Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:33, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Сбор налогов в России имеет многовековую историю, но более упорядоченный деятельность налоговых органов стала после перехода к рыночным реформам.
Эффективность налогообложения во многом зависит от характера государственного управления национальной налоговой системой – налогового администрирования – совокупности государственных структур исполнительной ветви власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем защиты механизма налогообложения.
Введение 5
1 Теоретические и исторические аспекты становления налоговых органов
в России 7
1.1 Объективная необходимость возникновения системы налоговых
органов в России 7
1.2 Формирование и развитие налоговой службы в Российской
Федерации 13
1.3 Характеристика современной системы налоговых органов России. 18
2 Исследование процессов становления и развития налоговых
органов в Республике Мордовия (на примере ИФНС России по
Октябрьскому району г. Саранска) 24
2.1 Анализ организационной структуры ИФНС 24
2.2 Структура ИФНС Республики Мордовия 32
2.3 Исследование основных направлений деятельности налоговой 40
инспекции по Октябрьскому району г. Саранска
3 Современная система налоговых органов Российской Федерации
и перспективы ее развития 47
3.1 Перспективы развития налоговых органов Российской Федерации 47
3.2 Перспективы развития налоговых органов Республики Мордовия 55
3.3 Зарубежный опыт становления и развития налоговых органов
и возможности его использования в отечественной практике 59
Заключение
Таким образом, в развитых странах наблюдается тенденция разграничения полномочий по сбору налогов между центром и регионами, т.е. часть налогов формирует федеральный бюджет, а часть - региональный (местный). Однако для России такой опыт сегодня не представляет интереса, т.к. в большинство регионов суммы налогов, собираемые на территории этих регионов на столько малы, что не только не смогут удовлетворить финансовые потребности региона, но и потребуется значительное финансирование таких регионов из федерального бюджета. Однако в России в будущем планируется упразднить существующую систему субъектов РФ и ввести вместо нее деление на федеральные округа. Таким образом, такой вариант зарубежного опыта построения налоговой системы и соответственно налоговых органов может быть использован в РФ, но только не в ближайшем будущем.
Также интерес представляет то, что в большинстве развитых зарубежных стран существует система «налоговых судов». Введение такой системы в РФ является возможным, т.к. в соответствии с федеральным конституционным законом РФ от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе» в России создание специализированных судов предусмотрено (статья 26). Создание таких судов могло бы во многом облегчить работу отечественных налоговых органов в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками.
К тому же практически во всех зарубежных странах в структуре налоговых органов создаются специальные отделы, в компетенцию которых входит доказывание неправомерного поведения налогоплательщиков в случае обнаружения признаков налогового преступления. Т.е. работникам таких отделов предоставляется часть исключительных прав работников МВД - наложение ареста на расчетный счет или имущество, арест налогоплательщика (руководителя юридического лица), принудительное взыскание недоимки и др. Создание такого отдела в структуре российских налоговых органов существенно увеличило бы оперативность и результативность контрольной работы.
И, конечно же, невозможно не отметить функционирование единой телефонной службы информирования налогоплательщиков (Великобритания), позволяющей снизить число ошибок при заполнении деклараций, сроках уплаты налогов и др. что, несомненно, влияет на улучшение показателей эффективности работы налоговых органов. Также необходимо отметить, что в развитых зарубежных странах контрольная работа налоговых органов строится на системе косвенных показателей, с помощью которых удается выявить налогоплательщиков повышенного риска.
Заключение
Итак, Федеральная налоговая служба находится в ведении Минфина России, который координирует и контролирует ее деятельность. В свою очередь Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В рамках своих полномочий ФНС России контролирует правильность исчисления, полноту и своевременность внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей.
