Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:58, контрольная работа

Описание

Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные и на мониторинг процессов и на устранение причин неудовлетворительной работы на всех этапах петли качества для достижения экономической эффективности. Управление качеством имеет реактивный характер. Для оценки выполнения работ применяются такие методы, как проверки, мониторинг характеристик продукции, мониторинг процесса и т.п., часто с применением статистических методов. Если требования не выполняются, то для устранения причин выполняются корректирующие действия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Контрольная карта: сущность, предназначение, технология применения
Политика предприятия в области качества
Коэффициент экономической эффективности затрат на качество
Характеристика системы «КАНБАН»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

- объем не более  одного листа,

- текст политики должен  состоять из четких логических  частей и содержать от 8 до 20 смысловых тезисов,

- излагать простым  и ясным языком, способным оказать эмоциональное воздействие,

- избегать пустых лозунгов, которые не подкреплены конкретными количественными целями.

 

3. Коэффициент экономической  эффективности затрат на качество

 

К основным категориям экономики управления качеством относятся затраты на качество, степень полезности, материальная стоимость, прибыльность, экономическая эффективность.

В экономике управления качеством потребительная стоимость отождествляется с полезностью продукта. Ведь именно полезность делает его потребительной стоимостью. Полезность - это способность обладать потребительной стоимостью.

Полезность и качество связаны между собой:

 

П=VК                                                                         (1)

 

где: П - полезность продукции;

        V - объем продукции;

        К - качество продукции.

Следовательно, качество может определять полезность только по отношению к запросам конкретного потребителя.

В экономике качества существуют два вида эффектов (рис.4):

 

Экономические эффекты от управления качеством



Повышение полезности объекта

 

Предотвращенные убытки



Рост качества продукции

Снижение стоимости

 

Положительный ущерб

Упущенная выгода


 

Рис 4 - Виды эффектов в экономике качества

 

Предотвращенный убыток - это не возникший, благодаря мерам по обеспечению качества, отрицательный экономический результат.

Рассматривая экономические эффекты от повышения качества, видно, что в конечном итоге они материализуются в виде реальной прибыли предприятия.

В Международных стандартах, устанавливающих требования к системам качества, отмечается, что, затраты, связанные с качеством, калькулируются внутри организации согласно ее собственным критериям.7

Основные методы калькуляции затрат на качество:

- Метод калькуляции внутренних и внешних затрат на качество;

- Метод калькуляции затрат, связанных с процессами;

- Метод определения потерь вследствие низкого качества.

Существуют два подхода к выработке стратегии управления затратами на качество. Они отличаются разными ориентирами при планировании приемлемого объема отклонений параметров реально созданного объекта от их номинальных значений. Традиционный подход ориентируется на экономически выгодное предприятию количество таких отклонений. Т.е. слишком малый или слишком большой уровень дефектности приводит к повышенным дополнительным затратам организации

Позже появился подход, который ориентирует на использование концепции «ноль дефектов» как самой экономически выгодной альтернативы. Согласно этой теории противоречия в подходах к затратам между потребителем и производителем - это заблуждение. Производителю экономически выгодно встать на позицию потребителя и ориентироваться на принцип «ноль дефектов». Такая ориентация меняет стратегию управления затратами на качество, в том числе структурирование затрат.8

При работе организаций в условиях конкуренции особое значение имеет определение наиболее целесообразного уровня качества продукта.

Такое качество называется «нужным качеством». Возможны два подхода к определению понятия «нужное качество»:

- когда первичными являются экономические интересы организации;

- когда за основу берутся экономические интересы клиента.

Первый подход свойствен организациям, стоящим на сбытовых концепциях. Второй подход применяют организации, ориентированные на маркетинговые концепции.

Прибыль падает при малых уровнях качества, так как при этом снижается спрос на продукт, доля рынка и, отсюда, выручка от продажи. Следовательно, прибыль падает и при излишне высоких уровнях качества, поскольку при этом возрастающая полезность продукта не в состоянии компенсировать резко возрастающую себестоимость, т.е. затраты организации на высокое качество.

