Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:18, дипломная работа
Цель данной работы – изучение качества обслуживания и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
К задачам данной работы относятся:
1) анализ понятия и сущности качества услуг в сфере общественного питания;
2) анализ правовых актов, необходимых при открытии и работе ресторана, кафе или другого предприятия;
Введение 3
Глава 1.Качество обслуживания на предприятии общественного питания 5
1.1.Качество обслуживания на предприятии общественного питания : правовые аспекты 5
1.2. Показатели и методы оценки качества обслуживания на предприятии общественного питания 21
на предприятии общественного питания 21
Глава 2. Анализ качества обслуживания на предприятии общественного питания на примере кофейни «Шоколадница» (г. Томск) 34
2.1. Общая характеристика и качество обслуживания кофейни «Шоколадница» (г. Томск) 35
2.2. Рекомендации по совершенствованию качества обслуживания кофейни «Шоколадница» (г. Томск) 42
Заключение 56
Библиографический список……………………………………………………..
Приложения 60
Чтобы сотрудник использовал
В России работник не будет следовать правилам, которых не понимает или с которыми внутренне не согласен, если только не существует угрозы серьезного наказания. Это объясняет неровное качество работы. Например, придя в один день в хорошем настроении, сотрудник работает отлично и бьет все рекорды по обслуживанию. День спустя его настроение меняется, и он выполняет ту же самую работу из рук вон плохо. Как с этим бороться?
Самый первый способ, который используют при стимулировании качества обслуживания —материальная мотивация. Казалось бы, существует простая и всем понятная схема: хорошая работа поощряется премией, за плохую взыскивается штраф. Однако здесь есть несколько «подводных камней».
Прежде всего, очень важно сначала определить, что означает в вашей системе оценки качества обслуживания «хорошо» и что — «плохо». Качественной или некачественной следует считать работу сотрудника, который не выполнил первый и второй пункт правил? А если он не выполнил половину? Для того чтобы решить эту задачу, необходимо:
1) выразить результаты
2) определить уровень
Предположим, качество обслуживания в сети равно 70 баллам в октябре и 84 — в ноябре. А в определенной кофейне в ноябре оно оказалось равно 88 баллам. Казалось бы, работа официантов и администраторов этой точки Шоколадницы однозначно заслуживает поощрения.
Но это не так. Оценка качества обслуживания сети кофеен Шоколадница с использованием метода «тайный покупатель» — это качественный метод исследования.
Обычно совершается от одного до шести походов в конкретную точку. Следовательно, погрешность измерения очень велика, и 88 баллов еще не говорят о том, что персонал в этой точке действительно трудится лучше, чем в другой, набравшей 82 балла. Для эффективной же материальной мотивации необходимо, чтобы сотрудникам четко было сказано о том, что в настоящий момент нормой являются 84 балла, и все компании идут на это.
Различия в управленческих подходах к мотивации проявляются, когда менеджеры принимают решение, как быть с теми, кто не достиг установленной планки. Наблюдаемые нами на практике подходы описаны ниже.
При использовании оценки качества Шоколадницы используются в том числе и система штрафов. Штраф обычно начисляется либо в виде конкретной суммы, либо в процентном отношении к заработку.
Например, если в отчете «тайного покупателя» будет сказано, что продавец жевал жвачку в торговом зале, то последний заплатит компании $5, а если что грубо ответил клиенту — $20. В конце месяца сотруднику или коллективу розничной точки компания выставляет «счет» за провинности. Результаты исследования с помощью метода «тайный покупатель» становятся «гильотиной» для заработной платы: существенная ее часть может уйти на оплату штрафов.
Награждают же сотрудника премией
в рамках такого подхода только за
действие, которое не предписано инструкцией,
но положительно влияет на имидж компании.
Например, если продавец помог клиенту
донести тяжелую покупку до машины,
поощрение составит $20, а если служащий
магазина вернул покупателю оброненный
им бумажник, то $50. Со временем такие
действия могут фиксироваться в
должностных инструкциях и
Стоит отметить, что данный подход очень часто встречается в российских компаниях и крайне редко — в западных. Связано это и с философией западного менеджмента (стимулировать к развитию, а не «казнить»), и с тем, что сама идея ежемесячных штрафов возможна только в компаниях, где заработная плата является не полностью «белой». Однако при всех минусах этого подхода необходимо отметить, что есть ситуации, когда он хорошо работает:
Генеральный директор или иной руководитель
определяет недопустимый, допустимый
и хороший уровень
Стимулирование к развитию имеет в своей основе систему поощрения лучших. Здесь также существуют различия между российскими менеджерами и западными менеджерами российских компаний. Понимая, что цифры, полученные по результатам исследования методом «тайный покупатель», несколько условны и имеют погрешность, в западных компаниях предпочитают только награждать лучших, используя этот факт в том числе и как внутреннюю PR-акцию, пример для остальных.
Если же управляющий розничной точки систематически не может добиться нужного компании уровня обслуживания, с ним просто расстанутся. Российские менеджеры активно используют как бонусы, так и штрафы.
Если компания выбирает в качестве одного из методов стимулирования материальную мотивацию, то следующим шагом должно стать определение размеров бонуса и / или штрафа и их места в системе мотивации сотрудника.
Идеально, если премия за качество обслуживания будет составлять не менее 20% переменной части бонуса сотрудника (т. е. той части бонуса, которая выплачивается в зависимости от результатов работы).
Качество обслуживания — это только один из ключевых показателей эффективности как сотрудника «передней линии», так и управляющего розничной точкой. Должен учитываться и оборот, и Conversion Rate (отношение всех обратившихся в компанию к тем, кто стал клиентами), и другие показатели. Но если доля бонуса именно за качество обслуживания — менее 20%, то он практически теряет свою мотивирующую функцию.
Еще одно важное правило: если вводится такого рода материальное стимулирование, то не только сотрудники «передней линии» и управляющие розничной точки, но и вся вертикаль управления, которая может влиять на достижение этого показателя, должна быть мотивирована на поддержание нужного уровня качества работы с клиентом. Иными словами, директор по региону также должен премироваться (или штрафоваться) в зависимости от показателей региона, директор розничной сети — в зависимости от показателей всей сети и т. д.
Кроме того, не стоит делать «мальчиком для битья» конкретного сотрудника. Крайне редко в отношении качества обслуживания производится оценка всех сотрудников, поэтому индивидуальный подход к мотивации нельзя считать обоснованным. Важно помнить, что цель — не найти «виноватого», а создать систему, которая работала бы на повышение качества обслуживания независимо от конкретных личностей. Недаром этический кодекс международной ассоциации MSPA (Mystery Shopping Providers Association) предписывает не указывать имена конкретных сотрудников при проведении исследования методом «тайный покупатель».
Для улучшения качества сервиса
необходимо сформировать систему формирования
системы ценностей. В основе этой
системы чаще всего лежит материальное
стимулирование — эффективный способ
мотивации, но, как уже отмечалось
выше, оно может оказаться
К таким принципам будут
При этом кроме материальной мотивации в кофейнях могут быть и другие, которые не требуют чрезмерно больших затрат и которыми не стоит пренебрегать.
Разработка эффективной
Решение о применении штрафов или бонусов может быть принято по итогам опросов и отзывов клиентов (CSI — Customer Satisfaction Index), посещения точек продаж «таинственными покупателями» или контроля со стороны самих руководителей. Например, администратор магазина с заданной регулярностью может заполнять check-лист с результатами наблюдения за работой продавцов.