Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:01, курсовая работа
Целью работы является выявление особенностей взимания НДС с налогоплательщиков страны-участницы ТС при перемещении ими товаров между государствами-членами ТС и перемещении товаров через границу ТС.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать правовое регулирование налогообло
Введение………………………………………………………….………………..3
1. Таможенный союз: этапы, структура и правовое администрирование…………………………...…….……………………...5
1.1. Этапы формирования и структура таможенного союза ………….5
1.2. Администрирование НДС в таможенном союзе …………..……11
2. Правоотношения, возникающие при взимании НДС при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза ……………. 25
2.1. Возникновение и прекращение обязанности по уплате НДС на границах таможенного союза ………....………………………….25
2.2. Порядок взимания НДС при импорте и экспорте товаров в РФ из третьих стран……………………………..…..…………………….42
3. Особенности взимания НДС в системах национальных налоговых законодательств государств – членов таможенного союза ……………53
3.1. Правовое регулирование взимания НДС в Российской Федерации…………………………………………………………..53
3.2. Правовое регулирование взимания НДС в Республике Казахстан……………………………………………………….…..63
3.3. Правовое регулирование взимания НДС в Республике Беларусь.............................................................................................70
Заключение ……………………………………….……………………………...76
Список используемой литературы ……………………………………...…. ….79
Приложения
Отметим, что пени в Республике Казахстан начисляются начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога, включая и день уплаты в бюджет, за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства в размере 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан на каждый день просрочки - устанавливает ст. 610 НК РК.
3.3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗИМАНИЯ НДС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В особенной части налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК РБ) НДС посвящена Глава 12. Плательщиками НДС в соответствии со ст. 90 НК РБ признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, на которых в соответствии с, международными договорами и законодательством Республики Беларусь возложена обязанность по уплате НДС, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.
В случае реализации товаров, работ, услуг на территории Республики иностранными организациями не состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается налогоплательщиков приобретающих данные товары, работы, услуги.
К объектам налогообложения НДС в Республике относят: обороты по реализации товаров, работ, услуг на территории Республики Беларусь, включая обороты: по обмену товарами, работами, услугами; по безвозмездной передаче товаров, работ, услуг; по передаче товаров в рамках договора займа в виде вещей; ввоз товаров на территорию Республики и иные обстоятельства, при которых возникают налоговые обязательства по уплате НДС.[80]
При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, из стран не входящих в ТС взимание НДС осуществляют таможенные органы. Если ввоз товаров на территорию Республики осуществлялся с территории государств – членов ТС взимание НДС осуществляют налоговые органы. При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов ТС на основании договоров комиссии, поручения исчисление и уплата НДС производятся комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом - налогоплательщиком.[81]
При ввозе на территорию Республики Беларусь от налогообложения НДС в том числе освобождаются: транспортные средства, посредством которых осуществляются международные перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также предметы, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для эксплуатации транспортных средств; товары, перемещаемые транзитом; товары, подлежащие обращению в собственность государства в соответствии с законодательством; белорусские рубли, иностранная валюта; технические средства, материалы, которые используют для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, лекарственные и ветеринарные средства, медицинская техника по перечням, утверждаемым Президентом Республики Беларусь; специально оборудованные транспортные средства для нужд скорой медицинской помощи, органов по чрезвычайным ситуациям, аварийно-спасательных служб, органов внутренних дел; культурные ценности, безвозмездно передаваемые организациям культуры; все виды печатных изданий, получаемых по международному книгообмену; драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них (кроме ювелирных изделий); банковские и мерные слитки из драгоценных металлов, ввозимые для реализации их банкам; товары, предназначенные для пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств; семена, ввозимые для научных целей и государственного сортоиспытания; иные товары в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.[82]
Налоговая база НДС при реализации приобретенных, произведенных, а также реализуемых на основе договоров поручения, комиссии товаров (работ, услуг) определяется на основании статьи 98 НК РБ, как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом акцизов без включения в них НДС, либо как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная с учетом регулируемых розничных цен, включающих в себя НДС.
