Национальные системы организации медицинской и фармацевтической помощи за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. В современных условиях проблема совершенствования фармацевтической деятельности может решаться в двух направлениях: во-первых, это оптимизация лекарственного обеспечения населения, реализуемая с учетом большого числа факторов, и, во-вторых, - развитие сферы фармацевтических услуг, зависящее, прежде всего, от квалификации фармацевтических работников и возможностей фармацевтических (аптечных) организаций. Отечественными и зарубежными учеными неоднократно отмечалось, что профессиональные знания и навыки фармацевтических специалистов должны способствовать обеспечению доступности лекарственных средств (JIC) и надлежащего их применения

Работа состоит из  1 файл

Национальные системы организации медицинской и фармацевтической помощи за рубежом.docx

— 289.57 Кб (Скачать документ)

–Получается, что страховщикам выгодно  недовольство граждан системой ОМС?

–Нет, совсем нет. Причина недовольства большинства застрахованных этой системой –в изначальном ее изъяне: слишком много звеньев. Скажем, зачем нужны фонды ОМС? Деньги из бюджета можно было бы напрямую перечислять страховщикам, выигравшим специальный тендер. По закону "О медицинском страховании граждан в РФ" страховщиком может выступать территориальный фонд ОМС, только если на данной территории не зарегистрирован страховщик ОМС. А на практике в 17 субъектах, где есть страховщики, их функции выполняют фонды. При этом система ОМС хоть как-то функционирует именно благодаря страховщикам. Компании осуществляют контроль за качеством, количеством и сроками оказанной помощи.

–Вам самому приходилось пользоваться услугами системы ОМС?

–Благодаря депутатскому статусу, я по системе ОМС прикреплен к  поликлинике управделами президента. Раньше посещал районную поликлинику  и знаю, какой там сервис.

–Тем не менее страховщиков с 1996 года под разными предлогами из системы ОМС пытались исключить. Зачем?

–Логика тех, кто писал концепции  реформирования ОМС без участия  частных компаний, заключалась в  том, что из системы надо убрать все  издержки. Отчисления на ведения дел  страховщикам посчитали издержками. Писатели концепций, видимо, не понимают, что, если из системы ОМС выпадут  страховщики, снизится качество медицинской  помощи.

–Все чиновники выступали против частных компаний?

–Нет, более года назад первый замминистра  МЭРТа Михаил Дмитриев работал над проектом о медико-социальном страховании. Одну из главных ролей в нем играли частные компании. Однако потом произошел отказ от идеи совместить федеральный фонд ОМС и федеральный фонд соцстраха. Как мне кажется, чиновникам фондов неинтересно было объединяться. Кому-то пришлось бы уйти. А чиновника с места сдвинуть очень сложно. Кроме того, есть один момент, о котором фонды стыдливо умалчивают –в графе "заработная плата" у их служащих стоит не фиксированная ставка, а процент от поступлений из бюджета. Ежегодно объем средств увеличивается, кто будет от этого отказываться?

–В нынешнем же варианте концепции  для страховщиков есть ряд приятных моментов, например налоговые вычеты для страхователей ДМС. Как, по-вашему, на этом попытки вытеснить частный  сектор из ОМС закончились?

–Налоговые вычеты –это, конечно же, хорошо. Но я не стал бы заранее потирать руки в предвкушении большой прибыли. Недели полторы назад мне попал в руки предыдущий вариант концепции, где было сказано, цитирую пункт 10: "В дополнительном изучении нуждается предложение об исключении с определенного момента страховых организаций из системы ОМС". Концепция еще не закон. Все может поменяться. Идея о выборе между ДМС и ОМС здравая, страховщикам она нравится. На рынок ДМС пойдут немалые деньги –миллиарды долларов. Но мне трудно комментировать это, потому что экономического обоснования этой идеи в концепции я не нашел. Внедрение любых механизмов без полноценного финансирования системы здравоохранения не приведет к существенным изменениям. Во многих странах мира финансирование гарантированных государством медуслуг для незащищенных слоев населения производится за счет акцизов на табак и алкоголь –основных носителей вреда здоровью. В концепции же говорится, что надо изыскать источник финансирования системы. Я его в концепции также не увидел. Необходимого нет, а искусственного много.

–Что вы имеете в виду?

–Мне кажется искусственным  участие Пенсионного фонда в  системе ОМС. Конечно, это ново для  системы ОМС, и целесообразность новой схемы финансирования может  показать только эксперимент. Но возникает  ряд вопросов. Почему бы те средства, которые ПФР готов платить  за неработающих пенсионеров, просто не пустить на увеличение пенсий? А  страховщикам предоставить страхование. Или давайте уберем из этой системы  слово "страхование" и скажем, что это чистой воды социальная защита. Государство всю ответственность  за этот процесс принимает на себя. А мы развиваем ДМС. Либо внедряем реальные принципы страхования в  ОМС, и система нормально работает.

–Но у ПФР уникальная персонифицированная  база...

–Какие проблемы? Скиньте это  на дискету страховщикам. Кроме того, в Москве система медицинского учета  полностью сделана страховщиками  за собственные средства.