Таким образом, на основании проведенного в курсовой работе анализа можно сделать следующие выводы:
1) первым шагом по созданию налоговой системы современной России явилось принятие Закона РФ № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и ряда законов по конкретным налогам, вступившим в действие с 1 января 1992 года;
2) первоначальная структура налоговых органов РФ представляла собой единую независимую централизованную систему органов Государственной налоговой службы РФ, состоящую из центрального республиканского (Российской Федерации) органа государственного управления и государственных налоговых инспекций по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного подчинения) и районам в городах;
3) в целях совершенствования структуры федеральных органов государственной власти:
- ГНС РФ 23 декабря 1998
г. Преобразована в
- Министерство РФ по налогам и сборам 9 марта 2004г. преобразовано в ФНС РФ;
При указанных реорганизациях была сохранена преемственность политики в отношении основных функций и структуры региональных и территориальных налоговых органов.
4) первым симптомом необходимости модернизации налоговых органов послужило резкое увеличение количества налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах, что привело к необходимости уточнения, унификации и формализации основных функций, исполняемых сотрудниками налоговых органов;
5) при модернизации налоговых органов реализован принцип функциональной специализации;
6) одним из основных направлений реструктуризации налоговых органов является укрупнение местных (городских, районных) налоговых органов, посредством увеличения минимальной штатной численности территориальных инспекций до уровня, рекомендуемого ФНС РФ, - не менее 90 человек;
7) создание межрайонных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в пределах региона, что позволило проводить по отношению к вертикально интегрированным структурам с сетью филиалов и подразделений, рассеянных по всей территории субъекта РФ, единую налоговую политику, а так же упрощает осуществление скоординированных действий;
8) структура налоговых
органов РФ в настоящее время,
в связи с уточнением
В Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Саранска ведется постоянная работа по совершенствованию налогового администрирования. Проводимые мероприятия направлены на усиление качества контрольной работы, улучшение стандартов обслуживания налогоплательщиков, создание здоровой финансово-экономической системы и улучшение предпринимательского климата в районе.
Список использованных источников
1 Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – Москва: Проспект, КноРус, 2010. – 736 с.
2 Александров И. М. Налоги и налогообложение: учеб. / И. М. Александров. – М.: Издат. Торг. Корпорация «Дашков К», 2008. – 296 с.
3 Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник/ И. М. Александров.– 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2007. - 318 с.
4 Алехин С. Н. Становление и развитие территориальных налоговых органов // Финансы и кредит. – 2008. С. 36-44.
5 Алиев Б. Х. Налоги и налогообложение. / Б. Х. Алиев. – М., Финансы и статистика, 2006. – 416 с.
6 Аналитическая записка «О детельности ИФНС России по Октябрьскому району за 9 месяцев 2010 года».
7 Аналитическая записка «О ходе поступлений налоговых платежей, задолженности по ним и функционирования налоговой системы за январь-декабрь 2009 г. по Инспекции ФНС РФ по Октябрьскому району г. Саранска».
8 Аронов А. В. «Налоговая политика и налоговое администрирование»: Учебн.пособие / А. В. Аронов. – М.:Экономистъ, 2008. – 591с.
9 Бабич А. М., «Финансы»: Учебник / А. М. Бабич., Л. Н. Павлова. – Москва: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009. - С 511.
10 Берестовой С. В. Налоговые проверки в соединенных Штатах Америки // Российский налоговый курьер. – 2004. - №13. С. 31-34.
11 Бетина Т. А. Об использовании и эффективности автоматизированного камерального контроля // Налоговый вестник. – 2008. - №7. С. 78-86.
12 Бобоев М., Кашин В. Налоговая политика России на современном этапе // Вопросы экономики. – 2007. -№7. -С. 54-69.
13 Владимирова Н. П. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н. П. Владимирова. – М.: КНОРУС., 2008. – 232 с.
14 Воробьева В. Н. Деятельность ФЕС России по осуществлению возложенных функций //Российский налоговый курьер. - 2009. - № 22. - С. 22-26.
15 Дмитриева Н. Г. Налоги и налогообложение / Н. Г. Дмитриева. – Ростов/н/Д: Феникс, 2009. – 416 с.
16 Дуканич Л. В., Налоги и налогообложение. Ростов на Дону.: Феникс. – 2010. – 118 с.
