Национальные системы организации медицинской и фармацевтической помощи за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. В современных условиях проблема совершенствования фармацевтической деятельности может решаться в двух направлениях: во-первых, это оптимизация лекарственного обеспечения населения, реализуемая с учетом большого числа факторов, и, во-вторых, - развитие сферы фармацевтических услуг, зависящее, прежде всего, от квалификации фармацевтических работников и возможностей фармацевтических (аптечных) организаций. Отечественными и зарубежными учеными неоднократно отмечалось, что профессиональные знания и навыки фармацевтических специалистов должны способствовать обеспечению доступности лекарственных средств (JIC) и надлежащего их применения

Работа состоит из  1 файл

Национальные системы организации медицинской и фармацевтической помощи за рубежом.docx

— 289.57 Кб (Скачать документ)

Дальнейшее развитие системы обязательного  медицинского страхования, как составляющей части социального страхования, должно способствовать повышению уровня здоровья населения, улучшению финансирования здравоохранения и доступности  медицинской помощи. 

 

О задачах реализации Концепции развития здравоохранения  и медицинской науки  
в 2001 -2005 годах и на период до 2010 года

Прошло около четырех лет  с момента одобрения правительством Концепции развития здравоохранения  и медицинской науки в Российской Федерации.

По времени реализации Концепция  разделена на два этапа.

В течение первого этапа (1997-2000 годы) было предусмотрено осуществление  мероприятий, изложенных в программе  правительства "Структурная перестройка  и экономический рост в 1997-2000 годах".

Основной задачей на этот период было принятие мер по обеспечению  стабильной работы учреждений здравоохранения, увеличению размеров финансирования отрасли  и повышению эффективности использования  ресурсов в здравоохранении.

В этих целях оказание медицинской  помощи населению, начиная с 1998 года, должно было проводиться в рамках программ государственных гарантий.

В течение 1997-1999 годов требовалось  провести реструктуризацию стационарной помощи с одновременным развитием  амбулаторно-поликлинических учреждений и созданием в них дневных  стационаров и стационаров на дому. Важным направлением этой работы являлось внедрение института общей  врачебной практики.

С 1998 года предусматривалось ввести стандартизацию медицинских услуг, регламентацию обеспечения больниц  и поликлиник лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой.

К 1999 году должна была быть выполнена  работа по реорганизации и устранению дублирования в деятельности федеральных  учреждений здравоохранения, в том  числе ведомственных.

Планировалось разработать и утвердить  в 1997-1998 годах федеральные целевые  программы по борьбе с туберкулезом и заболеваниями, передаваемыми  половым путем, по развитию онкологической помощи населению, профилактике и лечению  сердечно-сосудистых заболеваний, по борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманиями.

На втором этапе реализации Концепции (2001-2005 годы) требовалось осуществить  целевые федеральные программы  развития здравоохранения, реализация которых позволила бы создать  основу для внедрения в практику здравоохранения эффективных методов  профилактики, диагностики и лечения  болезней и обеспечить населению  доступную квалифицированную и  специализированную медицинскую помощь.

Планировалось завершить работы по структурной перестройке отрасли. В системе первичной медико-санитарной помощи основная роль должна быть отведена врачам общей практики. Необходимо было развивать межрайонные и  межрегиональные клинические центры специализированной медицинской помощи, активно внедрять передвижные формы  оказания медицинской помощи населению  в сельской местности.

Планировалось формирование единой информационной системы мониторинга здоровья, создание телекоммуникационных связей между  клиническими центрами и врачами  общей (семейной) практики для консультирования пациентов и повышения профессиональных знаний медицинских работников.

Постановлением правительства  был утвержден план мероприятий  по реализации Концепции на 1997-1998 годы.

Из 14 пунктов мероприятий этого  плана полностью и в срок выполнены 7:

подготовлен проект Федерального закона "О правах пациентов";

подготовлены и утверждены федеральные  целевые программы "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом";

введена система стандартизации в  здравоохранении;

организованы и осуществляются закупки дорогостоящего оборудования и жизненно важных лекарственных  средств;

подготовлены соглашения о разграничении  полномочий в сфере здравоохранения  между правительством и субъектами Федерации;

подготовлены документы об участии  ведомственных учреждений здравоохранения  в территориальных программах обязательного  медицинского страхования;

подготовлена, утверждена и действует  в течение трех лет Программа  государственных гарантий обеспечения  населения бесплатной медицинской  помощью;

Выполнены, но с нарушением сроков, 6 мероприятий:

подготовлен проект постановления  правительства "О развитии федеральных  научно-исследовательских учреждений";

подготовлены проекты федеральных  целевых программ: "Онкология"; по борьбе с заболеваниями, передаваемыми  половым путем; профилактики артериальных гипертоний;

подготовлен целый ряд документов по структурной перестройке отрасли.

