Налоговое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:10, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма функционирование налоговой системы, влияния налогового регулирования на формирование доходов государственного бюджета. Задачи – сделать анализ элементов действующей налоговой системы, дать оценку современной концепции налогообложения.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы исследования налогового регулирования национальной экономики………………………………………………………...6
1.1. Социально-экономическая сущность и роль налогов в системе
регулирования экономики......................................................................................6
1.2. Роль налогового регулирования в формировании финансовых ресурсов государства………………………………………………………………………13
1.3. Зарубежный опыт налогообложения и его роль в доходах бюджета……18
Глава 2. Анализ развития налогов и его роль в доходах госбюджета
страны…………………………………………………………………………….32
2.1. Становление и развитие налоговой системы Кыргызстана……………..32
2.2. Оценка поступлений налогов в государственный бюджет страны.............................................................................................................……51
Глава 3. Вопросы совершенствования системы налогообложения и усиление его роли в регулировании экономики…………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………….68
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

налоговое регулирование экономики.docx

— 151.93 Кб (Скачать документ)

Ставки земельного налога в республике являются самыми низкими  и это пока единственный налог, который  платит сельскохозяйственный производитель. Между тем, земельный налог должен соотноситься с фактической стоимостью в соответствии с земельным кадастром. Земельный налог является самым  важным неиспользованным источником потенциальных  налоговых сборов, и это единственный налог который следует повышать. Кроме того, более высокие земельные  налоги обладают таким преимуществом, что заставляют владельцев более  эффективно использовать ее, получая  высокие доходы. Основным инструментом повышения уровня использования  городских земель также является земельный налог.

Девятое - улучшение информированности  налогоплательщиков. Для реализации задач, стоящих перед фискальными  органами необходимо широкое информирование населения о правилах применения Налогового и Таможенного кодексов. Незнание основ налогового и таможенного  законодательства часто является почвой для различного рода злоупотреблений со стороны отдельных работников контрольных органов. Это обстоятельство порождает не доверие со стороны населения к государственным органам, что является большим тормозом в вовлечении его в официальный бизнес. Необходимо ускорить издание под руководством Минфина официального документа, разъясняющего те или иные положения Налогового и Таможенного кодексов.

Не менее важным является установление паритетных отношений  между налогоплательщиками и  налоговыми органами. В настоящее  время, права налогоплательщиков ограничены, что выражается в бесспорном взимании налогов, пени, штрафных санкций, в невозможности  получения консультаций в налоговых  инспекциях и в том, что налоговая  инспекция не несет ответственности  за разъяснения оказавшееся неточными, даже в случае обращения налогоплательщика  в суд и принятия решения в  его пользу раннее изъятые налоговыми органами суммы не всегда ему возвращаются, а засчитываются в уплату текущих  налогов.

Для избежания негативных ситуаций необходимо, чтобы органы налогового администрирования давали информацию о размере налоговых  счетов, оставляя таким образом, время  для исправлений и уточнений. Решение этого вопроса возможно различными способами, например, составление  сводной налоговой ведомости, которая  должна быть доступна для изучения налогоплательщиками. Можно применить  и западный метод, когда каждому  налогоплательщику посылаются индивидуальные письма уведомления об объекте недвижимости.

Цели этих методов заключается  в увеличении собираемости налогов  при полном контакте с налогоплательщиками. Налогоплательщик непосредственно  вовлечен в процесс налогообложения, повышена его личная ответственность  за информацию об имуществе, работа с  налогоплательщиками становится взаимным процессом.

В совершенствовании системы  налогов в текущей ситуации акцент должен быть сделан на совершенствование  системы налогообложения предпринимателей, обеспечение темпов роста налогооблагаемой базы, изменение ставок и льгот.

Особо важным направлением в налоговом регулировании является стабильность налогового законодательства. Корректировка налоговой системы должна осуществляться безболезненным для налогоплательщиков способом. Недопустимо вносить изменения в налоговые законодательства каждый два - три месяца. Нужно анализировать ситуацию накапливать необходимые изменения и дополнения, вносить их на рассмотрение вместе с бюджетом, вводить с 1 января следующего года и уж не в коем случае не задним числом, как это было неоднократно. Только за год кодес редактировался 9 раз. Для большой стабильности законодательства и упрощения налоговой системы необходимо привести порядок всю систему не только законодательных, но и подзаконных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы.

Необходимо, чтобы право  на толкование законодательной базы было представлено только тем органам, которые их принимают.

Один из важнейших моментов совершенствования налоговой системы -запрещение проведения налоговыми органами проверок по несколько раз в год, без особой на то необходимости. Учитывая опыт развитых стран, целесообразно  заранее извещать налогоплательщика  о проведение налоговой проверки. Если же налогоплательщик регулярно  сдает отчетность, не выявляющую ни какие нарушения, то он может освобождаться  от проверок на несколько лет.

