Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:10, дипломная работа
Целью данной работы является изучение механизма функционирование налоговой системы, влияния налогового регулирования на формирование доходов государственного бюджета. Задачи – сделать анализ элементов действующей налоговой системы, дать оценку современной концепции налогообложения.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы исследования налогового регулирования национальной экономики………………………………………………………...6
1.1. Социально-экономическая сущность и роль налогов в системе
регулирования экономики......................................................................................6
1.2. Роль налогового регулирования в формировании финансовых ресурсов государства………………………………………………………………………13
1.3. Зарубежный опыт налогообложения и его роль в доходах бюджета……18
Глава 2. Анализ развития налогов и его роль в доходах госбюджета
страны…………………………………………………………………………….32
2.1. Становление и развитие налоговой системы Кыргызстана……………..32
2.2. Оценка поступлений налогов в государственный бюджет страны.............................................................................................................……51
Глава 3. Вопросы совершенствования системы налогообложения и усиление его роли в регулировании экономики…………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………….68
Список использованной литературы…
Если по истечении 90 дней со дня отгрузки готового подакцизного товара собственнику давальческого сырья и/или на экспорт по поручению собственника давальческого сырья налогоплательщик, осуществивший производство подакцизного товара из давальческого сырья, не представил или представил не в полном объеме документы, указанные в части 1 настоящей статьи, сумма акциза (депозита) зачисляется в доход бюджета и возврату не подлежит.
В случае неподтверждения факта экспорта подакцизного товара сумма акциза (депозита), внесенная на специальный счет налогового органа, зачисляется в доход бюджета и возврату не подлежит.
Сумма акциза (депозита), внесенная
на специальный счет, не подлежит возврату
при наличии налоговой
Налоги за пользование недрами включают:
1) бонусы - разовые платежи
за право пользования недрами
с целью геологического
2) роялти - текущие платежи
за пользование недрами с
Налог с продаж является каскадным, и в тех случаях где мы не можем взять на вычет он включается в себестоимость товаров, работ и услуг.
Налогоплательщиком налога с продаж являются отечественная организация, иностранная организация, осуществляющая деятельность в Кыргызской Республике через постоянное учреждение, а также индивидуальный предприниматель.
Чрезвычайным является налог на имущество. В 2009 году Указом Президента Кыргызской Республики на объекты 1,2,3 группы был наложен мораторий. При введении указанного налога на территории Кыргызской Республики преследовалось несколько целей: создать у юридических лиц заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества, стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия. Таким образом, с точки зрения финансов, этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функцию, а сточки зрения пополнения местных бюджетов - фискальную функцию. Предварительный анализ структуры налога по видам недвижимости показал, что порядка 80% налоговых поступлений составят налоги от налогообложения объектов производственного и коммерческого назначения, и около 20 %-это налоги, взимаемые с владельцев жилья, то есть основная масса собственников жилья путем применения налоговых вычетов будет защищена от уплаты данного налога. В экономическом плане введение налога на недвижимость послужит дополнительным толчком для оживления рынка недвижимости, заставит собственников более рационально и эффективно использовать свои здания и сооружения, сдавать в аренду или продавать пустующие помещения.
На сегодняшний момент при исчислении этого налога у физических лиц возникают проблемы в неинформированности населения, отсутствия провоудостоверящих документов, особенно в новостройках вокруг столицы. У юридических лиц, при применении коммерческого коэффициента, трудно определить статус объекта налогообложения. Фактически в здании находится организация предоставляющая услуги связи, а в Госрегистре дают справку, удостоверяющую, что здание предназначается для услуг казино. На этом основании сумма налога возрастает в 10 раз. Хотя со стороны налоговых служб неправомерно требовать справок с Госрегистра.
Большой интерес у меня вызывает налоговый режим: налог на специальные средства. Этот налог вводился с целью прозрачности бюджета государственных организаций и как мы знаем, ставка налога составляет 20%. Рассмотрим простой пример, я студентка Кыргызского Национального Университета, который имеет частичное бюджетное финансирование. Специальными средствами признаются доходы бюджетных учреждений и организаций, финансируемых из государственного бюджета, получаемые от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и/или осуществления иных видов деятельности, при наличии разрешений, выданных в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Обратим внимание налогоплательщик уплачивает налоги, за исключением следующих видов налогов:
1) налог на прибыль;
2) НДС на облагаемые поставки;
3) налог с продаж.