–ПФР обладает экономическими выкладками, знает например, сколько примерно необходимо пенсионеру ежегодно тратить  на лекарства...

–Где эти данные взял ПФР? В Минздраве, Госкомстате? Эти данные ни для кого не являются секретом. В чем еще  проблема –в подсчетах? Страховщики – первоклассные математики. А не проще ли взять ту часть социального налога, что идет в ПФР, и перераспределить, добавить в фонд ОМС. ПФР становится лишним звеном. Поступили средства в ПФР, он пересчитал и отправил в фонд ОМС. Простой перевод средств.

–Но должен же кто-то контролировать движение средств в системе ОМС?

–Вот в чем весь вопрос. Но почему бы не контролировать эти потоки Минфину  –его департаменту страхнадзора? Он же надзирает за страховщиками. Какие проблемы?

–Что будет с системой ОМС  без участия страховщиков?

–Системы ОМС не будет, будет  государственное медобеспечение.

Перечень правовых нормативных актов,  
подлежащих  разработке

Для реализации концепции модернизации системы ОМС необходимо подготовить  следующие нормативные правовые акты:

проект федерального закона «Об  обязательном медицинском страховании  в Российской Федерации» (внесение в Правительство Российской Федерации 1 апреля 2003 года);

проекты федеральных законов о  фондах обязательного медицинского страхования;

проекты федеральных законов, определяющих порядок предоставления налоговых  вычетов из единого социального  налога в пользу граждан, добровольно  отказавшихся от участия в системе  ОМС, а также особенности ДМС  этих граждан (внесение в Правительство  в июне 2003 года);

проект федерального закона о добровольном медицинском страховании;

проект федерального закона об общих  принципах страхования неработающего  населения в субъектах РФ, не заключивших  с 2007 г. соглашения об осуществлении  страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан;

проект федерального закона о специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации;

изменения и дополнения в Бюджетный  Кодекс РФ, ограничивающие направление  бюджетных средств в организации  негосударственной формы собственности, дополнение о возможности направления  средств федерального бюджета в  систему ОМС и определение  механизма их использования;

изменения и дополнения в Налоговый  Кодекс РФ, в части изменения доли единого социального налога, направляемого  в Федеральный и территориальные  фонды ОМС; предполагается, что соотношение  этих  долей будет изменяться в течение 2004-2007 годов;

изменения и дополнения в Федеральный  закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

изменения и дополнения в Федеральный  закон «Об основах обязательного  социального страхования»;

изменения и дополнения в Федеральный  закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования».

Необходимо также разработать  и утвердить  постановлением Правительства Российской Федерации Программу информирования населения о развитии системы ОМС.

Развитие законодательной базы ОМС и здравоохранения, в частности,  разработка законопроекта «О защите прав пациентов» потребуют принятия дополнительных мер и по защите прав медицинских работников. Известным и достаточно отработанным в странах с рыночной экономикой методом  является формирование системы страхования ответственности профессиональной медицинской деятельности. 

 

Литература и  ссылки

1. Ананьева Е.А. К вопросу о  финансировании здравоохранения  в условиях медицинского страхования  // Экономика здравоохр.– 1996.– № 6-7,– С, 87-90.

2. Алдаров А.Т., Егоркина Т.Н., Воробьев А.И. Информационное обеспечение обязательного медицинского страхования // Там же.– С. 48-50.

3. Герасименко Н. Блеск и нищета  медицинского страхования в России // Там же.– С. 1-2.

4. Гришин В.В. Обязательное медицинское  страхование в РФ // Там же.–  С. 5-7.

5. Дегтярев Г.П. Три проблемы  развития обязательного медицинского  страхования // Там же. – С. 37-38.

6. Демченко В., Решетин Е. Добровольное  медицинское страхование // Эксперт.–  1999.– № 12.– С. 2-14.

7. Денисов И.Н. Экономические  особенности переходного периода  к бюджетно-страховой модели оказания  медицинской помощи // Экономика  здра-воохр.-1996. – № 6-7. – С. 45-46.

8. Дэлиева Г.Х., Соловьева О.Г. ОМС – основное направление реформирования российского здравоохранения // Здравоохранение.– 1996.– №5.– С. 16.

9. Ермаков Б.А. Первичная медико-санитарная  помощь в системе медицинского  страхования: организационно-управленческий  аспект // Бюл. НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко.– 1993.– № 1.– С. 57-62.

10. Еськов Г.С. Страховая медицина  в России начала XX века (из истории  становления) // Экономика здравоохр. – 1998. – № 7. – С. 8-10.

11. Златкис В. И.. Матвеева В.И., Филимонов Н.А. и др. Опыт организации экспертизы качества медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования // Бюл. НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко. – 1998. – № 1, – С. 32-35.

12. Зыков Д., Мельников А., Савин  А. Сколько стоит лечиться рядом с президентом // Известия. 28.04.99 г.

13. Исакова Л.Е. О реорганизации  системы обязательного медицинского  страхования // Экономика здравоохр.– 1996.– № 6-7,– С. 39-40.

14. Каткова И.П., Новосельская О.М., Сковердяк Л.А. Базовая программа медицинского страхования детей России // Бюл. НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко. – 1993 – № 1.– С. 106-112.

