Налоговые органы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Сбор налогов в России имеет многовековую историю, но более упорядоченный деятельность налоговых органов стала после перехода к рыночным реформам.
Эффективность налогообложения во многом зависит от характера государственного управления национальной налоговой системой – налогового администрирования – совокупности государственных структур исполнительной ветви власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем защиты механизма налогообложения.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические и исторические аспекты становления налоговых органов
в России 7
1.1 Объективная необходимость возникновения системы налоговых
органов в России 7
1.2 Формирование и развитие налоговой службы в Российской
Федерации 13
1.3 Характеристика современной системы налоговых органов России. 18
2 Исследование процессов становления и развития налоговых
органов в Республике Мордовия (на примере ИФНС России по
Октябрьскому району г. Саранска) 24
2.1 Анализ организационной структуры ИФНС 24
2.2 Структура ИФНС Республики Мордовия 32
2.3 Исследование основных направлений деятельности налоговой 40
инспекции по Октябрьскому району г. Саранска
3 Современная система налоговых органов Российской Федерации
и перспективы ее развития 47
3.1 Перспективы развития налоговых органов Российской Федерации 47
3.2 Перспективы развития налоговых органов Республики Мордовия 55
3.3 Зарубежный опыт становления и развития налоговых органов
и возможности его использования в отечественной практике 59
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 389.00 Кб (Скачать документ)

Минимально допустимая численность отдела составляет 5 человек. Если в составе инспекции по тем или иным причинам невозможно выделить отдел такой численности, занимающийся одним направлением работы, то создается отдел, занимающийся несколькими направлениями работы, но с численностью не менее 5 человек.

Все подразделения, входящие в состав инспекции одинаково необходимы для ее нормальной работы. В то же время, разные отделы по-разному участвуют в процессе сбора налогов. В зависимости от характера такого участия, отделы делятся на 2 категории – основные и обеспечивающие.

Основные отделы непосредственно участвуют в работе по сбору налогов. К ним относятся подразделения, осуществляющие учет налогоплательщиков, налоговые проверки, ведение лицевых счетов, взыскание недоимки и т.п.

Обеспечивающие отделы не участвуют непосредственно в  сборе налогов, но создают условия для нормальной работы основных отделов. К обеспечивающим подразделениям относятся отдел обеспечения деятельности инспекции, отдел информационных технологий и т.п.

Первая структура государственной  инспекции по району, городу без районного деления, району в городе, т.е. низовой инспекции включала в себя:

1. Руководство.

2. Отдел налогообложения прибыли государственных предприятий.

3. Отдел налогообложения прибыли кооперативных предприятий.

4. Отдел налогообложения прибыли совместных предприятии и общественных организаций.

5. Отдел налога с оборота и прочих доходов.

6. Отдел налогообложения  граждан.

7. Отдел учета и  отчетности.

8. Бухгалтерия.

9. Административно-хозяйственный отдел.

Обеспечивающими отделами являлись бухгалтерия и административно-хозяйственный отдел. При этом, бухгалтерия вела «внутренний» учет, составление и исполнение сметы расходов инспекции, начисление и выдачу заработной платы, учет имущества инспекции. Административно-хозяйственный занимался кадровым и материально-техническим обеспечением инспекции, организацией делопроизводства и контроля за исполнением документов. Остальные отделы относились к категории основных, т.е. непосредственно участвовали в сборе налогов. Данная структура отражала состояние экономики и налогового законодательства в начале 90-х годов.

Период 1991 – 1998 годов  характеризовался серьезными изменениями налогового законодательства и быстрым ростом числа предприятий, относящихся к негосударственным формам собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. Эти изменения привели, прежде всего, к многократному увеличению количества налогоплательщиков. При этом, численность налоговых работников также росла, но темпы ее роста существенно отставали от темпов роста количества плательщиков. В результате этого, нагрузка на 1 налогового инспектора возросла с 25 - 30 предприятий в 1990 году до 700 – 900 предприятий. Происходил и качественный рост нагрузки на налоговую систему (например, вместо одного срока сдачи квартальной отчетности в 1990 году, появилось два – по НДС и по всем остальным налогам).