Не выполнено одно мероприятие. Не подготовлен проект постановления  правительства «Об использовании  займов, средств, долговых обязательств для закупок лекарственных средств и медицинской техники». Контроль по выполнению данного мероприятия правительством был снят весной 1998 года в связи с тем, что правительством в то время была принята доктрина закупать за рубежом не готовую продукцию, а технологии ее изготовления.

В соответствии с постановлением правительства, одобрившим Концепцию, Минздрав России выпустил приказ от 17 декабря 1997 года № 374 "О мерах по стабилизации и  развитию здравоохранения и медицинской  науки в Российской Федерации", которым установил отраслевой план мероприятий по реализации Концепции  на период с 1998 до 2000 года. Из 75 мероприятий  выполнено полностью 67, из них 13 мероприятий  с нарушением срока.

8 мероприятий остались не выполненными.

Не были выполнены мероприятия:

по разработке приказа Минздрава  России "О совершенствовании амбулаторно-поликлинической  помощи";

не разработаны проекты постановлений  правительства "Об утверждении положений  о лицензировании и сертификации санаторно-курортных учреждений" и "Об интеграции ведомственных санаторно-курортных  учреждений в общую отрасль санитарно-курортного комплекса страны".

не разработана федеральная  целевая программа по преодолению  курения табака;

не разработан порядок обеспечения  органов управления здравоохранением субъектов Федерации информацией  о новых методиках и средствах  медицинской профилактики, диагностики  и лечения болезней;

не разработаны методики определения  потребности в специалистах отрасли  и о взаимном признании дипломов о медицинском и фармацевтическом образовании в странах дальнего зарубежья.

Наиболее важные вопросы реализации Концепции были рассмотрены на итоговой коллегии Минздрава России 15 марта  прошлого года, где были одобрены и  приняты меры на 2000 год с учетом неполного выполнения планируемых  мероприятий, выполнение которых позволило  нам сформировать программу развития здравоохранения и медицинской  науки в стране на 2001-2005 годы и  на период до 2010 года.

В соответствии с решением данной коллегии в прошлом году подготовлены правительству предложения по реформированию здравоохранения без ведомственных  разграничении.

Значительно активизирована работа с  субъектами Федерации. При министре здравоохранения образован Совет  по региональной политике. Введены  должности представителей Минздрава  в федеральных округах, формируются  в округах Координационные советы по проблемам здравоохранения.

В центральном аппарате Министерства и во многих органах управления здравоохранением субъектов Федерации образованы структуры, ведающие вопросами стратегического  планирования и прогнозирования, отраслевой стандартизацией, инновациями, медицинской  профилактикой.

Продолжалась работа по формированию соглашений между Минздравом, Федеральным  фондом ОМС и органами исполнительной власти территорий о совместной работе по выполнению территориальных программ госгарантий.

Обеспечено полное выполнение запланированных  мероприятий по исполнению в 2000 году 8 действующих федеральных целевых  программ. Подготовлены к внесению в правительство федеральные  целевые программы "Онкология", профилактика артериальных гипертоний и заболеваний, передаваемых половым  путем. Разработаны и утверждены отраслевые программы: "Общая врачебная  практика" и "Развитие сестринского дела в стране".

Разработаны концепции охраны здоровья населения и охраны репродуктивного  здоровья. Концепция охраны здоровья населения одобрена правительством.

Большая работа проведена по формированию законопроектов "О медико-социальном страховании" и о новых организационно-правовых формах медицинских организаций, рамки  которых позволяют значительно  повысить хозяйственную самостоятельность  главных врачей.

Подготовлена концепция информационного  обеспечения здравоохранения. Завершается  работа над отраслевой программой "Развитие телемедицины в стране".

Вместе с тем следует отметить, что отдельные очень важные разделы  Концепции выполняются крайне медленно.