Между указанными функциями качества возможны три зависимости:

 

- полезность от уровня качества – П=ƒ(К);                                                      (2)

 

- затраты от уровня качества - З=ƒ(К);                                      (3)            

- экономичность от уровня качества - Э=ƒ(К)=П-З.          (4) 

 

В теории эффективности основными показателями экономической эффективности затрат на разработку и внедрение системы управления качеством являются следующие:

 

- коэффициент экономической эффективности (Е), доли: Е=Э/К;                (5)

 

- срок окупаемости затрат (Т), лет; Т=К/Э;          (6)

 

- годовой экономический эффект (Эгод), руб.: Эгод = Э- (К*Ен);       (7)

 

- приведенные затраты по i-му варианту (Пi): Пi = Ci +(Кi*Ен ).       (8)

 

В итоге рассмотрения вопросов экономики управления качеством, можно сделать вывод: вкладывать средства в качество экономически выгодно для предприятия, так как это приводит не только к повышению конкурентоспособности продукта и его оборота на рынках сбыта, но и повышает фактическую производительность, снижает реальную себестоимость производства.

 

4. Характеристика системы  «КАНБАН»

 

"Канбан" - информационная система, ориентированная на интенсификацию спроса. Идея таких систем заключается в отказе от жесткого разделения труда и функций между производственными подразделениями, в планировании выпуска товаров небольшими партиями, что позволяет приспособить производство к изменяющимся запросам потребителя. Вместо производства товаров на склад используется выпуск на конкретный заказ. Каждый этап производственного цикла привязан к потребности в нем на следующем этапе, внутрипроизводственные запасы (пролеживание деталей в ожидании операций) минимизируются. Подобная система поддерживается комплексным контролем качества (англ. сокр. TQC), упреждающим появление брака. Этот термин пришёл к нам из Японии благодаря широко известной в узких кругах производственной системе Тойота.  Термин Канбан имеет дословный перевод: “Кан” значит видимый, визуальный, и “бан” значит карточка или доска.9

Существует представление  о новом технологическом обществе, как об обществе с высокой долей  единообразия в трудовом процессе, об обществе, в котором преобладают  в сфере труда машинные повторяющиеся  действия. В 1974 году появилась блестящая книга по данному вопросу американского экономиста-марксиста Брейвермена "Труд и монополистический капитал", где автор попытался доказать, что внедрение компьютеров и информационных технологий создает большее отчуждение, большее количество монотонной и утомительной работы для рабочих.

Выводы Брейвермена  и российских социологов сделаны  на анализе лишь самого начала внедрения  компьютеров в трудовой процесс. Исследователи не увидели, не поняли того, чем характеризуется новый  процесс труда.10

Действительно, компьютеры очень часто используются для  выполнения повторяющейся монотонной работы, в частности, конторской работы, на которой обычно заняты женщины. Но это подобно тому, если бы кто-то использовал автомобиль для того, чтобы спать в нем. Однако, это не означает, что машина не может ездить, а только означает, что у этого человека нет дома. Информатизация противоположна механизации. Сейчас произошел радикальный переход от стандартных процедур механизации к гибким процедурам информатизации. В качестве иллюстрации возьмем такую отрасль деловой жизни западного общества, как система социального страхования. Ежедневно в системе страхования обрабатываются миллионы листов информации. Традиционно в этой отрасли работают сотни тысяч женщин, заполняя различные параграфы: имя, фамилия, вероятность того или иного риска, сумму, которую необходимо заплатить, уплачены взносы или нет и т.д.11

Так вот, то, как информационные технологии повлияли на страховое дело, прямо противоположно тому, что подразумевает идея механизации. Все повторяющиеся операции, которые могли быть автоматизированы, так как они были предсказуемы, стали выполняться машинами с помощью компьютерных программ. Что же произошло с женщинами, которые выполняли эти операции? Приблизительно одна треть из них была уволена, и они пошли работать в бары, рестораны и другие предприятия сферы обслуживания. Но, оставшиеся две трети стали более квалифицированными работниками. Вместо выполнения стандартных операций теперь они должны производить оценку, выявлять платежеспособность людей, их готовность заплатить за тот, или иной вид услуг. Таким образом, женщины в страховом деле стали выполнять более гибкую, диверсифицированную работу, которую не могут самостоятельно выполнять компьютеры, работу менеджеров. Их работа стала более квалифицированной, хотя, заработная плата осталась прежней. В этом смысле, они сейчас подвергаются большей эксплуатации, но содержание их труда стало более разнообразное, более гибкое. А это - прямо противоположно образу стандартной автоматизации.

