Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:10, дипломная работа
Целью данной работы является изучение механизма функционирование налоговой системы, влияния налогового регулирования на формирование доходов государственного бюджета. Задачи – сделать анализ элементов действующей налоговой системы, дать оценку современной концепции налогообложения.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы исследования налогового регулирования национальной экономики………………………………………………………...6
1.1. Социально-экономическая сущность и роль налогов в системе
регулирования экономики......................................................................................6
1.2. Роль налогового регулирования в формировании финансовых ресурсов государства………………………………………………………………………13
1.3. Зарубежный опыт налогообложения и его роль в доходах бюджета……18
Глава 2. Анализ развития налогов и его роль в доходах госбюджета
страны…………………………………………………………………………….32
2.1. Становление и развитие налоговой системы Кыргызстана……………..32
2.2. Оценка поступлений налогов в государственный бюджет страны.............................................................................................................……51
Глава 3. Вопросы совершенствования системы налогообложения и усиление его роли в регулировании экономики…………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………….68
Список использованной литературы…
Таким образом, жесткая бюджетная
политика в условиях переходного
периода становиться
Налоговая емкость ВВП должна быть оптимальной: «золотая середина» определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования) исходя из потребностей государства в финансовых ресурсах и необходимости сохранения (создания) системы эффективного функционирования экономики . Современные принципы налогообложения:
Налоговые системы широко
применяют налоговое
С этой целью используются определенные льготы. Важнейшим из них является инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощения недр.
Инвестиционный кредит по своей сущности представляет государством капитальных вложений частного бизнеса.
По своему содержанию инвестиционный налоговый кредит является налоговой скидкой. Он рассчитан на стимулирование замены устаревшего оборудования и внедрения новой техники. Однако инвестиционный налоговый кредит увеличивает дефицит бюджета и инфляцию, но его отмена уменьшает инвестиции и конкурентоспособность, замедляет экономический рост.
Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами.
Политика государственных
расходов и налогов является одной
из важнейших инструментов государственного
регулирования экономики
Тип фискальной политики касающийся изменения законов, касающихся государственных закупок и заказов, структуры налогообложения и трансфертных платежей с целью повышения или понижения совокупного спроса, называется дискреционной налогово-бюджетной политикой. Однако на практике уровень государственных заказов, так же как и уровень чистых налогов, может измениться даже при отсутствии каких-либо изменений в законах, их регулирующих.
Это происходит потому, что многие законы касающиеся структуры налогообложения и затратных механизмов, составлены таким образом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при перемене экономических условий.
Такие изменения государственных закупок, заказов и чистых налогов, которые называются автоматической налогово-бюджетной политикой, наиболее тесно связаны с изменениями реального объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.
Автоматическая фискальная политика основана на системе встроенных стабилизаторов. Под автоматическим встроенным стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменения экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства6. К основным встроенным стабилизаторам относится механизм изменения налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов. При этом используется прогрессивная система налогообложения. Поэтому в период активного роста ВНП налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательской способности и сдерживание экономического роста. И наоборот, в период экономического спада налоговые поступления автоматически сокращаются.
К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата пособий или прекращается или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.
1.2. Роль налогового
регулирования в формировании
финансовых ресурсов
Налоги олицетворяют собой
ту часть совокупности финансовых отношений,
которая связана с
То, что налоговое регулирование, как форма изъятия части первичных доходов хозяйствующих субъектов и работающего населения в пользу государства, объективно необходимы, по-видимому, не вызывает сомнения у образованного и законопослушного члена общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.
"Государство, или, точнее
сказать, правительство ничего
не может делать для граждан,
если граждане ничего не
По мере развития производительных
сил, роста национального богатства
совершенствуются и финансовые отношения
в обществе по поводу образования, распределения
и использования доходов
Оплата труда образует
первичные доходы наемных работников,
а валовая прибыль экономики
составляет первичные доходы хозяйствующих
субъектов. И наконец, третья часть
формирует доходы государства как
собственника природных ресурсов, регулятора
национальной экономики и условий
хозяйствования. Эти доходы аккумулируются
в бюджетной системе и
Другая часть финансовых
отношений охватывает сферу распределения
первичных доходов наемных
Хозяйствующие субъекты со
своих первичных доходов
Социальные отчисления, тарифы по которым привязаны к оплате труда, носят страховой характер и составляют в общей сложности 38% начисленной оплаты труда. При определении налогоемкости ВВП получается, что с каждого сома валового внутреннего продукта в пользу государства было изъято 22,3 тыйына., что в совокупности с социальными отчислениями составило 28,7 тыйына. (соответственно22,3 и 28,7% ВВП), а с учетом недоимки по платежам в консолидированный бюджет и отсроченным платежам — 32,1 тыйына. (32,1% ВВП).
