Критика на произведение "Война и мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:38, сочинение

Описание

Произведение, явившееся, по словам самого Толстого, результатом «безумного авторского усилия», увидело свет на страницах журнала «Русский вестник» в 1868—1869 годах. Успех «Войны и мира», по воспоминаниям современников, был необыкновенный. Русский критик Н. Н. Страхов писал: «В таких великих произведениях, как «Война и мир», всего яснее открывается истинная сущность и важность искусства. Поэтому «Война и мир» есть также превосходный пробный камень всякого критического и эстетического понимания, а вместе и жестокий камень преткновения для всякой глупости и всякого нахальства. Кажется, легко понять, что не «Войну и мир» будут ценить по вашим словам и мнениям, а вас будут судить по тому, что вы скажете о «Войне и мире».

Работа состоит из  1 файл

ВОЙНА И МИР.docx

— 124.30 Кб (Скачать документ)

В этот период состоялась вторая встреча Пьера и Андрея. На этот раз местом для встречи своих  героев Толстой избрал Бородино. Здесь  произошло решающее для русской  и французской армий сражение, и здесь состоялась последняя  встреча главных героев романа. На данном периоде князь Андрей воспринимает свою жизнь как «дурно намалеванные картины», подводит ее итоги и размышляет над теми же вечными вопросами. Но пейзаж, на фоне которого даны его размышления («...и эти березы с их светом и  тенью, и эти курчавые облака, и  этот дым костров, все вокруг преобразилось  для него и показалось чем-то страшным и угрожа- ющим»), признак того, что  в его опустошенной душе продолжает жить нечто поэтическое, вечное и  непостижимое. При этом он продолжает думать и молчать. А Пьер жаждет узнать, стремится слушать и говорить.

Пьер задает Андрею вопросы, за которыми стоят серьезные, еще  не оформленные мысли. Князь Андрей не хочет вступать в разговор. Сейчас Пьер не только чужд ему, но и неприятен: на нем лежит отблеск той жизни, которая принесла ему много страданий. И опять, как в Богучарово, князь  Андрей начинает говорить и незаметно  для себя втягивается в разговор. Это даже не разговор, а монолог  князя Андрея, который произносится неожиданно, страстно и содержит смелые и неожиданные мысли. Он говорит  по-прежнему злобно-насмешливым тоном, но это не озлобленность и опустошенность, а гнев и боль патриота: «Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву, так как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной  судороги, схватившей его за горло».

Пьер слушал друга, стыдясь  своего невежества в военном деле, но при этом ощущал, что переживаемый Россией момент – это нечто  совсем особенное, и слова друга  – профессионального военного, убедили  его в истинности своих ощущений. Все, что он видел в этот день, он чем думал и размышлял, «осветилось  для него новым светом». Расставание  Пьера и Андрея нельзя назвать  теплым и дружеским. Но как и в  прошлый раз их разговор изменил  прежние представления героев о  жизни и счастье. Когда Пьер уехал, князь Андрей с новым чувством начал думать о Наташе, «долго и радостно», с чувством, что понимал ее, нанесшую ему серьезное оскорбление. В разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к событиям, он говорит, что его мысли созвучны народным. Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за родную землю.

После встречи с Пьером князь Андрей переходит в новую, совершенно новую для него, фазу жизни. Она созревала давно, но оформилась лишь после того, как он высказал Пьеру все, о чем так долго  и мучительно размышлял. Но с этим новым чувством, по мнению автора, он не мог жить. Символично, что в  момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой  земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными  страстями и любовью к людям  особенно обостряется перед его  смертью. Встретив Наташу и простив  ее, он чувствует прилив жизненных  сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и  означает смерть. Раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты  дворянина-патриота, Толстой оборвал  его путь исканий геройской гибелью  ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми  для князя Андрея, суждено в  романе его другу и единомышленнику  Пьеру Безухову.

Для Пьера разговор с Андреем  стал начальным этапом его духовного  очищения. Все последующие события: участие в Бородинском сражении, приключения в занятой неприятелем  Москве, плен – приблизили Пьера  к народу и способствовали его  нравственному перерождению. «Солдатом  быть, просто солдатом!.. Войти в эту  общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» – такое  желание овладело Пьером после Бородинского боя. Именно в плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для  счастья». Но и на этом Пьер не успокаивается.

В эпилоге Толстой показывает Безухова столь же деятельным и напряженно думающим, как и в начале романа. Ему удалось пронести через время  свою наивную непосредственность, он продолжает размышлять над вечными  неразрешимыми вопросами. Но если раньше он думал о смысле жизни, то теперь размышляет над тем, как защитить добро и правду. Пути исканий приводят Пьера в тайное политическое общество, борющееся против крепостничества  и самодержавия.

Споры Андрея Болконского  и Пьера Безухова о смысле жизни  отражают внутреннюю борьбу в душе писателя, которая не прекращалась на протяжении всей его жизни. Человек, по мнению писателя, должен постоянно  размышлять, искать, ошибаться и  снова искать, ибо «спокойствие –  это душевная подлость». Таким был  он сам, такими качествами он наделил  главных героев романа "Война  и мир". На примере князя Андрея и Пьера Безухова Толстой показывает, что какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего  общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни – в единении с  родным народом, в любви к этому  народу.

