Налоговые органы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Сбор налогов в России имеет многовековую историю, но более упорядоченный деятельность налоговых органов стала после перехода к рыночным реформам.
Эффективность налогообложения во многом зависит от характера государственного управления национальной налоговой системой – налогового администрирования – совокупности государственных структур исполнительной ветви власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем защиты механизма налогообложения.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические и исторические аспекты становления налоговых органов
в России 7
1.1 Объективная необходимость возникновения системы налоговых
органов в России 7
1.2 Формирование и развитие налоговой службы в Российской
Федерации 13
1.3 Характеристика современной системы налоговых органов России. 18
2 Исследование процессов становления и развития налоговых
органов в Республике Мордовия (на примере ИФНС России по
Октябрьскому району г. Саранска) 24
2.1 Анализ организационной структуры ИФНС 24
2.2 Структура ИФНС Республики Мордовия 32
2.3 Исследование основных направлений деятельности налоговой 40
инспекции по Октябрьскому району г. Саранска
3 Современная система налоговых органов Российской Федерации
и перспективы ее развития 47
3.1 Перспективы развития налоговых органов Российской Федерации 47
3.2 Перспективы развития налоговых органов Республики Мордовия 55
3.3 Зарубежный опыт становления и развития налоговых органов
и возможности его использования в отечественной практике 59
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 389.00 Кб (Скачать документ)

1) налогообложения граждан;

2) учета налогоплательщиков;

3) по контролю за  применением контрольно-кассовой  техники;

4) юридический отдел;

5) информатизации;

6) анализа и прогнозирования,  учета и отчетности.

 Осуществление налогового контроля по территориальному принципу привело к положительным результатам. Так, например, был оптимизирован учет предприятий - налогоплательщиков, регистрируемых по юридическим адресам, а не по фактическому местоположению, что в свою очередь сделало более предметной контрольно-проверочную работу.

Что же касается налоговой  инспекции по Октябрьскому району г.Саранска, то история становления ее организационной структуры совмещает оба этих периода в одном. На момент своего создания ГНИ по Октябрьскому району г. Саранска имела следующую структуру:

– Начальник ГНИ;

– Заместитель начальника ГНИ;

– Отдел налогообложения юридических лиц;

– Отдел налогообложения физических лиц;

– Отдел учета доходов и анализа.

Таким образом, структура  отделов ГНИ по Октябрьскому району г.Саранска на момент ее образования  уже была ориентирована на территориальный принцип.

На третьем этапе при организационном построении налоговой инспекции предпринимались попытки учесть возможность специализации ее отдельных организационных звеньев с учетом специфики системы налогообложения. Это предполагало создание отделов, специализирующихся по отдельным налогам или группам налогов: косвенных налогов; налогообложение прибыли предприятий и организаций; ресурсных платежей; налогообложения доходов физических лиц; прочих региональных и местных налогов и т.п. [49, с.5]. На третьем этапе развития отечественных налоговых инспекций применительно к Октябрьской налоговой инспекции можно отметить следующее: в соответствии с Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 года № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам», постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 года № 254 «Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам», приказа МНС РФ от 21 октября 1999 года № АП-2Б-20/493 «О преобразовании Госналогинспекций по Республике Мордовия» и приказа МНС РФ от 1 декабря 1999 года № АП-2Б-20/612 «Об утверждении структуры управления МНС России по Республике Мордовия», Государственная инспекция по Октябрьскому району города Саранска была преобразована в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Саранска. Была изменена и структура инспекции:

Руководитель инспекции  МНС РФ;

– Заместитель руководителя инспекции МНС РФ;

– Отдел налогообложения физических лиц;

– Отдел налогообложения юридических лиц;

– Отдел учета отчетности и взыскания недоимки;

– Отдел местных и прочих налогов и сборов;

– Отдел финансового, хозяйственного обеспечения.

На четвертом этапе произошло переформирование налоговых инспекций с учетом функционального принципа. Речь идет о том, что налоговый контроль, как процессуальная функция, охватывающая несколько взаимосвязанных между собой стадий, должна была реализовываться отделами налоговых инспекции, адекватными этим стадиям. Поэтому руководители инспекций, разделявшие эту концепцию, стали учреждать в структуре инспекции отделы камеральных и выездных налоговых проверок; отделов контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и табачной продукции; а также организационные звенья, обеспечивающие учет налогоплательщиков, прием налоговой отчетности [11, с.6]. На четвертом этапе становления организационной структуры налоговых органов в структуре инспекции по Октябрьскому району происходили следующие изменения: В целях повышения эффективности работы и оптимизации структуры налоговых органов в Республике Мордовия, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 года № 254 «Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам» и приказами МНС России от 25 августа 2000 года № БГ -3-20/312 «О типовых структурах инспекций МНС России», от 24 апреля 2001 года № БГ-3-20/132 «О типовой структуре Управления МНС России по субъекту Российской Федерации» и от 15 октября 2001 года № БГ-3-15-408 «О структуре Управления МНС России по Республике Мордовия» Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г.Саранска, путем слияния с ИМНС РФ по Кочкуровскому району, была реорганизована в Межрайонную инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам № 2 по Республике Мордовия. Межрайонная ИМНС № 2 по Республике Мордовия была территориальным органом Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Республике Мордовия, находилась в непосредственном его подчинении и было ему подконтрольна. Структура Межрайонной ИМНС РФ № 2 по Республике Мордовия имела вид:

– Руководитель инспекции;

– Заместитель руководителя;

– Общий отдел;

– Юридический отдел;

– Отдел информационно-аналитической работы;

– Отдел регистрации юридических лиц и взыскания задолженности юридических лиц;

– Отдел контроля налогообложения физических лиц;

– Отдел проверок юридических лиц и взыскания задолженности юридических лиц;

– Отдел контроля применения ККМ производства и оборота алкогольной и табачной продукции.

На пятом этапе началось повсеместное радикальное реформирование налоговых органов в рамках федеральной целевой программы «развитие налоговых органов на 2002 - 2004 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.12.2001 № 888, цель которой состояла в целенаправленном внедрении типовых организационных структур налоговых инспекций на основе функционального принципа технологии налогово-проверочной работы. Такая типовая структура была доведена и до сведения Октябрьской налоговой инспекции.

Итак, организация работы налоговых органов, обеспечивающая успешное выполнение функций, возложенных на них законодательством, потребовала совершенствования структуры налоговых органов и в этих целях определения:

 – состава функций налогового органа (под указанной функцией понимается вид деятельности налогового органа, включающий логически законченный набор процедур);

– состава рабочих процедур для реализации каждой функции налогового органа (под процедурой подразумевается логически законченный набор операций, которые выполняются на рабочих местах в определенной последовательности; рабочее место - элементарный технологический участок работы, операция – элементарное технологическое действие);

 – определение содержания каждой рабочей процедуры;

 – закрепление функций за подразделениями налогового органа [51, с.38].

В 2004 году началась реформа  органов исполнительной власти, в соответствии с Указом Президента РФ от 9 мая 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Одним из итогов данной реформы было упразднение Министерства РФ по налогам и сборам. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» ФНС РФ и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства РФ по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Федеральная налоговая служба РФ теперь находится в ведении Министерства финансов РФ и подконтрольна Правительству РФ.

В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы России от 19.10.2004 года № САЭ-3-15/3 «О преобразовании территориальных органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в территориальные органы Федеральной налоговой службы и установлении предельной численности», от 24.11.2004 № САЭ -3-15/133 «О структуре Управления ФНС России по Республике Мордовия», а также в соответствии с приказом УФНС по РМ от 03.02.2005 № 11-39/042а «О структуре Межрайонных инспекций и Инспекций Управления ФНС России по Республике Мордовия» Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 2 по Республике Мордовия была преобразована в Инспекцию Федеральной Налоговой Службы по Октябрьскому району г. Саранска.

Организационная структура  ИФНС России по Октябрьскому району построена  на данный момент ориентируясь на Реестр рабочих мест инспекций МНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонного уровня численностью свыше 89 единиц в условиях использования системы ЭОД, утвержденный МНС России еще в 2003 году. Однако данный реестр является типовым и носит рекомендательный характер, поэтому Отдел финансового и общего обеспечения в ИФНС посчитали более целесообразным разделить на два: Отдел общего обеспечения и Отдел финансового обеспечения. К тому же произведена индексация отделов ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска, присвоив им следующие условные номера (индексы):

01 – руководство;

02 – отдел выездных  проверок;

03 – отдел камеральных  проверок;

04 – отдел регистрации  и учета налогоплательщиков;

05 – отдел учета,  отчетности и анализа;

06 – юридический отдел;

07 – отдел финансового  обеспечения;

08 – отдел ввода  и обработки данных;

09 – отдел работы  с налогоплательщиками;

10 – отдел информационных  технологий;

11 – отдел урегулирования  задолженности;

12 – отдел общего  обеспечения;

13 – отдел оперативного контроля.

Таким образом, можно  сделать вывод, что в современных  условиях признано оптимальным такое  устройство налоговой инспекции, при  котором ее организационные звенья – основные отделы сгруппированы в четыре функциональных блока: общего обеспечения, информационно-аналитической работы, работы с налогоплательщиками и контрольной работы. Итак, функциональный принцип построения отделов инспекции обеспечивает рациональное использование имеющихся трудовых ресурсов за счет большей специализации по выполняемым функциям, создает условия для эффективного использования средств вычислительной техники и современных информационных технологий, позволяет обрабатывать все возрастающий объем информации без увеличения численности налоговых органов.

