Налоговое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:10, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма функционирование налоговой системы, влияния налогового регулирования на формирование доходов государственного бюджета. Задачи – сделать анализ элементов действующей налоговой системы, дать оценку современной концепции налогообложения.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы исследования налогового регулирования национальной экономики………………………………………………………...6
1.1. Социально-экономическая сущность и роль налогов в системе
регулирования экономики......................................................................................6
1.2. Роль налогового регулирования в формировании финансовых ресурсов государства………………………………………………………………………13
1.3. Зарубежный опыт налогообложения и его роль в доходах бюджета……18
Глава 2. Анализ развития налогов и его роль в доходах госбюджета
страны…………………………………………………………………………….32
2.1. Становление и развитие налоговой системы Кыргызстана……………..32
2.2. Оценка поступлений налогов в государственный бюджет страны.............................................................................................................……51
Глава 3. Вопросы совершенствования системы налогообложения и усиление его роли в регулировании экономики…………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………….68
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

налоговое регулирование экономики.docx

— 151.93 Кб (Скачать документ)

Если по истечении 90 дней со дня отгрузки готового подакцизного товара собственнику давальческого  сырья и/или на экспорт по поручению  собственника давальческого сырья  налогоплательщик, осуществивший производство подакцизного товара из давальческого  сырья, не представил или представил не в полном объеме документы, указанные  в части 1 настоящей статьи, сумма  акциза (депозита) зачисляется в  доход бюджета и возврату не подлежит.

В случае неподтверждения  факта экспорта подакцизного товара сумма акциза (депозита), внесенная  на специальный счет налогового органа, зачисляется в доход бюджета  и возврату не подлежит.

Сумма акциза (депозита), внесенная  на специальный счет, не подлежит возврату при наличии налоговой задолженности  у собственника давальческого сырья  в пределах такой задолженности.

Налоги за пользование  недрами включают:

1) бонусы - разовые платежи  за право пользования недрами  с целью геологического изучения  и разработки месторождений полезных  ископаемых;

2) роялти - текущие платежи  за пользование недрами с целью  разработки.

Налог с продаж является каскадным, и в тех случаях  где мы не можем взять на вычет  он включается в себестоимость товаров, работ и услуг.

Налогоплательщиком налога с продаж являются отечественная  организация, иностранная организация, осуществляющая деятельность в Кыргызской Республике через постоянное учреждение, а также индивидуальный предприниматель.

Чрезвычайным является налог на имущество. В 2009 году Указом Президента Кыргызской Республики на объекты 1,2,3 группы был наложен мораторий. При введении указанного налога на территории Кыргызской Республики преследовалось несколько целей: создать у юридических лиц заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества, стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия. Таким образом, с точки зрения финансов, этот налог выполняет  стимулирующую и контрольную функцию, а сточки зрения пополнения местных бюджетов - фискальную функцию. Предварительный анализ структуры налога по видам недвижимости показал, что порядка 80% налоговых поступлений составят налоги от налогообложения объектов производственного и коммерческого назначения, и около 20 %-это налоги, взимаемые с владельцев жилья, то есть основная масса собственников жилья путем применения налоговых вычетов будет защищена от уплаты данного налога. В экономическом плане введение налога на недвижимость послужит дополнительным толчком для оживления рынка недвижимости, заставит собственников более рационально и эффективно использовать свои здания и сооружения, сдавать в аренду или продавать пустующие помещения. 

На сегодняшний момент при исчислении этого налога у физических лиц возникают проблемы в неинформированности населения, отсутствия провоудостоверящих документов, особенно в новостройках вокруг столицы. У юридических лиц, при применении коммерческого коэффициента, трудно определить статус объекта налогообложения. Фактически в здании находится организация предоставляющая услуги связи, а в Госрегистре дают справку, удостоверяющую, что здание предназначается для услуг казино. На этом основании сумма налога возрастает в 10 раз. Хотя со стороны налоговых служб неправомерно требовать справок с Госрегистра.

Большой интерес у меня вызывает налоговый режим: налог  на специальные средства. Этот налог  вводился с целью прозрачности бюджета  государственных организаций и как мы знаем, ставка налога составляет 20%. Рассмотрим простой пример, я студентка Кыргызского Национального Университета, который имеет частичное бюджетное финансирование. Специальными средствами признаются доходы бюджетных учреждений и организаций, финансируемых из государственного бюджета, получаемые от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и/или осуществления иных видов деятельности, при наличии разрешений, выданных в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Обратим внимание налогоплательщик уплачивает налоги, за исключением следующих видов налогов:

1) налог на прибыль;

2) НДС на облагаемые  поставки;

3) налог с продаж.