 В этих условиях  изменения в первоначальной структуре  налоговых инспекций были неизбежны. При этом, каких то жестких ограничений по ее изменению со стороны вышестоящих организаций не существовало, поэтому структура каждой низовой инспекции менялась по мере осознания ее руководством необходимости этих изменений, наличия программных продуктов и вычислительной техники для автоматизации работы инспекции, наличия помещений и других факторов. Прежде всего, следует отметить отказ от отделов налогообложения прибыли по формам собственности и отделов налога с оборота (позднее - отделов косвенных налогов) и создание территориальных отделов. В этом случае территория, контролируемая инспекцией, делилась между 2 – 4 территориальными отделами по определенному принципу  –  чаще всего – по улицам, или по муниципальным районам. Все предприятия, вне зависимости от форм собственности и организационно-правовых форм, зарегистрированные на данной территории, переходили под налоговый контроль соответствующего территориального отдела. Сотрудники отдела осуществляли прием и камеральную проверку бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, ведение налоговых дел плательщиков, документальные проверки предприятий по всему участку.

Таким образом, произошло выравнивание нагрузки между налоговыми инспекторами, нарушенное в связи с сокращением числа государственных предприятий и бурным ростом числа плательщиков негосударственных форм собственности. Это стало возможным в связи с унификацией налогообложения предприятий всех форм собственности в 1991 – 1992 годах.

В 1994 году впервые встал  вопрос о ведении единого государственного реестра налогоплательщиков. Это  потребовало выделения в составе  инспекций отдела учета налогоплательщиков. Этот отдел обеспечивает постановку на учет и снятие с учета плательщиков налогов, формирование юридических дел налогоплательщиков, ввод информации о них в базу данных инспекции. Необходимо отметить, что именно это направление работы инспекции стало переходить на информационную технологию одним из первых. Кроме того, его создание позволило разделить единое дело налогоплательщика на юридическое и налоговое дела. Необходимость этого обусловлена тем, что юридические документы предприятия, создаваемые при его государственной регистрации, меняются достаточно редко и должны быть легко доступны в течение всего периода деятельности предприятия. Бухгалтерская отчетность и налоговые декларации поступают в налоговую инспекцию каждый квартал (или каждый месяц) и утрачивают свою актуальность гораздо быстрее, чем юридические документы. Выделение юридического дела позволило сдавать в архив налоговые дела предприятий за периоды 3-х и более летней давности.

Принятие в 1993 году Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин в денежных расчетах с населением» привело к созданию в структуре районной инспекции отдела по контролю за применением ККМ. На отдел была возложена работа по постановке на учет и снятию с учета контрольно-кассовых машин, проверке соблюдения законодательства об из применении в расчетах с населением, подготовке решений о наложении штрафов за несоблюдение законодательства о ККМ. Впоследствии функции отдела ККМ существенно расширились - отделы стали заниматься вопросами контроля за оборотом алкогольных и табачных изделий, полноты учета выручки от розничной торговли и оказания услуг населению, выявлением фактов осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации и постановки на учет в налоговых органах и т.д.

Таким образом, к моменту вступления в действие первой части Налогового кодекса Российской Федерации (1 января 1999 года) в состав территориальной налоговой инспекции, как правило, входили:

1. Руководство.

2. Территориальные отделы.

3. Отдел налогообложения  граждан.

4. Отдел учета и отчетности.

5. Отдел учета налогоплательщиков.

6. отдел по контролю  за применением ККМ в денежных  расчетах с населением.

7. Юридический отдел.

8. Отдел анализа и  прогнозирования.

9. Отдел информатизации.

10 Бухгалтерия.

11. Отдел кадров.

12. Общий отдел.

Все это, а также качественное изменение условий работы налоговых  органов при вступлении в действие первой части Налогового кодекса  Российской Федерации потребовало  упорядочить структуру налоговой  инспекции. В результате этого, в середине 1999 года была проведена реорганизация налоговых органов и осуществлен переход к типовой структуре.

В результате внесения изменений  в законодательство о налоговой  системе в 1997 - 1998 годах, вступления в действие Налогового кодекса у налоговых органов несколько ослабла фискальная функция и существенно усилилась функция разъяснительной работы с налогоплательщиками и налоговыми агентами. Укрепилось понимание того, что основным источником доходов бюджета являются налоги, а не штрафы за нарушение налогового законодательства. Соответственно государству выгоднее обеспечить повышение собираемости налогов путем создания более понятной и дружественной налогоплательщику налоговой системы, чем путем ужесточения ответственности за неуплату налогов.

С учетом вышеперечисленных  факторов в 1999 году была утверждена и  внедрена новая типовая структура  налоговой инспекции. В ее состав включались следующие отделы:

1. Руководство (руководитель инспекции, заместители руководителя инспекции).

2. Отдел выездных проверок юридических лиц.

3. Отдел камеральных  проверок юридических лиц.

4. Отдел декларирования  и взыскания налогов, удерживаемых  налоговыми органами.

5. Отдел по проверке  правильности удержания подоходного  налога у источника выплаты.