 

2.3 Исследование основных  направлений деятельности налоговой  инспекции по Октябрьскому району  г. Саранска

 

Инспекция ФНС РФ по Октябрьскому району г.Саранска по состоянию на 1 января 2009 г. осуществляет контроль за 1 504 плательщиками юридическими лицами и 2 635 индивидуальными предпринимателями. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года произошло уменьшение индивидуальных предпринимателей на 3 156. За 2008 год вновь поставлено на налоговый учет 507 индивидуальных предпринимателей, снято с учета 2 657. Резко сократилось количество физических лиц, состоящих на учете в инспекции по сравнению с 2007 годом на 3 156 человек. На основании Закона № 129 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» индивидуальные предприниматели, не прошедшие перерегистрацию на 1 января 2008г. выбывают из числа предпринимателей. За 2008 год произошло увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет на 371 294 р., по сравнению с 2007 годом, и составило 1 308 774 р. В структуре поступления налогов по Октябрьскому району г.Саранска наибольший удельный вес занимает налог на прибыль, НДС, акциз на пиво, налог на доходы физических лиц - 75,3 % от всех поступлений в бюджеты всех уровней (985 859 от 1 308 774) [3, с. 42].

Структура поступлений  по налогам выглядит следующим образом (таблица 1).

Таблица 2.1 - Структура и динамика поступлений основных бюджето-образующих налогов за 2008-2010 гг.

Наименование налога

2008 год

2009 год

Темп роста

9 месяцев 2010 года

Темп роста

 

Сумма поступлений, тыс. руб.

Сумма поступлений, тыс. руб.

Абсолютный, тыс. руб.

Относительный, %

Сумма поступлений, тыс. руб.

Абсолютный, тыс. руб.

Относительный, %

Налог на прибыль

81 943

112 813

+30 870

137,7

151 577

+38 764

134,3

НДС

86 809

341 786

254 977

393,7

184 936

-156 850

54,1

НДФЛ

221 899

250 91

+29 092

113,1

229 860

-21 131

91,6

Акциз на пиво

189 702

280 269

+90 567

147,7

279 601

-668

99,7

Акциз на алкогольную продукцию  с объемной долей этилового спирта до 9%

17 976

13 846

-4 130

77,0

54 642

+40 796

349,7

Итого по данным налогам

598 329

999 705

401 376

167,1

900 616

-99 089

90,0

ИТОГО

937 480

1308 774

+371 294

139,6

1194 255

-114 519

91,2


 

Как видно из данных таблицы 1 в структуре налоговых поступлений постоянно происходят изменения практически по всем статьям налогов. За 2009 год по сравнению с соответствующим периодом 2008 года в структуре общих поступлений произошло изменение доли основных налоговых платежей НДС, налога на прибыль, акцизов, НДФЛ. В общем объеме налоговых платежей на долю налога на прибыль приходится 8,6 %, на долю НДС – 26,1%, на долю НДФЛ - 19,2 %, на долю акцизов на пиво – 21,4%. По налогу на прибыль за 2009 год поступление возросло по сравнению с 2008 годом как в федеральный (на 89 % или на 11 605 тыс.р.), так и в региональный бюджеты. НДС за 2009 год поступило в размере 341 786 тыс.р., что больше, чем за аналогичный период 2008 года на 393,7%, т.е. на 254 977 тыс.р.

За 2009 год поступило НДФЛ в консолидированный бюджет 250 991 тыс.р. По сравнению с соответствующим периодом 2008 года поступления по НДФЛ увеличились на сумму 29 092 тыс.р. или на 113,1 %. При этом, в 2009 году возврат из бюджета НДФЛ по налоговым вычетам составил 15 635 тыс.р., за соответствующий период 2008 года данная сумма составила 3 099 тыс.р., таким образом, в 2009 году по сравнению с 2008 годом возвращено больше НДФЛ на 6 536 тыс.р., или на 71,8%. Налога на имущество в 2009 году поступило 74 791 тыс.р., в том числе налога на имущество физических лиц - 2 336 тыс.р., налога на имущество предприятий - 72 455 тыс.р. Поступления по налогу на имущество в 2009 году по сравнению с соответствующем периодом 2008 года увеличились на 161,3 %, в том числе: - налог на имущество физических лиц увеличился на 1307 тыс.р. или в 2,3 раза; - налог на имущество предприятий увеличился на 27 121 тыс.р. или в 1,6 раза. Также из анализа таблицы 1 видно, что, несмотря на то, что 2010 год еще не закончился, но по двум основным бюджетообразующими налогам платежи уже превысили уровень всего 2009 года. Так, за 9 месяцев 2010 года налога на прибыль поступило уже на 36,3 % больше, чем за весь 2009 год, т.е. на 38 764 тыс.р. А по акцизу на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 %, увеличение произошло 249, 7 %, т.е. на 40 796 тыс.р.

Информация о работе Налоговые органы в России