Налоговое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:10, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма функционирование налоговой системы, влияния налогового регулирования на формирование доходов государственного бюджета. Задачи – сделать анализ элементов действующей налоговой системы, дать оценку современной концепции налогообложения.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы исследования налогового регулирования национальной экономики………………………………………………………...6
1.1. Социально-экономическая сущность и роль налогов в системе
регулирования экономики......................................................................................6
1.2. Роль налогового регулирования в формировании финансовых ресурсов государства………………………………………………………………………13
1.3. Зарубежный опыт налогообложения и его роль в доходах бюджета……18
Глава 2. Анализ развития налогов и его роль в доходах госбюджета
страны…………………………………………………………………………….32
2.1. Становление и развитие налоговой системы Кыргызстана……………..32
2.2. Оценка поступлений налогов в государственный бюджет страны.............................................................................................................……51
Глава 3. Вопросы совершенствования системы налогообложения и усиление его роли в регулировании экономики…………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………….68
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

налоговое регулирование экономики.docx

— 151.93 Кб (Скачать документ)

Давайте вспомним условия, в которых появилась предыдущая налоговая система Кыргызской Республики. Введенная в 1987—1990 гг. система экономических нормативов и лимитов, ресурсных платежей, их распределение центральным правительством сверху не принесли нужных результатов, так как представляли собой планово-разверсточные методы управления, которые порождали финансовое иждивенчество. Налоговая система была подчинена основной цели функционирования предприятий — выполнению плановых заданий.

Структура налогообложения  в экономике бывшего СССР составляла две неравные по величине поступлений  в бюджет группы налогов. В первую входили отчисления от прибыли предприятий: плата за производственные фонды, фиксированные  рентные платежи, изъятие в бюджет свободного остатка прибыли, впоследствии замененное налогом на прибыль. К  этой же группе относились налог с  оборота и взносы в бюджет социального  страхования. Эта первая группа обеспечивала до 70% доходов бюджета.

Во вторую группу входили  подоходный налог с населения, налог  на холостяков, одиноких и малосемейных граждан и сельскохозяйственный налог, дающие в совокупности около 7% всех доходов бюджета15.

В условиях перехода к рыночным отношениям налоговая система перестала  соответствовать функционированию рыночной экономики и возникла органическая необходимость в создании новой  системы.

Ситуация конца 1991 г. складывалась из полного отсутствия доходных источников бюджета, запасов и ресурсов, финансирования расходов исключительно за счет эмиссии, развала товарного рынка, нарастания инфляции, остановки производства. Необходимо было принимать решительные  меры, и действующая налоговая  система была разработана и внедрена всего за три месяца. Примеров успешного  запуска полностью новых налогов  в такие сжатые сроки в мире до тех пор не было. Уже в марте 1992 г. наиболее сложный при внедрении  налог на добавленную стоимость (НДС) взял на себя основную нагрузку при  формировании кыргызского бюджета. С1992 г. налоговая система по своим принципам построения и структуре в основном отражала общераспространенную в мировой практике налоговую систему. Практически все современные налоговые системы используют сходные наборы различных налогов. Новыми для нашей налоговой системы стали НДС, в значительной степени акцизы, земельный налог и налог на операции с ценными бумагами.

Одной из отрицательных сторон налоговой системы было сложившееся  с 1992 г. соотношение между прямыми  и косвенными налогами: произошел  резкий сдвиг в сторону последних.

Вновь введенные НДС и  акцизы, как и отмененные налог  с оборота и налог с продаж, являются косвенными налогами и по сути своей представляют налоги на потребление, поскольку этими налогами в основном облагаются товары и услуги по пути к потребителю. Конечный потребитель  здесь выступает не только как  частное лицо, но эти налоги уплачивают и потребители непроизводственной сферы.

НДС и акцизы зарекомендовали  себя во многих странах с рыночной экономикой не только эффективными фискальными  инструментами бюджета, но и как  обеспечивающими равноправные условия  хозяйствования для всех предпринимателей.

НДС отличается от налога с  оборота по контингенту плательщиков и сфере функционирования, по методу взимания, размерам и количеству ставок, простоте исчисления.

Для налога с оборота характерна строгая регламентация фиксированных  цен, широкий набор налоговых  ставок и взимание налога лишь по готовому изделию. Этот налог взимался в основном по товарам народного потребления  и не затрагивал многие отрасли: строительство, транспорт, связь, сельское хозяйство, торговлю, снабжение, общепит, услуги и  др.

