Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:01, курсовая работа
Целью работы является выявление особенностей взимания НДС с налогоплательщиков страны-участницы ТС при перемещении ими товаров между государствами-членами ТС и перемещении товаров через границу ТС.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать правовое регулирование налогообло
Введение………………………………………………………….………………..3
1. Таможенный союз: этапы, структура и правовое администрирование…………………………...…….……………………...5
1.1. Этапы формирования и структура таможенного союза ………….5
1.2. Администрирование НДС в таможенном союзе …………..……11
2. Правоотношения, возникающие при взимании НДС при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза ……………. 25
2.1. Возникновение и прекращение обязанности по уплате НДС на границах таможенного союза ………....………………………….25
2.2. Порядок взимания НДС при импорте и экспорте товаров в РФ из третьих стран……………………………..…..…………………….42
3. Особенности взимания НДС в системах национальных налоговых законодательств государств – членов таможенного союза ……………53
3.1. Правовое регулирование взимания НДС в Российской Федерации…………………………………………………………..53
3.2. Правовое регулирование взимания НДС в Республике Казахстан……………………………………………………….…..63
3.3. Правовое регулирование взимания НДС в Республике Беларусь.............................................................................................70
Заключение ……………………………………….……………………………...76
Список используемой литературы ……………………………………...…. ….79
Приложения
Порядок уплаты НДС при ввозе зависит от таможенной процедуры, под которую помещаются товары. При одних процедурах НДС уплачивается (полностью или частично), при других - не уплачивается (п. 1 ст. 151 НК РФ). ТК ТС выделяет (п. 1 ст. 202 ТК ТС) следующие виды таможенных процедур:
1) выпуск для внутреннего потребления;
2) экспорт;
3) таможенный транзит;
4) таможенный склад;
5) переработка на таможенной территории;
6) переработка вне таможенной территории;
7) переработка для внутреннего потребления;
8) временный ввоз (допуск);
9) временный вывоз;
10) реимпорт;
11) реэкспорт;
12) беспошлинная торговля;
13) уничтожение;
14) отказ в пользу государства;
15) свободная таможенная зона;
16) свободный склад;
17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории ТС или за ее пределами).
Возникновение обязанности по уплате и таможенных пошлин и налогов регулирует п. 1 ст. 80 ТК ТС, из которых обязанность по уплате в том числе НДС следует из следующих статей ТК ТС:
• 81 Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и сроки их уплаты при незаконном перемещении товаров через таможенную границу;
• 161 Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты при прибытии товаров на таможенную территорию;
• 166 Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты при убытии иностранных товаров с таможенной территории ТС;
• 172 Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты при временном хранении товаров;
• 197 Выпуск товаров до подачи таможенной декларации;
• 211 Возникновение, прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
• 227 Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита;
• 237 Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного склада;
• 250 Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
• 274 Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления;
• 283 Возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);
• 300 Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру реэкспорта;
• 360 Уплата таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования.
Что касается НДС то для анализа возникновения обязанности по его уплате обратимся к некоторым статьям ТК ТС.
Так ст. 161 ТК ТС определяет возникновение обязанности у перевозчика по уплате налогов при прибытии товаров на таможенную территорию в момент пересечения товарами таможенной границы (пункт 1). П. 4 этой же статьи определено, что налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным исходя из ставок налогов установленных законодательством государства - члена ТС. Таким образом, для исчисления сумм налога необходимо руководствоваться налоговым кодексом государства – члена ТС, на таможенную территорию которого прибыл товар.
При убытии иностранных товаров согласно п. 1 ст. 166 ТК ТС с таможенной территории ТС обязанность по уплате налогов возникает у перевозчика с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории ТС. Согласно пункта 3 этой же статьи в данном случае сроком уплаты налогов, считается день выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории ТС или день утраты товаров.
