Налоговые органы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Сбор налогов в России имеет многовековую историю, но более упорядоченный деятельность налоговых органов стала после перехода к рыночным реформам.
Эффективность налогообложения во многом зависит от характера государственного управления национальной налоговой системой – налогового администрирования – совокупности государственных структур исполнительной ветви власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем защиты механизма налогообложения.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические и исторические аспекты становления налоговых органов
в России 7
1.1 Объективная необходимость возникновения системы налоговых
органов в России 7
1.2 Формирование и развитие налоговой службы в Российской
Федерации 13
1.3 Характеристика современной системы налоговых органов России. 18
2 Исследование процессов становления и развития налоговых
органов в Республике Мордовия (на примере ИФНС России по
Октябрьскому району г. Саранска) 24
2.1 Анализ организационной структуры ИФНС 24
2.2 Структура ИФНС Республики Мордовия 32
2.3 Исследование основных направлений деятельности налоговой 40
инспекции по Октябрьскому району г. Саранска
3 Современная система налоговых органов Российской Федерации
и перспективы ее развития 47
3.1 Перспективы развития налоговых органов Российской Федерации 47
3.2 Перспективы развития налоговых органов Республики Мордовия 55
3.3 Зарубежный опыт становления и развития налоговых органов
и возможности его использования в отечественной практике 59
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 389.00 Кб (Скачать документ)

В настоящее  время сделаны серьезные шаги по улучшению обслуживания налогоплательщиков. В первую очередь это относится  к созданию специализированных подразделений  налоговых органов, ответственных за информирование и консультирование налогоплательщиков.

Построение  структуры инспекций по функциональному  принципу позволяет наиболее грамотно использовать кадровый состав. В этой связи отделы работы с налогоплательщиками  комплектуются сотрудниками не только обладающими достаточными знаниями налогового законодательства, но и умеющими объяснять, работать с налогоплательщиками.

Одним из основных условий повышения качества работы с налогоплательщиками является максимальная, вплоть до должностных инструкций сотрудников отдела по работе с налогоплательщиками, регламентация всех процессов. В этой связи МНС России приказом от 14.02.2003 № БГ-3-06/65 утвержден Регламент принятия ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности.

При построении структуры налоговых органов  по функциональному принципу важной задачей становится обеспечение наличия любого документа в электронном виде, что решается при внедрении в работу инспекций интегрированной системы «ЭОД местного уровня». Электронный документооборот не только усиливает контрольную функцию, но и позволяет в любой момент получить информацию где находится документ и в каком он состоянии.

Одной из главных  задач по внедрению новых форм работы с налогоплательщиками является информирование и внедрение системы  представления организациями и  предпринимателями налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

 

3.3 Зарубежный  опыт становления и развития  налоговых органов и возможности  его использования в отечественной  практике

 

Выбор варианта построения современной структуры налоговых органов России осуществлен с использованием соответствующего международного опыта. При осуществлении указанного выбора рассмотрены 4 наиболее распространенные модели налоговой администрации, которые основаны на разных видах специализации:

- по видам основных налогов;

- по видам функций,  исполняемых налоговыми органами;

- по отраслям экономики (присутствует сочетание специализаций по видам налогов и функций);

- по особым группам  налогоплательщиков.

Последний вид модели получил распространение в экономически развитых странах, где доходную часть бюджета формируют транснациональные корпорации и естественные монополии. Кроме перечисленных вариантов, существует большое количество переходных модификаций, в которых сочетаются элементы всех указанных специализаций. Выбор конкретного типа построения структуры налоговых органов определяется уровнем развития экономики и историческими традициями той или иной страны. Экономически развитые страны последовательно сменили три модели: на базе специализации по видам налогов - до начала 1970-х годов, на базе функциональной специализации 0 до начала 1980-х годов, на базе сочетания функциональной специализации со специализацией по особым группам налогоплательщиков [51, с.38-39].

Международное признание  получил шведский опыт налогового администрирования. Налоговые органы Швеции, входящие в состав национального налогового ведомства (ГНС Швеции), образуют, как и в России, трехуровневую систему. ГНС Швеции подчиняются Минфину, Правительству страны, но является независимым от правительства ведомством. Центральному налоговому ведомству (Стокгольм) подчиняются 10 региональных органов (налоговых управлений) и входящие в их состав налоговые инспекции (местные налоговые отделы). В составе региональных налоговых управлений, возглавляемых региональными директорам, имеются специальные отделения по работе с крупными предприятиями. Исчислением и уплатой НДС занимаются отделы косвенных налогов, в которых обязательно имеются специалисты в сфере внешнеэкономической деятельности. Налоговые органы решают не только вопросы налогообложения, но и регулируют акты гражданского состояния, осуществляют переписи населения и содействуют проведению общих выборов. Ежегодно в шведскую казну поступает около тысячи миллиардов шведских крон налоговых платежей [20, с.30].