Неоправданно затянулась в стране структурная перестройка видов  и объемов медицинской помощи в части перевода части больных  с госпитального этапа на амбулаторно-поликлинический  уровень, создания дневных стационаров  и стационаров на дому. По предварительным  подсчетам в 2000 году только в 41 субъекте Федерации отмечалось увеличение объёмов  амбулаторно-поликлинической помощи и снижение стационарной. И это  при том, что около 25% коечного фонда в 2000 году в стране простаивало.

Во многих территориях с явных  нежеланием относятся к работе по внедрению общей врачебной практики.

Продолжают иметь место многочисленные факты использования скорой медицинской  помощи не по назначению (выполнение вызовов  на дому вместо участковых терапевтов и педиатров, перевозка больных  и медперсонала и др.). В 2000 году при  среднероссийском показателе 316 вызовов на 1000 населения в 21 субъекте Федерации этот показатель составил 400 и более вызовов на 1000 населения. Например, в Республике Адыгея – 528, в Карачаево-черкесской Республике – 511, Эвенкии – 568, Магаданской области – 446, Ивановской области – 439, в Псковской – 440.

Несмотря на принимаемые меры, во многих субъектах Федерации плохо  решаются проблемы с лекарственным  обеспечением населения, особенно пользующегося  правом льготного приобретения лекарств.

Закупки медикаментов, как правило, осуществляются не на конкурсной основе. Не налажен контроль за ценами на лекарства, отпускаемым льготникам.

Только в 41 субъекте Федерации при  органах управления здравоохранением и в медицинских учреждениях  образованы формулярные комитеты и  комиссии, сформированы перечни необходимых  и жизненно важных лекарственных  средств.

Повсеместно не проводятся меры по предотвращению подкупа врачей аптеками и фармацевтическими  фирмами.

Подготовленный группой видных ученых и организаторов здравоохранения  план мероприятий по реализации Концепции  на 2001-2005 годы и на период до 2010 года полностью увязан с правительственной  программой социального и экономического развития Российской Федерации на 2001-2005 годы и на период до 2010 года.

План сформирован исходя из имеющихся  в здравоохранении страны проблем:

высокие показатели смертности, заболеваемости и инвалидности населения;

ухудшение показателей репродуктивного  здоровья и здоровья новорожденных;

сокращение масштабов медицинской  профилактики;

несбалансированность государственных  гарантий бесплатной медицинской помощи и их финансового обеспечения;

низкая эффективность использования  имеющихся в здравоохранении  ресурсов;

медленные темпы структурных преобразований в отрасли;

неудовлетворительная координация  действий различных субъектов системы  управления и финансирования здравоохранения;

недостаточное обеспечение населения  и медицинских учреждений лекарственными средствами и медицинскими изделиями.

План мероприятий по реализации Концепции на 2001-2005 годы и на период до 2010 года состоит из девяти разделов, включающих в себя 116 мероприятий.

В период до 2005 года нам предстоит  создать на федеральном и региональном уровнях эффективные системы  координации различных государственных  органов и организаций, что позволит осуществить важные программы развития системы здравоохранения страны.

Объединяющим усилия общества фактором в этом деле должен стать план мероприятий  по реализации Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года. Работу по формированию данного плана планируется завершить в текущем году.

В целях повышения уровня управляемости  системой здравоохранения в 2001 году должна быть завершена работа по созданию в федеральных округах Координационных  советов по здравоохранению. В субъектах  Федерации необходимо организовать работ/ комиссий по охране здоровья граждан  при главах органов исполнительной власти. Основой для их деятельности должны стать территориальные планы  реализации Концепции развития здравоохранения  и медицинской науки в Российской Федерации на 2001-2005 годы и на период до 2010 года.

В предстоящие два года необходимо привести структуру органов управления здравоохранением в соответствие целям  и задачам развития отрасли, предусмотрев создание, наряду с имеющимися, подразделений: стратегического планирования и прогнозирования, медицинской профилактики, стандартизации в здравоохранении, инноваций и инвестиций.

Большой комплекс мероприятий необходимо осуществить в области развития нормативно-правовой базы здравоохранения. Уже в следующем году нам предстоит  разработать и утвердить Концепцию  совершенствования законодательства в области здравоохранения и  перспективный план разработки законопроектов.

Информация о работе Национальные системы организации медицинской и фармацевтической помощи за рубежом