Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 18:07, курсовая работа
Актуальность темы. В современных условиях проблема совершенствования фармацевтической деятельности может решаться в двух направлениях: во-первых, это оптимизация лекарственного обеспечения населения, реализуемая с учетом большого числа факторов, и, во-вторых, - развитие сферы фармацевтических услуг, зависящее, прежде всего, от квалификации фармацевтических работников и возможностей фармацевтических (аптечных) организаций. Отечественными и зарубежными учеными неоднократно отмечалось, что профессиональные знания и навыки фармацевтических специалистов должны способствовать обеспечению доступности лекарственных средств (JIC) и надлежащего их применения
–Получается, что страховщикам выгодно недовольство граждан системой ОМС?
–Нет, совсем нет. Причина недовольства большинства застрахованных этой системой –в изначальном ее изъяне: слишком много звеньев. Скажем, зачем нужны фонды ОМС? Деньги из бюджета можно было бы напрямую перечислять страховщикам, выигравшим специальный тендер. По закону "О медицинском страховании граждан в РФ" страховщиком может выступать территориальный фонд ОМС, только если на данной территории не зарегистрирован страховщик ОМС. А на практике в 17 субъектах, где есть страховщики, их функции выполняют фонды. При этом система ОМС хоть как-то функционирует именно благодаря страховщикам. Компании осуществляют контроль за качеством, количеством и сроками оказанной помощи.
–Вам самому приходилось пользоваться услугами системы ОМС?
–Благодаря депутатскому статусу,
я по системе ОМС прикреплен к
поликлинике управделами
–Тем не менее страховщиков с 1996 года под разными предлогами из системы ОМС пытались исключить. Зачем?
–Логика тех, кто писал концепции реформирования ОМС без участия частных компаний, заключалась в том, что из системы надо убрать все издержки. Отчисления на ведения дел страховщикам посчитали издержками. Писатели концепций, видимо, не понимают, что, если из системы ОМС выпадут страховщики, снизится качество медицинской помощи.
–Все чиновники выступали
–Нет, более года назад первый замминистра МЭРТа Михаил Дмитриев работал над проектом о медико-социальном страховании. Одну из главных ролей в нем играли частные компании. Однако потом произошел отказ от идеи совместить федеральный фонд ОМС и федеральный фонд соцстраха. Как мне кажется, чиновникам фондов неинтересно было объединяться. Кому-то пришлось бы уйти. А чиновника с места сдвинуть очень сложно. Кроме того, есть один момент, о котором фонды стыдливо умалчивают –в графе "заработная плата" у их служащих стоит не фиксированная ставка, а процент от поступлений из бюджета. Ежегодно объем средств увеличивается, кто будет от этого отказываться?
–В нынешнем же варианте концепции для страховщиков есть ряд приятных моментов, например налоговые вычеты для страхователей ДМС. Как, по-вашему, на этом попытки вытеснить частный сектор из ОМС закончились?
–Налоговые вычеты –это, конечно же, хорошо. Но я не стал бы заранее потирать руки в предвкушении большой прибыли. Недели полторы назад мне попал в руки предыдущий вариант концепции, где было сказано, цитирую пункт 10: "В дополнительном изучении нуждается предложение об исключении с определенного момента страховых организаций из системы ОМС". Концепция еще не закон. Все может поменяться. Идея о выборе между ДМС и ОМС здравая, страховщикам она нравится. На рынок ДМС пойдут немалые деньги –миллиарды долларов. Но мне трудно комментировать это, потому что экономического обоснования этой идеи в концепции я не нашел. Внедрение любых механизмов без полноценного финансирования системы здравоохранения не приведет к существенным изменениям. Во многих странах мира финансирование гарантированных государством медуслуг для незащищенных слоев населения производится за счет акцизов на табак и алкоголь –основных носителей вреда здоровью. В концепции же говорится, что надо изыскать источник финансирования системы. Я его в концепции также не увидел. Необходимого нет, а искусственного много.
