Налоговые органы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Сбор налогов в России имеет многовековую историю, но более упорядоченный деятельность налоговых органов стала после перехода к рыночным реформам.
Эффективность налогообложения во многом зависит от характера государственного управления национальной налоговой системой – налогового администрирования – совокупности государственных структур исполнительной ветви власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем защиты механизма налогообложения.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические и исторические аспекты становления налоговых органов
в России 7
1.1 Объективная необходимость возникновения системы налоговых
органов в России 7
1.2 Формирование и развитие налоговой службы в Российской
Федерации 13
1.3 Характеристика современной системы налоговых органов России. 18
2 Исследование процессов становления и развития налоговых
органов в Республике Мордовия (на примере ИФНС России по
Октябрьскому району г. Саранска) 24
2.1 Анализ организационной структуры ИФНС 24
2.2 Структура ИФНС Республики Мордовия 32
2.3 Исследование основных направлений деятельности налоговой 40
инспекции по Октябрьскому району г. Саранска
3 Современная система налоговых органов Российской Федерации
и перспективы ее развития 47
3.1 Перспективы развития налоговых органов Российской Федерации 47
3.2 Перспективы развития налоговых органов Республики Мордовия 55
3.3 Зарубежный опыт становления и развития налоговых органов
и возможности его использования в отечественной практике 59
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 389.00 Кб (Скачать документ)

В структуре задолженности (с учетом пеней и санкций) налогоплательщиков Октябрьского района г.Саранска перед уровнями бюджетной системы наибольший удельный вес занимают федеральные налоги (80,8%). При этом общее количество налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам и сборам, на 1 сенгтября 2010 года составляет 9 187, в том числе юридических лиц – 363, физических лиц – 8 824. Основную массу задолженности по налогам (70,6 %) на 1 сентября 2010 года формируют такие налоги, как НДС (74 797 тыс.р. или 36,1 %), налог на прибыль (10 647 тыс.р. или 5,6%).

В части снижения роста  недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Саранска проводился весь комплекс мер принудительного взыскания, предусмотренный НК РФ:

1) за 2009 год направлено налогоплательщикам требований об уплате налогов и сборов по юридическим лицам - 3 274 на сумму 340 652 тыс.р., в т.ч. по организациям находящимся в процедуре банкротства направлено 97 требований на сумму 33 030 тыс.р. Оплачено добровольно после получения требований ИФНС - 106 093 тыс.р. По физическим лицам направлено 20 301 требование об уплате налогов на сумму 37 495 тыс.р. Выставлено 3 296 инкассовых поручений на сумму 170 322 тыс.р.; поступило со счетов налогоплательщиков денежных средств, взысканных в бесспорном порядке на сумму 38 610 тыс.р.

2) за 2009 год в соответствии со ст. 47 НК РФ вынесено 100 постановлений на взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщиков на сумму 20 773 тыс.р. Совместно со Службой судебных приставов Октябрьского района г.Саранска было произведено 4 выезда по месту расположения предприятий, составлено 4 акта о невозможности взыскания задолженности. Погашено должниками в ходе проведения исполнительных действий - 8 484 тыс.р. Всего в результате применения мер принудительного взыскания поступило 154 456 тыс.р.

3) за неисполнение  обязанностей по уплате налогов  в порядке ст. 76 НК РФ направлено  банкам 151 решение о приостановлении операций по счетам должников [33, с. 57].

В целях обеспечения  пополнения доходной части бюджетов всех уровней и повышения собираемости налогов инспекцией ФНС РФ по Октябрьскому району г.Саранска осуществляется контрольная  работа по соблюдению налогоплательщиками налогового законодательства и проводятся мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений. Показатели эффективности контрольной работы ИФНС по выездным проверкам представлены в таблице 2.

Таблица 2.2 – Показатели эффективности выездных налоговых проверок за 2008 – 2010 гг.

Показатели

2008 год

2009 год

9 месяцев 2010 года

 

Всего

Совместно с МВД

Всего

Совместно с МВД

Всего

Совместно с МВД

Количество проверок

187

6

205

11

96

10

Выявлено правонарушений

165

6

193

10

58

10

Доначислено всего по результатам  проверок (тыс.руб.)

27 052

8 640

39 442

10 310

34 529

11 360


 

Анализ данных таблицы 2 показывает, что повышается результативность выездных налоговых проверок. Так  в расчете на одну выездную проверку за 2008 год доначислено платежей в размере 144,6 тыс.р.; за 2009 год – 192,4 тыс.р.; за 9 месяцев 2010 года – 359,7 тыс.р. В процентном выражении результативность совместных выездных проверок выглядит следующим образом: в 2008 году результативными оказалось 100% проверок; в 2009 году – 91%; в 2010 году – 100%. При этом из приведенных выше расчетов следует, что по выездным проверкам, проводимым совместно с органами МВД начисляется гораздо больше, чем по проверкам, осуществляемым инспекцией самостоятельно. В связи с высокой результативностью совместных проверок положительным является тот факт, что их число увеличилось по сравнению с 2008 годом выросло почти в 2 раза.

