Налоговое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:10, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма функционирование налоговой системы, влияния налогового регулирования на формирование доходов государственного бюджета. Задачи – сделать анализ элементов действующей налоговой системы, дать оценку современной концепции налогообложения.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы исследования налогового регулирования национальной экономики………………………………………………………...6
1.1. Социально-экономическая сущность и роль налогов в системе
регулирования экономики......................................................................................6
1.2. Роль налогового регулирования в формировании финансовых ресурсов государства………………………………………………………………………13
1.3. Зарубежный опыт налогообложения и его роль в доходах бюджета……18
Глава 2. Анализ развития налогов и его роль в доходах госбюджета
страны…………………………………………………………………………….32
2.1. Становление и развитие налоговой системы Кыргызстана……………..32
2.2. Оценка поступлений налогов в государственный бюджет страны.............................................................................................................……51
Глава 3. Вопросы совершенствования системы налогообложения и усиление его роли в регулировании экономики…………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………….68
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

налоговое регулирование экономики.docx

— 151.93 Кб (Скачать документ)

 

Вторая группа местных  налогов включает в себя надбавки к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в определенном проценте в местный бюджет. По финансовой сущности эти надбавки отличаются от местных налогов только формой мобилизации  финансовых ресурсов.

Третья группа - налоги на транспортные средства, на зрелища, на гостиницы, коммунальные сборы и  прочие. В Нью-Йорке, например, налог  в гостиницах составлял в 1991 г. 19% от стоимости проживания. Среди налогов  на потребление в США можно  отметить такие, как налог на регистрацию  автомашин, налог на парковку автомобиля (в Нью-Йорке он равен 18,7% от цены парковки), акциз на топливо, налог  за пользование автострадами. Последний  делится между бюджетами штата  и городов, и ставки его зависят  от веса автомобиля.

Наконец, есть группа местных  налогов, которые не носят фискального  характера, а определяют политику местных  органов управления. Это прежде всего  экологические налоги, направленные на защиту природной окружающей среды. В Нью-Йорке есть налог на очистку нефтяных пятен на водоемах. Имеется налог на корпорации, в результате деятельности которых появляются "отходы риска". Специальным налогом облагаются компании, производящие емкости для жидкостей без их вторичного использования (имеются в виду консервные банки и прочая тара, идущая после использования продукции в отходы).

Для всех стран характерно преобладание налогов, взимаемых в  центральный бюджет, и подчиненное  положение местных налогов. Но в  то же время развитие урбанизации  приводит к ускоренному росту  доходов городских бюджетов. Поэтому  местные налоги повышаются наиболее быстрыми темпами. Так, за последние 30 лет их сумма увеличилась в  Великобритании и во Франции в  пять, а в США - в восемь раз.

В отличие от государственных, местные налоги характеризуются, как  правило, множественностью и регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков.

Так, в Японии действуют  муниципальные налоги на собственность, на предпринимательство, на пользование  землей и водой, на купание в горячих  источниках, на страхование здоровья, на цели городской планировки, на продажу  табака, на электричество, на газ и  ряд других.

Во Франции взимается  более 50 различных видов местных  налогов, в Италии - свыше 70, в Бельгии - около 100. Сумма их поступлений в  этих странах составляет от 30 до 60 % доходов местных бюджетов, в США - 65 %. Исключение составляет Великобритания, где действует всего один местный  налог - имущественный; он взимается  с собственников или арендаторов  любого недвижимого имущества производственного  или непроизводственного назначения. В это понятие входит также  земля. К числу плательщиков данного  налога относятся и лица, снимающие  жилье и выплачивающие квартирную плату. Налог собирается ежегодно, но может вноситься и по частям Он полностью идет в местные бюджеты  и достаточно высок, чтобы обеспечивать примерно треть их поступлений. Оценка стоимости недвижимого имущества, как правило, производится раз в 10 лет и является основой расчета  имущественного налога. Она представляет собой предполагаемую сумму годового дохода от сдачи данного имущества  в аренду. Величина налога устанавливается в пенсах с каждого фунта стерлингов стоимости имущества. Расчет ставки налогообложения ведется исходя из потребностей города в финансовых ресурсах. Определяемые на следующий финансовый год расходы города соотносятся с общей налоговой стоимостью имущества, находящегося на его территории. Следствием такого порядка являются значительные колебания налоговых ставок по городам и графствам Великобритании.

Аналогичное положение и  в других странах. Так, налоговые  системы штатов в США различаются  по видам налогов, величине налоговой  базы, уровню некоторых ставок и  количеству налоговых льгот. В одних  штатах принята пропорциональная ставка подоходного налога, в других прогрессивная. В одних штатах акцизами облагаются все розничные товары, в других - только некоторые. В шести же штатах в 1991-1992 финансовом году вообще отсутствует  налог с продаж.

