Порядок взимания НДС в таможенном союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление особенностей взимания НДС с налогоплательщиков страны-участницы ТС при перемещении ими товаров между государствами-членами ТС и перемещении товаров через границу ТС.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать правовое регулирование налогообло

Содержание

Введение………………………………………………………….………………..3
1. Таможенный союз: этапы, структура и правовое администрирование…………………………...…….……………………...5
1.1. Этапы формирования и структура таможенного союза ………….5
1.2. Администрирование НДС в таможенном союзе …………..……11
2. Правоотношения, возникающие при взимании НДС при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза ……………. 25
2.1. Возникновение и прекращение обязанности по уплате НДС на границах таможенного союза ………....………………………….25
2.2. Порядок взимания НДС при импорте и экспорте товаров в РФ из третьих стран……………………………..…..…………………….42
3. Особенности взимания НДС в системах национальных налоговых законодательств государств – членов таможенного союза ……………53
3.1. Правовое регулирование взимания НДС в Российской Федерации…………………………………………………………..53
3.2. Правовое регулирование взимания НДС в Республике Казахстан……………………………………………………….…..63
3.3. Правовое регулирование взимания НДС в Республике Беларусь.............................................................................................70
Заключение ……………………………………….……………………………...76
Список используемой литературы ……………………………………...…. ….79
Приложения

Работа состоит из  1 файл

НДС таможня.doc

— 519.00 Кб (Скачать документ)

Порядок начисления косвенных налогов по операциям в ТС - России, Белоруссии, Казахстане - при переработке давальческого сырья и вывоза продуктов переработки в третьи страны и в страны – участницы ТС разъяснен в Письме ФНС РФ от 22.10.2010 N ШС-37-3/13942@: «При реализации работ по переработке давальческого сырья применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по НДС документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 4 Протокола о выполнении работ, оказании услуг.

В случае вывоза продуктов переработки в третьи страны в пакете документов, предусмотренных п. 2 ст. 4 Протокола 2, представляется таможенная декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки давальческого сырья за пределы территории государств - членов ТС. При этом заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в указанном пакете документов не представляется. В случае вывоза продуктов переработки на территорию государства - члена ТС в пакете документов, предусмотренных п. 2 ст. 4 Протокола 2, таможенная декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки давальческого сырья за пределы территории государств - членов ТС в третьи страны, не представляется. Однако в этом случае в указанном пакете документов представляется заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.»[71]

Взимание НДС при реализации юридическим лицом одного государства-члена ТС физическому лицу другого государства – члена ТС включает в себя несколько вопросов. Например, должны ли российские автосалоны, руководствуясь нормами международных договоров о косвенных налогах, заключенных в рамках ТС, реализовывать легковые автомобили физическим лицам - гражданам Республики Казахстан с применением нулевой ставки НДС? Согласно положениям законодательства ТС применяются при заключении договоров между хозяйствующими субъектами государств - членов ТС, на основании которых осуществляется экспорт товаров, и не распространяются на договоры розничной купли-продажи, предусматривающие реализацию физическим лицам, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Поэтому при реализации на территории РФ товаров иностранным физическим лицам, в том числе являющимся гражданами государств - членов ТС, хозяйствующими субъектами РФ применяются нормы налогового законодательства РФ.

Операции по реализации российским автосалоном легковых автомобилей физическим лицам - гражданам государств - членов ТС подлежат налогообложению НДС в порядке, предусмотренном НК РФ, с применением ставки налога в размере 18 процентов. При этом возврат сумм НДС, уплаченных физическими лицами - гражданами государств - членов ТС нормами Протокола не предусмотрен.[72]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗИМАНИЯ НДС В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

 