Необходимо отметить и высокую долю проверок, по итогам которых были выявлены нарушения  налогового законодательства. Так, в 2008 году доля результативных проверок в общем количестве проведенных выездных проверок составила 88,2%; в 2009 году – 94,1%; в 2010 году – 60,4%. Общая сумма доначислений по выездным проверкам за 2009 год составила 39 442 тыс.р., что больше соответствующего периода 2008 года на 12 390 тыс.р. или на 46 %. Сумма доначисленных платежей по результатам выездных проверок в расчете на одного налогового инспектора составила 2 320,1 тыс.р., что на 896,3 тыс.р. больше уровня 2008 года.

Однако приоритетное значение для налогового администрирования имеют камеральные налоговые проверки. Это связано с тем, что на основе анализа результатов камеральных проверок осуществляется выбор налогоплательщиков для проведения выездного налогового контроля, к тому же доначисления по камеральным проверкам больше, чем по выездным, что можно продемонстрировать из анализа диаграммы [3, с. 2].

Возрастает и количество результативных камеральных налоговых  проверок. Так, в 2009 году было проведено 32 649 камеральных проверок, при этом количество результативных увеличилось с 884 (в 2008 году) до 2195, темп роста, темп роста составил 248,3 %. В расчете на одного работника отдела результативность увеличилась с 27 до 88 проверок или в 3,3 раза. В 2010 году темп роста результативности составил 120,8 %, а в расчете на одного работника отдела результативность увеличилась в 1,2 раза и составила 70 проверок на одного работника отдела.

При осуществлении проверок в 2008 году с использованием Электронной обработки данных (ЭОД) и контрольных соотношений показателей налоговой декларации выявлено: 149 нарушений по несоблюдению налогоплательщиками полноты представления налоговой отчетности; 48 нарушений по несоблюдению порядка и четкости заполнения всех реквизитов отчетности; 12 нарушений по необоснованному применению налоговых ставок; 7 нарушений по арифметическому контролю данных налоговой отчетности; 105 нарушений с использованием контрольных соотношений.

Основная сумма доначислений складывается по результатам камеральных  проверок с истребованием у налогоплательщиков дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, так за 2008 год было проведено 1 389 углубленных проверки, по которым было доначислено - 34 815,9 тыс.р., за 2009 год проведено 172 углубленных проверки, доначислено в бюджет - 12 429,1 тыс.р. За 9 месяцев 2010 года проведено результативных 1 687 углубленных проверок, по которым доначислено 34 985,9 тыс.р.

Инспекция проводит политику полного и распространенного  информирования налогоплательщиков обо всех технических достижениях, способных поднять на новый уровень взаимоотношения бухгалтера и налогового инспектора. ИФНС также всячески способствует повышению налоговой культуры налогоплательщиков района. Второй год инспекция ведет пропагандистскую компанию, направленную на поощрение налоговых платежей и повышение социальной ответственности налогоплательщиков.

Таким образом, подводя  итог проведенному анализу деятельности ИФНС РФ по Октябрьскому району г.Саранска, необходимо сказать, что в значительной степени высокие темпы роста налоговых поступлений обеспечиваются за счет эффективных контрольных мероприятий инспекции, а также работы по снижению задолженности налогоплательщиков. Использование системного подхода к планированию выездных налоговых проверок позволило обеспечить увеличение доли комплексных проверок, а также их усложнение. Наиболее эффективными проверками являются выездные налоговые проверки, проводимые совместно с органами внутренних дел. Кроме того, возросла доля охвата проверками основных налогоплательщиков, что позволило получить высокие экономические результаты контрольной работы.

 

 

 

 

3 Современная  система налоговых органов Российской  Федерации и перспективы ее  развития

 

3.1 Перспективы  развития налоговых органов Российской Федерации

 

Сегодня налоговые органы представляют собой разветвленную, четко отлаженную систему. Но достигнутые  результаты процесса становления и  развития налоговых органов пока еще не совершенны. До тех пор, пока будет существовать уклонение от налогов, будет и необходимость дальнейшего развития и реформирования системы налоговых органов с целью повышения эффективности их работы. Таким образом, в ФНС РФ, управлениях и инспекциях должна постоянно вестись работа по совершенствованию налогового администрирования. Проводимые мероприятия должны быть направлены на усиление качества контрольной работы, улучшения стандартов обслуживания налогоплательщиков, создание здоровой финансово-экономической системы и улучшение предпринимательского климата в России.

Существует еще много  проблем в функционировании налоговых  органов. Выделим некоторые из них.

