Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:16, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является внедрение эффективного электронного документооборота на конкретном предприятии с использованием современных компьютерных средств, а также автоматизация движения документов в соответствии с рациональной организацией труда.
Задачами дипломной работы являются:
- анализ строительной отрасли и перспективы ее развития,
- изучение современного состояния и использования систем документационного обеспечения предприятий строительной отрасли на региональном уровне,
- изучение организации документального обеспечения управления на строительных предприятиях,
- проведение анализа финансово – хозяйственного положения предприятия,
- проведение оценки системы управления предприятием,
- проведение оценки возможности внедрения электронного документооброта на предприятии,
- разработка программы внедрения технологий электронного документооборота на предприятиях строительной отрасли
- выполнение оценки экономической эффективности внедрения корпоративной системы электронного управления документацией (корпоративного электронного документооборота) в рамках исследуемого предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 6
1.1. Анализ строительной отрасли: стратегические возможности и оценка привлекательности 6
1.2. Исследование современного состояния и использования систем документационного обеспечения предприятий строительной отрасли на региональном уровне 19
1.3. Организация документационного обеспечения управления в строительных организациях 27
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАО ФСК «ЧАЙКА» 34
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия 34
2.2 Анализ внешней среды предприятия 35
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 43
2.4 Оценка системы управления предприятия 64
2.5 Оценка возможностей внедрения информационной системы документационного обеспечений управления 69
Глава 3 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО ФСК «ЧАЙКА» НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА ………………………………... 74
3.1 Программа внедрения технологий электронного документооборота на предприятиях строительной отрасли 74
3.2 Проект организации внедрения электронного документооборота в деятельность ЗАО ФСК «Чайка» 80
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
[36,120]
Все рассмотренные программы могут быть использованы для внедрения на предприятии строительной отрасли. Но их использование потребует создания дополнительных управляющих модулей, обеспечивающих управление именно строительными документами.
Рассмотрим специализированное ПО для строительной отрасли. Документооборот, поток документов в компании можно условно разделить на специализированное – узкопрофильное ( например, Документы Смет, Архитектурные чертежи и пр.) и общего назначения (Приказы, Отчеты и т.п.).(рис.1.12)
Рисунок 1.2 Схема перечня документов строительного предприятия
Для строительных предприятий в сфере документооборота играют большую роль технические документы и их движение. Проведем анализ имеющегося программного обеспечения, предлагаемого для строительных организаций РФ.
Таблица 1.3 – Специализованные программы для строительной отрасли
Наименование |
Функционал и возможности |
«Алтиус - Управление строительством», изготовитель – ООО Алтиус, Россия. |
- вести учет договоров с - автоматически
формировать сетевые план- - учитывать фактическое выполнение работ с заказчиком и подрядчиком; - вести
управленческий учет движения
денег в разрезе как одного,
так и группы «наших - вести
управленческие взаиморасчеты - автоматически
формировать финансовые планы
как одной строительной - планировать выполнение собственных работ и автоматически рассчитывать потребности в ресурсах; - автоматически
рассчитывать наряды на - формировать
сводную карточку объекта, - вести
учет деятельности любого - получать своевременные напоминания о различных событиях: сроках договоров, их этапов, отдельных видов работ, а также о предстоящих и просроченных платежах; - контролировать
сроки визирования, хранение и
перемещение экземпляров -
вести расчет стоимости |
«1С Предприятие 8 Управление строительной организацией» |
Является комплексным решением 1С Предприятие 8 УПП, включает в себя функциональные возможности: - Сметное
ценообразование - составление всех
видов смет, расчет стоимости
строительства, учет - Производственное
планирование - планирование ресурсов
(материалы, рабочие, - Финансовый
анализ - расчет фин. показателей,
динамика по отношению к - Финансовое планирование - потоки денежных средств, бюджеты, кассовые и кредитные планы, финансовые результаты; - Бухгалтерский
и налоговый учет - учет финансовой
