Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:10, дипломная работа
Целью данной работы является изучение механизма функционирование налоговой системы, влияния налогового регулирования на формирование доходов государственного бюджета. Задачи – сделать анализ элементов действующей налоговой системы, дать оценку современной концепции налогообложения.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы исследования налогового регулирования национальной экономики………………………………………………………...6
1.1. Социально-экономическая сущность и роль налогов в системе
регулирования экономики......................................................................................6
1.2. Роль налогового регулирования в формировании финансовых ресурсов государства………………………………………………………………………13
1.3. Зарубежный опыт налогообложения и его роль в доходах бюджета……18
Глава 2. Анализ развития налогов и его роль в доходах госбюджета
страны…………………………………………………………………………….32
2.1. Становление и развитие налоговой системы Кыргызстана……………..32
2.2. Оценка поступлений налогов в государственный бюджет страны.............................................................................................................……51
Глава 3. Вопросы совершенствования системы налогообложения и усиление его роли в регулировании экономики…………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………….68
Список использованной литературы…
Вторая группа местных налогов включает в себя надбавки к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в определенном проценте в местный бюджет. По финансовой сущности эти надбавки отличаются от местных налогов только формой мобилизации финансовых ресурсов.
Третья группа - налоги на транспортные средства, на зрелища, на гостиницы, коммунальные сборы и прочие. В Нью-Йорке, например, налог в гостиницах составлял в 1991 г. 19% от стоимости проживания. Среди налогов на потребление в США можно отметить такие, как налог на регистрацию автомашин, налог на парковку автомобиля (в Нью-Йорке он равен 18,7% от цены парковки), акциз на топливо, налог за пользование автострадами. Последний делится между бюджетами штата и городов, и ставки его зависят от веса автомобиля.
Наконец, есть группа местных налогов, которые не носят фискального характера, а определяют политику местных органов управления. Это прежде всего экологические налоги, направленные на защиту природной окружающей среды. В Нью-Йорке есть налог на очистку нефтяных пятен на водоемах. Имеется налог на корпорации, в результате деятельности которых появляются "отходы риска". Специальным налогом облагаются компании, производящие емкости для жидкостей без их вторичного использования (имеются в виду консервные банки и прочая тара, идущая после использования продукции в отходы).
Для всех стран характерно преобладание налогов, взимаемых в центральный бюджет, и подчиненное положение местных налогов. Но в то же время развитие урбанизации приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов. Поэтому местные налоги повышаются наиболее быстрыми темпами. Так, за последние 30 лет их сумма увеличилась в Великобритании и во Франции в пять, а в США - в восемь раз.
В отличие от государственных,
местные налоги характеризуются, как
правило, множественностью и регрессивностью.
Их ставки не учитывают доходов
Так, в Японии действуют муниципальные налоги на собственность, на предпринимательство, на пользование землей и водой, на купание в горячих источниках, на страхование здоровья, на цели городской планировки, на продажу табака, на электричество, на газ и ряд других.
Во Франции взимается
более 50 различных видов местных
налогов, в Италии - свыше 70, в Бельгии
- около 100. Сумма их поступлений в
этих странах составляет от 30 до 60 %
доходов местных бюджетов, в США
- 65 %. Исключение составляет Великобритания,
где действует всего один местный
налог - имущественный; он взимается
с собственников или
Аналогичное положение и в других странах. Так, налоговые системы штатов в США различаются по видам налогов, величине налоговой базы, уровню некоторых ставок и количеству налоговых льгот. В одних штатах принята пропорциональная ставка подоходного налога, в других прогрессивная. В одних штатах акцизами облагаются все розничные товары, в других - только некоторые. В шести же штатах в 1991-1992 финансовом году вообще отсутствует налог с продаж.
В Италии, Франции, Германии, некоторых других странах важное место занимает вторая группа местных налогов, которые взимаются в качестве надбавок к общегосударственным. Например, в Италии это надбавки к поземельному и сельскохозяйственному налогам. В Германии подоходный налог (а он здесь, как и в США, один из главных источников доходов) распределяется так: по 42,5 % в федеральный бюджет и в бюджет Земли и 15 % - в местные бюджеты. Налог с корпораций делится поровну (по 50 %) между федеральным центром и Землей. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами, но 50 % поступлений перечисляется в бюджеты Земли и федеральный. Налог с продаж также распределяется по различным уровням. Но в данном случае пропорции могут быть самыми различными. Этот налог выступает как регулирующий, за его счет идет выравнивание финансового положения Земель при формировании текущих бюджетов. Каждые 2-3 года финансовые органы федерального правительства и Земельпроводят переговоры о распределении налога с продаж. В 1991 г. его ставка -14 %, но на отдельные товары ниже (до 7%).
Кстати, Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов регионов. Высокодоходные Земли (например, Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым Землям - Шлезвиг-Голштейну, Саксонии и другим.
Значительные особенности имеет финансовая система Нидерландов. Если в США есть три более или менее самостоятельных уровня налогов, в Германии наряду с этим происходит расщепление основных налогов на три уровня, то в Нидерландах местные налоги явно играют второстепенную роль. Основные налоговые поступления сосредоточены в бюджетах государства и Земель, которые распределяются затем в виде субсидий и субвенций. Собственные доходы в местных бюджетах, даже в бюджетах крупных городов, не превышают 11-12%.