В действующем законодательстве в области налогообложения в  настоящее время отсутствует  обоснованное представление о видах  доходов, подлежащих налогообложению. Применительно к зарубежной практике, следовало бы иметь следующую  классификацию доходов юридических  и физических лиц: доходы от сельского  хозяйства, доходы от лесного хозяйства, доходы от самостоятельной деятельности, доходы от наемной работы, доходы от вложения капитала, доходы от сдачи в наем или аренду, другие виды доходов.

Совершенствование механизма  функционирования налога на недвижимость предполагает: создание кадастра земли, кадастра, недвижимости реестра собственников, амортизированной системы управления недвижимостью, создание системы юридического консультирования по вопросам оценки земли.

В будущем в Налоговый  кодекс, по согласованному решению  соответствующими органами власти, необходимо предусмотреть возможность введение налога на недвижимость для юридических  и физических лиц.

При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра, в основе приоритетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения.

Особого внимания требует  тактика перехода к усовершенствованной  налоговой системе. Коренная перестройка  имела бы для нашей налоговой  системы и экономики отрицательные  последствия. Период адаптации к  новой налоговой системе требует  определенного времени. И если даже новая налоговая система будет  превосходить старую, первый год ее применения будет сопровождаться колоссальными  потерями для бюджетов всех уровней. Выдержать такой удар может только экономика, обладающая значительными  финансовыми резервами, какими наша экономика в настоящее время  не обладает, но тем не менее, мы должны быстро и качественно решать практически  все вопросы, мешающие стране нормально  и достойно развиваться.

 

 

Заключение

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Анализ проделанный в процессе работы, показал что налоги являются основной частью налоговой системы и за счет них пополняется основная доля как государственного бюджета Кыргызской Республики, так и местные бюджеты областей и города Бишкек. Местные же налоги составляют относительно незначительную долю в формировании местных бюджетов, хотя они являются единственным гарантом проведения независимой бюджетной политики. Поэтому необходимо, чтобы система налогов Кыргызской Республики была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту, а местные налоги способствовали экономическому развитию региона.

Несомненно, принятие законодательных  актов, регулирующих налоговые правоотношения в республике является важным этапом в становлении правового государства.

И все же новое налоговое  законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его  основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие  большого количества льгот для различных  категорий плательщиков не стимулирующих  рост эффективности производства, ускорение  научно-технического прогресса, внедрение  перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому хозяйству, не стимулирует привлечение  в народное хозяйство иностранных  инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно  изменяется, приспосабливается к  воспроизводственным процессам, к  рынку.

Но с другой стороны  нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода экономики республики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения. Но тем не менее говоря о нестабильности можно остановиться на таком моменте как пересмотр происходит только в отношении незначительных изменений. С момента принятия Налогового кодекса, он практически не подвергался значительным изменениям касающихся снижению ставок в пользу предпринимателей.

Жизнь показала несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию системы налогов: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения  касаются в лучшем случае отдельных  элементов налоговой системы. Предложений  же о принципиально иной налоговой  системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически  нет. И это не случайно, так как  оптимальную налоговую систему  можно развернуть только на серьезной  теоретической основе.

Несомненно, вся эта неразбериха  с налогами приводит к нестабильному  положению в нашей экономике  и еще больше усугубляет экономический  кризис. Для выхода из кризисного состояния  необходимо одним из первых шагов - наладить систему администрирования, контроля за поступлением налогов, а  также систему предоставления налоговых  льгот отдельным категориям налогоплательщиков. Данные по поступлениям в разрезе  налогоплательщиков должны быть открытой информацией

Для отработки оптимального уровня налогообложения, необходимы следующие  задачи: сокращение государственных  расходов до оптимального, общественно  необходимого уровня за счет отмены различного рода финансовых вливаний в неэффективные  предприятия и отрасли и выделение  бюджетных кредитов тем регионам, которые обеспечивают поступательное продвижение к рынку и рост благосостояния граждан;

создание налоговой системы, стимулирующей развитие экономического базиса, а это - снижение налогового бремени для предприятий - производителей конкурентоспособных товаров, услуг;

государственное стимулирование инвестиций различными методами (научно обоснованными: ценообразование, кредитование, валютное финансирование и др.).

Что касается доходной базы местных бюджетов, то она должна в полной мере обеспечивать финансирование минимальных социальных услуг, гарантированных  государством. Для этого доходная часть местного бюджета, должна быть определенная твердая база, как индикатор  минимального уровня поступления доходов, т.е. установлен сильный местный  налог. В настоящее время данными налогами являются налог на имущество и земельный налог. Местная налоговая база не должна опираться на большое количество мелких источников, которые необходимо отслеживать по отдельности — эффективность затрат на сбор таких доходов оказывается слишком низкой. В этом направлении для местных бюджетов повсеместно установили налог на недвижимость, но прежде не  создали реальную систему оценки имущества и установить некорректные коэффициенты.