Взамен налогов, перечисленных  налогоплательщик уплачивает налог на специальные средства. Так вот КНУ вынужден платить налог на спецсредства по 20-ти процентной ставке, вместо тех же НДС 12 % и налога с продаж 3%, даже в совокупности это нам дает 13 %. Создается казусная ситуация, которая вынуждает отказываться от государственной помощи и отпускать в свободное плавание дотационные направления, к примеру если взять университет, это педагогические направления, которые не терпят к себе такое отношение. Если невозможно ликвидировать этот налог, хотя бы необходимо снизить ставку налога до 5%.

 

2.2. Оценка поступлений налогов в государственный бюджет страны

Важное значение для обеспечения  стабильности макроэкономики имеет  разумная политика государства в  области совокупного спроса и  предложения для поддержания  функционирования рыночного механизма. Регулирование этих параметров определяет динамику и пропорции цен, заработной платы, налогов и денежного обращения. Важным фактором, определяющим совокупный спрос, являются налоги.

В Кыргызской Республике взимаются  общегосударственные и местные  налоги.

Общегосударственные налоги - обязательные платежи, вносимые в  бюджет в порядке и на условиях, определяемых соответствующими органами государственной власти Кыргызской Республики.

К общегосударственным налогам  Кыргызской Республики относятся:

  1. НДС
  2. подоходный налог;
  3. налог на прибыль;
  4. налог за пользование недрами;
  5. акцизный налог;
  6. налог с продаж.

Под местными налогами и  сборами понимаются обязательные платежи  в местные бюджеты, производимые налогоплательщиками в порядке  и на условиях, определяемых органами местного самоуправления, на подведомственной им территории.

    1. на имущество;
    2. земельный налог.

Для того чтобы проанализировать налоговую систему Кыргызской Республики на современном этапе, и выявить  роль общегосударственных и местных  налогов в формировании государственного бюджета построим следующую таблицу 8.

Таблица 8.

Структура доходов  государственного бюджета КР 2008-200925 гг.

 

2008 год

2009год

 

Млн. с

в % к ВВП

Млн. с.

в % к ВВП

Налоговые пост-я  всего:

17233,1

9,2

19975,3

10,2

Подоходный налог

6909,1

3,7

8318,7

4,2

Налог на прибыль

2603,1

1,4

1735,6

0,9

НДС

16540,0

8,8

13467,3

6,9

Налог с продаж

   

3932,6

2,2

Акцизные сборы

1575,0

0,8

1668,6

0,8

Налоги за пользование  недрами

881,4

0,5

2625,1

1,3

Земельный

налог

376,0

2,0

389,0

1,5

Налог на имущество

228,6

0,1

468,2

0,2

Неналоговые поступления всего:

8179,7

4,4

9061,4

4,6

Доходы       от операций                 с капиталом

208,0

0,9

229,0

0,9

Получ-е    офиц. Трансф.

1218,0

5,3

1386,0

5,4

Таможенные платежи

22855,0

100

25413,0

100


 

Из данной таблицы  наглядно видно, какие общегосударственные  и местные налоги в основном формируют государственный бюджет Кыргызской Республики.

Из таблицы 8 видно, что основную долю поступлений средств в государственный бюджет КР составляет НДС. На его долю приходится порядка трети совокупных средств поступающих в бюджет государства. Это может быть обусловлено тем, что НДС является самым мощным косвенным налогом в налоговой системе Кыргызской Республики, т.е. наиболее собираемым доходным источником. Идентичный налог в других странах также является наиболее продуктивным с точки зрения формирования бюджета. Посмотрим на собираемость налогов в разрезе основных источников, построив диаграмму и проанализируем данные за 2008 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 . Данные по сбору налогов в разрезе основных источников

Поступления подоходного налога характеризуются ежегодной тенденцией роста. Уровень поступления налога в 2008 году по сравнению с 2006 годом увеличился на 0,2 процентных пункта ВВП, и составил 1,8% к ВВП.  Что обусловлено ростом поступлений подоходного налога, удержанного у источника дохода, в связи с ростом среднемесячной заработной платы, и подоходного налога на патентной основе, вследствие активизации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Уровень поступления подоходного налога, удержанного у источника дохода в 2008 году по отношению к 2006 году, увеличился на 0,2 процентных пункта ВВП и подоходного налога на патентной основе на 0,1 процентных пункта ВВП. 