В Италии, Франции, Германии, некоторых других странах важное место занимает вторая группа местных  налогов, которые взимаются в  качестве надбавок к общегосударственным. Например, в Италии это надбавки к поземельному и сельскохозяйственному  налогам. В Германии подоходный налог (а он здесь, как и в США, один из главных источников доходов) распределяется так: по 42,5 % в федеральный бюджет и в бюджет Земли и 15 % - в местные  бюджеты. Налог с корпораций делится  поровну (по 50 %) между федеральным  центром и Землей. Налог на предпринимательскую  деятельность взимается местными органами, но 50 % поступлений перечисляется  в бюджеты Земли и федеральный. Налог с продаж также распределяется по различным уровням. Но в данном случае пропорции могут быть самыми различными. Этот налог выступает  как регулирующий, за его счет идет выравнивание финансового положения  Земель при формировании текущих  бюджетов. Каждые 2-3 года финансовые органы федерального правительства и Земельпроводят переговоры о распределении налога с продаж. В 1991 г. его ставка -14 %, но на отдельные товары ниже (до 7%).

Кстати, Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов регионов. Высокодоходные Земли (например, Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют  часть своих финансовых ресурсов менее развитым Землям - Шлезвиг-Голштейну, Саксонии и другим.

Значительные особенности  имеет финансовая система Нидерландов. Если в США есть три более или  менее самостоятельных уровня налогов, в Германии наряду с этим происходит расщепление основных налогов на три уровня, то в Нидерландах местные  налоги явно играют второстепенную роль. Основные налоговые поступления  сосредоточены в бюджетах государства  и Земель, которые распределяются затем в виде субсидий и субвенций. Собственные доходы в местных  бюджетах, даже в бюджетах крупных  городов, не превышают 11-12%.

Покажем это на примере  бюджета г. Гааги на 1990 г. Как он формируется? Общий его объем - 2,8 млрд. гульденов. Из них - лишь около 12 % составляют собственные доходы. Основная статья - налог на недвижимость, приносящий более 160 млн. гульденов. Он состоит  из двух частей: одна взимается с  собственников зданий и сооружений, другая - с тех, кто этим зданием  пользуется, т.е. с арендаторов. Единицей, с которой исчисляется налог, служит сумма в 3 тыс. гульденов. Владелец вносит в казну города за нее 10, арендатор - 5,5 гульдена. Еще 40 млн. гульденов из своей прибыли вносят в бюджет Гааги подведомственные бургомистрату  предприятия: энергетического, водопроводного и газового хозяйства, морской порт. Основой экономики города является Схевеннигский порт.

Чуть больше 100 млн. гульденов приносят налоги на туристов, на вывоз мусора, на содержание домашних животных, на парковку автомашин в городе, на право прокладки канализации, а также взимание пошлин. Около 2,5 млрд. гульденов, или основную часть бюджета Гааги, составляют правительственные субсидии, подразделяющиеся на две части: муниципальный фонд, передаваемый в распоряжение бургомистрата, который распоряжается им по своему усмотрению, и целевые средства. Последние расходуются на содержание полиции, образование, социальное обеспечение. Целевые ассигнования серьезно сдерживают самостоятельность бургомистратов в распоряжении финансовыми ресурсами города. Но правительство страны считает, что в таких областях, как охрана порядка, образование, социальное обеспечение, необходимо добиться определенного уровня обслуживания каждого жителя Нидерландов независимо от того, в какой из 11 провинций или на территории какого из 750 муниципалитетов он проживает. Этот примерно одинаковый уровень соблюдается от города Катвоуд, где около 300 жителей, до Амстердама, население которого - почти 700 тыс. человек. В бюджетах городов Финляндии, напротив, доминируют собственные доходы. Вот статьи доходов бюджета города Хельсинки на 1990 г. (млн. марок):

Таблица 5

Доходы  бюджета г. Хельсинки

Налоги

7053,3

Сборы

4440,5

Государственные субсидии

1879,2

Ссуды

332,9

Прочие доходы

2781,3


 

Объем бюджета г. Хельсинки, как видим, составляет около 16,5 млрд. марок. Из них почти 14,3 млрд., или 86% - собственные доходы. На ссуды приходится лишь 2% общего объема доходов.

Муниципалитет Токио предпочитает в основном обходиться своими ресурсами, основанными на налогах. В середине восьмидесятых годов государственные  субсидии в объеме бюджета города не превышали 9 %. Нужно отметить, что в других городах Японии их удельный вес в среднем в два раза выше.