Обязанность по уплате ввозных налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых на временное хранение товаров, возникает в случаях, указанных в п. 1 ст. 172 ТК ТС:
1) у перевозчика или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров на момент регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, - с момента регистрации таможенным органом этих документов;
2) у владельца склада временного хранения - с момента размещения товаров на складе временного хранения;
3) у лица, осуществляющего временное хранение товаров в местах, не являющихся складами временного хранения, - с момента регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
При этом выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории ТС без ограничений по их пользованию и распоряжению (ст. 209 ТК ТС). Возникновение обязанности по уплате налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления определяется статьей 211 ТК ТС. Так пункт 1 ст. 211 устанавливает эту обязанность у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Сроки уплаты налога в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления - до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (п. 3 ст. 211 ТК ТС).
Таможенный транзит согласно п. 1 ст. 215 ТК ТС определен как таможенная процедура, при которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории ТС, в том числе через территорию государства, не являющегося членом ТС, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
Процедура таможенного транзита применяется согласно п. 2 ст. 215 ТК ТС при перевозке иностранных товаров в местах:
1) от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;
2) от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;
3) товаров ТС от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;
4) от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;
5) товаров ТС от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом ТС.
Согласно пункту 2 ст. 217 ТК ТС при таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты налогов, если:
1) в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор;
2) товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;
3) это установлено международными договорами;
4) товары перевозятся под таможенным сопровождением;
5) в иных случаях, установленных ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов ТС.
Если же эти условия не соблюдены то обязанность по уплате налога в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации согласно п. 1 ст. 227 ТК ТС. Налог подлежит уплате в размерах, соответствующему сумме налога, который подлежал бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленным на день регистрации транзитной декларации (п. 4 ст. 227 ТК ТС).
В случае недоставки иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита в установленное таможенным органом место доставки, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается (согласно п. 3 ст. 227 ТК ТС) следующее:
1. в случае недоставки по причине передачи товаров перевозчиком получателю или иному лицу без разрешения таможенного органа - день такой передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом транзитной декларации;
2. утраты товаров, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) - день такой утраты, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом транзитной декларации;
3. по иным причинам - день регистрации таможенным органом транзитной декларации.
Перейдем к рассмотрению особенностей налогообложения при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада. При таможенной процедуре таможенный склад иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. В частности в НК Республики Беларусь таможенному режиму таможенного склада посвящены статьи с 203 по 209, а также с 342 по 346.[33]
В ТК ТС под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться любые иностранные товары, кроме товаров, срок годности и (или) реализации которых на день их таможенного декларирования составляет менее 180 (ста восьмидесяти) календарных дней (п. 1 ст. 230 ТК ТС). Однако при помещении товаров под эту таможенную процедуру без их фактического размещения на таможенном складе законодательством государств - членов ТС могут определяться случаи предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Обязанность по уплате налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного склада, возникает в соответствии с п. 1 ст. 237 ТК ТС у декларанта - с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации; у владельца таможенного склада - с момента размещения товаров на таможенном складе.
Сроки уплаты налога наступает согласно п. 3 ст. 230 ТК ТС: у декларанта при утрате товара - день такой утраты, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада; у владельца таможенного склада: при утрате - день утраты товаров, а если этот день не установлен - день размещения товаров на таможенном складе. Налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Таможенной процедуре переработки на таможенной территории посвящена глава 34 ТК ТС. В частности п. 1 ст. 239 ТК ТС определяет таможенную процедуру переработки на таможенной территории как таможенную процедуру, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории ТС в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории ТС. Согласно этой же статье товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус иностранных товаров. ТК ТС допускает при совершении операций по переработке иностранных товаров использование товаров государств – членов ТС.
Ст. 250 ТК ТС определяет обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки: такая обязанность возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. При незавершении таможенной процедуры переработки сроком уплаты является день истечения срока переработки товаров (п. 3 ст. 250 ТК ТС). При передаче иностранных товаров лицу, не являющемуся лицом, которому выдан документ об условиях переработки, и (или) лицом, которое непосредственно осуществляет операции по переработке без разрешения таможенных органов, срок уплаты - день передачи товаров, а если этот день не установлен, то сроком уплаты является день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. При утрате иностранных товаров до истечения срока переработки товаров, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) этот срок определяется как день утраты товаров, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Размер уплаты налога соответствует сумме налога, которая подлежала бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.