Критика на произведение "Война и мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:38, сочинение

Описание

Произведение, явившееся, по словам самого Толстого, результатом «безумного авторского усилия», увидело свет на страницах журнала «Русский вестник» в 1868—1869 годах. Успех «Войны и мира», по воспоминаниям современников, был необыкновенный. Русский критик Н. Н. Страхов писал: «В таких великих произведениях, как «Война и мир», всего яснее открывается истинная сущность и важность искусства. Поэтому «Война и мир» есть также превосходный пробный камень всякого критического и эстетического понимания, а вместе и жестокий камень преткновения для всякой глупости и всякого нахальства. Кажется, легко понять, что не «Войну и мир» будут ценить по вашим словам и мнениям, а вас будут судить по тому, что вы скажете о «Войне и мире».

Работа состоит из  1 файл

ВОЙНА И МИР.docx

— 124.30 Кб (Скачать документ)

Элен – единственная из всех детей князя Василия, кто  не тяготит его, а доставляет своими успехами радость. Это объясняется  тем, что она была настоящей дочерью  своего отца и рано поняла, по каким  правилам нужно играть в свете, чтобы  добиться успеха и занять прочное  положение. Красота – единственное достоинство Элен. Она это прекрасно  понимает и использует его как  средство для достижения личной выгоды. Когда Элен проходит по залу, то ослепительная  белизна ее плеч привлекает взгляды  всех присутствующих мужчин. Выйдя  замуж за Пьера, она стала блистать еще ярче, не пропускала ни одного бала и всегда была желанной гостьей. Открыто  изменив мужу, она цинично заявляет, что не желает иметь от него детей. Пьер справедливо определил ее сущность: «Там где вы, там и разврат».

Сыновьями князь Василий  открыто тяготится. Младший сын  князя Василия – Анатоль Курагин  – вызывает отвращение уже в первый момент знакомства. Составляя характеристику на этого героя, Толстой заметил: «Он, как красивая кукла, ничего нет  в глазах». Анатоль уверен, что  мир создан для его удовольствий. По словам автора, «он был инстинктивно убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем он жил», что  он «должен жить в тридцать тысяч  дохода и занимать всегда высшее положение  в обществе». Толстой неоднократно подчеркивает, что Анатоль красив. Но его внешняя красота контрастирует  с его пустым внутренним обликом. Безнравственность Анатоля особенно ярко проявляется во время его  ухаживания за Наташей Ростовой, когда  она была невестой Андрея Болконского. Анатоль Курагин стал для Наташи Ростовой символом свободы, и не могла  понять она, со своей чистотой, наивностью и верой в людей, что это  свобода от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого. Второй сын князя Василия – Ипполит  – охарактеризован автором как  повеса и фат. Но в отличие от Анатоля, он еще и умственно ограниченный, что делает его поступки особенно нелепыми. Толстой уделяет Ипполиту в романе достаточно мало места, не удостаивая его своим вниманием. Красота и молодость Курагиных  принимает отталкивающий характер, ибо эта красота неискренняя, не согретая душой.

Объяснение в любви  Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной  Толстой изобразил с иронией  и сарказмом. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит  ее, но требует за свое богатство  объяснения в любви по всем правилам. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, чтобы жену видеть редко. Для  Курагиных и Друбецких все  средства хороши, чтобы добиться успеха и славы и укрепить свое положение  в обществе. Можно вступить в масонскую  ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства, хотя на самом деле единственной целью  этого является стремление завести  выгодные знакомства. Пьер, искренний  и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы  истины, блага человечества, а мундиры  и кресты, которых они добивались в жизни.

Поиски  смысла жизни главными героями романа "Война и мир" – Андреем  Болконским и Пьером Безуховым

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно  стремящиеся к полной гармонии с  миром, неустанно ищущие смысл жизни. Их не занимают корыстные цели, светские интриги, пустые и бессмысленные  разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц. К ним, безусловно, относятся самые яркие образы романа "Война и мир" – Андрей Болконский и Пьер Безухов. Они заметно  выделяются среди героев русской  литературы XIX века своей незаурядностью и интеллектуальным богатством. Совершенно разные по складу характера, князь Андрей и Пьер Безухов имеют много  общего в идейных стремлениях  и исканиях.

Толстой говорил: «Люди, как  реки...» – подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых  героев писателя – князя Андрея Болкон- ского и Пьера Безухова – проявляется в неустанных поисках  смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный  путь – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к  другу и чужды миру Курагиных  и Шерер.