Таким же образом изменяется характер и содержание труда под  воздействием внедрения информационных технологий и в промышленности. Как  вы знаете, наиболее важным моментом в  новых, микроэлектронных технологиях, пришедших в промышленность в  информационных странах на гребне новой, используя образ О.Тоффлера, "третьей волны", является управление машинами с помощью программ. В соответствии с программой на одной и той же сборочной линии могут производиться детали различных размеров, может производиться их разное количество, может изменяться форма и характеристики продукции, которая, таким образом, постоянно приспосабливается к потребителю.12

Использование информационных технологий также дает возможность  небольшим предприятиям работать в  единой сети предприятий. Вместо огромных заводов-монстров, подобных нашим КАМАЗу, ВАЗу, Уралмашу и пр., которые заняты не только основным производством, но и производством всего, что они потребляют, представляя собой своеобразное натуральное хозяйство индустриальной ступени развития, так вот, вместо них работает эта сеть. Она может меняться от предприятия к предприятию (например, через систему поставок, либо через какой-то другой элемент производственной системы), так как имеет для таких метаморфоз прекрасный инструмент - информационную и вычислительную технику. Таким образом, основными элементами новой производственной системы являются гибкость и объединение в сети.

Например, одним из наиболее важных элементов японского менеджмента  является система "КАН-БАН", что  значит "точно вовремя". На крупном промышленном предприятии в соответствии с этой системой нет материально-производственных запасов, а, проще, сырьевых баз, складов заготовок, кладовых и пр. помещений и служб. Представьте, что бы случилось и что уже происходит сегодня с нарушением договорных обязательств о поставках сырья и комплектующих в российской экономике. Это - остановка заводов, вынужденные отпуска рабочих и инженеров, усиление социальной напряженности и т.д. Так вот, на японских предприятиях нет необходимости в складских помещениях и в крупных запасах. Компьютеризированная система управления связывает каждое конкретное предприятие со всеми поставщиками. И, когда приближается состояние потребности в каких-либо поставках, компьютер предупреждает предприятие-поставщика, и поставщик перепрограммирует свои свое оборудование и доставляет необходимую продукцию в тот день, когда она становится необходимой.13

Система "КАН-БАН" позволяет  достигать огромной экономии, но эффективной  такая система может быть, только обладая предельной гибкостью. Такая гибкость становится возможной исключительно благодаря информационным технологиям, ключевой из которых здесь является технология "КАД-КАМ". Эта технология позволяет не только с помощью компьютера разрабатывать параметры, качество, ассортимент, пути и формы реализации той или иной продукции, но и включить компьютер, точнее, систему компьютеров, непосредственно в технологическую цепочку производства продукции.14

 

Заключение

 

Эффективный менеджмент качества требует системы, включающей как обеспечение качества, так и управление качеством. Человеку свойственно ошибаться, и все системы с участием человеческого фактора не могут быть основаны исключительно на предотвращении; они требуют действий по проверке и механизмов корректировки. Человеку свойственно ошибаться, но неразумно повторять ошибки.

Верно то, что внедрение  хорошо разработанной системы обеспечения  качества может в значительной степени  снизить объем работ по управлению качеством таких как, например, проверки, мониторинг и т.п. Это происходит вследствие снижения вероятности ошибок или неверных результатов процессов и, следовательно, способствует снижению связанных затрат.15

В условиях рыночных отношений  в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством  определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и ус луг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 346 с.

2. Аристов О.В., Егоршин А.П., Кожин В.А. Управление качеством. – Н. Новгрод:  НИМБ, 2007. - 145с.

3. Аристов О.В. Управление качеством: учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М., 2009. - 240 с.

Информация о работе Управление качеством