Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 18:07, курсовая работа
Актуальность темы. В современных условиях проблема совершенствования фармацевтической деятельности может решаться в двух направлениях: во-первых, это оптимизация лекарственного обеспечения населения, реализуемая с учетом большого числа факторов, и, во-вторых, - развитие сферы фармацевтических услуг, зависящее, прежде всего, от квалификации фармацевтических работников и возможностей фармацевтических (аптечных) организаций. Отечественными и зарубежными учеными неоднократно отмечалось, что профессиональные знания и навыки фармацевтических специалистов должны способствовать обеспечению доступности лекарственных средств (JIC) и надлежащего их применения
Дальнейшее развитие системы обязательного медицинского страхования, как составляющей части социального страхования, должно способствовать повышению уровня здоровья населения, улучшению финансирования здравоохранения и доступности медицинской помощи.
О задачах реализации
Концепции развития здравоохранения
и медицинской науки
в 2001 -2005 годах и на период до
2010 года
Прошло около четырех лет
с момента одобрения
По времени реализации Концепция разделена на два этапа.
В течение первого этапа (1997-2000 годы) было предусмотрено осуществление мероприятий, изложенных в программе правительства "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах".
Основной задачей на этот период
было принятие мер по обеспечению
стабильной работы учреждений здравоохранения,
увеличению размеров финансирования отрасли
и повышению эффективности
В этих целях оказание медицинской помощи населению, начиная с 1998 года, должно было проводиться в рамках программ государственных гарантий.
В течение 1997-1999 годов требовалось
провести реструктуризацию стационарной
помощи с одновременным развитием
амбулаторно-поликлинических
С 1998 года предусматривалось ввести
стандартизацию медицинских услуг,
регламентацию обеспечения
К 1999 году должна была быть выполнена работа по реорганизации и устранению дублирования в деятельности федеральных учреждений здравоохранения, в том числе ведомственных.
Планировалось разработать и утвердить в 1997-1998 годах федеральные целевые программы по борьбе с туберкулезом и заболеваниями, передаваемыми половым путем, по развитию онкологической помощи населению, профилактике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний, по борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманиями.
На втором этапе реализации Концепции
(2001-2005 годы) требовалось осуществить
целевые федеральные программы
развития здравоохранения, реализация
которых позволила бы создать
основу для внедрения в практику
здравоохранения эффективных
Планировалось завершить работы по
структурной перестройке
Планировалось формирование единой информационной
системы мониторинга здоровья, создание
телекоммуникационных связей между
клиническими центрами и врачами
общей (семейной) практики для консультирования
пациентов и повышения
Постановлением правительства был утвержден план мероприятий по реализации Концепции на 1997-1998 годы.
Из 14 пунктов мероприятий этого плана полностью и в срок выполнены 7:
подготовлен проект Федерального закона "О правах пациентов";
подготовлены и утверждены федеральные целевые программы "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом";
введена система стандартизации в здравоохранении;
организованы и осуществляются закупки дорогостоящего оборудования и жизненно важных лекарственных средств;
подготовлены соглашения о разграничении полномочий в сфере здравоохранения между правительством и субъектами Федерации;
подготовлены документы об участии ведомственных учреждений здравоохранения в территориальных программах обязательного медицинского страхования;
подготовлена, утверждена и действует в течение трех лет Программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью;
Выполнены, но с нарушением сроков, 6 мероприятий:
подготовлен проект постановления
правительства "О развитии федеральных
научно-исследовательских
подготовлены проекты
подготовлен целый ряд документов
по структурной перестройке
Не выполнено одно мероприятие.
Не подготовлен проект постановления
правительства «Об
В соответствии с постановлением правительства, одобрившим Концепцию, Минздрав России выпустил приказ от 17 декабря 1997 года № 374 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", которым установил отраслевой план мероприятий по реализации Концепции на период с 1998 до 2000 года. Из 75 мероприятий выполнено полностью 67, из них 13 мероприятий с нарушением срока.