Существующая система  отбора налогоплательщиков для выездных и углубленных камеральных проверок не позволяет в полной мере автоматизировать процесс отбора кандидатов для проверки, использовать информацию от внешних источников, а также определять круг налогоплательщиков, попадающих в зону риска, т.е. потенциальных нарушителей налогового законодательства. Поэтому, по моему мнению, ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска и всем российским инспекциям необходимо ориентироваться на опыт УФНС по г.Москве, где была разработана Концепция единой автоматизированной системы отбора налогоплательщиков. Данная система позволяет решить несколько важных задач. Во-первых, обеспечить простоту применения автоматизированных средств обработки информации. Во-вторых, минимизировать влияние человеческого фактора при осуществлении мероприятий налогового контроля. Эта система также позволит выполнить требования законодательства о налогах и сборах и правовых актов ФНС РФ в части соблюдения сроков соблюдения камеральных и выездных налоговых проверок, а также периодичности их проведения. С ее помощью можно будет также выявлять наиболее вероятные зоны риска (нарушения налогового законодательства) и определять уровни налогового контроля. Создание комплексной системы предпроверочного анализа особенно актуально в связи с тем, что с 2007г. фактически сокращается срок проведения выездной налоговой проверки. Соответствующие изменения внесены в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006г. № 137-ФЗ [33, с.19]. В связи с вступлением данного закона в силу с 1 января 2007г. полномочий налоговых органов в области налогового контроля будут существенно уменьшены. Как известно, камеральная проверка в существующем сегодня формате, как основа налогового контроля, будет ликвидирована. В контрольной работе, как известно, три составляющих. Это серьезный и постоянный мониторинг экономических и налоговых показателей налогоплательщика, качественный предпроверочный анализ и непосредственно контрольная работа.

По-моему мнению, очевидно, что с 2007г. упор был сделан на аналитические инструменты. По-новому было организован информационный обмен и истребование информации о проверяемом налогоплательщике у третьих лиц. Также были тщательно построены графики выездных налоговых проверок, чтобы реализовать принципиально новый подход к их планированию, который предполагает соблюдение определенных принципов реагирования на возможные правонарушения путем анализа всей имеющейся информации о конкретном налогоплательщике. Особо нужно отметить серьезную аналитическую составляющую, поскольку именно на основе анализа можно будет определять круг налогоплательщиков, подлежащих выездному контролю в первоочередном порядке. То есть речь идет о вдумчивом подходе к выбору объектов проверки. Подразумевается также, что решения о проведении проверок должны будут приниматься централизовано, а действия проверяющих – скоординированы в управлениях и инспекциях различных субъектов РФ. Назовем ключевые принципы планирования завтрашнего дня. Это своевременное реагирование на признаки возможного совершения налоговых правонарушений, обоснованность выбора объектов проверки, а также режим наибольшего благоприятствования для тех налогоплательщиков, которые в полном объеме исполняют налоговые обязательства [27, с. 14].

В функционировании налогового органа встречается множество и  других проблем, одной из которых  является прием налоговой отчетности по каналам связи или на машинных носителях. Такой метод принятия налоговой отчетности отчасти поможет решить проблему достоверности данных, но, как показывает практика, и в электронном виде можно получить налоговую декларацию, составленную с грубейшими ошибками. Инспекции России призывают налогоплательщиков представлять отчетность в электронном виде. В качестве стимулов для перехода на бесконтактный метод подачи деклараций называются удобство сдачи отчетности, снижение риска технических ошибок, а также возможность получения дополнительных электронных услуг. Однако не секрет, что налогоплательщики по-прежнему больше доверяют бумаге. Условием для создания такой системы является наличие инфраструктуры с четко обозначенной нормативно-правовой базой и программой контроля за соблюдением налогового законодательства, а при необходимости – возможностью использования принудительных мер.

Необходимо отметить, что изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 2007 г. предусматривают, что налогоплательщики-организации с численностью работников свыше 250 человек (с 2008г. - 100 человек) обязаны будут сдавать декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Таким образом, в налоговых инспекциях необходимо будет увеличить число программно-технических средств, необходимых для приема данных деклараций, а возможно и создать соответствующие специализированные отделы. К тому же, налоговым инспекциям России, которые этого еще не сделали, нужно будет заключить соответствующие договора с фирмами, имеющими лицензию на предоставление и обслуживание таких программных средств; а также довести сведения о такой фирме и до самих налогоплательщиков. Данные мероприятия позволят снизить уровень издержек, прежде всего трудозатрат, налогового органа на проведение контроля. Тем более в условиях, когда на одного налогового инспектора приходится в среднем до 1000 налогоплательщиков. Применение информационных технологий позволяет не только более оперативно выполнять такие этапы камеральной проверки, как арифметический контроль данных, проверку своевременности представления налоговой отчетности, проверку применения налоговых ставок, но и более качественно и оперативно провести проверку правильности исчисления налоговой базы [32, с.29-30].

При этом важно при  разработке новой технологии налоговой  работы необходимо обратить внимание на то, чтобы налоговая работа основывалась на принципе добровольного соблюдения налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Также значительной остается проблема неуплаты налогов. Для ее решения необходимо обеспечить более высокую вероятность обнаружения фактов уклонения. Это может быть достигнуто за счет следующих рекомендаций. ФНС РФ в целях противодействия неуплате налогов необходимо:

Информация о работе Налоговые органы в России