Структура   доходной   части   местных   бюджетов   в   развитых   странах (данные по итогам 1988 г.) представлена в таблице:

Таблица 6

Структура доходов  местных бюджетов, в %

 

 

США

Англия

Франция

ФРГ

Япония

Местные налоги

65

    36

60

45

33

Субсидии правительства

23

30

25

24

40

Неналоговые доходы

12

34

15

31

27

Из них от: - местных  предпр-й

6

7

8

     6

6

- местной собств-ти

2

14

2

    4

4

-  штрафов,  сборов, услуг,  добровольных взносов

4

13

5

21

17


 

Ориентация на собственные  доходы и на сбалансированность бюджета  усилилась после финансового  кризиса, охватившего ряд больших  городов мира в семидесятых годах. Например, бюджет г. Токио был сведен с дефицитом в 376 млрд. иен.

В то же время почти во всех странах местные органы управления не имеют права налоговой инициативы. Виды налогов утверждаются центральным  правительством (в США - это прерогатива  штатов), а вопрос о ставках решает города. В некоторых странах центральное  правительство формально разрешает  местным органам самим устанавливать  налоги. Но в этом случае оно оставляет  за собой контроль за их ставками и  суммами.

Государственные и местные  финансовые системы через налоги оказывают сильнейшее влияние на развитие экономики. Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования:

  • налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными.    Это   условие   наиболее   тяжело   дается   законодателям   и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую  систему лишь к чисто  фискальным  функциям,  забыв о необходимости  расширения   налоговой   базы,   о   функциях   стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;
  • налоговая система должна служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;
  • налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;
  • порядок   взимания   налогов   должен   предусматривать   минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;
  • обсуждение   проектов   законов   о   налогообложении   должно   носить открытый и гласный характер.
  • Как происходил процесс становления и развития налоговой системы Кыргызской Республики и какова роль налогов в пополнении государственного бюджета, мы узнаем из следующей главы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава   2.   Анализ   развития   налогов   и   его   роль   в   доходах госбюджета страны

2.1. Становление  и развитие налоговой системы  Кыргызстана

Современная налоговая система  Кыргызской Республики базируется на требованиях рыночных отношений  с учетом перспектив социально-экономического развития. С 1 января 2009 года вступил в силу новый Налоговый кодекс Кыргызской Республики. При разработке кодекса ставились цели совершенствования налогового администрирования, расширения налоговой базы, создания стимулов для развития бизнеса, сокращения прямых контактов с представителями налоговой службы, сокращения отчетности, упрощения налоговой системы, сокращения налоговой нагрузки, минимизации отсылочных норм и т.д.

По истечении  года, как показала жизнь,  сложившаяся  действительность показывает, для многих категорий налогоплательщиков новый  налоговый кодекс принес еще большее  обременение налоговым обязательством. Что на сегодняшний день в Кыргызстане  при определенных  достоинствах налогового  законодательства, он не лишен некоторых недостатков. Ни для кого не секрет насколько действенным  инструментом является механизм налогового регулирования. Ведь некорректное налогообложение идет вразрез с фискальной политикой государства, направленной на создание благоприятных условий для полноценного развития экономики в целом. Поэтому принятие большинства значимых решений по налоговым правоотношениям должны быть достаточно  взвешенными. Налоговый кодекс ни коем образом не должен быть отстраненным от рядового налогоплательщика, при этом он должен решать проблемы соблюдения и защиты прав участников налоговых правоотношений в контексте приоритетных направлений обновления налогового законодательства.

Становление и развитие налогового регулирования экономики Кыргызстана  имеет истоки с начала 1992 года. Построена она была на основе двух главных принципах:

  • Во-первых,   необходимо   было   с   учетом   предстоящего   объема расходов на финансирование экономики и социальных программ сохранить на прежнем   уровне   налоговые   поступления   в   бюджет   в   условиях   спада производства и реального сокращения налоговой базы;
  • Во-вторых, обеспечить применение зарубежных схем и моделей налогообложения,     приемлемых     для     изменившейся     политической      и экономической обстановки.

Построенная на таких основаниях налоговая система Кыргызской Республики включала 16 основных налогов, отчислений и сборов, распределяемых между республиканским  и местным бюджетами. В 1996 году в  Кыргызской Республике была проведена  реформа в области налогов. С  проведением данной реформы число  налогов сократилось до 12, все  налоговые законопроекты были объединены в единый документ регулирующий данную сферу - «Налоговый кодекс Кыргызской Республики». Современный этап налогового реформирования закончился введением нового Налогового кодекса Кыргызской Республики в действие с 1января 2009 года.

В настоящее время налоги, рассматриваются, чуть ли не как главная  причина продолжающегося спада  производства и усиления финансового  кризиса. Конечно, во многом это связано  с неправильным пониманием и смещением  акцентов в причинах кризисных тенденций.

Информация о работе Налоговое регулирование экономики