Сравним с показателями совокупной налогоемкости ВВП по другим странам (1989 г.): Швеция — 55,3%; Дания — 52,1; Нидерланды — 48,2; Франция — 44,4; Австрия — 41,9; Германия — 37,4; Великобритания — 37,3; Италия — 37,1; Канада — 34,0; Япония — 31,3; США — 29,8; Турция — 22,9%.
Выводы можно сделать
самостоятельно. Заметим лишь, что
в Швеции, Дании, Нидерландах осуществляется
широкомасштабная социальная политика,
требующая аккумуляции у
Нередко в средствах массовой информации можно услышать или прочитать заявление о том, что налоговый пресс обременителен, душит предпринимательство, можно встретить примеры, сравнивающие кыргызские ставки по тому или иному налогу с зарубежными: вот-де в Китае налог на прибыль 28%, во Франции и Дании — 30%, а в Кыргызстане — 10% - (хотя в Германии — 50%, в США — более 39%, в Японии — 39,27%). По НДС: в Великобритании — 17,5%, в Финляндии — 19,5, хотя в Дании — 25, а в Кыргызстане — 12%. Точно так же и по отчислениям во внебюджетные социальные фонды, в частности в фонд содействия занятости населения (куда за рубежом, к слову, отчисляют и наемные работники примерно в одинаковой с работодателями пропорции): в США — 6,2%, во Франции — 4,2, в Канаде — 3,29, в Швеции — 2,18 и в Японии — 0,9, у на фонд содействия занятости населения с 1997 года включен в бюджет страны. Это некорректные сопоставления: no-первых, любой налог следует сравнивать не изолированно, а в контексте всей налоговой структуры, и, во-вторых, учитывать экономическое положение страны, социальную политику государства, его военную доктрину и другие. Скажем, на осуществление оборонительной доктрины Японии в бюджете предусматривается выделение не более 1% годового ВВП, Израиль тратит чуть ли не треть своего ВВП (в Кыргызстане — более 4,4%, а в США — 3,5%). В Нидерландах военная служба отменена, а в Бельгии отказ от нее с марта 1995 г. позволил сэкономить бюджетные деньги на другие нужды. Таким образом, исходя из совокупности функций, принимаемых на себя государством, определяется расходная часть бюджета и путем оптимизации ее структуры выводится уровень налогоемкости ВВП. В пределах этого уровня варьируется состав налогов, степень регулирующего воздействия каждого из них.
Так основными налогами, обеспечивающими наибольшие поступления в бюджет, закрепляются за государственным бюджетом. К таким налогам относятся:
В зарубежных странах основным
налогом обеспечивающим поступление
средств является - подоходный налог
с населения — от 25 до 45 % от общей
суммы доходов государства. Одной
из наиболее ярких тенденций в
области прямого
Среди косвенных налогов в зарубежных развитых странах наибольшее значение имеют НДС и акцизы, которые составляют в различных странах различный удельный вес в доходах государственного бюджета. Например, во Франции данный налог обеспечивает около 60 % поступлений средств.
За местными бюджетами закреплены второстепенные, недостаточно эффективные с фискальной точки зрения налоги. Основным налогом, поступающим в местные бюджеты, является поимущественный налог, которым облагаются домовладельцы.
1.3. Зарубежный опыт налогообложения и его роль в доходах бюджета
Переход к рыночным отношениям
заставляет нас обратить пристальное
внимание на экономический опыт развития
зарубежных стран. Налоговая политика
западных стран, как правило, рассчитана
на привлечение частного капитала.
Стимулирующее воздействие
Говоря о финансах зарубежных стран, следует иметь в виду, что они не имеют единой бюджетной системы, причем это относится как к федеративным, так и к унитарным государствам. Финансы крупных регионов - штатов, земель, департаментов, провинций и местных органов управления (городов, графств, тауншипов, дистриктов) обособлены. Государственный бюджет не является сводным. Каждый орган управления ведет свое финансовое хозяйство самостоятельно и независимо от вышестоящих органов. Такое положение достигается разделением источников доходов.