Взамен налогов, перечисленных налогоплательщик уплачивает налог на специальные средства. Так вот КНУ вынужден платить налог на спецсредства по 20-ти процентной ставке, вместо тех же НДС 12 % и налога с продаж 3%, даже в совокупности это нам дает 13 %. Создается казусная ситуация, которая вынуждает отказываться от государственной помощи и отпускать в свободное плавание дотационные направления, к примеру если взять университет, это педагогические направления, которые не терпят к себе такое отношение. Если невозможно ликвидировать этот налог, хотя бы необходимо снизить ставку налога до 5%.
2.2. Оценка поступлений налогов в государственный бюджет страны
Важное значение для обеспечения стабильности макроэкономики имеет разумная политика государства в области совокупного спроса и предложения для поддержания функционирования рыночного механизма. Регулирование этих параметров определяет динамику и пропорции цен, заработной платы, налогов и денежного обращения. Важным фактором, определяющим совокупный спрос, являются налоги.
В Кыргызской Республике взимаются общегосударственные и местные налоги.
Общегосударственные налоги - обязательные платежи, вносимые в бюджет в порядке и на условиях, определяемых соответствующими органами государственной власти Кыргызской Республики.
К общегосударственным налогам Кыргызской Республики относятся:
Под местными налогами и сборами понимаются обязательные платежи в местные бюджеты, производимые налогоплательщиками в порядке и на условиях, определяемых органами местного самоуправления, на подведомственной им территории.
Для того чтобы проанализировать налоговую систему Кыргызской Республики на современном этапе, и выявить роль общегосударственных и местных налогов в формировании государственного бюджета построим следующую таблицу 8.
Таблица 8.
Структура доходов государственного бюджета КР 2008-200925 гг.
2008 год |
2009год | |||
Млн. с |
в % к ВВП |
Млн. с. |
в % к ВВП | |
Налоговые пост-я всего: |
17233,1 |
9,2 |
19975,3 |
10,2 |
Подоходный налог |
6909,1 |
3,7 |
8318,7 |
4,2 |
Налог на прибыль |
2603,1 |
1,4 |
1735,6 |
0,9 |
НДС |
16540,0 |
8,8 |
13467,3 |
6,9 |
Налог с продаж |
3932,6 |
2,2 | ||
Акцизные сборы |
1575,0 |
0,8 |
1668,6 |
0,8 |
Налоги за пользование недрами |
881,4 |
0,5 |
2625,1 |
1,3 |
Земельный налог |
376,0 |
2,0 |
389,0 |
1,5 |
Налог на имущество |
228,6 |
0,1 |
468,2 |
0,2 |
Неналоговые поступления всего: |
8179,7 |
4,4 |
9061,4 |
4,6 |
Доходы от операций с капиталом |
208,0 |
0,9 |
229,0 |
0,9 |
Получ-е офиц. Трансф. |
1218,0 |
5,3 |
1386,0 |
5,4 |
Таможенные платежи |
22855,0 |
100 |
25413,0 |
100 |
Из данной таблицы наглядно видно, какие общегосударственные и местные налоги в основном формируют государственный бюджет Кыргызской Республики.
Из таблицы 8 видно, что основную долю поступлений средств в государственный бюджет КР составляет НДС. На его долю приходится порядка трети совокупных средств поступающих в бюджет государства. Это может быть обусловлено тем, что НДС является самым мощным косвенным налогом в налоговой системе Кыргызской Республики, т.е. наиболее собираемым доходным источником. Идентичный налог в других странах также является наиболее продуктивным с точки зрения формирования бюджета. Посмотрим на собираемость налогов в разрезе основных источников, построив диаграмму и проанализируем данные за 2008 год.
Рисунок 1 . Данные по сбору налогов в разрезе основных источников
Поступления подоходного налога характеризуются ежегодной тенденцией роста. Уровень поступления налога в 2008 году по сравнению с 2006 годом увеличился на 0,2 процентных пункта ВВП, и составил 1,8% к ВВП. Что обусловлено ростом поступлений подоходного налога, удержанного у источника дохода, в связи с ростом среднемесячной заработной платы, и подоходного налога на патентной основе, вследствие активизации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Уровень поступления подоходного налога, удержанного у источника дохода в 2008 году по отношению к 2006 году, увеличился на 0,2 процентных пункта ВВП и подоходного налога на патентной основе на 0,1 процентных пункта ВВП.
