Налоговое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:10, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма функционирование налоговой системы, влияния налогового регулирования на формирование доходов государственного бюджета. Задачи – сделать анализ элементов действующей налоговой системы, дать оценку современной концепции налогообложения.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы исследования налогового регулирования национальной экономики………………………………………………………...6
1.1. Социально-экономическая сущность и роль налогов в системе
регулирования экономики......................................................................................6
1.2. Роль налогового регулирования в формировании финансовых ресурсов государства………………………………………………………………………13
1.3. Зарубежный опыт налогообложения и его роль в доходах бюджета……18
Глава 2. Анализ развития налогов и его роль в доходах госбюджета
страны…………………………………………………………………………….32
2.1. Становление и развитие налоговой системы Кыргызстана……………..32
2.2. Оценка поступлений налогов в государственный бюджет страны.............................................................................................................……51
Глава 3. Вопросы совершенствования системы налогообложения и усиление его роли в регулировании экономики…………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………….68
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

налоговое регулирование экономики.docx

— 151.93 Кб (Скачать документ)

Таким образом, жесткая бюджетная  политика в условиях переходного  периода становиться объективной  и необходимой.

Налоговая емкость ВВП  должна быть оптимальной: «золотая середина»  определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования) исходя из   потребностей   государства   в   финансовых   ресурсах   и   необходимости  сохранения (создания) системы эффективного функционирования экономики . Современные  принципы налогообложения:

  1. Уровень   налоговой    ставки   должен   устанавливаться    с   учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки.
  2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена, в развитых странах, налога с оборота, где обложение оборота, происходит нарастающей на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
  3. Обязательность уплаты налогов.
  4. Система и процедура выплаты должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков, экономичными для учреждений, собирающих налоги.
  5. Налоговая      система      должна      обеспечить    перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Налоговые системы широко применяют налоговое регулирование  как средство поддержания и стимулирования предпринимательства.

С этой целью используются определенные льготы. Важнейшим из них является инвестиционный налоговый  кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощения недр.

Инвестиционный кредит по своей сущности представляет государством капитальных вложений частного бизнеса.

По своему содержанию инвестиционный налоговый кредит является налоговой  скидкой. Он рассчитан на стимулирование замены устаревшего оборудования и  внедрения новой техники. Однако инвестиционный налоговый кредит увеличивает  дефицит бюджета и инфляцию, но его отмена уменьшает инвестиции и конкурентоспособность, замедляет  экономический рост.

Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную  с правительственными расходами  и налогами.

Политика государственных  расходов и налогов является одной  из важнейших инструментов государственного регулирования экономики направленным на стабилизация экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно  и на объемы национального производства и занятость населения5.

Тип фискальной политики касающийся изменения законов, касающихся государственных  закупок и заказов, структуры  налогообложения и трансфертных платежей с целью повышения или понижения совокупного спроса, называется дискреционной налогово-бюджетной политикой. Однако на практике уровень государственных заказов, так же как и уровень чистых налогов, может измениться даже при отсутствии каких-либо изменений в законах, их регулирующих.

Это происходит потому, что  многие законы касающиеся структуры  налогообложения и затратных  механизмов, составлены таким образом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при перемене экономических условий.

Такие изменения государственных  закупок, заказов и чистых налогов, которые называются автоматической налогово-бюджетной политикой, наиболее тесно связаны с изменениями  реального объема производства товаров  и услуг, уровня цен и процентных ставок.

Автоматическая фискальная политика основана на системе встроенных стабилизаторов. Под автоматическим встроенным стабилизатором понимается экономический механизм, который  автоматически реагирует на изменения  экономического положения без необходимости  принятия каких-либо шагов со стороны  правительства6. К основным встроенным стабилизаторам относится механизм изменения налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов. При этом используется прогрессивная система налогообложения. Поэтому в период активного роста ВНП налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательской способности и сдерживание экономического роста. И наоборот, в период экономического спада налоговые поступления автоматически сокращаются.

К встроенным стабилизаторам относится и система пособий  по безработице и социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому  сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В  период подъема и сокращения безработицы выплата пособий или прекращается или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

 

1.2. Роль налогового  регулирования в формировании  финансовых ресурсов государства

Налоги олицетворяют собой  ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием  денежных доходов государства необходимых  ему для выполнения соответствующих  функций — социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной  науки и др. Как составная часть  экономических отношений налоги относятся к экономическому базису. Налоговое регулирование являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.

