Налоговое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:10, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма функционирование налоговой системы, влияния налогового регулирования на формирование доходов государственного бюджета. Задачи – сделать анализ элементов действующей налоговой системы, дать оценку современной концепции налогообложения.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы исследования налогового регулирования национальной экономики………………………………………………………...6
1.1. Социально-экономическая сущность и роль налогов в системе
регулирования экономики......................................................................................6
1.2. Роль налогового регулирования в формировании финансовых ресурсов государства………………………………………………………………………13
1.3. Зарубежный опыт налогообложения и его роль в доходах бюджета……18
Глава 2. Анализ развития налогов и его роль в доходах госбюджета
страны…………………………………………………………………………….32
2.1. Становление и развитие налоговой системы Кыргызстана……………..32
2.2. Оценка поступлений налогов в государственный бюджет страны.............................................................................................................……51
Глава 3. Вопросы совершенствования системы налогообложения и усиление его роли в регулировании экономики…………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………….68
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

налоговое регулирование экономики.docx

— 151.93 Кб (Скачать документ)

на основании данных статистического  органа Кыргызской Республики по региональной среднемесячной заработной плате работников, например в Бишкеке равнялся 6100 сом16, соответственно сумма налога 610 сом. Естественно бизнес сообщество было возмущено, градация между социальными взносами и подоходным налогом была вразы . Если к примеру возьмем тарифы по отчислениям в социальный фонд государства, на момент ввода Налогового кодекса минимальный расчетный доход был 1500 сом, возьмем 8 % получается  120 сом17. Разницу посчитать несложно, в 5 раз.

 Посыпались письма в Жогорку Кенеш и в Министерство экономического регулирования. Причем недостающую часть налога должен выплачивать за работника  работодатель. А исполнение третьим лицом налоговых обязательств это получается в любом случае доход работника.

Далее внесли изменения и  налоговая база при трудовых отношениях не может быть менее 50 процентов  от суммы минимального расчетного дохода за налоговый период по подоходному налогу18, соответственно сумма налога стала 305 сом, сумма налога снижена ровно наполовину. Казалось налоговое бремя снижена, но не тут то было тарифы социальных взносов подгоняют под единую сетку с подоходным налогом, ставка  10 % и размер минимального расчетного дохода в месяц становиться один19. На сегодняшний с учетом изменений законодательства минимальный расчетный доход по Бишкеку 6958 сом (см. приложение). Посчитаем сумму налога для работника(без учета налоговых льгот и освобождений) на общихоснованиях:

Налоговая база 6958 х50%=3479 сом

Соцфонд. 3479х10%=348 сом

Стандартный вычет 650 сом

Сумма налога: (3479-348-650)х10%=248 сом

Здесь, у меня возникает  недоумевающий вопрос на каком основании  сумма подоходного налога сейчас 288 сом, разница 40 сом это существенно. Тарифы по социальным взносам, имеется  ввиду минимальные, соответствуют  расчетам и равняются 40 % от МРД (6958х40%=2783х10%=278 сом).

Автор данной работы, привела  краткую хронологию событий происходящих вокруг налоговой базы подоходного налога в течение года, так как этот налог является одним из доходообразующих налогов бюджета нашей страны и составил в 2008 году 3,7% ВВП, а в 2009 году 4,2% ВВП.

Далее рассмотрим налог на прибыль, который относится к  разряду общереспубликанских. Налогоплательщики налога на прибыль:

1. Налогоплательщиком налога  на прибыль (далее в настоящем  разделе - налогоплательщик) является:

1) отечественная организация;

2) иностранная организация,  осуществляющая деятельность через  постоянное учреждение в Кыргызской  Республике;

3) индивидуальный предприниматель;

4) налоговый агент, выплачивающий  иностранной организации доход  из источника в Кыргызской  Республике, не связанный с постоянным  учреждением в Кыргызской Республике.

Объектом налогообложения  налогом на прибыль является осуществление  экономической деятельности, в результате которой получен доход:

1) отечественной организацией  или индивидуальным предпринимателем - из источника в Кыргызской  Республике и/или из источника  за пределами Кыргызской Республики;

2) иностранной организацией  или физическим лицом-нерезидентом, осуществляющим свою деятельность  через постоянное учреждение  в Кыргызской Республике, - из  источника в Кыргызской Республике.

1. Налоговой базой по  налогу на прибыль является  прибыль, исчисленная по правилам, установленным законодательством  Кыргызской Республики о бухгалтерском  учете, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим разделом.

2. Прибылью является положительная  разница между совокупным годовым  доходом налогоплательщика и  расходами, подлежащими вычету  согласно настоящему разделу,  рассчитанными за налоговый период.