17 Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение / Е. Н. Евстигнеев. – М.: Инфра, 2008. – 328 с.
18 Евстигнеев Е. Н. Основы налогообложения и налогового законодательства / Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с.
19 Закон Российской Федерации от 27.12.1991г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Справочная правовая система «Гарант».
20 Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже 21 века/ А.В. Ильин // Финансы. 2004. - №4.
21 Историческая справка о Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Саранска от 5 марта 2005 г.
22 Кашин В. А. О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации // Налоговый вестник. – 2005. - № 12. – С. 14–20
23 Колчин С. П. Налоги в Российской Федерации: Учеб. Пособие для экон. вузов / С. П. Колчин. – М., Экономика, 2005. -254 с.
24 Комментарий к Налоговому Кодексу РФ / Под ред. А.Н. Козырина, А.А. Ялбуганова – М.: издательство «Проспект», 2009. – 456 с.
25 Косолапов А. И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / А. И. Косолапов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и К°», 2009. – 872 с.
26 Крохин Ю. А. Налоговое право России: Учебник для вузов/Отв.ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Крохина. – М.: Издательство НОРМА, 2008. – 656 с.
27 Миронова О. А. Налоговое администрирование: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 351200 «Налоги и налогообложение» /О. А. Миронова, Ф. Ф. Ханафаев. – М.: Изд-во Омега-Л, 2009. – 408 с.
28 Мишустин М. В. «Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России» Монография,-М.: ЮНИТН-ДАНА, 2007. – 207с.
29 Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.ru.
30 Официальный сервер УФНС РФ по РМ: http://www.r13. nalog.ru.
31 Пансков В. Г Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.:Финансы и статистика. 2007. – 460 с.
32 Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. Изд. 3-е доп. перераб. / В. Г. Пансков – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2008. – 448 с.
33 Парыгина В. А. «Налоги и налогообложение в России: учебник/ В. А. Парыгина, К. Браун, Дж. Масгрейн, А. А. Тедеев. – М.: Эксмо, 2008. – 650с.
34 Перов А. В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие/ А. В. Перов, А. В. Толкушкин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2008. – 635 с.
35 Петрова Г. В. Налоговое право: Учебник для вузов, 2 – ое изд. / Г. В. Петрова.– М.: ИНФРА – М, 2007. – 452 с.
36 Положение о министерстве Российской Федерации по налогам и сборам. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года № 783 // Справочная правовая система «Гарант».
37 Пономарева Т., Попова Н. Мы будем использовать все законные средства контроля и надзора в области налогов // Российский налоговый курьер. – 2006. - №22. – С.12-15.
38 Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года № 254 «Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам» // Справочная правовая система «Гарант».
39 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»// Консультант. – 2009. №22. – С. 12.
40 Романовский М. В. Налоги и налогообложение 3 изд. / под ред. М. В. Романовского, О. В.Врублевской. – СПб: Питер, 2008. – 544 с.
41 Русакова И. Г., Налоги и налогообложение / Под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина.– М.: ЮНИТИ, 2009.
42 Салихов В. В. Экономическая теория: курс лекций. Часть II. – Нижнекамск: МГЭИ, 2009. – С 172.
43 Сердюков А. Э. «Налоги и налогообложение» / А. Э. Сердюков, Е. С. Вылкова, А. Л. Тарасевич // Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 704 с.
44 Скворцов О. В. Налоги и налогообложение: уч. пособие / О. В. Скворцов. –М.: Академия. 2007. –240 с.
45 Толкушкин А. В. «История налогов в России» / А. В. Толкушкина, изд. «ЮРИСТЪ», Москва, 2009 г.
46 Трунин С. Н. Проблемы налоговой системы России.// Финансы и кредит №9, 2004. - С 9-11.
47 Филлипова Н. А., Семенова Н. Н., Морозова Г. В. «Теория и история налогообложения». – Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 2010. – 136с.
48 Черник Д. Г. Налоги. 5-е изд., перераб. и доп. Уч. пособие. –М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.