Женские образы в романе Война и мир

Великие русские писатели XIX века, создавая положительные женские  образы, всегда акцентировали внимание не на совершенных чертах лица или  красоте фигуры, а на богатстве  внутреннего мира своих героинь, который одухотворяет их внешний  облик. Таковы, например, пушкинская Татьяна  Ларина или тургеневская Лиза Калитина. Этот же художественный принцип при  создании женских образов своего романа использовал Л.Н. Толстой. Женские  образы в романе "Война и мир" играют важную роль. Они не только определяют поведение главных героев, но и  имеют самостоятельное значение. Так же как и мужские образы, они раскрывают представление автора о красоте, добре и зле. При  изображении своих героинь писатель использовал прием противопоставления. Сопоставляя совершенно разных по складу характера, воспитанию, стремлениям  и убеждениям девушек – Наташу Ростову, Марью Болконскую и Элен Курагину, Толстой стремился выразить мысль, что за внешней красотой часто  скрывается пустота и притворство, а за видимой некрасивостью –  богатство внутреннего мира.

Наташа Ростова и Мария  Болконская – любимые героини  Толстого с противоположными характерами. Эмоциональная, очаровательная, полная жизни и движения Наташа сразу  выделяется среди сдержанных, благовоспитанных девушек-дворянок. Впервые она предстает  в романе тринадцатилетней черноглазой  некрасивой, но живой девочкой, которая, раскрасневшись от быстрого бега, буквально  врывается в гостиную, где взрослые ведут скучный разговор. Вместе с  Наташей в этот чинный мир врывается  свежее дыхание жизни. Не раз Толстой  подчеркнет, что Наташа не была красива. Она может быть прекрасной, а может  быть уродливой, – все зависит  от ее душевного состояния. В ее душе ни на секунду не прекращается напряженная  работа, не доступная постороннему глазу.

Душевная красота Наташи, ее жизнелюбие, жажда жизни распространяются на близких и родных ей людей: Петю, Соню, Бориса, Николая. В этот же мир  невольно оказался вовлеченным князь  Андрей Болконский. Не смог устоять  перед ее обаянием и Борис Друбецкой, товарищ детства, с которым Наташу связала детская клятва. Наташа встречается  с Борисом, когда ей уже 16 лет. «Он  ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей и родным ее, что детские отношения между  ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для  него». Но, увидев ее, он потерял голову, потому что тоже погрузился в ее мир радости и добра. Он забыл, что хотел жениться на богатой  невесте, перестал ездить к Элен, и  Наташа «казалась по-прежнему влюбленной в Бориса». В любой ситуации она  предельно искренна и естественна, в ней нет ни тени притворства, лицемерия и кокетства. В Наташе, по словам Толстого, «постоянно горел  внутренний огонь и отблески этого  огня сообщали ее внешности нечто  лучшее, нежели красота». Не случайно именно Наташу любят Андрей Болконский и  Пьер Безухов, не случайно в нее влюбляется Василий Денисов. Развитию этих качеств  героини способствует атмосфера  дома Ростовых, полная любви, уважения, терпения и взаимопонимания.

Иная атмосфера царит  в имении Болконских. Воспитанием  княжны Марьи занимался отец –  гордый и самодовольный человек  с трудным характером. Стоит вспомнить  об уроках математики, которой он не столько обучал, сколько мучил  свою дочь. Княжна Марья унаследовала его скрытность, сдержанность в выражении  собственных чувств и врожденное благородство. Старый князь Болконский деспотичен и строг с дочерью, но по-своему любит ее и желает ей добра. Образ княжны Марьи отличается особенной привлекательностью. Автор  постоянно напоминает о ее некрасивом лице, но читатель совершенно забывает о нем в те моменты,когда проявляется  лучшая часть ее духовного существа. В портрете Марьи Болконской, предельно  лаконичном, запоминаются ее лучистые глаза, которые делали некрасивое лицо княжны прекрасным в минуты сильного душевного подъема.

Марья Болконская – обладательница живого ума. Немалый вклад в развитие ее умственных способностей привнес  отец, придававший большое значение образованию. У Наташи Ростовой несколько  иной склад ума. Она не размышляет над событиями так, как Марья, серьезно и глубоко, но сердцем и  душой понимает то, что не дано понять другому человеку. На вопрос об интеллектуальных способностях Наташи Ростовой прекрасно  отвечает Пьер: она «не удостаивает  быть умной», потому что она гораздо  выше и сложней понятий ума  и глупости. Наташа отличается от ищущих, умных и образованных героев тем, что воспринимает жизнь, не анализируя ее, а познает ее целостно и образно, как художественно одаренный  человек. Она великолепно танцует, вызывая восторг окружающих, так  как пластический язык танца помогает ей выразить свою переполненность жизнью, радость слияния с ней. У Наташи прекрасный голос, который чарует слушателей не только своей красотой, звучностью, но и силой, искренностью чувства, с  которым она отдается пению. Когда  Наташа поет, для нее весь мир  заключается в звуках. Но если этот порыв прерывается чьим-то посторонним  вторжением, для Наташи это кощунство, потрясение. Например, после того, как  во время ее пения в комнату  вбежал восторженный младший брат с  известием о приходе ряженых, Наташа разрыдалась и долго не могла остановиться.