Поэтому, при применении налогового регулирования экономики  необходимо в первую очередь думать о влиянии данного налога на производителей, нежели чем на источник пополнения бюджета.

Таким образом, совершенствование  налогообложения неразрывно связано  с созданием прочного экономического базиса и стабильных политических условий  общественного развития. От того, как  скоро это будет создано, зависит  формирование устойчивых предпосылок  для постепенного превращения системы  налогообложения в фактор экономического роста.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 17 октября 2008 года N 231) (В редакции Законов КР от 10 января 2009 года N 5, 28 марта 2009 года N 89, 30 апреля 2009 года N 143, 29 мая 2009 года N 175, 16 июля 2009 года N 222, 24 июля 2009 года N 245, 27 июля 2009 года N 255, 18 января 2010 года N 3, 29 января 2010 года N 22)
  2. "История финансовой мысли и политики налогов". Учебн. пособие. Инфарм-М. Москва 96.
  3. 24. Добрушкин   Б.С.   «Борьбе   с   налоговыми   нарушениями   прочную правовую основу»// Финансы.-2000.-№1.
  4. Асанбеков Т.,   Биримкулова К. ,   Чалова К.   Налоговый учет и аудит расчетов с бюджетом. Проблемы и решения Бишкек; Эркин-Тоо, 1999 г.
  5. Балабанов    И.Т.     «Финансовый    менеджмент».М.:     Финансы    и статистика, 2004г.
  6. Барулин С. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики// Финансы.-1996.-№1.
  7. Белялов   А.З.   «Рекомендации:   как   избежать   больших  российских налогов» МВЦ "АЙТАЛАН", 2002.
  8. Брызгалин      А.В.      Справедливость      как      основной      принцип налогообложения// Финансы.-2005.-№8.
  9. Брызгалин А.В.  Правовое регулирование  порядка установления  и взимания местных налогов и сборов// Финансы.-2005.-№10.
  10. Бункина М.К. Деньги, банки, валюта.-М.: АО "ДИС", 1994.
  11. Варга   В.    Роль    государства    в   рыночном    хозяйстве//   Мировая экономика и международные отношения.-2002.-№10-11
  12. Виссарионов    А.    Особенности    государственного    регулирования переходной экономики// Проблемы теории и практики управления.-1996.
  13. Волынский B.C. Кредит в условиях современного капитализма.-М, 1999г.
  14. Глущенко В.В.,Глущенко И.Н.   "Финансы". ТОО НПЦ "Крылья", г. Железнодорожный стр. 98.
  15. Гольдшайд Р. Классическая теория общественных финансов. Лондон, Нью-Йорк, 1958 .
  16. Горский И.В. Фискальная политика регионов// Финансы.-2005.-№10.
  17. Денежное обращение и кредит капиталистических стран // Под ред.Красавиной Л.И..-М.:Финансы, 1977.
  18. Долан Э.Д.,  Кемпбэлл К.Д.  Деньги,  банковское дело и денежно- кредитная политика.-М., 1991
  19. Дуйшемалиев Н.Т. "Налоговая система в Кыргызской Республики". Бишкек 2000.
  20. Закон о защите прав предпринимателей от 01. 02. 2001 г. № 15
  21. Ковалева A.M. Финансы: Учебное пособие - М., 2003г..
  22. Комова   Н.А.    Пансков   В.Г.    Налог  на   добавленную    стоимость. №1., 2003г.
  23. Лебедев. Финансовое право. Т.1. СПб. 1882г.
  24. Мамонова   И.В.    Омельяненко   А.В.   Введение   в   основы   теории налогообложения. /Учебное пособие, Краснодар., 2003г.
  25. Налоги   и   налогообложение   В   Кыргызской   Республики. Сборник нормативных актов. ИЦ "Токтом", Бишкек 2009.
  26. Никитин С.Налоги   в   странах   рыночной   экономики   и   в   России. Мировая экономика и международные отношения. 1998.№3.
  27. Под   редакцией, д.э.н. Д. Г. Черника, «Налоги»,   М., "Финансы   и статистика", 1995 г.
  28. Под редакцией Дробозиной Л.А. "Финансы". Финансы М 1999г.
  29. Полторак   А.Ф.    Налоги   на   прибыль.    /Нормативные   документы, комментарии, ответы на вопросы. №1.,2006 г.
  30. Русанова И.Т., Кашин В.А. Налоги и налогообложение М., 1998г.
  31. Чалова К.Ч. "Теория и практика налогового учета". Бишкек 1999г.
  32. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение /Учебник. М.,1999г.
  33. Журнал. Финансово-налоговой вестник № 1-112 за 2009г.
  34. Журнал «Налоги и право» № 1-12 за 2009г.

Информация о работе Налоговое регулирование экономики