49 Черник Д. Г. Налоги: Учеб. пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Д. Г. Черника.- М.: Финансы и статистика, 2007. – 656 с.
50 Черник Д. Г. «Основы налоговой системы» / Д. Г. Черник, А. П. Починок, В. П. Морозов изд. объединение «ЮНИТИ», Москва «Финансы», 2008 г.
51 Черник, Д. Г. Налоги и налогообложение: учеб./Д. Г. Черник, Л. П. Павлова, А. З. Дадашев [и др.] – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 328с.
52 Шаталов С. Д. Налоговая реформа важный фактор экономического роста. //Финансы. №2, 2005. - С 3-6.
53 Юткина А. М. Налоги и налогообложение. / Под ред. А. М. Юткина. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 429 с.
54 Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2 - е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2002. 576 с.
Приложение А
Классификация функций налоговых органов по уровням управления
Уровни управления |
Наименование и содержание функций |
I уровень (федеральный) |
- участие в разработке проектов новых законов о налогах и сборах и проведении единой налоговой политики на территории всей страны; - руководство налоговыми органами, в т.ч. методическое обеспечение проводимого им налогового администрирования; - разработка и утверждение обязательных для налогоплательщиков форм налоговых деклараций и установление порядка их заполнения; - осуществление мер по созданию информационных систем, компьютеризации налогового контроля и др. |
II уровень (по субъектам РФ) |
- контроль за правильностью применения финансовых санкций, предусмот-ренных законодательством РФ и субъектов РФ за нарушение обязательств перед бюджетом, административных штрафов за эти нарушения и своевременностью взыскания средств по ним; - методическое обеспечение сложных и спорных вопросов камеральных и выездных проверок; - юридическое обоснование деятельности налоговой инспекции; - методическое обеспечение вопросов взаимосвязи с финансовыми органами и банками, ведение лицевых счетов налогоплательщиков; - проведение анализа деятельность налоговых инспекций по различным ин-формационным срезам и прогнозирование последствий принятия тех или иных решений; - ведение централизованной базы данных реестра налогоплательщиков и др. |
III уровень (местный) |
- своевременный и полный учет плательщиков, платежей в бюджеты; - регистрация и ведение
регистрационных дел - снятие с учета налогоплательщиков; - предоставление - контроль за своевременностью представления плательщиками налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчисле-нием и уплатой платежей в бюджет, а также проверка достоверности этих документов в части правильности определения прибыли, иных объектов обложения и исчисления налогов и сборов; - обеспечения правильности исчисления платежей гражданам РФ, дове-дения их до сведения граждан, а также контроль за поступлением этих платежей в соответствующий бюджет; - осуществление возврата излишне взысканных и уплаченных налогов и сборов через финансово-кредитные учреждения; - получение, контроль, детализация и агрегирование даны из банков о платежах в бюджеты; - сбор и группировка регламентированной и нерегламентированной отчетности для регионального уровня, сбор, обработка, группировка и сверка показателей налоговой отчетности; - регистрация и учет штрафных санкций, выставление требований в банки на безусловное погашение задолженностей перед бюджетами; - регистрация и учет контрольно-кассовых машин, контроль за их использованием; - контроль за использованием акцизных марок; - производство, осмотр, фиксация содержания и изъятие у налогоплательщика документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) дохода или иных объектов налогообложения; - взаимодействие с соответствующими органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами, банками по вопросам контроля за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и иных распорядительных документов; - передача правоохранительным и судебным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность; - приостановление (восстановление) операций налогоплательщиков по расчетным и иным счетам в банках и других финансово-кредитных учреждениях; - рассмотрение заявлений, предложений и жалоб налогоплательщиков по вопросам налогообложения и жалоб на действия должностных лиц инспекции; - работа с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями органов государственной власти, а также документами и распоряжениями налоговых органов вышестоящего уровня, инструкциями по вопросам налогообложения и другим аспектам деятельности налоговых органов; - информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснение им системы налогообложения и др. |