Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:01, курсовая работа
Целью работы является выявление особенностей взимания НДС с налогоплательщиков страны-участницы ТС при перемещении ими товаров между государствами-членами ТС и перемещении товаров через границу ТС.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать правовое регулирование налогообло
Введение………………………………………………………….………………..3
1. Таможенный союз: этапы, структура и правовое администрирование…………………………...…….……………………...5
1.1. Этапы формирования и структура таможенного союза ………….5
1.2. Администрирование НДС в таможенном союзе …………..……11
2. Правоотношения, возникающие при взимании НДС при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза ……………. 25
2.1. Возникновение и прекращение обязанности по уплате НДС на границах таможенного союза ………....………………………….25
2.2. Порядок взимания НДС при импорте и экспорте товаров в РФ из третьих стран……………………………..…..…………………….42
3. Особенности взимания НДС в системах национальных налоговых законодательств государств – членов таможенного союза ……………53
3.1. Правовое регулирование взимания НДС в Российской Федерации…………………………………………………………..53
3.2. Правовое регулирование взимания НДС в Республике Казахстан……………………………………………………….…..63
3.3. Правовое регулирование взимания НДС в Республике Беларусь.............................................................................................70
Заключение ……………………………………….……………………………...76
Список используемой литературы ……………………………………...…. ….79
Приложения
Необходимо сказать, что Программа гармонизации предусматривает добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в процессах сближения, унификации национальных законодательств. Целью гармонизации является установление единообразного порядка регулирования правоотношений на основе принципов: согласованности правового регулирования, синхронности принятия актов, последовательности этапов гармонизации по юридической значимости, приоритетности общепринятых принципов международного права над национальным законодательством. Среди основных аспектов, подлежащих гармонизации, в документе выделен аспект регулирования систем налогообложения и общие принципы ценообразования в правоотношениях.[9] Системы взимания косвенных налогов подлежат гармонизации в большей степени, так как они оказывают наибольшее влияние на ценообразование и составляют наибольший удельный вес в объеме налоговых поступлений всех государств – участников ТС. Основным направлением гармонизации является исключение двойного налогообложения при переходе на взимание по принципу «страны назначения». [10]
1. 2. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НДС В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ
К правовой основе регулирования основных доходов косвенного налогообложения во взаимной торговле в ТС следует отнести, прежде всего, Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС от 25.01.2008 (Соглашение) и принятые к нему межправительственные протоколы:
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС от 11.12.2009 (Протокол 1);
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в ТС от 11.12.2009 (Протокол 2).
Указанные Протоколы направлены на улучшение качества налогового администрирования и предусматривают унификацию перечня документов, порядка и сроков возврата НДС по экспортным операциям, а также организацию информационного обмена между налоговыми органами.[11]
Организация информационного обмена играет важную роль в функционировании системы, регулирующей торговые отношения в ТС. Сама информация в налоговых органах формируется путем группировки данных в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, налоговых льготах.
Исчисление налогов по принципу страны назначения без участия таможенных органов производятся уже довольно давно, с 2005 года. Механизм отработан, действует четко. Не только специалисты центральных аппаратов, работники региональных налоговых служб наших стран напрямую общаются, переписываются, обмениваются информацией в электронном виде. Технически такое сотрудничество налажено и с коллегами из Казахстана. Пробные обмены электронной информацией осуществлялись еще до июня 2010 года.[12]
Порядок обмена этой информацией в электронном виде по каналам связи определяет Протокол об обмене информацией в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов между налоговыми органами государств – членов ТС об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года. В нем определено, что обмен информацией между налоговыми органами осуществляется ежемесячно в электронном виде в форме Реестра запросов, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена отметка налогового органа на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Получивший реестр заявлений налоговый орган не позднее трех рабочих дней со дня получения реестра заявлений направляет налоговому органу - отправителю протокол, который одновременно является уведомлением о приеме информации.[13]
В перспективе для перехода на единый носитель информации предполагается разработать мероприятия по стыковке информационных систем налоговых служб, а также по применению единых средств защиты информации при ее передаче по электронным каналам связи. Для этого осуществляется подготовка ряда проектов межведомственных соглашений.[14]
Важным элементом при формировании информации в налоговых органах стран - участниц ТС является Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (см. Приложение 5). Его налогоплательщик заполняет при ввозе товара и предоставляет в налоговый орган по месту постановки на учет на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде. Один экземпляр Заявления остается в налоговом органе, три экземпляра возвращаются налогоплательщику с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме. Два экземпляра Заявления с отметкой налогового органа подлежат направлению налогоплательщиком налогоплательщику государства - члена ТС, с территории которого вывезены товары, реализованные со ставкой НДС в размере 0 процентов.[15]
Например, на практике, когда белорусское предприятие импортирует что-то из России (или из Казахстана), то после бухгалтерского оприходования имущества до 20-го числа следующего месяца получатель груза должен в налоговой инспекции по месту постановки на учет и заполнить налоговую декларацию (см. Приложение 6) и заявление. Этот документ затем по почте отправляется партнеру. Дублируют его и налоговые службы по каналам электронной связи. Главное удобство в том, что на границе груз не останавливают. Товар не досматривают, заполнять таможенную декларацию не нужно. Импортер платит НДС по законодательству своей страны, а экспортер получает возврат налога, то есть нулевую ставку. [16]
Ставки по НДС в государствах – членах ТС различны: в Беларусии НДС - 20 процентов, в России - 18 процентов, а в Казахстане - 12. Как заверяют специалисты, никаких проблем при разделении юрисдикции по уплате пошлин и налогов при этом не возникает, так как НДС является налогом внутреннего пользования. Подписание Соглашения о взимании косвенных налогов в ТС позволило урегулировать некоторые коллизии, накопившиеся за минувшие 5 лет российско-белорусского сотрудничества в фискальной сфере.[17]