Статьей 100 НК РБ определяется момент фактической реализации товаров, работ, услуг. Так в п. 5 этой статьи сказано, что при реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах, моментом их фактической реализации признается день оплаты либо иного прекращения обязательств покупателями этих товаров, работ, услуг. Пунктом 9 этой же статьи установлено, что днем выполнения работ по производству товаров из давальческого сырья для нерезидентов Республики Беларусь признается день отгрузки товаров, произведенных из давальческого сырья.
В республике Беларусь в целях исчисления НДС установлены налоговым законодательством страны следующие ставки:
- 0 процентов при реализации: товаров, вывезенных в государства – члены ТС при условии документального подтверждения фактического вывоза, а также работ и услуг по сопровождению, погрузке, перегрузке этих товаров; экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья; услуг по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов, единиц железнодорожного состава, выполняемых для иностранных организаций или физических лиц;
- 10 процентов при ввозе и реализации на территории Республики продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;
- 20 процентов в отношении прочих товаров не облагаемых по ставкам 0 и 10 процентов
- 9,09 процента (10 : 110 х 100 процентов) или 16,67 процента (20 : 120 х 100 процентов) – при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом НДС;
- 0,5 процента – при ввозе обработанных и необработанных алмазов и других драгоценных камней в соответствии с законодательством страны.
К экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке 0 процентов относят: услуги транспортной экспедиции, услуги по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным и другими видами транспорта за пределы либо за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию Республики, включая частичное оказание этих услуг и на ее территории. Основанием для применения ставки 0 процентов при реализации экспортируемых транспортных услуг является представление в налоговый орган реестра международных транспортных документов подтверждающих оказание экспортируемых транспортных услуг.
К экспортируемым работам по производству товаров из давальческого сырья, облагаемым НДС по ставке 0 процентов, относят работы собственного производства, оказанные иностранным организациям и физическим лицам по производству экспортируемых товаров из давальческого сырья. Основанием для применения ставки 0 процентов при реализации таких работ является предоставление таких документов как: договора; документов, подтверждающих выполнение работ; документов, подтверждающих вывоз товаров, произведенных из давальческого сырья, с территории Республики Беларусь на территорию государств – членов ТС; документа, подтверждающего принадлежность выполненных работ к работам собственного производства; заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства – члена ТС, на территорию которого ввезены товары представляется плательщиком одновременно с налоговой декларацией по НДС.
Представление копий документов являющихся основанием для применения ставки НДС 0 процентов при реализации работ и услуг по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов, единиц железнодорожного подвижного состава являются: договора; документы, подтверждающие выполнение работ и услуг.
Основанием для применения ставки НДС 0 процентов при реализации иностранным организациям и физическим лицам товаров, вывезенных в государства – члены ТС (в том числе товаров, вывезенных по договорам лизинга, договорам займа, договорам на изготовление товаров, договорам комиссии, поручения), является наличие у плательщика следующих документов: договора; транспортных, товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров в другое государство – члена ТС; заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, которое представляется одновременно с налоговой декларацией по НДС.
Документальное подтверждение фактического вывоза товаров на территорию государств – членов ТС производится в течение 180 календарных дней с даты отгрузки этих товаров включая товары произведенные из давальческого сырья.
Порядок исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, определен ст.103 НК РБ. Она исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Общую сумму НДС уменьшают на налоговые вычеты. Налоговые вычеты определяют в соответствии с нормами ст. 107 НК РБ. К ним относят суммы НДС в том числе уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь уплаченные в бюджет при приобретении на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах.
Суммы НДС, подлежащие вычету определяются при приобретении товаров и услуг по договорам, в которых сумма выражена либо в белорусских рублях эквивалентно сумме в иностранной валюте, либо в иностранной валюте фактически уплаченной плательщиком при приобретении товаров и услуг. Суммы НДС в иностранной валюте пересчитываются в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на день уплаты сумм НДС.