Покажем это на примере бюджета г. Гааги на 1990 г. Как он формируется? Общий его объем - 2,8 млрд. гульденов. Из них - лишь около 12 % составляют собственные доходы. Основная статья - налог на недвижимость, приносящий более 160 млн. гульденов. Он состоит из двух частей: одна взимается с собственников зданий и сооружений, другая - с тех, кто этим зданием пользуется, т.е. с арендаторов. Единицей, с которой исчисляется налог, служит сумма в 3 тыс. гульденов. Владелец вносит в казну города за нее 10, арендатор - 5,5 гульдена. Еще 40 млн. гульденов из своей прибыли вносят в бюджет Гааги подведомственные бургомистрату предприятия: энергетического, водопроводного и газового хозяйства, морской порт. Основой экономики города является Схевеннигский порт.
Чуть больше 100 млн. гульденов приносят налоги на туристов, на вывоз мусора, на содержание домашних животных, на парковку автомашин в городе, на право прокладки канализации, а также взимание пошлин. Около 2,5 млрд. гульденов, или основную часть бюджета Гааги, составляют правительственные субсидии, подразделяющиеся на две части: муниципальный фонд, передаваемый в распоряжение бургомистрата, который распоряжается им по своему усмотрению, и целевые средства. Последние расходуются на содержание полиции, образование, социальное обеспечение. Целевые ассигнования серьезно сдерживают самостоятельность бургомистратов в распоряжении финансовыми ресурсами города. Но правительство страны считает, что в таких областях, как охрана порядка, образование, социальное обеспечение, необходимо добиться определенного уровня обслуживания каждого жителя Нидерландов независимо от того, в какой из 11 провинций или на территории какого из 750 муниципалитетов он проживает. Этот примерно одинаковый уровень соблюдается от города Катвоуд, где около 300 жителей, до Амстердама, население которого - почти 700 тыс. человек. В бюджетах городов Финляндии, напротив, доминируют собственные доходы. Вот статьи доходов бюджета города Хельсинки на 1990 г. (млн. марок):
Таблица 5
Доходы бюджета г. Хельсинки
Налоги |
7053,3 |
Сборы |
4440,5 |
Государственные субсидии |
1879,2 |
Ссуды |
332,9 |
Прочие доходы |
2781,3 |
Объем бюджета г. Хельсинки, как видим, составляет около 16,5 млрд. марок. Из них почти 14,3 млрд., или 86% - собственные доходы. На ссуды приходится лишь 2% общего объема доходов.
Муниципалитет Токио предпочитает
в основном обходиться своими ресурсами,
основанными на налогах. В середине
восьмидесятых годов
Структура доходной части местных бюджетов в развитых странах (данные по итогам 1988 г.) представлена в таблице:
Таблица 6
Структура доходов местных бюджетов, в %
США |
Англия |
Франция |
ФРГ |
Япония | |
Местные налоги |
65 |
36 |
60 |
45 |
33 |
Субсидии правительства |
23 |
30 |
25 |
24 |
40 |
Неналоговые доходы |
12 |
34 |
15 |
31 |
27 |
Из них от: - местных предпр-й |
6 |
7 |
8 |
6 |
6 |
- местной собств-ти |
2 |
14 |
2 |
4 |
4 |
- штрафов, сборов, услуг, добровольных взносов |
4 |
13 |
5 |
21 |
17 |
Ориентация на собственные доходы и на сбалансированность бюджета усилилась после финансового кризиса, охватившего ряд больших городов мира в семидесятых годах. Например, бюджет г. Токио был сведен с дефицитом в 376 млрд. иен.
В то же время почти во
всех странах местные органы управления
не имеют права налоговой
Государственные и местные финансовые системы через налоги оказывают сильнейшее влияние на развитие экономики. Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования:
Глава 2. Анализ развития налогов и его роль в доходах госбюджета страны
2.1. Становление и развитие налоговой системы Кыргызстана
Современная налоговая система Кыргызской Республики базируется на требованиях рыночных отношений с учетом перспектив социально-экономического развития. С 1 января 2009 года вступил в силу новый Налоговый кодекс Кыргызской Республики. При разработке кодекса ставились цели совершенствования налогового администрирования, расширения налоговой базы, создания стимулов для развития бизнеса, сокращения прямых контактов с представителями налоговой службы, сокращения отчетности, упрощения налоговой системы, сокращения налоговой нагрузки, минимизации отсылочных норм и т.д.
По истечении
года, как показала жизнь, сложившаяся
действительность показывает, для многих
категорий налогоплательщиков новый
налоговый кодекс принес еще большее
обременение налоговым
Становление и развитие налогового
регулирования экономики
Построенная на таких основаниях налоговая система Кыргызской Республики включала 16 основных налогов, отчислений и сборов, распределяемых между республиканским и местным бюджетами. В 1996 году в Кыргызской Республике была проведена реформа в области налогов. С проведением данной реформы число налогов сократилось до 12, все налоговые законопроекты были объединены в единый документ регулирующий данную сферу - «Налоговый кодекс Кыргызской Республики». Современный этап налогового реформирования закончился введением нового Налогового кодекса Кыргызской Республики в действие с 1января 2009 года.
В настоящее время налоги, рассматриваются, чуть ли не как главная причина продолжающегося спада производства и усиления финансового кризиса. Конечно, во многом это связано с неправильным пониманием и смещением акцентов в причинах кризисных тенденций.