–Что вы имеете в виду?
–Мне кажется искусственным
участие Пенсионного фонда в
системе ОМС. Конечно, это ново для
системы ОМС, и целесообразность
новой схемы финансирования может
показать только эксперимент. Но возникает
ряд вопросов. Почему бы те средства,
которые ПФР готов платить
за неработающих пенсионеров, просто не
пустить на увеличение пенсий? А
страховщикам предоставить страхование.
Или давайте уберем из этой системы
слово "страхование" и скажем,
что это чистой воды социальная защита.
Государство всю
–Но у ПФР уникальная персонифицированная база...
–Какие проблемы? Скиньте это
на дискету страховщикам. Кроме того,
в Москве система медицинского учета
полностью сделана
–ПФР обладает экономическими выкладками, знает например, сколько примерно необходимо пенсионеру ежегодно тратить на лекарства...
–Где эти данные взял ПФР? В Минздраве, Госкомстате? Эти данные ни для кого не являются секретом. В чем еще проблема –в подсчетах? Страховщики – первоклассные математики. А не проще ли взять ту часть социального налога, что идет в ПФР, и перераспределить, добавить в фонд ОМС. ПФР становится лишним звеном. Поступили средства в ПФР, он пересчитал и отправил в фонд ОМС. Простой перевод средств.
–Но должен же кто-то контролировать движение средств в системе ОМС?
–Вот в чем весь вопрос. Но почему бы не контролировать эти потоки Минфину –его департаменту страхнадзора? Он же надзирает за страховщиками. Какие проблемы?
–Что будет с системой ОМС без участия страховщиков?
–Системы ОМС не будет, будет
государственное
Перечень правовых
нормативных актов,
подлежащих разработке
Для реализации концепции модернизации системы ОМС необходимо подготовить следующие нормативные правовые акты:
проект федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (внесение в Правительство Российской Федерации 1 апреля 2003 года);
проекты федеральных законов о фондах обязательного медицинского страхования;
проекты федеральных законов, определяющих порядок предоставления налоговых вычетов из единого социального налога в пользу граждан, добровольно отказавшихся от участия в системе ОМС, а также особенности ДМС этих граждан (внесение в Правительство в июне 2003 года);
проект федерального закона о добровольном медицинском страховании;
проект федерального закона об общих
принципах страхования
проект федерального закона о специализированной государственной (муниципальной) некоммерческой организации;
изменения и дополнения в Бюджетный
Кодекс РФ, ограничивающие направление
бюджетных средств в
изменения и дополнения в Налоговый
Кодекс РФ, в части изменения доли
единого социального налога, направляемого
в Федеральный и
изменения и дополнения в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
изменения и дополнения в Федеральный
закон «Об основах
изменения и дополнения в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Необходимо также разработать и утвердить постановлением Правительства Российской Федерации Программу информирования населения о развитии системы ОМС.
Развитие законодательной базы ОМС и здравоохранения, в частности, разработка законопроекта «О защите прав пациентов» потребуют принятия дополнительных мер и по защите прав медицинских работников. Известным и достаточно отработанным в странах с рыночной экономикой методом является формирование системы страхования ответственности профессиональной медицинской деятельности.
Литература и ссылки
1. Ананьева Е.А. К вопросу о
финансировании
2. Алдаров А.Т., Егоркина Т.Н., Воробьев А.И. Информационное обеспечение обязательного медицинского страхования // Там же.– С. 48-50.
3. Герасименко Н. Блеск и нищета
медицинского страхования в
4. Гришин В.В. Обязательное
5. Дегтярев Г.П. Три проблемы
развития обязательного
6. Демченко В., Решетин Е. Добровольное медицинское страхование // Эксперт.– 1999.– № 12.– С. 2-14.
7. Денисов И.Н. Экономические
особенности переходного
8. Дэлиева Г.Х., Соловьева О.Г. ОМС – основное направление реформирования российского здравоохранения // Здравоохранение.– 1996.– №5.– С. 16.