Вступление в ТС повлекло для Республики Казахстан экономический рост, о которых говорят следующие цифры. Так, поступления НДС от импорта из РФ, составило в предшествующем вступлению в ТС 2009 году 36,6 млрд. тенге, в то время как в 2010 году этот показатель увеличился до 50 млрд. тенге. На один миллиард тенге повысились поступления из импорта с Белоруссией.[73] Вице-министр экономического развития и торговли Казахстана Тимур Сулейменов обозначил масштабы союза: он охватывает территорию в 20 миллионов квадратных километров, 170 млн. человек, проживающих на ней, и 1,6 трлн. долларов ВВП. Став частью единого таможенного пространства, 16-миллионный Казахстан обрел 170-миллионный рынок. Естественно, это принесет в нашу экономику инвестиции, которые раньше были экономически невыгодными в силу ограниченности нашего рынка.  Что касается взаимных инвестиций, на сегодня в Казахстане действует более 3,5 тысячи совместных предприятий с участием российского капитала и более 70 – с участием белорусского капитала. В Казахстан привлечено около 3 миллиардов прямых инвестиций, казахстанские инвестиции в Россию составили 1,1 млрд долларов, а в Белоруссию вложено порядка 6 млн долларов. Кроме того, на сегодня в Казахстане создана более гибкая среда для ведения бизнеса. Ставка подоходного налога у нас равняется 20%, в Белоруссии – 24%, в России – 20%. Ставка НДС в Казахстане – 12, в Белоруссии – 20, в России – 18%. Ставка социального налога отличается в разы. Отсюда вести в Казахстане бизнес с точки зрения простых денег, что понятно каждому предпринимателю, каждому хозяйствующему субъекту, выгоднее. Есть тенденции к возрастанию количества на местном рынке российского и белорусского товара по тем позициям, которые в последние годы завозились из дальнего зарубежья. Крен пошел в сторону стран ТС.[74] Министр финансов и бюджетного планирования РК Болат Жамишев пояснил: «Казахстан придерживался и будет придерживаться политики низких налоговых ставок.»[75]

В связи с введение ТК ТС Законом Республики Казахстан от 30.06.2010 г. № 297-IV введены поправки в действующий Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - НК РК). В том числе реформирован и НДС в направлении упрощения и унификации. «Конечно же, новый НК не в полной мере совершенен, но он закладывает основы для совершенствования как в части регулирования, так и администрирования», - отметил Е. Орынбаев.

НК РК предусмотрена глава 37-1, которая посвящена особенностям обложения НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг со странами ТС: РФ и Республикой Беларусь. Положения главы регулируют налогообложение в части НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также его налоговое администрирование во взаимной торговле государств - членов ТС и Республикой Казахстан.

Анализируя особенности законодательства о налогах Республики Казахстан следует отметить отдельные положения касающиеся взимания в том числе НДС. Так, общим положением при исчислении налога в соответствии с п. 1 ст. 276-1 НК РК является пересчет стоимости товаров, работ, услуг в иностранной валюте в тенге по рыночному курсу на дату совершения оборота по реализации товаров, работ, услуг, облагаемого импорта.

Объекты налогообложения НДС определяются ст. 229 НК РК – это облагаемый оборот и  облагаемый импорт. В соответствии со ст. 230 НК РК облагаемым оборотом является оборот, по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан (за исключением  освобождаемых от НДС оборотов), а также оборот по приобретению работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком НДС в Республике Казахстан и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство.

 Если работы, услуги, предоставленные нерезидентом и местом их реализации является Казахстан, в соответствии со ст. 241 НК РК подлежат обложению НДС и являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего эти работы, услуги. Оборот исчисляется, как стоимость приобретенных работ, услуг включая налоги, кроме НДС.

Размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов, акцизов по подакцизным товарам без включения в них НДС – устанавливает ст. 238 НК РК. При оказании услуг размер облагаемого оборота определяется на основе вознаграждения.[76]

Облагаемым импортом являются товары, ввезенные на территорию Республики Казахстан (за исключением освобожденных от НДС в ТС оборотов) включая ввозимые транспортные средства, подлежащие государственной регистрации; а также товары, являющиеся продуктами переработки давальческого сырья, ввезенные на территорию Республики Казахстан с территории другого государства - члена ТС.

При реализации товаров на экспорт датой совершения оборота по реализации является дата отгрузки, определяемая, как дата первого по времени составления первичного бухгалтерского документа, подтверждающего отгрузку товаров, оформленного на покупателя товаров.

Согласно п. 2 ст. 276-6 НК РК датой совершения облагаемого импорта является дата принятия на учет импортированных товаров, то есть дата оприходования таких товаров в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, отражение товаров на соответствующих счетах бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства; во-вторых, ввоз таких товаров на территорию Республики.

Лицам, которым ведение бухгалтерского учета не предусмотрено законодательством Республики Казахстан, дата принятия на учет импортированных товаров определяется по дате выписки документа, подтверждающего получение товаров.

Датой совершения облагаемого импорта при ввозе товаров -  предметов лизинга на территорию Республики из другого государства - члена ТС по договору лизинга, является дата оплаты части стоимости товаров - предметов лизинга, предусмотренная договором лизинга.