Поступления по налогу на прибыль также характеризуются ежегодным ростом. Сборы по налогу на прибыль по отношению к ВВП выросли до 1,3% в 2008 году против 1,0% в 2006 году. Данный рост связан за счет разового поступления от ОсОО «Алькантра - Трейдинг» в сумме 643 млн. сом, а также значительного увеличения поступлений от нефтегазовой промышленности, пищевой отрасли, отрасли сельского и водного хозяйства и алкогольной продукции. Фактором роста поступлений налога в 2007 году по сравнению с 2006 годом послужило легализация доходов в части установления ставки налога в размере 10%. Основными плательщиками налога за данный период явились предприятия алкогольной отрасли, строительства, банковских и финансовых услуг, связи, и др. видов услуг. 

Поступления в целом по земельному налогу в бюджет между 2006-2008 годами  выросли с 412 млн. сом до 665,6 млн. сом, или на 62 процентов. Фактором увеличения в целом земельного налога за период 2007-2008 годы к факту 2006 года явился рост сбора земельного налога несельскохозяйственного назначения, в связи с увеличением ставки налога в 2007 году. Доля налога в объеме ВВП за трехлетний период сохранилась на одном уровне, или составила 0,4% к ВВП.

Сборы по налогу на добавленную стоимость, который является основным источником поступления налоговых доходов, характеризуются ярко выраженным ростом. Так, поступления налога за 2006-2008 годы выросли в среднем более чем в 3,5 млрд. сом. Увеличение роста налога связано как за счет роста НДС на внутреннюю продукцию, так и НДС на импортную продукцию. По отношению к ВВП поступления в целом НДС в 2007-2008 годы в сравнении с 2006 годом выросли на 1 процентных пункта, исоставили 9% к ВВП.  

В целях снижения бремени  налога был увеличен регистрационный  порог по НДС в 2007 году до 2,5 млн. сом  и в 2008 году до 4 млн. сом. Освобождены от уплаты НДС поставки сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем, несмотря на сужение налогооблагаемой базы, отмечен заметный рост НДС на внутреннюю продукцию за 2007-2008 годы за счет значительного увеличения поступлений налога от угольной и нефтегазовой промышленности, розничной торговли, услуг в области здравоохранения, строительства и прочих отраслей. Одной из причин роста налога в 2008 году явилось освобождение от уплаты НДС импорта основных средств, так как данная мера приводит к снижению сумм предъявляемых к возмещению НДС и улучшение налогового администрирования. Доля НДС на внутреннюю продукцию в ВВП выросла с 1,5 % ВВП в 2006 году до 1,9% ВВП в 2008 году.

Поступления по НДС на импортную продукцию, который занимает основную долю в общем объеме НДС, проявились значительными тенденциями увеличения в объемах. Так, за 2006-2008 годы сборы в среднем выросли на 2,7 млрд. сом. В объеме ВВП доля налога составила 7,0% к ВВП в 2008 году против 6,6% к ВВП в 2006 году. Увеличение сбора налога вызвано ростом объема импорта, который в 2008 году по сравнению с 2006 годом вырос более чем в 1,5 раза.

Ежегодный прирост налога с продаж и за оказание платных услуг достигнуто вследствие расширения налогооблагаемой базы, вызванного экономическим ростом. Доля налога в объеме ВВП в период 2007-2008 гг. по сравнению с 2006 годом выросло на 0,1 процентных пункта.

Стабильный рост поступления  обеспечен такими видами налогов, как налог за пользование автодорогами и отчисления в фонд чрезвычайных ситуаций, что вызвано адекватным ростом экономических параметров. При этом, наибольший рост налогов обеспечен в 2008 году, где сборы по данным налогам по отношению к ВВП выросли на 0,1 процентных пункта в сравнении с предыдущими годами.

Номинальный объем акцизного налога отмечается хоть и незначительным, но стабильным увеличением сборов. В объеме ВВП отмечается ежегодное снижение уровня поступлений налога на 0,1 процентных пункта. Фактором сокращения сбора явилось снижение уровня поступления акцизного налога на внутреннюю продукцию.

Информация о работе Налоговое регулирование экономики