Практика применения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на примере УФНС России по Челябинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 19:42, дипломная работа

Описание

Цель работы – исследовать практические аспекты применения имущественного налогового вычета по НДФЛ при продаже и покупке имущества.

Для достижения данной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

определить место и роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе Российской Федерации;
рассмотреть действующий механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;
рассмотреть виды налоговых вычетов по налогу на доходы физтческих лиц;
рассмотреть практику предоставления имущественного вычета при продаже и при покупке имущества;
рассмотреть порядок разрешения спорных ситуаций, связанных с применением имущественного вычета;
рассмотреть судебную практику по вопросам предоставления имущественного вычета;
проанализировать предоставление имущественных вычетов УФНС России по Челябинской области;
разработать рекомендации налогоплательщикам по получению имущественных вычетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….... 7
1 НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………................. 9
1.1 Место и роль налога на доходы физических лиц в налоговой системе Российской Федерации…………………………………………
9
1.2 Действующий механизм исчисления налога на доходы физических лиц…………………………………………………………...
16
1.3 Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц………... 24
2 ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО ВЫЧЕТА………. 39
2.1 Практика применения имущественного вычета при покупке имущества………………………………………………………………...
39
2.2 Практика применения имущественного вычета при продаже имущества.............................................................................................
66
3 АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ВЫЧЕТОВ ПО ДАННЫМ УФНС РОССИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ…………...
70
3.1 Анализ предоставления имущественных вычетов по данным УФНС России по Челябинской области…………………………….
70
3.2 Судебная практика по вопросам предоставления имущественного налогового вычета……………………………………………………
76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...….. 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….

Работа состоит из  7 файлов

12_Титульный лист к раздаточному материалу_2009.doc

— 35.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Диплом.doc

— 505.50 Кб (Скачать документ)
 

      Таблица 3 –  Поступление налогов и сборов в местные бюджеты в 2009 году по Челябинской области (млн.руб)

Период  Всего в том  числе
налог на прибыль НДФЛ налоги на имущество налоги на совокупный доход остальные налоги и сборы
январь 1 130,6 -0,3 710,2 117,2 278,7 24,8
февраль 1 350,8 0,4 892,2 364,7 69,5 24,0
март 1 337,5 -0,7 986,2 175,9 141,4 34,7
апрель 1 692,6 -1,3 980,3 234,7 446,2 32,7
май 1 333,7 -2,2 880,3 366,5 61,9 27,2
июнь 1 268,6 1,0 972,4 232,5 32,1 30,6
июль 1 984,9 -0,7 1 090,3 443,7 407,6 44,0
август 1 178,4 -0,1 879,3 217,2 50,7 31,3
сентябрь 1 386,6 -2,4 1 006,1 307,4 31,0 44,5
октябрь 1 792,0 0,1 962,0 381,7 409,1 39,1
ноябрь 1 388,0 -0,05 975,0 324,9 47,8 40,4
декабрь 1 823,0 0,9 1 618,3 119,7 46,8 37,3
 

Рисунок 2 – Поступление НДФЛ в областной бюджет в 2008 и  2009 году по Челябинской области

   

   Рисунок 3 – Поступление НДФЛ в областной бюджет в 2009 году по Челябинской области 

   На  сегодняшний день существует массовое укрывательство от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм налога.

   Вместе с тем, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низко обеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов. С группы беднейших были собраны все 100% налоговых сумм, тогда как с богатых – лишь 17%.

   Таким образом, исходя из изложенного, следует  признать, что НДФЛ занимает достаточно прочное место в налоговой системе Российской Федерации и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны.

   При этом необходимо отметить, что, учитывая характеристику и особенности указанного налога, изложенные в данной главе, он является универсальным инструментом государства в области проведения налоговой политики. В связи с этим, органами государственной власти предпринимаются реальные поступательные шаги по реформированию и увеличению роли НДФЛ в формировании доходной части российского бюджета.

    1.2 Действующий механизм исчисления налога на доходы физических лиц

   Важнейшим принципом ныне действующей системы  НДФЛ является равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной другой принадлежности. Это означает, что все они равны перед законом, отсутствуют категории налогоплательщиков, которые были бы освобождены от налогообложения по получаемым ими доходам. Ставки налога едины для всех налогоплательщиков, получивших доход определенного уровня. Только лишь размер совокупного дохода, фактически полученного за год, определяет уровень обложения любого налогоплательщика.

   Иными словами, налог должен исчисляться  только с личного дохода граждан и в отличие от действовавшего в Советском Союзе принципа обложения месячных доходов вне зависимости от дохода, российское налоговое законодательство установило обложение совокупного годового дохода. Это положение сохранено и в НК РФ, несмотря на введение единой ставки налога для соответствующих видов доходов. При этом сохранился действовавший ранее принцип возложения на работодателя обязанности взимать и перечислять в бюджет налоги с доходов, выплачиваемых им своим или привлеченным работникам.

