Налоговые органы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Сбор налогов в России имеет многовековую историю, но более упорядоченный деятельность налоговых органов стала после перехода к рыночным реформам.
Эффективность налогообложения во многом зависит от характера государственного управления национальной налоговой системой – налогового администрирования – совокупности государственных структур исполнительной ветви власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем защиты механизма налогообложения.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические и исторические аспекты становления налоговых органов
в России 7
1.1 Объективная необходимость возникновения системы налоговых
органов в России 7
1.2 Формирование и развитие налоговой службы в Российской
Федерации 13
1.3 Характеристика современной системы налоговых органов России. 18
2 Исследование процессов становления и развития налоговых
органов в Республике Мордовия (на примере ИФНС России по
Октябрьскому району г. Саранска) 24
2.1 Анализ организационной структуры ИФНС 24
2.2 Структура ИФНС Республики Мордовия 32
2.3 Исследование основных направлений деятельности налоговой 40
инспекции по Октябрьскому району г. Саранска
3 Современная система налоговых органов Российской Федерации
и перспективы ее развития 47
3.1 Перспективы развития налоговых органов Российской Федерации 47
3.2 Перспективы развития налоговых органов Республики Мордовия 55
3.3 Зарубежный опыт становления и развития налоговых органов
и возможности его использования в отечественной практике 59
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 389.00 Кб (Скачать документ)

1) вести тщательную  работу по анализу существующих  схем ухода от уплаты налогов,  используя для этого информацию  от внешних источников (МВД РФ, ГИБДД, таможни, банки и т.д.);

2) привлекать к контрольной  работе банки: сформировать единую  базу данных по счетам, открываемым  в банках, с целью оперативного выставления налоговыми органами инкассовых поручений должникам;

3) повышение качественных характеристик контрольной работы: для этого необходимо продолжить автоматизацию камерального контроля, делая акцент на косвенных индикаторах налоговой базы;

4) создать списки легальных  и нелегальных схем увода прибыли  от налогообложения и доказать судам, что неплательщики используют эти схемы умышленно;

5) формировать базу  данных по налогоплательщикам  группы повышенного риска и  делать акцент в контрольной  работе именно на таких плательщиках  и др.

В настоящее время  проводится реформирование структуры и функций налоговых органов с целью повышения эффективности результатов их работы. Поэтому особого внимания заслуживает определение наиболее действенных форм и методов налогового контроля, значительно повышающих объем налоговых поступлений в бюджетную систему России.

Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно  проследить за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Остальные формы  налогового контроля используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых правонарушений или могут применяться для сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки. Налоговый контроль усиливается сегодня за счет: увеличения числа углубленных камеральных налоговых проверок и финансовых ресурсов налоговой инспекции [5, с.23].

Новый Регламент (в отличие  от действующих методических указаний) обозначит основные направления  работы налогового инспектора и детализирует его действия вплоть до проведения выездной налоговой проверки. Этот документ поможет проверяющему принимать квалифицированные и обоснованные решения. ФНС РФ добивается того, чтобы инспекторы не слепо следовали инструкциям, а оценивали ситуацию комплексно, проявляли творческий подход. То есть были готовы самостоятельно принимать такие решения, основанные на действующем законодательстве РФ, которые были бы однозначно поняты и налогоплательщиком, и органами государственной власти, и всем обществом. Поэтому особое внимание ФНС РФ будет уделять процедурам досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками. ФНС РФ называет это налоговым аудитом. Тем более что новые подразделения налогового аудита уже включились в работу и показали первые положительные результаты в области досудебного урегулирования налоговых споров [27, с.15].

Еще один важный момент - в перспективе необходимо уйти от практики проверок по отдельным налогам. Комплексные проверки, когда в  поле зрения проверяющих попадают все налоги сразу, гораздо эффективнее [28, с.24].

За счет автоматизации процедур камеральной проверки налоговые органы смогут обеспечить рост общего объема доначислений по результатам проверок на 50 - 70 %, а также обеспечить максимально точное определение направлений поиска возможных налоговых нарушений плательщика и временных периодов их совершения для использования фактов в качестве опорной (отправочной) информации при проведении выездной налоговой проверки.