6. Отдел прочих налогов и сборов с физических лиц.

7. Отдел учета, отчетности  и анализа.

8. Отдел по принудительному  взысканию недоимки по налогам  и сборам.

9. Юридический отдел.

10. Отдел регистрации  и учета налогоплательщиков.

11. Отдел оперативного  контроля.

12. Отдел информационного обеспечения и электронного ввода данных.

13. Отдел по работе  с персоналом.

14. Отдел финансового  и хозяйственного обеспечения.

15. Общий отдел.

Новая структура инспекции  получила название «функциональной». Она позволила перестроить работу инспекции с учетом требований автоматизации выполнения многих основных операций и оптимизировать, в известной степени, разделение труда между отделами и налоговыми инспекторами.

Описанная выше структура  районной инспекции была разработана  с учетом многолетнего опыта работы налоговых инспекций по пополнению бюджета. Однако при ее создании не удалось решить все организационные задач. К ним можно отнести необходимость дальнейшей автоматизации работы налоговых органов, более четкой организации информационного обслуживания налогоплательщиков, сокращения затрат ресурсов на составления ведомственной отчетности. В рамках существующей структуры не удалось разделить работу налоговых инспекторов и операторов, занимающихся ручным вводом информации в компьютер (эти функции оказались совмещенными в отделах камеральных проверок, декларирования физических лиц, учета и отчетности).

В настоящее время  существуют следующие типовые структуры  налоговых инспекций:

- типовая структура  налоговых инспекций ФНС России  с предельной численностью свыше 89 единиц (утверждена Приказом МНС России от 27 декабря 202 г. №БГ – 3 – 20/752 (с изменениями и дополнениями));

- типовая структура  межрегиональной инспекции ФНС  России по крупнейшим налогоплательщикам (утверждена Приказом ФНС России от 22 февраля 2004 г. №САЭ – 3 – 15/8@);

Кроме того, отдельными приказами  ФНС России утверждены положения  о межрегиональных инспекциях по федеральным округам и по централизованной обработке данных.

2.2 Анализ ИФНС Республики Мордовия

Государственная налоговая инспекция по Октябрьскому району города Саранска была создана на основании Указа Президента РФ от 31.12.1991 года №340 «О государственной налоговой службе Российской Федерации». Государственной налоговой службой РФ на начальном этапе формирования системы налоговых органов не была выработана обязательная типовая структура низовой налоговой инспекции. Поэтому на решение данного организационного вопроса существенное влияние оказывал субъективный подход самих руководителей налоговых инспекций, отдававших предпочтение различным моделям организационного устройства инспекции.

Можно выделить несколько  этапов развития организационных звеньев  российских налоговых инспекций  и ИФНС по Октябрьскому району г.Саранска:

На первом этапе отделы инспекций создавались по отраслям народного хозяйства или организационно-правовым формам предприятий и курировали всех налогоплательщиков данной отрасли, зарегистрированных на подконтрольной территории инспекции. Отраслевая специализация могла производиться и в рамках одного отдела путем закрепления за каждым налоговым инспектором группы организаций, объединенных по отраслевому признаку [10, с.5]. Так, отраслевой принцип предопределял наличие в инспекции следующих отделов:

1) налогообложения государственных  предприятий;

2) налогообложения прибыли кооперативных предприятий;

3) налогообложения прибыли  совместных предприятий и общественных  организаций;

4) налога с оборота  и прочих доходов;

5) налогообложения граждан;

6) учета и отчетности.

Принципиально важно, что  отраслевой принцип оказывал решающее влияние на внутреннее устройство налоговой инспекции. В современных условиях отраслевой принцип действует применительно к специализации налоговых инспекций, предназначенных, например, для налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков определенной отрасли экономической деятельности.

На втором этапе предпринимались попытки переустроить налоговые органы, принимая во внимание не только отраслевой, но и территориальный принцип реализации налогового контроля. Для этого отдел налогообложения юридических лиц был разделен на несколько территориальных подотделов. Вся подконтрольная этим подотделам территория делилась на несколько участков, на которых контроль за всеми налогоплательщиками (независимо от их отраслевой принадлежности) закреплялся за определенным отделом или конкретным налоговым инспектором. На данном этапе налоговые инспектора, работающие в подотделах, стали неким аналогом должностных лиц иных государственных органов, работающих на основе данного принципа, например: в ОВД - участкового уполномоченного, в органах здравоохранения – участкового врача районной поликлиники. Данный вариант структурного устройства налоговой инспекции предполагал наличие в ее составе следующих отделов:

Информация о работе Налоговые органы в России