НДС — всеобщий налог  и охватывает все отрасли материального  производства, в которых производятся и реализуются продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, выполненные работы и платные  услуги.

Приоритетная роль НДС  объясняется тем, что он является всеобщим. Плательщиками этого налога являются предприятия и организации  независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе предприятия с иностранными инвестициями.

В связи с отменой налога с оборота и налога с продаж введенный вместо них НДС не во всех случаях мог восполнить "выпадающие" доходы бюджета. Эта роль возлагается  на акцизы.

Размеры ставок акцизов были установлены в процентах к  стоимости товаров в отпускных  ценах за минусом НДС и спецналога и являлись едиными по всей территории Кыргызской Республики.

Устанавливая ставки акцизов  в процентах, был допущен отход  от мировой практики и нашего опыта 20-х годов, когда акцизы устанавливали в твердой ставке к натуральной единице товара. Во Франции, например, на вино ставка акциза — 22 сантима на 1 литр, шампанское — 55 сантимов и пиво — 19,5 сантима на 1 литр.

Необходимость установления ставок акцизов в процентах к  отпускной цене товара была вызвана  тем, что в условиях нестабильности финансового и экономического положения, а также высоких темпов инфляции в начальный период вхождения  в рынок при твердых ставках  акцизов бюджет будет постоянно  недополучать значительные суммы доходов.

Насыщение рынка товарами, сбалансированность спроса и предложения, стабилизация экономики и сведение к минимуму инфляционных процессов  в стране должны позволить в дальнейшем перейти на применение общепринятой методики установления ставок акцизов, т. е. в сомах и тыйынах с  единицы товара.

Сумма акцизов, представлявшая собой косвенный налог, учитывается  в базе обложения НДС. Можно критиковать  систему налога на добавленную стоимость  и акцизов в том плане, что  один налог начисляется на другой. Однако такой подход оправдан, поскольку расчет размеров ставок НДС и акцизов производится исходя из доли прежних налога с оборота и налога с продаж, содержащихся в цене товара до введения системы новых налогов.

Действующие с 1992 года налоги специально разрабатывались применительно к условиям высокой инфляции. Когда цены расли на 25—30% в месяц, применение только прямых налогов приводило к потерям 35—40% доходной части бюджета за счет опережающего роста расходов по сравнению с доходами. Введение НДС сразу же уменьшило данный эффект в два раза, а после перехода к подекадному взиманию косвенных налогов с этими негативными последствиями было практически покончено.

Для инфляционной экономики  действовавшая налоговая система была достаточно адаптивна. НДС автоматически включается в цену товара и переносится на потребителя, акцизы обходятся за счет сравнительно легких путей налаживания нелегального производства алкогольной продукции. Налоги на доходы физических лиц, землю минимальны. Налог на прибыль весьма высок, но к нему приспосабливаются, прикрываясь оффшорами и льготными организациями (инвалидов, афганцев и пр.). Налоги чрезмерно велики, ставки растут, вводятся все новые налоги, но доля налогов, формирующих бюджет, в валовом национальном продукте (ВНП) падает, доходя в отдельные месяцы до 8—9 %. Все это обусловило необходимость принятия мер по поиску путей реформирования налоговой системы.

Подход к налоговой  реформе в переходный период путем  заимствования западной системы, существующей в условиях рыночной экономики, можно  условно назвать "большим скачком". Однако существует целый ряд причин, по которым копировать западные системы  нецелесообразно.

Налоговые системы целого ряда западных стран далеки от идеала. Недаром они систематически подвергаются реформированию. Стране с переходной экономикой нужно извлекать уроки  из их ошибок, а не копировать их.

Страны с высокоразвитой рыночной экономикой, не только оказывают  воздействие на остальную часть  мира, в том числе и на нашу страну, но в то же время их деятельность подвергается корректировке с учетом внешних факторов. Государственное воздействие на экономические процессы внутри страны и за ее пределами, осуществляется различными методами: финансовыми, кредитными, денежными. Среди финансовых методов важная роль остается за налогами.

Для развитых стран характерна и развитая налоговая система. В  Германии, к примеру, действует не менее 50 видов налогов — от подоходного  налога до налога на кино. Практически  от всего, что продается, определенный процент идет государству. Разнообразные  виды налогов за рубежом обеспечивают государственным органам возможность  контроля за каждым плательщиком налога (физическим и юридическим лицом), а следовательно, за производством, обращением, распределением и потреблением.