Итак, налоговым органам  следует увеличить практику использования  автоматизированной камеральной проверки, т.к. это, во-первых, позволяет выявить большую часть грубых нарушений налогоплательщика, влекущих начисление пени, во-вторых, дисциплинирует налогоплательщика, в-третьих, повышается результативность выездных проверок, проводимых по рекомендациям камеральных отделов инспекций, т.к. позволяет выявить те направления выездной проверки, которые могут быть наиболее эффективными с точки зрения возможных нарушений налогового законодательства [5, с. 81].

В связи с тем, что  одна из основных схем ухода от налогов сегодня - это неправомерное возмещение НДС из бюджета, то интересным является опыт УФНС РФ по г.Москва. Очень масштабна и трудоемка работа налоговых органов, связанной с рассмотрением всех документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 % и налоговых вычетов по НДС. Обработать вручную все подтверждающие документы по всем плательщикам НДС зачастую просто нереально. Но УФНС РФ по г.Москва нашло выход из этой ситуации. В качестве эксперимента в 2006г. в инспекциях Москвы были созданы отделы встречных проверок. При проведении мероприятий налогового контроля данные инспекции используют информационно-поисковую систему «Схемы ухода от налогообложения», а также программно-информационный комплекс «НДС» и комплексную систему сведений о налогоплательщиках (КСНП). С помощью такой информационной базы появляется возможность анализировать деятельность контрагентов проверяемого налогоплательщика и по прямым и косвенным признакам определить его добросовестность. К тому же в инспекциях Москвы используется база данных по утерянным паспортам, что позволяет уже на начальном этапе работы выявлять недобросовестных налогоплательщиков [28, с.21].

Следующая задача для  налоговых инспекций - перспективное  совершенствование процедуры выездных налоговых проверок. Большого внимания требует внедрение в практику налоговых органов автоматизированных систем сопровождения выездных налоговых проверок. Позитивный опыт такой работы имеется в отдельных регионах РФ - используемая в этих регионах программа позволяет на основе данных налоговой отчётности и учётных регистров организации выявлять сферы возможных налоговых правонарушений, определять потенциальный размер доначислений, и, следовательно, концентрировать внимание проверяющих на соответствующих направлениях проведения проверки.

Итак, для совершенствования и развития налоговых органов очевидными в ближайшей перспективе являются следующие мероприятия:

- совершенствование налогового администрирования таким образом, чтобы способствовать увеличению числа налогоплательщиков, исполняющих обязанности перед государством согласно закону, и соответственно снижению числа тех, кто исполняет свои обязанности по уплате налогов не своевременно или вовсе стремится от них уйти. Речь не идет о какой-то единовременной акции или кампании. В данном направлении ИФНС должна работать планомерно, должен быть разработан комплекс специальных мер. Но особый акцент должен быть сделан на улучшение качества контрольной работы налоговых органов и установление партнерских взаимоотношений с налогоплательщиками;

- внедрение и развитие механизма досудебного урегулирования налоговых споров. С одной стороны, процедуры досудебного урегулирования споров позволяют более тщательно рассматривать возражения налогоплательщиков, с другой – помогают им избежать дополнительных расходов на судебное разбирательство;

- необходимо привлекать как можно большее число налогоплательщиков к переходу на электронное представление отчетности. В частности, для такой категории плательщиков планируется в ряде инспекций уже в текущем 2006 году предоставлять бесплатные дополнительные услуги по каналам связи. Налогоплательщикам-организациям желательно полностью перейти на представление налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, в электронном виде по ТКС. Для этого необходимо обеспечить юридическую значимость документов, передаваемых от налогоплательщика в налоговый орган и обратно, а также совместимость бухгалтерских программ с программами передачи данных налоговой отчетности. Юридическую значимость документооборота обеспечивает законодательно закрепленная электронно-цифровая подпись. Весь комплекс работ по подключению налогоплательщиков к системе сдачи отчетности в электронном виде выполняют специализированные операторы связи, сертифицированные ФНС России. Они обеспечивают гарантированную соответствующими лицензиями защищенность передаваемых налогоплательщиками сведений, составляющих коммерческую и налоговую тайну и т.д.