В отличие от Швеции и  России, Конституция США наделяет собственными налоговыми полномочиями только федеральное и региональные правительства, в то время как  органы власти муниципалитетов получают права по установлению и сбору  налогов в результате их делегирования органами власти штатов. Отличительной чертой налоговой системы США является то, что в бюджет каждого уровня зачисляются поступления только тех налогов, права по установлению и администрированию которых принадлежат правительству этого уровня. Таким образом, в США отсутствует практика, когда поступления от налогов, которые регулируются одним правительством, распределяются между разными бюджетами [№ 17, с.701]. Итак, для США характерно право налоговых органов каждого уровня администрировать только те налоги и платежи, которые они вправе вводить и регулировать. Такой порядок представляет органам власти США каждого уровня большую фискальную независимость и контроль за базой и ставкой закрепленных за ними налогов [17, с.712].

Налоговое администрирование в США осуществляет Служба внутренних доходов, которая входит в структуру Министерства Финансов США. Служба внутренних доходов имеет региональные управления на местах, каждое из которых обслуживает несколько штатов и налоговые управления на местах. Взимание налогов в штатах и на местном уровне осуществляется налоговыми службами на основе законодательства штатов. Эти службы функционируют самостоятельно, но координируют свои действия с федеральными налоговыми органами [17, с.712].

В деятельности налоговых органов США интерес представляет система контроля налоговых поступлений на принципах их моделирования. Налоговые службы США контролируют поступления налоговых доходов в региональном и отраслевом разрезе в сравнении с предшествующими периодами. Это позволяет проанализировать поступление налогов в динамике. Такая схема дает возможность отслеживать отклонения в величине поступающих доходов. При их обнаружении вступает в действие механизм более углубленного конкретного анализа причин расхождений. В США используется модель контроля налоговых поступлений, разработанная Barents Grup USA. Эта модель позволяет налоговым органам получать ежемесячные прогнозы налоговых поступлений по отдельным видам налогов на основе заранее заданных готовых итогов.

Важную роль в контроле поступления налогов играет научно обоснованная разработка ежемесячных прогнозов, которые составляются на базе модели налоговых поступлений. Ежемесячные прогнозы координируются с контрольными цифрами, заложенными в годовом бюджете. При значительном расхождении между прогнозными и реальными поступлениями налогов выявляют причины этих расхождений и проводят соответствующую корректировку как прогнозных значений, так и годовой суммы налога [17, с. 713-715].

Также очень интересным является пример построения налоговых органов Великобритании. Головным ведомством Великобритании отвечающим за определение уровня доходов, необходимых для финансирования государственных расходов, является Министерство финансов (HM Treasury). Минфин координирует деятельность Управления налоговых сборов (Inland Revenue - УСН) и Министерства таможенных и акцизных сборов (HM Customs and Excise - МТАС), которые занимаются администрированием и сбором налогов, подготовкой предложений по изменению налоговой политики, а так же борьбой с налоговыми правонарушениями. Местные органы имеют право на взимание коммунального налога и налога на хозяйственную деятельность, при этом ставки этих налогов устанавливаются самими местными органами в пределах, разрешенных Минфином [17, с. 733-734].

УНС возглавляется советом во главе с председателем. Организационная структура УНС состоит из подразделений центрального аппарата и развитой сети отделений в 65 регионах Великобритании и Северной Ирландии. Подразделения центрального аппарата включают: подразделения налоговой политики; юридическое подразделение; агентство по оценке стоимости (земли и строений); подразделение корпоративных услуг (кадровые вопросы); подразделение маркетинга и коммуникационного обеспечения. 65 территориальных офисов УНС подотчетны 7 региональным офисам, каждый из которых возглавляется директором [17, с. 735].

Также невозможно ни отметить опыт Великобритании по оптимизации  работы с налогоплательщиками. Для  удобства налогоплательщиков УНС стремится  максимально упростить бланки и  инструкции. Как раз сейчас в 2006 году ведется работа по упрощению форм для получения налогового кредита. Действующая редакция насчитывает 16 страниц, а сократить ее планируется до одной страницы. Наиболее важная информация, например установление крайних сроков сдачи отчетности, доводится до налогоплательщиков через печатные СМИ, радио и телевидение. Особенно активно используются on-line технологии (рассылки, интернет-сайты). Одним из направлений работы департамента также является перевод на понятный язык рекомендаций налоговой службы, зачастую написаны канцелярским языком. УНС проводит всевозможные рекламные кампании, направленные на обучение налогоплательщиков. Цель таких мероприятий -предотвратить возникновение ошибок и неточностей в налоговой отчетности. В теле- и радиопередачах, рекламных роликах, печатных СМИ рассказывается о самых распространенных ошибках налогоплательщиков и дается подробная информация об услугах, предоставляемых налоговой службой, порядке получения налоговых кредитов и т.д. [37, с.11].