То, что налоговое регулирование, как форма изъятия части первичных доходов хозяйствующих субъектов и работающего населения в пользу государства, объективно необходимы, по-видимому, не вызывает сомнения у образованного и законопослушного члена общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.

"Государство, или, точнее  сказать, правительство ничего  не может делать для граждан,  если граждане ничего не делают  для государства", — отмечал  основоположник российской финансовой  науки Н. И. Тургенев в книге  "Опыт теории налогов" (1818 г.). Но каков предел налогового  бремени, который можно было  бы считать справедливым и  предпринимателю, и гражданину? Н.  И. Тургенев увязывал этот вопрос  с образованностью народа: "Успехи  образованности, по мере их благодетельного  влияния на нравы и обычаи  народов, действовали и на усовершенствование  системы налогов... налоги начали быть распределяемы и собираемы с большею справедливостию и платимы с большей готовностию"7.

По мере развития производительных сил, роста национального богатства  совершенствуются и финансовые отношения  в обществе по поводу образования, распределения  и использования доходов участников общественного производства — хозяйствующих  субъектов, наемных работников и государства. Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране ВВП. ВВП включает оплату труда и социальные отчисления (33% в.), валовую прибыль и амортизационные отчисления (или валовую прибыль экономики — 57%), налоги на продукты и импорт, другие налоги на производство (земельный налог, плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, и др.).

Оплата труда образует первичные доходы наемных работников, а валовая прибыль экономики  составляет первичные доходы хозяйствующих  субъектов. И наконец, третья часть  формирует доходы государства как  собственника природных ресурсов, регулятора национальной экономики и условий  хозяйствования. Эти доходы аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах: пенсионном фонде, фонде социального  страхования, государственном фонде  занятости населения и фондах обязательного медицинского страхования. Таким образом, на стадии производства товаров и услуг реализуется  часть финансовых отношений, связанных  с образованием первичных доходов  участников общественного производства.

Другая часть финансовых отношений охватывает сферу распределения  первичных доходов наемных работников и хозяйствующих субъектов. Определенная доля этих доходов в форме налоговых  платежей и неналоговых отчислений аккумулируется в бюджетной системе, государственных внебюджетных фондах и финансовой системе общественных объединений. Если рассматривать первичные доходы наемных работников, то на сегодня это подоходный налог (12% и более), обязательные отчисления в пенсионный фонд (1%) и взносы в фонд профсоюзов (1%).

Хозяйствующие субъекты со своих первичных доходов выплачивают  в бюджетную систему налоги на имущество, на содержание правоохранительных органов, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, на рекламу, на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды образовательных  учреждений, другие целевые сборы.

Социальные отчисления, тарифы по которым привязаны к оплате труда, носят страховой характер и составляют в общей сложности 38% начисленной оплаты труда. При  определении налогоемкости ВВП  получается, что с каждого сома валового внутреннего продукта в  пользу государства было изъято 22,3 тыйына., что в совокупности с  социальными отчислениями составило 28,7 тыйына. (соответственно22,3 и 28,7% ВВП), а с учетом недоимки по платежам в консолидированный бюджет и  отсроченным платежам — 32,1 тыйына. (32,1% ВВП).

Сравним с показателями совокупной налогоемкости ВВП по другим странам (1989 г.): Швеция — 55,3%; Дания — 52,1; Нидерланды — 48,2; Франция — 44,4; Австрия — 41,9; Германия — 37,4; Великобритания — 37,3; Италия — 37,1; Канада — 34,0; Япония — 31,3; США  — 29,8; Турция — 22,9%.

Выводы можно сделать  самостоятельно. Заметим лишь, что  в Швеции, Дании, Нидерландах осуществляется широкомасштабная социальная политика, требующая аккумуляции у государства  значительных средств посредством  перераспределения доходов. В США  низкий уровень объясняется тем, что тамошний бюджет не финансирует (в отличие от нашего) здравоохранение, образование, культуру. Кыргызским предпринимателям в конце концов можно было бы примириться  с уровнем налогового бремени, если бы отдельные участники внешнеэкономической деятельности указами Президента КР и постановлениями Правительства КР не освобождались полностью или частично от таможенных пошлин — вывозных и (или) ввозных. Известно, что предоставление льгот одним предпринимателям происходит за счет других.