 

3.2 Перспективы  развития налоговых органов Республики  Мордовия

 

Сегодня в Мордовии ставки налогов устанавливаются без  достаточного экономического анализа  их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т.д. Между  тем, при установлении ставок налогов  необходимо учитывать их влияние  не только на это, но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке.

Действующая в Мордовии налоговая система со слабо проработанными теоретическими и экономическими ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас не совсем рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, предотвратить негативные последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. [46, с. 95].

Поэтому сейчас из-за более  низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях «легального» снижения размера уплачиваемого налога.

На стадии становления  налоговой системы, когда сама налоговая  материя эмпирична, подвижна и нестабильна, правовая форма налогообложения  не может быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя еще утверждать, что налоговая система Мордовии миновала стадию становления. Идут разговоры о «корректировке» курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при наличии четко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определенном этапе развития общества.

Только при «совместимости»  налоговой системы с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед собой и пытаются решить общество и государство, возможна ее относительная стабилизация, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в конструировании правовой формы налогообложения, допущенных на ранних стадиях становления налоговой системы.

К настоящему моменту всё же возобладало мнение о том, что экономический каркас налоговой системы сформирован, и она не должна подвергаться в этом отношении серьёзным изменениям. Тогда на первый план выдвигается задача улучшения её правовой формы, главным образом, за счёт повышения роли законов в регулировании налоговых отношений[54, с.47].

Предусматривается установление предельных ставок региональных и местных налогов. Сокращение их числа и упрощение правил определения размеров налоговых платежей, кодификация правил взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов. Выравнивание условий налогообложения за счёт рационализации и сокращения налоговых льгот, определение экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость, применение единых правил установления акцизов на отечественные и импортные товары.

Одной из ключевых по-прежнему остаётся проблема собираемости налогов. Технологически её решение предлагается подкрепить рядом мер. Среди них переход к начислению налогов по отгрузке, поэтапный перенос обязанности уплаты налогов с получателя  средств на плательщика, введение реального механизма контроля над доходами физических лиц, соединение процедур регистрации субъекта малого предпринимательства и внесения им единого налога, совершенствование методов банковского контроля и детальная регламентация использования различных видов банковских счетов.

Намечается  ввести режим, при котором любые льготы по налогообложению предоставляются только налогоплательщикам, полностью вносившим текущие платежи в предшествующем году.

Важным фактором повышения собираемости налогов  должно стать урегулирование проблемы просроченной задолженности путём её реструктуризации.

Налоговая база будет  определяться как разница между выручкой и затратами, связанными с извлечением прибыли. При этом предприятиям даётся значительно больше прав списывать в расходы свои материальные издержки, связанные с ведением бизнеса. Это, несомненно, позволит значительно стимулировать обновление основных фондов.

Все эти «нововведения» станут мощным генератором роста цен и могут существенно усилить социальную напряжённость в обществе. Думается, что столь непродуманный подход к завышению ставок налогов связан с игнорированием взаимосвязи налогов и цен.

Рассматривая  вопросы совершенствования  налоговой системы, следует обратить внимание на необходимость поиска механизма повышения собираемости налогов. Одной из приоритетных задач проводимой в настоящее время модернизации налоговых органов является улучшение обслуживания налогоплательщиков с целью создания им комфортных условий для исполнения налоговых обязательств. Для повышения качества взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков необходимы серьезные изменения системы работы налоговой службы. Основным из них должна стать работа по внедрению принципа единообразия во взаимоотношениях налоговых органов с налогоплательщиками. Это касается информационно-разъяснительной работы, режима приема налогоплательщиков и, наконец, работы с определенной категорией налогоплательщиков, например, крупнейшими и основными. 
Целью указанных изменений является построение работы налоговой службы, направленной на создание благоприятных условий для исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов. 
Решение проблемы повышения качества обслуживания налогоплательщиков невозможно в условиях значительной доли поступающей в налоговый орган информации на бумажных носителях, так как это связано с ручной обработкой, и, как следствие,  значительными трудовыми и временными затратами [21, с. 122-124].

Информация о работе Налоговые органы в России