9. Ермаков Б.А. Первичная медико-
10. Еськов Г.С. Страховая
11. Златкис В. И.. Матвеева В.И., Филимонов Н.А. и др. Опыт организации экспертизы качества медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования // Бюл. НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко. – 1998. – № 1, – С. 32-35.
12. Зыков Д., Мельников А., Савин А. Сколько стоит лечиться рядом с президентом // Известия. 28.04.99 г.
13. Исакова Л.Е. О реорганизации
системы обязательного
14. Каткова И.П., Новосельская О.М., Сковердяк Л.А. Базовая программа медицинского страхования детей России // Бюл. НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко. – 1993 – № 1.– С. 106-112.
15. Киселев С.В. Медицинское
16. Ковалевский М.А. Система и
элементы правового статуса
17. Концепция становления и
18. Концепция развития
19. Корчагин В.П. Обязательное
медицинское страхование:
20. Кравченко Н.А. Анализ
21. Кузнецов П.П. Добровольное
медицинское страхование:
22. Кучеренко В.3., Сырцова Л.Е. Перспективы профилактики в системе медицинского страхования // Там же. – С. 64-65.
23. Кучеренко В.3. Критический анализ существующей системы ОМС // Там же.– С, 13-14.
24. Лисицын Ю.П., Шитан Е.H., Случанко И.С. и др. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения,– М.: Медицина, 1987.– 432 с.
25. Лисицын Ю.П. Медицинское
26. Лисицын Ю.П., Стародубов В.И.,
Савельева Е.Н. Медицинское
27. Мжаванадзе Г.О. К пятилетию принятия закона "О медицинском страховании граждан РФ» // Экономика здравоохр. – 1996. – № 6-7. – С. 10-11.
28. Миняев В.А., Вишняков Н.И., Юрьев В.К., Лучкевич B.C. Социальная медицина и организация здравоохранения, т. II. – СПб., 1998. – С. 224-243; С. 405-438.
29. Мирский М.Б. Медицинское
30. Михайлова Ю.В. Первые шаги
медицинского страхования в
31. Найговзина Н.Б., Лошаков Л.А., Лин А.А. Пути развития обязательного медицинского страхования в сфере лекарственного обеспечения населения // Там же.– С. 66–67.
32. Новокрещенов И.В., Захаров И.А.,
Захарова Е.А. и др. Основные
механизмы обеспечения прав
33. Обязательное медицинское
34. О медицинском страховании граждан (законодательная база по состоянию на февраль 1998 г.).– М., 1998. – 160 с.
35. Орлов Д.А., Жиляева Е.П. К 50-летию Всемирной Организации Здравоохранения // Бюл. НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко.– 1998,– № 1. – C. 147-156.
36. Повар Е.В., Есиков М.С. Проблема рационального использования детского соматического коечного фонда при переходе к медицинскому страхованию // Там же.– С. 57-64.
37. Поляков И.В. О рационализации
системы финансирования и
38. Преображенская B.C., Золозов С.В. Переход к медицинскому страхованию. Некоторые вопросы эффективности управления здравоохранением // Бюл. НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко.– 1993, – № 1. – C, 52-57.
39. Преображенская B.C., Сковердяк Л.А., Ермилова Н.Е. и др. Основные требования и методические подходы к составлению программ обязательного медицинского страхования // Бюл. НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко.– 1992.– № 2.– С. 59-64.
40. Робертс Дж.Л. Медицинское страхование // Там же. – 1993. – № 1. – C. 96-106.
41. Ройтман М.П. Расчет страховых
взносов по обязательному
42. Семенов В.Ю, В РАМН: Концепция развития медицинского страхования в России // Там же.– С. 108.
43. Семенов В.Ю. Основные
44. Семинар-совещание "Задачи
органов управления по