8 мероприятий остались не
Не были выполнены мероприятия:
по разработке приказа Минздрава
России "О совершенствовании
не разработаны проекты
не разработана федеральная целевая программа по преодолению курения табака;
не разработан порядок обеспечения
органов управления здравоохранением
субъектов Федерации
не разработаны методики определения
потребности в специалистах отрасли
и о взаимном признании дипломов
о медицинском и
Наиболее важные вопросы реализации Концепции были рассмотрены на итоговой коллегии Минздрава России 15 марта прошлого года, где были одобрены и приняты меры на 2000 год с учетом неполного выполнения планируемых мероприятий, выполнение которых позволило нам сформировать программу развития здравоохранения и медицинской науки в стране на 2001-2005 годы и на период до 2010 года.
В соответствии с решением данной
коллегии в прошлом году подготовлены
правительству предложения по реформированию
здравоохранения без
Значительно активизирована работа с
субъектами Федерации. При министре
здравоохранения образован
В центральном аппарате Министерства и во многих органах управления здравоохранением субъектов Федерации образованы структуры, ведающие вопросами стратегического планирования и прогнозирования, отраслевой стандартизацией, инновациями, медицинской профилактикой.
Продолжалась работа по формированию соглашений между Минздравом, Федеральным фондом ОМС и органами исполнительной власти территорий о совместной работе по выполнению территориальных программ госгарантий.
Обеспечено полное выполнение запланированных
мероприятий по исполнению в 2000 году
8 действующих федеральных
Разработаны концепции охраны здоровья населения и охраны репродуктивного здоровья. Концепция охраны здоровья населения одобрена правительством.
Большая работа проведена по формированию
законопроектов "О медико-социальном
страховании" и о новых организационно-
Подготовлена концепция
Вместе с тем следует отметить, что отдельные очень важные разделы Концепции выполняются крайне медленно.
Неоправданно затянулась в стране
структурная перестройка видов
и объемов медицинской помощи
в части перевода части больных
с госпитального этапа на амбулаторно-поликлинический
уровень, создания дневных стационаров
и стационаров на дому. По предварительным
подсчетам в 2000 году только в 41 субъекте
Федерации отмечалось увеличение объёмов
амбулаторно-поликлинической
Во многих территориях с явных
нежеланием относятся к работе по
внедрению общей врачебной
Продолжают иметь место
Несмотря на принимаемые меры, во многих субъектах Федерации плохо решаются проблемы с лекарственным обеспечением населения, особенно пользующегося правом льготного приобретения лекарств.
Закупки медикаментов, как правило, осуществляются не на конкурсной основе. Не налажен контроль за ценами на лекарства, отпускаемым льготникам.
Только в 41 субъекте Федерации при органах управления здравоохранением и в медицинских учреждениях образованы формулярные комитеты и комиссии, сформированы перечни необходимых и жизненно важных лекарственных средств.
Повсеместно не проводятся меры по предотвращению подкупа врачей аптеками и фармацевтическими фирмами.
Подготовленный группой видных
ученых и организаторов
План сформирован исходя из имеющихся в здравоохранении страны проблем:
высокие показатели смертности, заболеваемости и инвалидности населения;
ухудшение показателей репродуктивного здоровья и здоровья новорожденных;
сокращение масштабов
несбалансированность
низкая эффективность
медленные темпы структурных
неудовлетворительная
недостаточное обеспечение населения и медицинских учреждений лекарственными средствами и медицинскими изделиями.
План мероприятий по реализации Концепции на 2001-2005 годы и на период до 2010 года состоит из девяти разделов, включающих в себя 116 мероприятий.
В период до 2005 года нам предстоит
создать на федеральном и региональном
уровнях эффективные системы
координации различных
Объединяющим усилия общества фактором в этом деле должен стать план мероприятий по реализации Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года. Работу по формированию данного плана планируется завершить в текущем году.
В целях повышения уровня управляемости
системой здравоохранения в 2001 году
должна быть завершена работа по созданию
в федеральных округах
В предстоящие два года необходимо привести структуру органов управления здравоохранением в соответствие целям и задачам развития отрасли, предусмотрев создание, наряду с имеющимися, подразделений: стратегического планирования и прогнозирования, медицинской профилактики, стандартизации в здравоохранении, инноваций и инвестиций.
Большой комплекс мероприятий необходимо
осуществить в области развития
нормативно-правовой базы здравоохранения.
Уже в следующем году нам предстоит
разработать и утвердить