15. Киселев С.В. Медицинское страхование:  экономические условия функционирования // Экономика здравоохр. – 1996. – № 6-7.– С. 72-79.

16. Ковалевский М.А. Система и  элементы правового статуса фондов  обязательного медицинского страхования  // Там же.– С. 43-44.

17. Концепция становления и развития  системы ОМС (проект) // Там же. – С. 80-86.

18. Концепция развития медицинского  страхования в России // Бюл. НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н, А. Семашко. – 1992. – № 2. – С. 108.

19. Корчагин В.П. Обязательное  медицинское страхование: замысел  и воплощение // Экономика здравоохр.– 1996 – № 6-7. – С.56-61.

20. Кравченко Н.А. Анализ финансового  обеспечения населения РФ средствами  ОМС и бюджета здравоохранения  в 1995 г. // Там же. – С. 51-55.

21. Кузнецов П.П. Добровольное  медицинское страхование: достижения  и проблемы развития // Там же. – С. 8-9.

22. Кучеренко В.3., Сырцова Л.Е. Перспективы профилактики в системе медицинского страхования // Там же. – С. 64-65.

23. Кучеренко В.3. Критический анализ  существующей системы ОМС // Там же.– С, 13-14.

24. Лисицын Ю.П., Шитан Е.H., Случанко И.С. и др. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения,– М.: Медицина, 1987.– 432 с.

25. Лисицын Ю.П. Медицинское страхование  – страховая медицина. Нужны ли  они? // Экономика здравоохр. – 1996. – № 6-7. – С. 35-36.

26. Лисицын Ю.П., Стародубов В.И., Савельева Е.Н. Медицинское страхование,–  М., 1995.– 142 с.

27. Мжаванадзе Г.О. К пятилетию принятия закона "О медицинском страховании граждан РФ» // Экономика здравоохр. – 1996. – № 6-7. – С. 10-11.

28. Миняев В.А., Вишняков Н.И., Юрьев В.К., Лучкевич B.C. Социальная медицина и организация здравоохранения, т. II. – СПб., 1998. – С. 224-243; С. 405-438.

29. Мирский М.Б. Медицинское страхование  в 20-е годы // Бюл. НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко.– 1993. – № 1. – С. 81-91.

30. Михайлова Ю.В. Первые шаги  медицинского страхования в России // Экономика здравоохр. – 1996. – № 6-7. – С. 12.

31. Найговзина Н.Б., Лошаков Л.А., Лин А.А. Пути развития обязательного медицинского страхования в сфере лекарственного обеспечения населения // Там же.– С. 66–67.

32. Новокрещенов И.В., Захаров И.А., Захарова Е.А. и др. Основные  механизмы обеспечения прав пациентов  (застрахованных) при оказании медицинской  помощи // Бюл. НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко. – 1998. – № 1. – C. 70–73.

33. Обязательное медицинское страхование  в РФ. Сборник законодательных  актов и нормативных документов / Под ред. Гришина В.В., Семенова В.Ю.– М., 1994. – 360 с.

34. О медицинском страховании  граждан (законодательная база  по состоянию на февраль 1998 г.).– М., 1998. – 160 с.

35. Орлов Д.А., Жиляева Е.П. К 50-летию Всемирной Организации Здравоохранения // Бюл. НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко.– 1998,– № 1. – C. 147-156.

36. Повар Е.В., Есиков М.С. Проблема рационального использования детского соматического коечного фонда при переходе к медицинскому страхованию // Там же.– С. 57-64.

37. Поляков И.В. О рационализации  системы финансирования и организации  лечебно-профилактической помощи  населению в условиях ОМС и  рыночной экономики // Экономика  здравоохр.– 1996.– № 6-7.– С. 47.

38. Преображенская B.C., Золозов С.В. Переход к медицинскому страхованию. Некоторые вопросы эффективности управления здравоохранением // Бюл. НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко.– 1993, – № 1. – C, 52-57.

39. Преображенская B.C., Сковердяк Л.А., Ермилова Н.Е. и др. Основные требования и методические подходы к составлению программ обязательного медицинского страхования // Бюл. НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко.– 1992.– № 2.– С. 59-64.

40. Робертс Дж.Л. Медицинское страхование // Там же. – 1993. – № 1. – C. 96-106.

41. Ройтман М.П. Расчет страховых  взносов по обязательному медицинскому  страхованию // Там же.– 1992. –  №2. – С. 59-64.

42. Семенов В.Ю, В РАМН: Концепция развития медицинского страхования в России // Там же.– С. 108.

43. Семенов В.Ю. Основные направления  реализации государственной политики  в области обязательного медицинского  страхования // Федеральный справочник "Здравоохранение России".–  1998.– С. 185-198.

44. Семинар-совещание "Задачи  органов управления по выполнению  Закона о медицинском страховании  граждан в РСФСР и постановления  правительства РФ от 23/I 1992 г. №  41 // Бюл. НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко.– 1992.– №2 – С. 102-105.

Информация о работе Национальные системы организации медицинской и фармацевтической помощи за рубежом