Датой совершения оборота по реализации работ, услуг является дата подписания документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг. Если работы, услуги реализуются на постоянной непрерывной основе, то датой совершения оборота по реализации является первая по времени дата: либо дата выписки счета-фактуры, либо дата получения каждого платежа. В случае приобретения услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком НДС в Республике Казахстан, не осуществляющего деятельность через филиал, представительство и являющегося налогоплательщиком государства - члена ТС - дата подписания документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг. [77]

Плательщик НДС обязан при осуществлении оборотов по реализации товаров, работ, услуг, а также  в случае экспорта товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства - члена ТС выписать в соответствии со ст. 263 НК РК получателю указанных товаров, работ, услуг счет-фактуру, но не ранее даты совершения оборота и не позднее пяти дней после даты совершения оборота по реализации, по месту нахождения поставщика.

В случае выполнения работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию Республики Казахстан с территории другого государства - члена ТС счет-фактура выписывается на дату подписания документа, подтверждающего выполнение работ по переработке давальческого сырья.[78]

Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет по облагаемому обороту, исчисляется как разница между суммой НДС, начисленного по облагаемым оборотам и суммой налога, относимого в зачет.

Получатель товаров, работ, услуг имеет право в соответствии со ст. 256 НК РК на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются в целях облагаемого оборота, а также если получатель является плательщиком НДС. Как определяет ст. 599 НК РК зачет излишне уплаченной суммы налога, пени производится по представленному налогоплательщиком налогового заявления на зачет.

Срок переработки давальческого сырья, вывезенного с территории Республики Казахстан на территорию государства - члена ТС, а также ввезенного на территорию Республики с территории государств - членов ТС, определяется согласно условиям договора на переработку давальческого сырья и не может превышать два года с даты принятия на учет или отгрузки давальческого сырья. В случае превышения этого срока давальческое сырье, признается облагаемым импортом и подлежит обложению НДС с даты ввоза товаров, а вывезенное признается облагаемым оборотом по реализации и подлежит налогообложению с даты вывоза по ставке НДС 12 процентов.[79]

Порядок исчисления и уплаты НДС в отношении товаров и услуг ТС в Республике Казахстан устанавливает ст. 276-20 НК РК. Так, при экспорте товаров в государства - члены ТС или выполнении работ по переработке давальческого сырья плательщик НДС обязан представить в налоговый орган одновременно с декларацией по НДС, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученное от налогоплательщика государства - члена ТС, импортировавшего товары; а также реестр счетов-фактур по реализованным в государства - члены ТС в течение налогового периода товарам, выполненным работам по переработке давальческого сырья.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов согласно ст. 276-21 НК РК представляется в течение 180 календарных дней с даты совершения оборота. Если Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не предоставлено в этот срок оборот подлежит обложению НДС по ставке 12 процентов и уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата совершения оборота.

Согласно п. 3 ст. 276-20 НК РК при импорте товаров на территорию РК с территории государств-членов ТС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, а также заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде. Налоговые органы подтверждают факт уплаты НДС по импорту ставя соответствующей отметки в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. При этом одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам налогоплательщик представляет в налоговый орган перечень документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 276-20 НК РК: выписку банка, подтверждающую уплату налогов; товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение; счета-фактуры (при импорте из РФ, оформленные в соответствии с законодательством РФ); договор; а также информационное сообщение. При представления информационного сообщения обязательно наличие перевода его текста на казахский и русский языки. Вместе с этим необходимо уплатить НДС согласно НК РК не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Налогоплательщик вправе представить налоговое заявление об отзыве налоговой отчетности в соответствии со ст. 276-22 НК РК если представил ее ошибочно и в случае  необходимости изменить его или дополнить. В случае предоставления заявления об отзыве налогоплательщик обязан представить дополнительную декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам с соответствующими изменениями.

Порядок корректировки сумм НДС, уплаченного при импорте товаров в случаях возврата товаров импортированных на территорию Республики Казахстан определяет ст. 276-23 НК РК. В этом случае документы являющиеся подтверждением возврата товаров представляются импортером одновременно с дополнительной декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам, где отражены сведения по этим товарам. НК РК освобождает от налогообложения НДС утрату товаров, понесенную налогоплательщиком в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством; а также порчу товаров, возникшую в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате которого товар не может быть использован для целей облагаемого оборота.

Информация о работе Порядок взимания НДС в таможенном союзе