деятельности предприятия, - Управление персоналом - БД персонала, работа с соискателями, система квалификации, системы ОТ, должностные инструкции, расчет ЗП и ЕСН; - Учет
производственной деятельности - учет
потребления ресурсов, выполнения
СМР, заявки с учетом - Анализ
производственных показателей -
расчет показателей выполнения,
динамика по отношению к |
"ВДГБ: Долевое строительство" |
- Отслеживание и контроль - Хранение
информации по каждому - Контроль
погашения платежей по - Автоматический
расчет прибылей /убытков и сумм
НДС в разрезе каждого - Формирование
и вывод на экран или принтер
печатных форм таких - Расчет
фактической стоимости |
ИКС: СТРОИТЕЛЬСТВО |
Ведение бухгалтерского учета: - учет
материалов (приход, учет по складам
и материально-ответственным -
учет затрат на строительство
объекта; учет вспомогательных
работ на объекте -
учет собственных и - учет взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками; - бухгалтерский
учет автотранспорта - ведется
учет материалов в разрезе
складов и материально- - автоматическое
списание на объект материалов
в соответствии со сметой - автоматическое
формирование бухгалтерских - автоматическое формирование по начислению износа автотранспорта в соответствии с ежемесячным пробегом; дополнительные отчеты, учитывающие специфику строительной организации. |
Сметные программы – «Смета- 200», «Резервная смета» и т.п. |
Составление смет строительных объектов. |
Необходимо отметить, что программа «АЛТИУС – Управление строительством» может использована на предприятии различного профиля (строительных, монтажных, проектных, пусконаладочных и других) любой численности и работающих с любым количеством объектов: от небольших «бригад» до крупных холдингов и корпораций.
Однако, широкого распространения данная компания в регионе не получила. Причин было названо несколько. Чаще всего объясняют представители строительных компаний свой отказ от приобретения программы тем, что собственники или управляющие менеджеры не желают прилагать усилия для осуществления внедрения ПО и создания новой системы работы. Необязательность управленческого учёта также вносит свою немалую лепту. Орловские представители строительной отрасли подчеркнули, что, тем не менее, перспективы внедрения программы «АЛТИУС – Управление строительством» существуют.
Во Мценске отмечают, что
программа «АЛТИУС – Управление
строительством» нужна региону,
но ряд психологических барьеров,
отношение к автоматизации
В числе прочих, причинами,
по которым автоматизация
- отсутствие сформированной потребности в специализированных программных решениях у руководителей строительных организаций;
- ряд психологических барьеров руководителей строительных компаний (они предполагают, что внедрение и эксплуатация специализированной системы повлекут за собой пересмотр, коррекцию и/или перестройку бизнес-процессов организации).
Как уже было отмечено, второй составляющей документопотока является общая документация предприятия. программное обеспечение для решения задач документооборота решаются более широко и представлено направление спектром программных продуктов.
Таблица 1.4 – Программы автоматизированного документооборота
Наименование |
Назначение |
Функционал |
Опции и блоки |
«БОСС-Референт» |
Ориентирована на поддержку управления организацией, эффективной работы сотрудников и на накопление знаний, и при этом имеет развитые дополнительные сервисы |
применение — создание корпоративной системы, охватывающей деятельность сотрудников на своих рабочих местах и поддерживающей управленческие бизнес-процессы. Поддерживает делопроизводство, организационное управление, согласование документов. |
- CRM-системы (CRM – управление
взаимоотношениями с клиентами) - контроля договоров, - учета материальных ценностей, - потокового
сканирования и распознавания
(в «БОСС-Референт» - электронной конференции и доски объявлений |
«Дело» |
Поддерживает правила делопроизводства, принятые в России. Поддерживает идеологию делопроизводства: чтобы было совершено любое действие в организации, нужен документ. |
хранит учетные записи средствами промышленной СУБД -Oracle
осуществляет полное | |
ЕВФРАТ-Документооборот |
Обеспечивает возможность обмена документами, письмами и поручениями, как в территориально-распределенных организациях, так и между различными организациями, осуществлять взаимодействие с другими системами электронного документооборота. |
В стандартный комплект входят типовые
отчетные формы и встроенный “Генератор
отчетов”, который позволяет |
Как видим из данных характеристик ПО, ни одно из предложенных не позволяет вести полный цикл управления потоком документов на строительном предприятии. Специализированное По позволяет решить проблемы бухгалтерского учета, а системы СЭД – только документопотока.