В целом налоговое регулирование  хотя и ставит цель — уравнение  имущественного положения, однако ни в одной стране оно не достигнуто и вряд ли может быть достигнуто при господстве частной собственности. Неравенство между социальными группами, которое под влиянием налоговых мероприятий в отдельные годы может усиливаться, нередко создаст конфликтные ситуации. Так, принятый в 1990 г. в Великобритании закон о подушном налоге в целях увеличения доходности местных бюджетов вызвал серьезную критику со стороны общественности, и даже открытый протест широких масс, у которых значительно возросла налоговая тяжесть.

Хотя налоговые системы  в развитых странах и отличаются друг от друга, в них присутствуют и общие тенденции. Одна из них  — тенденция увеличения роли налогов  в формировании местных бюджетов.

В настоящее время местные  налоги составляют значительную долю (от 30% в Японии до 65% в США) в бюджете  страны.

В настоящее время в  качестве косвенного воздействия на экономику и формирования своих  доходов государство использует целую совокупность налогов, которая  требует своего упорядочения и классификации.

 

Посмотрим на новый Налоговый  кодекс, введенный в действие с 1 января 2009 года. Прошел год с момента введения, как говорят ничего совершенного нет, так и случилось с Налоговым кодексом. Начав работать, процесс апробирования показывает как наилучшие моменты, так неудачно принятые нормативные акты. За год в Налоговый кодекс, были внесены различного рода изменения, начиная со снижения налоговой базы, а также расширения перечня налогоплательщиков и объектов налогообложения и т.д. Последняя девятая редакция была 29 января 2009 года, это говорит о том ,что работа над совершенствованием налогового регулирования идет вкупе органов государственной власти и бизнеса. К сожалению досконально останавливаться на каждом налоге невозможно в силу ограниченности квалификационной работы. Поэтому, я сделаю попытку осветить самые основные моменты каждого налога, посредством, которых осуществляется налоговое регулирование национальной экономики. Начнем пожалуй с подоходного налога, который затрагивает почти каждое физическое лицо.

Налогоплательщиком подоходного  налога является:

1) физическое лицо, являющееся  гражданином Кыргызской Республики, получающее доход;

2) физическое лицо-резидент, не являющееся гражданином Кыргызской  Республики, получающее доход;

3) физическое лицо-нерезидент, не являющееся гражданином Кыргызской  Республики, получающее доход из  источника в Кыргызской Республике;

4) налоговый агент, выплачивающий  доход из источника в Кыргызской  Республике физическому лицу.

2. Налогоплательщиком подоходного  налога не является индивидуальный  предприниматель, кроме случая, когда  данный индивидуальный предприниматель  является налоговым агентом.

 Объектом налогообложения подоходным налогом является:

1) осуществление экономической  деятельности, за исключением предпринимательской деятельности, в результате которой получен доход:

а) из источника в Кыргызской Республике и/или из источника за пределами Кыргызской Республики - для гражданина Кыргызской Республики и физического лица-резидента, не являющегося гражданином Кыргызской Республики;

б) из источника в Кыргызской Республике - для физического лица-нерезидента  Кыргызской Республики, за исключением  физического лица-нерезидента Кыргызской Республики, являющегося работником филиала и/или представительства  отечественной организации, зарегистрированной за пределами Кыргызской Республики ;

2) получение любого другого  дохода.

Налоговой базой по подоходному  налогу является доход, исчисляемый  как разница между совокупным годовым доходом, полученным налогоплательщиком за налоговый период, и вычетами, предусмотренными настоящим разделом, если иное не предусмотрено настоящей  статьей.

2. При возникновении отношений,  регулируемых Трудовым кодексом  Кыргызской Республики, налоговая  база не может быть менее  50 процентов от суммы минимального  расчетного дохода за налоговый  период по подоходному налогу.

3. Размер минимального  расчетного дохода в месяц  на следующий календарный год  устанавливается уполномоченным  налоговым органом ежегодно с  официальным опубликованием в  срок не позднее 1 ноября текущего  года, на основании данных статистического  органа Кыргызской Республики  по региональной среднемесячной  заработной плате работников  за предыдущий год по согласованию  с профильным комитетом Жогорку  Кенеша Кыргызской Республики, с учетом стандартных вычетов.

Как на налоговой базе подоходного  налога хотелось остановиться поподробнее. В первой редакции налогового кодекса от 17 октября 2008 года

В ч.2 ст.163 НК КР говорилось «налоговая база не может быть менее суммы минимального расчетного дохода за налоговый период по подоходному налогу», а размер минимального расчетного дохода в месяц

Информация о работе Налоговое регулирование экономики