3. Налоговой базой для  иностранных организаций, получающих  доходы от источника в Кыргызской  Республике, не связанных с постоянным  учреждением в Кыргызской Республике, является доход без осуществления  вычетов.

Мне бы хотелось заострить  внимание касательно, налога на прибыль, именно на подсчетах налоговой амортизации. При разработке Налогового Кодекса ставилась цель максимально приблизить расчеты к международным стандартам финансовой отчетности. На деле получили абсурдные громоздкие расчеты по налоговой амортизации, с бесконечным применением формул, как при приобретении, выбытии, переводе на консервацию или реконструкцию. И что самое примечательное в налоговой амортизации, это перенос остаточной стоимости на следующий год. Это говорит о ведении параллельно двух (т.е. за 2 года текущий и следующий за ним), порой и трех таблиц при всех хозяйственных операциях. Где порой складывается казусная ситуация, при выбытии основных средств может получиться отрицательный остаток налоговой стоимости группы, но тем не менее остаточная стоимость основных средств переходит на следующий год. В ч.1 п 2. ст.201 НК КР при переводе объекта основных средств из режима консервации в действующие основные средства – на налоговую стоимость основных средств, ранее выбывших из группы при консервации этих основных средств. А в ч.2 п.5 при безвозмездной передаче, передаче в безвозмездное пользование, а также при переводе на консервацию – по балансовой стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о бухгалтерском учете. Естественно при таком положении дел может возникнуть отрицательная стоимость группы. Также при трактовки ч.3 ст.203 НК КР мы не видим предписания о применении формулы при вводе превышающей суммы по ремонту в налоговую группу, которая звучит так. Сумма, превышающая ограничение, установленные ч.2 настоящей статьи, рассматривается как стоимость основных средств, добавленная к стоимости группы в течении налогового года, и увеличивает налоговую стоимость группы на конец текущего (отчетного) года. Но, тем не менее применение формулы необходима.

 На предприятиях, где  имеется, большой перечень основных  средств, работа бухгалтера по  налоговой амортизации представляется  весьма обременительной. Да и  со стороны налоговых служб  предстоит, проделать весьма немалый  труд при проведении проверок.

Для наглядности приведу  пример расчета приобретение основного средства (далее ОС):

Купили легковой автомобиль в мае 2009г. за 200 000 сом (без косвенных налогов).

Стоимость ОС, добавляемая  к налоговой стоимости группе, определяется по формуле Б x (А+0,5)/12

200000х7,5/12=125000 (включаем в  I группу, как приобретение в 2009г),

200000-125000=75000 (включаем в  группу, как оставшуюся часть  в 2010 г)

Выбытие ОС:

Продали ОС в октябре 2009 г. за 100 000 сом (без косвенных налогов).

Дх(С+0,5/12)=100000х2,5/12=20833 (включаем в группу как выбытие в 2009г),

100000-20833=79166 (включаем в группу в 2010 г.как остав.часть)

 

Теперь, все данные внесем в таблицу 7.

 

 

 

Таблица 7.

 

Таблица налоговой амортизации20

 

 

2009 год

2010 год

1 группа

1 группа

налоговая стоимость группы на конец предыдущего года

150 000

209 167

МИНУС сумму амортизационных  отчислений, исчисленных в предыдущем году

45 000

62 750

ПЛЮС стоимость основных средств, добавленных к группе в  течение года в соответствии с  частью 6 ст.200 НК КР

125 000

146 417

ПЛЮС оставшаяся часть  стоимости основных средств, добавленных  к налоговой стоимости группы предыдущего года,

 

75 000

МИНУС выбывшие в течение  года основные средства, по стоимости, определенной в соответствии с частью 7 ст.200 НК КР

20 833

 

МИНУСоставшаяся часть стоимости  основных средств, выбывших в предыдущем году.

 

79 166

Сумма для расчета амортизации

209 167

142 251

Ставка амортизации

30%

30%

Сума амортизации

62 750

42 675


 

Это, самая упрощенная таблица, здесь надо учесть, что групп 6 и  по арендованным средствам надо создавать  отдельные группы. Где трудоемкий процесс исчисления, большая вероятность ошибок.

- Учитывая вышесказанное,  предлагаю пересмотреть методику  расчетов по налоговой амортизации. 

Также хотелось обратить внимание на заполнение единой налоговой декларации, именно раздела касающихся расходов подлежащих вычету: строка 233 - налогоплательщик имеет право отнести на вычеты только документально подтвержденные расходы, связанные с получением дохода в соответствии с кодексом (остальное – постоянные разницы). Документально подтвержденные расходы – это необходимо идентифицировать обе стороны. Представьте ситуацию с ГСМ или товарный или фискальный чек, где имеются реквизиты только одной стороны, как правило продавца. Получается вы не имеете право отнести на вычеты ваши расходы.