Представляется целесообразным проанализировать существующую технологию перераспределения налогов. Правовой основой регулирования данной сферы является Соглашение об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 (Соглашение 2). Документом определены механизмы администрирования, в том числе понятия ввозной таможенной пошлины, санкции и штрафы за нарушения, структура и порядок информационного обмена, механизм разрешения споров, механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, а также установлен норматив распределения сумм ввозных таможенных пошлин между государствами – членами ТС. Так действие механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин основано на том принципе, что таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте в уполномоченные органы сторон: на единый счет Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Федерального казначейства России в соответствии с таможенным законодательством ТС. Зачисление и распределение таможенных пошлин осуществляется с бюджетного счета одного государства – члена ТС на корреспондентский банковский счет второго государства – члена ТС. После получения средств национальный банк страны-получателя должен перечислить их в бюджет. Важным моментом является то, что в счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи, подлежащие уплате в соответствии с национальным законодательством. При конвертации национальных валют в ходе распределения сумм ввозных таможенных пошлин будет применяться схема их перечисления, основанная на межбанковском клиринге, при котором используется официальный курс национальной валюты каждой страны к доллару США. Общая схема механизма распределения ввозных таможенных пошлин и перечисления в доход бюджета стороны сумм от распределения ввозных таможенных пошлин представлена в Приложении 7. Возврат сумм излишне уплаченных и излишне взысканных осуществляется с единого счета уполномоченного органа. При чем сумма возврата определяется до распределения поступивших пошлин между бюджетами сторон.
Расчет нормативов распределения ввозных таможенных пошлин определяется как среднее арифметическое значение нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин рассчитанных на основе показателей общего объема импорта из стран дальнего зарубежья за 2007 – 2008 годы на базе статистических данных ООН по торговле товарами с применением одинаковых расчетных среднеарифметических ставок ЕТТ ТС.[18]
Вопросы касающиеся взимания НДС на практике регулируются номами Соглашении и Протоколов ТС. Так, из статьи 2 «Принцип взимания косвенных налогов при экспорте товаров» и статьи 3 «Принцип взимания косвенных налогов при импорте товаров» Протокола 1 следует принцип применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров, при условии документального подтверждения факта экспорта. При импорте товаров на территорию одного государства - участника ТС с территории другого государства - участника ТС косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера. Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - участника ТС товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию. При чем ставки косвенных налогов на импортируемые товары не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.
Таким образом, согласно нормам Соглашения во взаимной торговле трех государств реализован принцип взимания косвенных налогов по стране назначения и соответственно избежание двойного налогообложения.
В статье 1 Протокола 1 определяющей порядок взимания налогов при экспорте товаров внутри границ ТС также определен перечень необходимых документов подтверждающих применение налогоплательщиком с территории которого вывезены товары нулевой ставки налога, а именно:
1. налоговая декларация;
2. договоры с учетом изменений, дополнений и приложений, в случае лизинга товаров – договоры лизинга, товарного кредита - договоры товарного кредита; договоры на изготовление товаров; договоры на переработку давальческого сырья;
3. выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки; при расчете наличными денежными средствами - выписку банка, подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров; при вывозе товаров по договору лизинга - выписку банка, подтверждающую поступление лизингового платежа, в части возмещения первоначальной стоимости предметов лизинга на счет налогоплательщика-экспортера. В случае осуществления товарообменных (бартерных) операций, предоставления товарного кредита налогоплательщик-экспортер представляет документы, подтверждающие импорт товаров, выполнение работ, оказание услуг, полученных им по указанным операциям;
4. заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
5. транспортные товаросопроводительные документы;
6. иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС.[19]
Примечательно, что перечень является обязательным для применения во всех государствах – членах ТС. Предоставить документы необходимо в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров, иначе в соответствии с пунктом 3 Протокола 1 суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за отчетный период на который приходится дата отгрузки и нулевая ставка не применяется. Причем датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского документа, либо дата выписки иного обязательного документа. В случае неуплаты или неполной уплаты косвенных налогов, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства– члена ТС.
В соответствии с пунктом 5 Статьи 1 Протокола 1 в случае непредставления заявления налоговый орган вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС при наличии в налоговом органе одного государства – члена ТС подтверждения факта уплаты косвенных налогов в электронном виде от налогового органа другого государства – члена ТС, куда ввезен товар. Таким образом налоговые органы страны-экспортера возмещают НДС по экспорту товаров на основании информации, полученной от налоговых органов страны-импортера, без подтверждения таможенными органами факта осуществления экспорта.
Статья 2 Протокола 1 устанавливает порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров. Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена ТС с территории другого государства – члена ТС осуществляется налоговым органом государства, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения.
Уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства – члена ТС, на территорию которого импортированы товары, – собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства – члена ТС, комиссионером, поверенным или агентом в случаях:
1. Если товары приобретаются на основании договора между налогоплательщиками государств – члена ТС;
2. Если товары приобретаются на основании договора между налогоплательщиками государств – члена ТС и при этом товары импортируются с территории третьего государства – члена ТС;
3. Если товары реализуются налогоплательщиком одного государства – члена ТС на основании договора комиссии, поручения или агентского договора налогоплательщику другого государства – члена ТС и импортируются с территории третьего государства – члена ТС;