Нередко в средствах массовой информации можно услышать или прочитать  заявление о том, что налоговый  пресс обременителен, душит предпринимательство, можно встретить примеры, сравнивающие кыргызские ставки по тому или иному  налогу с зарубежными: вот-де в Китае  налог на прибыль 28%, во Франции и  Дании — 30%, а в Кыргызстане — 10% - (хотя в Германии — 50%, в США — более 39%, в Японии — 39,27%). По НДС: в Великобритании — 17,5%, в Финляндии — 19,5, хотя в Дании — 25, а в Кыргызстане — 12%. Точно так же и по отчислениям во внебюджетные социальные фонды, в частности в фонд содействия занятости населения (куда за рубежом, к слову, отчисляют и наемные работники примерно в одинаковой с работодателями пропорции): в США — 6,2%, во Франции — 4,2, в Канаде — 3,29, в Швеции — 2,18 и в Японии — 0,9, у на фонд содействия занятости населения с 1997 года включен в бюджет страны. Это некорректные сопоставления: no-первых, любой налог следует сравнивать не изолированно, а в контексте всей налоговой структуры, и, во-вторых, учитывать экономическое положение страны, социальную политику государства, его военную доктрину и другие. Скажем, на осуществление оборонительной доктрины Японии в бюджете предусматривается выделение не более 1% годового ВВП, Израиль тратит чуть ли не треть своего ВВП (в Кыргызстане — более 4,4%, а в США — 3,5%). В Нидерландах военная служба отменена, а в Бельгии отказ от нее с марта 1995 г. позволил сэкономить бюджетные деньги на другие нужды. Таким образом, исходя из совокупности функций, принимаемых на себя государством, определяется расходная часть бюджета и путем оптимизации ее структуры выводится уровень налогоемкости ВВП. В пределах этого уровня варьируется состав налогов, степень регулирующего воздействия каждого из них.

Так основными налогами, обеспечивающими наибольшие поступления  в бюджет, закрепляются за государственным  бюджетом. К таким налогам относятся:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС);
  • Подоходный налог;
  • Налог на прибыль;

 

  • Акцизы, таможенные пошлины.

В зарубежных странах основным налогом обеспечивающим поступление  средств является - подоходный налог  с населения — от 25 до 45 % от общей  суммы доходов государства. Одной  из наиболее ярких тенденций в  области прямого налогообложения  в западных странах - постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу на прибыль корпораций. Конечно, можно сетовать на издержки периода становления кыргызской налоговой системы, которая формируется и совершенствуется методом проб и ошибок. Отсутствие четкой налоговой концепции применительно к экономике переходного периода с ее особенностями приводит к нарушению принципа стабильности налогов.

Среди косвенных налогов  в зарубежных развитых странах наибольшее значение имеют НДС и акцизы, которые  составляют в различных странах  различный удельный вес в доходах  государственного бюджета. Например, во Франции данный налог обеспечивает около 60 % поступлений средств.

За местными бюджетами  закреплены второстепенные, недостаточно эффективные с фискальной точки  зрения налоги. Основным налогом, поступающим  в местные бюджеты, является поимущественный  налог, которым облагаются домовладельцы.

 

1.3. Зарубежный  опыт налогообложения и его  роль в доходах бюджета

Переход к рыночным отношениям заставляет нас обратить пристальное  внимание на экономический опыт развития зарубежных стран. Налоговая политика западных стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых  льгот можно рассматривать как  форму косвенного субсидирования предпринимательской  деятельности.

Говоря о финансах зарубежных стран, следует иметь в виду, что  они не имеют единой бюджетной  системы, причем это относится как  к федеративным, так и к унитарным  государствам. Финансы крупных регионов - штатов, земель, департаментов, провинций  и местных органов управления (городов, графств, тауншипов, дистриктов) обособлены. Государственный бюджет не является сводным. Каждый орган управления ведет свое финансовое хозяйство  самостоятельно и независимо от вышестоящих  органов. Такое положение достигается  разделением источников доходов.

Информация о работе Налоговое регулирование экономики