   В соответствии со ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

   Объектом  налогообложения НДФЛ у налоговых  резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников как в России, так и за ее пределами. В отличие от них для налоговых нерезидентов объектом обложения является доход, полученный исключительно из источников, расположенных в Российской Федерации.

   При этом положения НК РФ устанавливают  перечень доходов, подлежащих налогообложению, как полученных на территории Российской Федерации, так и полученных за ее пределами (ст.208 НК РФ).

   Отнесение перечисленных в ст.208 НК РФ доходов  к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, либо к доходам от источников за пределами РФ зависит от места нахождения организаций, имущества или источника получения дохода.

   При определении налоговой базы должны учитываться не только все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, но также и доходы в виде материальной выгоды. При этом важно подчеркнуть, что если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или же других органов производятся какие-либо удержания, то такие удержания не могут и не должны уменьшать налоговую базу данного конкретного налогоплательщика [13].

   Основным  видом дохода, включаемого в налоговую  базу, являются доходы, полученные плательщиками налога в российской национальной валюте в различных формах, а также в иностранной валюте. При определении налоговой базы по отдельным видам доходов российское налоговое законодательство установило ряд особенностей.

   Согласно  статье 211 НК РФ, к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится оплата организациями или индивидуальными предпринимателями товаров, работ, услуг или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. Стоимость этих товаров, работ и услуг исчисляется исходя из их рыночных цен или тарифов, действовавших на день получения такого дохода, указанных сторонами сделки.

   В ст. 212 НК РФ указаны доходы в виде материальной выгоды, которые включаются в налоговую базу. К таким доходам относится материальная выгода, полученная от:

  • экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;
  • приобретения товаров (работ, услуг) у взаимозависимых организаций и физических лиц по ценам более низким по сравнению с ценами, по которым обычно реализуются эти товары, работы, услуги (в налоговую базу включается разница в ценах);
  • приобретения ценных бумаг по ценам (фактические расходы на приобретение ценных бумаг), которые ниже рыночной стоимости этих ценных бумаг (в налоговую базу включается разница в ценах).

   Выгода  от экономии на процентах включается в налоговую базу в том случае, если процент за пользование заемными средствами меньше ¾ ставки рефинансирования (по займам, полученным в рублях) или  меньше 9% годовых (по займам, полученным в иностранной валюте). Налогом облагается положительная разница между суммой, исчисленной исходя из ¾ ставки рефинансирования (по валютным займам – исходя из 9% годовых), и суммой фактически уплаченных процентов. Эта разница включается в налоговую базу в момент уплаты процентов, но не реже одного раза в год.

   При получении налогоплательщиком материальной выгоды при приобретении товаров, работ или услуг у взаимозависимых лиц или организаций налоговая база представляет собой превышение цены идентичных или однородных товаров, работ или услуг, реализуемых этими лицами в обычных условиях над ценами реализации идентичных или однородных товаров, работ или услуг.

   Если  же налогоплательщик получает доход  в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг, то налоговая база определяется как превышение их рыночной стоимости над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.

   Виды  доходов, не подлежащих налогообложению, такие например, как государственные  пособия и пенсии, компенсационные выплаты, установленные федеральным законодательством, законодательством субъектов Федерации или решениями органов местного самоуправления, подробно перечислены в ст. 217 НК РФ.

   Основной  налоговой ставкой, которая применяется  к большинству видов доходов, является ставка в размере 13%. Вместе с тем, для отдельных видов доходов действуют две другие ставки налога.

   Налоговая ставка в размере 35% установлена  в отношении следующих видов  доходов:

  • стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в части, превышающей 4000 рублей;
  • процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на 5 %, действующей в течение периода, за которой начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9% годовых.
  • суммы экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств в части превышения размеров сумм процентов за пользование заемными (кредитными) средствами в рублях, исходя из ¾ действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ, над суммой процентов по договору, а за пользование заемными (кредитными) средствами в иностранной валюте – исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной по договору.

   Налоговая ставка в размере 30% действует в  отношении всех доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

   Налоговая ставка от долевого участия в деятельности организаций, полученных резидентами РФ в виде дивидендов, составляет 9%.

   Налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

   Определенные  с учетом сумм, не подлежащих налогообложению, совокупные доходы налогоплательщика дополнительно уменьшаются на предусмотренные действующим законодательством вычеты, которые Налоговый кодекс подразделяет на четыре группы: стандартные (ст. 218), социальные (ст. 219), имущественные (ст. 220), профессиональные (ст. 221). Суммы каждой группы вычетов играют для налогоплательщика немаловажную роль в законной минимизации их доходов и уплачиваемых налогов, поэтому законодательство установило определенные порядок и условия их предоставления.

   Если  сумма предусмотренных законом  налоговых вычетов за год окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, то налоговая база должна приниматься равной нулю. При этом на следующий налоговый период эта разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов не может быть перенесена.

ГРАФИКА 2.doc

— 60.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Задание(печать).doc

— 55.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

РЕЦЕНЗИЯ.doc

— 46.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Практика применения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на примере УФНС России по Челябинской области