- На мой взгляд нужно  урегулировать эту ситуацию, признать  документально подтвержденными  расходами, те расходы где имеется  все необходимыми в целях налогообложения  реквизиты одной стороны.

Налог на прибыль также  как и любой налог тема отдельной  квалификационной работы, поэтому мы ограничимся сказанным и перейдем к следующему налогу на добавленную  стоимость.

НДС является формой изъятия  в доход бюджета части стоимости  всех облагаемых поставок на территории Кыргызской Республики, а также облагаемого  импорта.

Налогоплательщиком НДС  является облагаемый субъект, а также  субъект, осуществляющий облагаемый импорт.

Ставка НДС устанавливается в размере 12 процентов по всем облагаемым поставкам и облагаемому импорту и 0 процентов в отношении поставок, определяемых статьями 261-263 НК КР.

Субъект становится облагаемым, если он зарегистрирован или обязан зарегистрироваться в органах налоговой  службы как налогоплательщик НДС, при достижения регистрационного порога 4000000 сом.

Хотелось бы сказать, что  органы налоговой службы имеют право  аннулировать регистрацию по НДС  с последующим уведомлением облагаемого  субъекта в случае непредставления  данным облагаемым субъектом налоговой  отчетности по НДС в течение двух налоговых периодов, следующих подряд после установленного настоящим  Кодексом срока ее представления. Еще раз напомним о аннулировании добровольной регистрации по НДС, которая наступает только через два года с момента подачи заявления.

Также на мой взгляд была разумно отредактирована ст.231 НК КР21, в новой редакции добавлен п.5. ч.2  не являются объектами налогообложения передача или возврат имущества, переданного в уставный капитал (фонд, взнос). Также освобожденными являются поставки товаров, работ и услуг предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности (кроме используемой для производства подакцизной группы товаров), перерабатывающих отечественное сельскохозяйственное сырье, является поставкой, освобожденной от НДС, сроком на 3 года по Перечню, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики22. А также поставка отечественному сельскохозяйственному производителю сельскохозяйственной техники, производимой на предприятиях Кыргызской Республики, согласно Перечню, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики, является поставкой, освобожденной от НДС23. О НДС можно говорить бесконечно, поэтому перейдем к еще одному косвенному акцизному налогу.

Первая редакция Налогового кодекса, сильно удручила жизнь плательщикам акцизного налога занимающихся розничной  реализацией ювелирных изделий и их частей из драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами, изделия золотых или серебряных дел мастеров и их части из драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами, прочие изделия из драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами, монеты, корпуса для часов, ремешки, ленты и браслеты для часов, предназначенных для ношения на себе или с собой, и их части. Потому, что налоговой базой является: цена реализации подакцизных товаров, без включения НДС; и/или, а налог с продаж , а акцизный налог остались сидеть в стоимости. И только в последующей редакции была отрегулирована налоговая база акцизного налога, которая звучит так, цена реализации подакцизных товаров, без включения НДС, налога с продаж и акцизного налога; и/или24.

Рассмотрим так называемый акцизный депозит. Особенности уплаты акциза по подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья состоят в том, что сумма акциза (депозита), внесенная налогоплательщиком, осуществляющим производство подакцизного товара из давальческого сырья, на специальный счет налогового органа, подлежит возврату на его банковский счет не позднее 20 дней со дня представления в налоговый орган соответствующего заявления, а также следующих документов:

1) налоговой отчетности  по акцизу;

2) копии договора между  собственником давальческого лица  и третьим лицом на поставку  подакцизного товара на экспорт;

3) копии счет-фактуры или  иного документа на отгрузку  готового подакцизного товара, включая  на экспорт;

4) платежных документов, подтверждающих факт оплаты за  услуги по переработке давальческого  сырья;

5) платежных документов, подтверждающих факт оплаты за  экспортированный подакцизный товар;

6) грузовой таможенной  декларации на экспорт подакцизного  товара;

7) грузовой таможенной  декларации страны назначения  или иного документа, подтверждающего  импорт в страну назначения, такого  как:

а) тиркарнет;

б) международная товарно-транспортная накладная;

в) накладная, оформляемая  при международном железнодорожном  сообщении;

8) справки налогового  органа по месту налоговой  регистрации собственника давальческого  сырья об отсутствии у него  налоговой задолженности.

Информация о работе Налоговое регулирование экономики