Поступления по налогу на прибыль также характеризуются ежегодным ростом. Сборы по налогу на прибыль по отношению к ВВП выросли до 1,3% в 2008 году против 1,0% в 2006 году. Данный рост связан за счет разового поступления от ОсОО «Алькантра - Трейдинг» в сумме 643 млн. сом, а также значительного увеличения поступлений от нефтегазовой промышленности, пищевой отрасли, отрасли сельского и водного хозяйства и алкогольной продукции. Фактором роста поступлений налога в 2007 году по сравнению с 2006 годом послужило легализация доходов в части установления ставки налога в размере 10%. Основными плательщиками налога за данный период явились предприятия алкогольной отрасли, строительства, банковских и финансовых услуг, связи, и др. видов услуг.
Поступления в целом по земельному налогу в бюджет между 2006-2008 годами выросли с 412 млн. сом до 665,6 млн. сом, или на 62 процентов. Фактором увеличения в целом земельного налога за период 2007-2008 годы к факту 2006 года явился рост сбора земельного налога несельскохозяйственного назначения, в связи с увеличением ставки налога в 2007 году. Доля налога в объеме ВВП за трехлетний период сохранилась на одном уровне, или составила 0,4% к ВВП.
Сборы по налогу на добавленную стоимость, который является основным источником поступления налоговых доходов, характеризуются ярко выраженным ростом. Так, поступления налога за 2006-2008 годы выросли в среднем более чем в 3,5 млрд. сом. Увеличение роста налога связано как за счет роста НДС на внутреннюю продукцию, так и НДС на импортную продукцию. По отношению к ВВП поступления в целом НДС в 2007-2008 годы в сравнении с 2006 годом выросли на 1 процентных пункта, исоставили 9% к ВВП.
В целях снижения бремени налога был увеличен регистрационный порог по НДС в 2007 году до 2,5 млн. сом и в 2008 году до 4 млн. сом. Освобождены от уплаты НДС поставки сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем, несмотря на сужение налогооблагаемой базы, отмечен заметный рост НДС на внутреннюю продукцию за 2007-2008 годы за счет значительного увеличения поступлений налога от угольной и нефтегазовой промышленности, розничной торговли, услуг в области здравоохранения, строительства и прочих отраслей. Одной из причин роста налога в 2008 году явилось освобождение от уплаты НДС импорта основных средств, так как данная мера приводит к снижению сумм предъявляемых к возмещению НДС и улучшение налогового администрирования. Доля НДС на внутреннюю продукцию в ВВП выросла с 1,5 % ВВП в 2006 году до 1,9% ВВП в 2008 году.
Поступления по НДС на импортную продукцию, который занимает основную долю в общем объеме НДС, проявились значительными тенденциями увеличения в объемах. Так, за 2006-2008 годы сборы в среднем выросли на 2,7 млрд. сом. В объеме ВВП доля налога составила 7,0% к ВВП в 2008 году против 6,6% к ВВП в 2006 году. Увеличение сбора налога вызвано ростом объема импорта, который в 2008 году по сравнению с 2006 годом вырос более чем в 1,5 раза.
Ежегодный прирост налога с продаж и за оказание платных услуг достигнуто вследствие расширения налогооблагаемой базы, вызванного экономическим ростом. Доля налога в объеме ВВП в период 2007-2008 гг. по сравнению с 2006 годом выросло на 0,1 процентных пункта.
Стабильный рост поступления обеспечен такими видами налогов, как налог за пользование автодорогами и отчисления в фонд чрезвычайных ситуаций, что вызвано адекватным ростом экономических параметров. При этом, наибольший рост налогов обеспечен в 2008 году, где сборы по данным налогам по отношению к ВВП выросли на 0,1 процентных пункта в сравнении с предыдущими годами.
Номинальный объем акцизного налога отмечается хоть и незначительным, но стабильным увеличением сборов. В объеме ВВП отмечается ежегодное снижение уровня поступлений налога на 0,1 процентных пункта. Фактором сокращения сбора явилось снижение уровня поступления акцизного налога на внутреннюю продукцию.