В полном объеме вычет сумм НДС производится: по товарам при реализации которых обложение НДС осуществляется по ставке 10 процентов, по товарам освобождаемым от НДС, а также по товарам (работам, услугам), при реализации которых обложение НДС осуществляется по ставке 0 процентов, – при наличии у плательщика предусмотренных документов и поступлении выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) на счета плательщиков в банках Республики Беларусь либо на открытые на основании разрешения Национального банка Республики Беларусь счета плательщиков в иностранных банках, или в случае ввоза товаров, выполнения работ, оказания услуг по осуществляемым в соответствии с законодательством товарообменным операциям, операциям товарного займа.
После предоставления декларации по решению налогового органа производится возврат разницы между суммой налоговых вычетов и общей исчисленной суммой НДС.
Организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь, при приобретении на ее территории товаров и услуг у иностранных организаций обязаны исчислить по установленным ставкам и уплатить в бюджет сумму НДС независимо от того, являются ли они плательщиками по своей основной деятельности. Не платят НДС по основной деятельности организации и индивидуальные предприниматели применяющие особые режимы налогообложения определенные разделом 7 НК РБ. Перечень особых режимов налогообложения определяет п. 2 ст. 10 НК РБ.
Оформление счетов-фактур налоговым законодательством Республики Беларусь не предусмотрено.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследования особенностей взимания НДС в ТС можно сделать следующие выводы:
1. При вступлении в ТС в условиях отмены таможенного контроля функции контроля за порядком уплаты НДС полностью перешли к налоговым органам стран – участниц ТС. Разработана нормативная база в этой области направленная на взаимодействие налоговых органов стран в отношении передачи своевременной, достоверной и полной информации.
2. В странах – участницах ТС внесены изменения в нормативные документы приводящие налогообложение в этих странах в соответствие с международными договорами ТС. Изменения направлены на унификацию налоговых законодательств стран ТС в том числе в отношении порядка взимания НДС: документов обосновывающих поведение налогоплательщиков, сроков и льготного налогообложения, что влечет за собой качественные изменения налоговых систем, их гармонизацию.
3. Основные особенности взимания НДС определенные на основе сравнения перемещения товаров между странами – участницами ТС и перемещения товаров в третьи страны следующие:
- механизмы регулирования взимания налога в первом случае налоговыми органами, во втором – таможенными органами, в этом случае таможенные органы взимают НДС на таможенной границе ТС;
- нормативно-правовое регулирование взимания НДС при перемещении товаров через границу ТС определяется прежде всего ТК ТС, осуществляющим единую правовую основу трех стран, в случае перемещения товаров между странами ТС нормативно-правовое регулирование определено международными соглашениями и протоколами качественно отличных от требований и механизмов указанных в ТК ТС;
- нормы ТК ТС отличаются прежде всего особенностями возникновения и прекращения уплаты налога, особенности предоставления обеспечения уплаты налога, сроки, особенности предоставляемых подтверждающих документов и другие. ТК ТС обязанность по уплате связывает с помещением товара под определенную таможенную процедуру. Нормы ТК ТС предусматривают регулирование взимания НДС национальными налоговыми нормативно-правовыми актами, в части не урегулированной ТК ТС.
- несовершенство информационного обмена между налоговыми и таможенными службами третьих стран и стран - участниц ТС, наличие большого количества международных договоров с отличными друг от друга условиями.
4. При анализе законодательств стран ТС регулирующих поведение налогоплательщиков по уплате НДС при перемещении товаров работ услуг между странами – участницами ТС следует отметить, что за каждой из стран сохраняется право взимать налог в соответствии с национальным законодательством. В части отличий во взимании НДС разных стран – участниц ТС определили:
- различие ставок НДС при импорте из стран – участниц ТС;
- особенности определения сумм налога внутри страны и определения сумм НДС при перемещении товара между странами ТС;
- различия при взимании НДС при импорте из стран – участниц ТС и взимания внутри страны в рамках одного государства-члена ТС;
- нет единых форм документов подтверждающих перемещение товаров, работ, услуг;
- не все страны используют счета-фактуры при оформлении;
- различны структуры налогов разных стран – участниц ТС, в связи с чем страна может менять ставку НДС в целях более выгодного экономического положения за счет увеличения других налогов не меняя при этом общей налоговой нагрузки на налогоплательщиков. В связи с чем можно утверждать о политико-экономической составляющей данного налога;