Одной из главных черт характера  Наташи является влюбчивость. На своем  первом в жизни взрослом балу она, войдя в зал, почувствовала себя влюбленной во всех. Иначе и быть не может, потому что любовь – сущность ее жизни. Но это понятие у Толстого имеет очень широкий смысл. Оно включает в себя не только любовь к жениху или мужу, но и любовь к родителям, семье, искусству, природе, родине, к самой жизни. Наташа остро ощущает прелесть и гармонию природы. Очарование лунной ночи вызывает в ней чувство восторга, которое буквально переполняет ее: «Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, – сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало».

В противоположность эмоциональной  и живой Наташе в кроткой княжне Марье смирение и сдержанность сочетаются с жаждой простого человеческого  счастья. Не имея возможности познать  радости жизни, Марья находит  радость и утешение в религии  и общении с божьими людьми. Она безропотно подчиняется своему чудаковатому и деспотичному отцу не только из страха, но и из чувства  долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца. На первый взгляд она кажется робкой и забитой. Но в ее характере есть наследственная болконская гордость, врожденное чувство  собственного достоинства, которое  проявляется, например, в ее отказе от предложения Анатоля Курагина. Несмотря на стремление к тихому семейному  счастью, которое глубоко таит в  себе эта некрасивая девушка, она  не хочет стать женой светского  красавца ценой унижения и оскорбления  своего достоинства.

Наташа Ростова – это  страстная, порывистая натура, которая  не может скрывать своих чувств и  переживаний. Полюбив Андрея Болконского, она не могла думать о чем-то другом. Разлука становится для нее непосильным  испытанием, потому что она живет  каждым мгновением и не может откладывать  счастье на какой-то установленный  срок. Это качество характера Наташи толкает ее к измене, которая в  свою очередь рождает в ней  глубокое чувство вины и раскаяния. Она слишком сурово судит себя, отказываясь от радостей и удовольствий, ибо считает себя недостойной  счастья.

Из состояния мучительного кризиса Наташу выводит известие об угрозе французов, подступивших к  Москве. Общая для всей страны беда заставляет героиню забыть о своих  страданиях и горестях. Как и для  других положительных героев романа, для Наташи главной становится мысль  о спасении России. В эти трудные  дни особенно сильной становится ее любовь к людям, желание сделать  все возможное, чтобы помочь им. Эта  самоотверженная любовь Наташи находит  свое высшее выражение в материнстве.

Но, несмотря на внешнее различие, непохожесть характеров Наташа Ростова  и княжна Марья имеют очень  много общего. И Марья Болконская, и Наташа наделены автором богатым  духовным миром, внутренней красотой, которую так любили в Наташе Пьер Безухов и Андрей Болконский и  которой восхищается Николай  Ростов в своей жене. Наташа и  Марья до конца отдаются каждому  своему чувству, будь то радость или  печаль. Их душевные порывы часто самоотверженны и благородны. Они обе больше думают о других, близких и любимых  людях, чем о себе. Для княжны Марьи  Бог всю жизнь оставался тем  идеалом, к которому стремилась ее душа. Но и Наташа, особенно в тяжелые  периоды своей жизни (например, после  истории с Анатолем Курагиным), отдавалась чувству преклонения перед Всевышним. Им обеим хотелось нравственной чистоты, духовной жизни, где не было бы места  обидам, злобе, зависти, несправедливости, где все было бы возвышенно и прекрасно.

При всем несходстве характеров Марья Болконская и Наташа Ростова  – патриотки, чистые и честные  натуры, способные на глубокие и  сильные чувства. Лучшие черты любимых  героинь Толстого особенно ярко проявились в 1812 году. Наташа близко к сердцу приняла  бедствие, которое обрушилось на Россию с приходом Наполеона. Она совершила  подлинно патриотический поступок, заставив сбросить с подвод имущество и  отдать эти подводы под раненых. Граф Ростов, гордясь своей дочерью, произнес: «Яйца... яйца курицу учат». С  самоотверженной любовью и мужеством, поражая окружающих, Наташа, до последнего дня ухаживала за князем Андреем. С особой силой в эти дни  проявилась твердость характера  скромной и застенчивой княжны Марьи. Компаньонка- француженка предложила княжне Болконской, оказавшейся в  трудном положении, обратиться за помощью  к французам. Княжна Марья посчитала  это предложение оскорблением ее патриотических чувств, перестала общаться с мадемуазель Бурьен и выехала  из имения Богучарово.

Информация о работе Критика на произведение "Война и мир"