирования бюджетных организаций принимаются  товары по необоснованно - высоким ценам.

Следует принять все меры на тесное взаимодействие всех фискальных служб, хотя бы между Министерством  финансов и налоговой службой. В этих   целях   необходимо   проанализировать   и   снять   все   противоречия   в законодательных актах.

Первостепенное внимание при совершенствовании налогообложения  должно быть уделено расширению налогооблагаемой базы, в том числе и с помощью  налогов, которые могут оказывать  стимулирующее влияние на ее налогообложение. Налоговый механизм должен взаимодействовать  с кредитно-банковской политикой, процентными  ставками, предоставлять определенные преимущества финансовым, кредитным учреждениям и предприятиям, использующим долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.

Четвертое - отказ от предоставления льгот отдельным хозяйствующим  субъектам, что позволит реализовать  принцип справедливости. Существующая практика предоставления налоговых  льгот выглядит как санкционированное  государством уклонение от уплаты налогов.

По существу, как экономическая  мера стимулирования производства, налоговые  льготы оказались совершенно неоправданные. Намного будет легче отказаться от них, если налоги немногочисленны, низки  и просты. Это в какой - то мере позволит увеличить приток иностранного капитала. Постоянные требования потенциальных  иностранных инвесторов о предоставлении налоговых льгот исходят, прежде всего, их высоких ставок налогов. Следует, отметить, что не получен ожидаемый  результат от деятельности ряда свободных  экономических зон, в связи с  чем необходимо разработать и  принять план ликвидации экономически нежизнеспособных экономических зон.

Однако льготы, связанные  со структурной перестройкой экономики  стимулированием инвестиций, необходимо сохранить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер.

Пятое - стимулирование инвестиций. Налоговая политика должна осмотрительно  и разумно стимулировать инвестиции. Необходимо закончить разработку схем ускоренной амортизации в отдельных  отраслях экономики. В целях стимулирования инвестиций в экономику республики необходимо предусмотреть частичный  вычет. С целью расширения налогооблагаемой базы должны быть разработаны методы налоговой защиты новых инвестиций и налоговые методы стимулирования НТП, возмещающий эффект от этих мероприятий  скажется на получении дополнительного  налога на прибыль. В то же время  нельзя допускать «тотальных налоговых  льгот» типа льгот на всякие капиталовложения, без учета их значимости в воспроизводственном  процессе.

Шестое - переход по взиманию косвенных налогов с государствами -участниками СНГ на принцип «страны  назначения». География внешнеэкономических  связей Кыргызстана такова, что в  доле экспорта товаров на государства - членов СНГ приходится более 40 % всего  экспорта, а в доле импорта около 55%. В этой ситуации преимущества взимания косвенных налогов по принципу «страны  назначения» очевидны. Во-первых, обеспечивается максимальный охват налогообложением импортируемых товаров, во-вторых, освобождение от косвенных налогов при экспорте служит стимулятором производства экспортноориентированных товаров. Существующий опыт взимания НДС  по принципу «страна назначения»  с Казахстаном и Узбекистаном уже доказал свои преимущества. Необходимо будет добиться соглашений о взимании косвенных налогов по названному принципу со всеми странами СНГ.

Седьмое - выравнивание ставок акцизного налога, как на производимые, так и на ввозимые подакцизные  товары. Одинаковый уровень ставок акцизных налогов на производимые и  импортируемые товары широко используется в мировой практике, как инструмент исключающий дискриминацию импортеров.

Одной из важных проблем  в современной системе налогообложения  является система налоговых ставок, которая определяет сумму налогового изъятия. Это относится к целому ряду налогов, в первую очередь к  налогу на прибыль. Следовало бы ввести (сначала в отдельных регионах) регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком  методе понижающая прогрессия ставок будет стимулировать не стремление уменьшить (скрыть) налогооблагаемую базу, а показать в полном объеме, так  как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога. Введение регрессивных ставок в то же время приведет к необходимости  усиления налогового контроля со стороны  налоговых органов и финансовой полиции. Регрессия ставок привела бы к стимулированию капитальных вложений в научно-технический процесс. В этом случае бюджетные поступления не сократятся, так как сумму платежей в бюджет определяет не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в этом случае имела бы тенденцию к росту.

Восьмое - приведение ставок земельного налога в соответствие с  фактической стоимостью земли. Главный  вид общественного богатства - земля  должна быть не просто дорогой, а очень  дорогой, особенно для иностранных  инвесторов или хотя бы зависеть от сроков аренды. Повышение земельного налога несельхозназначения в три  раза, не привели к увеличению поступлений  земельного налога во столько же раз, что говорит о том, что многие объекты предпринимательства просто данный налог проигнорировали. Следовательно, необходимо ужесточить администрирование  данного налога и никаких льгот  отдельным предприятиям.

Информация о работе Налоговое регулирование экономики