Следует отметить, что выбор системы документооборота — это не просто технологическая или инженерная задача, он связан с общей стратегией развития организации. Для коммерческой компании выбор определяется целями, конкурентной средой, структурой, которая имеется на данный момент, а также той структурой, к которой компания придет в будущем. Для государственного учреждения необходимо перенести акцент на полноту учета задач, решаемых организацией, особенности этих задач, связанные со спецификой ее деятельности.
Таким образом, при выборе системы документооборота учитывается множество факторов, которые на первый взгляд могут не иметь отношения к предмету. Потребуется детальный анализ работы организации и понимание задач, решаемых системами документооборота.
В настоящее время
Существует несколько условий, которые позволяют оперативно и качественно составлять и обрабатывать документы.
Во-первых, для осуществления
функции управления организацией и
решения задач в организации
создается самостоятельное
Во-вторых, служба делопроизводства
(инспектор по делопроизводству) должна
по возможности быть самостоятельной
и подчиняться непосредственно
первому руководителю или одному
из его заместителей. Преимущество
создания единой службы делопроизводства
состоят в концентрации всех служб
и делопроизводственных работников
в едином месте под одним руководством;
в обеспечении решения
Таким образом, служба документационного обеспечения управления (ДОУ) – это организационное обособленное структурное подразделение учреждения, выполняющее работу с документами. Основная задача службы ДОУ – своевременная обработка и передача на разные уровни управленческой информации, необходимой для осуществления функций.
Принятый в 2007 году ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования" значительно повышает как статус службы ДОУ, так и ее руководителя. Стандарт регулирует процессы управления документами государственных, коммерческих и общественных организаций, предназначенными для внутреннего или внешнего пользования. Положения стандарта являются рекомендациями по созданию систем управления документами, включению в нее документов, а также обеспечению соответствия документов установленным в стандарте характеристикам. В нем описываются требования к организации ДОУ и работы с документами организации.
В учреждениях не имеющих службы ДОУ, ее функцию выполняет секретарь-руководитель или другое выделенное для этого должностное лицо.
Выделяют три категории работников службы ДОУ:
Рассмотрим функции
Таблица 1.5 - Функции структурных частей службы ДОУ
Подразделение |
Функции подразделения |
Отдел экспедиции |
прием поступающей корреспонденции, сортировка на регистрирующую и не регистрирующую, распределение по структурным подразделениям учреждения;
ведут количественный учет отправка исходящей корреспонденции, доставка корреспонденции в структурные подразделения и адресатам. |
Группа по учету и регистрации корреспонденции |
учет и регистрация входящих и исходящих, внутренних документов,
ведение справочно- проверка правильности исходящих и внутренних документов |
Группа контроля |
контроль за своевременным использованием документов,
проверка сроков выполнения информирование руководства о ходе исполнения документа и поручения |
Отдел писем |
прием и учет предприятий, заявлений, жалоб граждан; подготовка и передача на рассмотрение руководству предприятий, заявлений жалоб на исполнение в структурные подразделения; контроль за сроками их исполнения, извещения заявителей о результатах рассмотрения предложений, заявлений, жалоб, формирование дел с предложениями, заявлениями, жалобами и передача их в архив, анализ и обобщение исполнения, организация приема посетителей |
Архив |
прием, учет, хранение, использование
дел, подлежащие сдачи в архив; контроль
за правильного формирования, хранения
и использования дел в |
Как уже было отмечено, состав,
количество работников ДОУ определяется
размерами организации. В строительной
организации могут быть организованы
как все указанные
Служба/службы ДОУ выполняют ряд операций (см. рис.1.13).
Рисунок 1.3 Схема функций / операций службы ДОУ
Организация труда службы ДОУ включает в себя решение вопросов:
1. Четкое организационное
построение СДОУ, выбор наиболее
рациональной формы работы с
документами – все учреждения
делятся на 4 категории в зависимости
от объема документооборота (количество
документов обрабатываемых
2. Правильное разграничение
функции между отдельными
3. Нормирование труда работников
СДОУ. Разработаны методические
рекомендации по нормированию
труда инженерно-технических
4. Регламентация должностного
и количественного состава,