Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:33, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Сбор налогов в России имеет многовековую историю, но более упорядоченный деятельность налоговых органов стала после перехода к рыночным реформам.
Эффективность налогообложения во многом зависит от характера государственного управления национальной налоговой системой – налогового администрирования – совокупности государственных структур исполнительной ветви власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем защиты механизма налогообложения.
Введение 5
1 Теоретические и исторические аспекты становления налоговых органов
в России 7
1.1 Объективная необходимость возникновения системы налоговых
органов в России 7
1.2 Формирование и развитие налоговой службы в Российской
Федерации 13
1.3 Характеристика современной системы налоговых органов России. 18
2 Исследование процессов становления и развития налоговых
органов в Республике Мордовия (на примере ИФНС России по
Октябрьскому району г. Саранска) 24
2.1 Анализ организационной структуры ИФНС 24
2.2 Структура ИФНС Республики Мордовия 32
2.3 Исследование основных направлений деятельности налоговой 40
инспекции по Октябрьскому району г. Саранска
3 Современная система налоговых органов Российской Федерации
и перспективы ее развития 47
3.1 Перспективы развития налоговых органов Российской Федерации 47
3.2 Перспективы развития налоговых органов Республики Мордовия 55
3.3 Зарубежный опыт становления и развития налоговых органов
и возможности его использования в отечественной практике 59
Заключение
Федеральная целевая программа не подтвердила необходимость осуществления организационной политики центрального аппарата налоговой службы в части создания в пределах регионов межрайонных налоговых инспекций по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков. Создание подобного рода инспекций, вероятно, было призвано выявить те издержки, которые возникли вследствие обособления подразделений, расследований налоговой службы и преобразования их в налоговую полицию. Эта проблема остается незавершенной и в настоящее время, т.к. усложнение задач контрольно-проверочной деятельности и потребность эффективного противодействия крупномасштабным схемам уклонения от налогообложения неизбежно требуют создания, по минимуму, специализированных подразделений налоговых инспекций, а по максимуму, специализированных налоговых органов [39, с. 4].
Модернизация системы налоговых органов была связана и с тем, что ее элементами были признаны и специализированные налоговые инспекции, предназначенные для осуществления налогового администрирования в отношении крупнейших налогоплательщиков, принадлежащих к определенным отраслям экономики (газ, нефть, алкоголь и табак, металлургия, транспорт, энергетика и связь). Подобный подход должен был гарантировать освоение должностными лицами этих налоговых инспекций вопросов технологии указанных отраслей и выработки на этой основе эффективных методик налогового администрирования. Также в систему налоговых органов вошли и межрегиональные ИМНС по федеральным округам, созданные в русле политики укрепления вертикали власти для осуществления взаимодействия МНС РФ с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе. Данная межрегиональная ИМНС должна была разрешать задачи, связанные с организацией и проведением проверок территориальных налоговых органов в соответствующем федеральном округе, и участвовать в проверках этих органов, проводимых МНС РФ. Она получила возможность проводить выездные налоговые проверки, назначаемые министерством, а также участвовать по поручению МНС РФ в выездных проверках, назначаемых налоговыми органами, входящими в соответствующий федеральный округ, либо МНС РФ[35, с.5].
Таким образом, модернизация
налоговых органов вела к оптимизации
налогового администрирования в
отношении крупнейших налогоплательщиков;
к совершенствованию
1.3 Характеристика современной системы налоговых органов России
Современная система налоговых органов в России построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятом в РФ, и состоит из трех звеньев. Основным элементом этой системы являются налоговые инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления. Второе звено включает в себя Управления ФНС по республикам в составе России, краям, областям, округам, городам Москве и Санкт-Петербургу. Возглавляет систему налоговых органов Федеральная налоговая служба ФНС России (рисунок 1).
Рисунок 1.1 – Схема трехуровневой системы управления налоговыми органами
Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных (на федеральном уровне) и межрайонных (на уровне субъектов РФ) инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности. На федеральном уровне сегодня создаются межрегиональные инспекции (МРИ) двух видов: специализированные по отраслям экономики и специализированные по федеральным округам. По своему статусу МРИ занимают промежуточное положение между ФНС РФ и территориальными Управлениями ФНС России. Они выполняют достаточно широкие управленческие функции и контролируют деятельность нижестоящих налоговых органов. В деятельности МРИ присутствуют элементы работы территориальных налоговых инспекций: мониторинг и анализ информации о нарушениях налогового законодательства, взаимодействие с конкретными налогоплательщиками, в т.ч. проведение налоговых проверок по вопросам, отнесенным к их ведению. На межрегиональные инспекции по федеральным округам возложены следующие функции:
а) контроль за соблюдением налогового законодательства РФ на территории соответствующего федерального округа;
б) контроль за Управлениями по субъектам РФ, расположенными в федеральном округе, в т.ч. за выполнение ими заданий по мобилизации налоговых платежей в бюджет и взысканию недоимок;
в) проведение налоговых проверок крупнейших по федеральному округу налогоплательщиков [28, c.66].
Основная деятельность ФНС связана с обеспечением полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджетную систему России. Проверяя правильность исчисления налогов и сборов, полноту и своевременность внесения их в бюджет, должностные лица налоговых органов в каждом конкретном случае контролируют соблюдение плательщиками законодательства о налогах и сборах.
В рамках основной деятельности ФНС, в частности, осуществляет контроль и надзор;
- за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а также иных обязательных платежей; (приложении Б).
- соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
- полнотой учета денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Помимо основных за ФНС
закреплен ряд специальных
Особо следует сказать о полномочиях руководителя ФНС России. Он несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на ФНС. В частности, он представляет министру финансов РФ прогнозные показатели деятельности ФНС, отчет об их исполнении, предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности ФНС, а также издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции ФНС России [34, с.18].
Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом и в тоже время находится в иерархической вертикальной подчиненности, входит в единую централизованную систему. Вертикальная подотчетность обуславливает порядок обмена информацией, порядок взаимодействия в осуществлении налогового администрирования (рисунок 2).
Рисунок 1.2 – Система налоговых органов Российской Федерации
Таким образом, единая централизованная
система налоговых органов
ФНС России активно взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований, государственными внебюджетными фондами. Цель такого взаимодействия – повысить налоговую дисциплину в сфере экономики и обеспечить своевременное поступление налоговых платежей в государственный бюджет и во внебюджетные фонды. Наиболее распространенными формами сотрудничества ФНС России с государственными структурами являются:
- обмен информацией;
- совместное сотрудничество проводимых мероприятий;
- анализ вопросов
- создание межведомственных комиссий и рабочих групп из представителей ведомств, заинтересованных в разработке и решении тех или иных задач;
- проведение совместных коллегий, совещаний и т.д.
Таким образом, Федеральная налоговая служба осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Иными словами, в ее структуру входят собственно ФНС России (центральный аппарат) и территориальные органы. К последним относятся управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городами без районного деления, а так же инспекции межрайонного уровня. Служба и ее территориальные органы образуют единую централизованную систему налоговых органов. Единство этой системы обусловлено общностью задач и функций, которые осуществляют налоговые органы, а также достижением общей цели, которой является обеспечение законности в налоговой сфере.
2 Исследование процессов становления и развития налоговых органов в Республике Мордовия (на примере ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска)
2.1 Анализ организационной структуры ИФНС
Структура инспекции – это перечень ее структурных подразделений и распределение функций между ними. Налоговая инспекция это сложный механизм, выполняющий множество функций, взаимодействующий со множеством предприятий, организаций и граждан, получающий и обрабатывающий информацию из множества источников. В один и тот же период времени в инспекции протекает несколько достаточно обособленных, но подчиненных единой цели процессов. Процессы эти информационно и технологически взаимосвязаны и, соответственно, должны быть согласованы и синхронизированы друг с другом. Главной целью работы налоговой инспекции является сбор налогов, и любая рассогласованность в работе налоговых инспекторов ведет к прямым или косвенным потерям бюджета. Отсюда возникает требование максимально четкого общего управления инспекцией, контроля за сроками выполнения работ и за результатами работы каждого сотрудника. Осуществить такой контроль силами одного руководителя инспекции невозможно. Возникает необходимость разделить технологическую цепочку работы инспекции на отдельные участки и объединить инспекторов, работающих на каждом таком участке в административно обособленном подразделении – отделе. Изменение круга задач, решаемых каждым отделом, дает возможность корректировать технологию работы инспекции, более рационально решать конкретные проблемы, обеспечивать более эффективное взаимодействие инспекции с другими органами власти и управления и налогоплательщиками.
Второй причиной, вызвавшей деление инспекции на отделы, является сложность и многоплановость налогового законодательства. Один человек не в состоянии знать его во всех деталях, необходимых для работы с налогоплательщиками. Для того, чтобы обеспечить необходимое качество проведения контрольных мероприятий и оптимизировать использование рабочего времени на каждом конкретном участке налоговой работы необходимо разделение труда внутри инспекции и специализации налоговых инспекторов на конкретных видах работ.
Статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации установлено понятие налоговая тайна. В соответствии с этой статьей, практически вся информация, аккумулирующаяся в налоговой инспекции, составляет налоговую тайну, и налоговые органы несут ответственность за ее неразглашение. Структурирование инспекции на отделы позволяет обеспечить разграничение доступа сотрудников к информации в зависимости от задач, решаемых каждым из них, и способствует предотвращению утечки сведений на сторону. Структура инспекции не является результатом простой «игры ума» ее разработчиков. Выделение в составе инспекции тех или иных отделов есть следствие:
– законодательства;
– нагрузки на инспекцию;
– степени развития информационной системы налоговых органов и существующей технологии налоговой работы.
Внедрение технологии массовой обработки документов сначала привело к созданию в структуре инспекции подразделения по обслуживанию техники, сетей и программного обеспечения, а затем – к созданию специализированного отдела ввода данных и перераспределению функций между другими подразделениями с целью оптимизации их взаимодействия в условиях информационных технологий. Рост уровня автоматизации – необходимое условие для развития этих процессов, ибо нельзя обрабатывать существующий в инспекциях объем документации без вычислительной техники.
Основной структурной единицей районной инспекции ФНС является отдел. Отдел является самостоятельным структурным подразделением инспекции, возглавляется начальником отдела, подчиняется руководителю или заместителю руководителя инспекции в соответствии с распределением обязанностей между ними. Отдел занимается более-менее обособленным направлением работы, но в тоже время информационно и технологически связан с другими подразделениями инспекции. Административно отдел подчиняется руководителю инспекции, а методически – соответствующему отделу в управлении ФНС России по субъекту Российской Федерации. Руководство отделом осуществляет начальник отдела, назначаемый и освобождаемый от должности приказом руководителя инспекции по согласованию с управлением ФНС России по субъекту федерации.