Но особенно интересной с точки зрения возможности применения в отечественной практике является функционирование единой национальной телефонной службы информирования налогоплательщиков, действующей в Великобритании уже пять лет. Телефонная служба состоит из сети консультационных call-центров, расположенных по всей стране. Она включает четыре вида call-центров, которые специализируются по разным налогам: НДС, бизнес-налоги (налог на прибыль), подоходный налог и налоговый кредит. Внутри каждого из таких центров существуют специализированные подразделения по заполнению декларации и т. д. Чтобы получить необходимую информацию, налогоплательщику нужно всего лишь позвонить по одному из четырех телефонных номеров. Звонок переадресовывается специалисту, компетентному в данном вопросе, либо в налоговую инспекцию по месту нахождения налогоплательщика. Ежегодно телефонная служба принимает порядка 100 млн. звонков налогоплательщиков [37, с. 12].

В Канаде разработкой  законов, регулирующих налогообложение  занимается министерство финансов, в котором за эту работу отвечает Управление налоговой политики [17, с. 753].

Взиманием налогов и  сборов от имени правительства Канады занимается Канадское агентство  таможен и сборов (Canada Customs and Revenue Agency). Агентство создано вместо упраздненного Министерства доходов. Отличительной особенностью является то, что сотрудники агентства наделены правом толкования налогового законодательства. Агентство взимает налоги через свои отделения, расположенные по всей территории страны.

Ежегодно территориальным подразделениям агентства удается проверить не более 2 % налогоплательщиков. Поэтому контрольная деятельность налоговых органов Канады нацелена на проверку тех из них, у кого велик риск неуплаты налогов. Отбор осуществляется компьютером посредством централизованной обработки данных, прямо или косвенно характеризующих финансовое состояние конкретного плательщика, на основе их сопоставления с усредненными показателями. Во внимание принимаются около 150 различных параметров по физическим лицам и 30 - по корпорациям. Например, о принадлежность налогоплательщика - физического лица к группе риска может свидетельствовать несовпадение доходов этого лица и доходов лиц, проживающих с ним по соседству. Чем больше параметров налогоплательщика не совпадают, тем выше вероятность того, что этот налогоплательщик не исполнил должным образом налоговую обязанность. По этим основаниям все налогоплательщики подразделяются на четыре уровня риска: от низкого до высокого. Данные о налогоплательщиках с высокой степенью риска передаются в территориальные подразделения для проведения проверок. В Канаде, как и в России, налоговые проверки могут осуществляться как непосредственно по месту нахождения налогоплательщика, так и в налоговом органе.

Проверки по месту  нахождения налогоплательщиков производятся инспекторами, о чем проверяемый лица предупреждаются за 5 дней до начала проверки. Срок проверки законодательно не ограничен, однако в соответствии с ведомственными нормативами он не должен превышать 50 часов при проверке уплаты мелкими и средними предпринимателями НДС и 100 часов - при проверке уплаты подоходного налога. В случае бесперспективности проверки она может быть прекращена по истечении двух дней с момента ее начала.

Особый порядок предусмотрен для проверки крупных компаний с доходами более 250 млн.долл. Четверть таких компаний подписали с агентством соглашения, в которых оговорены условия проведения проверок (время, средства, способы разрешения разногласий). Срок такой проверки составляет от 3 до 8 месяцев. При этом проверкой может быть охвачен период, не превышающий 4 года [17, с. 755-757].

На Национальное налоговое  управление (ННУ) Японии, структурно входящее в Министерство финансов как его  «внешнее» ведомство, возложены  все функции по начислению, сбору  и пресечению случаев уклонения от уплаты налогов [17, с.764]. Необходимо отметить, что в Японии существует исторически сложившаяся традиция внедрения в массовое сознание законопослушания как естественной для подавляющего числа японцев формы социального поведения, что не может не отразиться на эффективности налогового контроля в Японии. В помощь налогоплательщику в Японии, помимо государственных программ по информированию о требованиях налогового законодательства, предусматривающих популяризацию этих знаний путем издания различных брошюр, пособий, проведения семинаров, собеседований, организации «горячих линий» связи через Интернет и других форм; с 1951г. действует институт уполномоченных налоговых консультантов, тесно сотрудничают с ННУ Японии.

Информация о работе Налоговые органы в России