Средством раскрытия внутреннего  мира героев Толстой избрал диалог. Споры Андрея и Пьера – не пустая болтовня и не поединок амбиций, это  стремление разобраться в собственных  мыслях и попытаться понять размышления  другого человека. Оба героя живут  напряженной духовной жизнью и извлекают  из текущих впечатлений общий  смысл. Их отношения носят характер просторной дружбы. Каждый из них идет своим путем. Они не нуждаются  в пов- седневном общении, не стремятся  узнать как можно больше подробностей о жизни друг друга. Но они искренне уважают друг друга и чувствуют, что истина другого так же добыта страданиями, как и его собственная, что она выросла из жизни, что  за каждым аргументом спора стоит  жизнь.

Первое знакомство с Андреем  Болконским не вызывает особой симпатии. Гордый и самодовольный молодой  человек с сухими чертами лица и уставшим скучающим взглядом –  таким видят его гости Анны Павловны Шерер. Но когда мы узнаем, что выражение его лица было вызвано  тем, что «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели  ему так, что и смотреть на них  и слушать их ему было очень  скучно», к герою возникает интерес. Далее Толстой сообщает, что блестящая  и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет  князя Андрея и он всеми силами стремится разорвать порочный круг, в котором оказался.

Стремясь выбраться из надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить  подвиг. «Ведь что же слава? –  говорит князь Андрей. – Та же любовь к другим...» Подвиг, совершенный  им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежал впереди всех со знаменем в руках, внешне выглядел очень  эффектно: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но, совершив героический поступок, Андрей почему-то не испытывал никакого восторга и  душевного подъема. Вероятно, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая  высокая истина вместе с высоким  бесконечным небом, раскинувшим  над ним голубой свод. Стремление к славе приводит Андрея к глубокому  духовному кризису. Небо Аустерлица становится для него символом высокого понимания жизни: « Как же я  не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал  его, наконец. Да! Все пустое, все  обман, кроме этого бесконечного неба». Андрей Болконский понял, что  естественная жизнь природы и  человека более значительна и  важна, чем война и слава Наполеона.

На фоне этого чистого  неба все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В  его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так  старательно отгораживался –  простая и тихая семейная жизнь, – теперь представлялась ему желанным, полным счастья и гармонии миром. Дальнейшие события – рождение ребенка, смерть жены – заставили князя  Андрея прийти к выводу, что жизнь  в ее простых проявлениях, жизнь  ради себя, для родных – единственное, что ему остается. Но ум князя  Андрея продолжал напряженно работать, он много читал и размышлял  над вечными вопросами: какая  сила управляет миром и в чем  смысл жизни.

Андрей пытался жить простой, спокойной жизнью, заботясь о сыне и занимаясь улучшением жизни  своих крепостных: триста человек  он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Но состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорили о том, что все преобразования не могли в полной мере занять его ум и сердце.

Иными жизненными путями шел  Пьер Безухов, но его волновали те же проблемы, что и князя Андрея. «Для чего жить и что такое я? Что  такое жизнь, что смерть?» –  Пьер мучительно искал ответы на эти  вопросы. В начале романа, на вечере у Анны Павловны Шерер, Пьер защищает идеи французской революции, восхищается  Наполеоном, желает то «произвести  республику в России, то самому быть Наполеоном...». Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, совершает ошибки. Достаточно вспомнить историю с  медведем, вызвавшую в свете много  шума. Но самой крупной ошибкой, совер- шенной Пьером в этот период, является его женитьба на низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Дуэль  с Долоховым открыла Пьеру  новый взгляд на мир, он понял, что  жить так, как он живет, дальше невозможно.

Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает «переродить порочный род человеческий». В учении масонов  Пьера привлекают идеи «равенства, братства и любви», поэтому, прежде всего, он решает облегчить участь крепостных. Ему кажется, что он нашел, наконец, цель и смысл жизни: «И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье  жизни». Но Пьер еще слишком наивен, чтобы понять, что все его преобразования ни к чему не ведут. Толстой, рассказывая  о деятельности Пьера в имении, иронизирует над любимым героем.

Возвращаясь из поездки по имениям, Пьер заезжает к князю Андрею. Их встреча, имевшая большое значение для обоих и во многом определившая их дальнейший путь, произошла в  имении Богучарово. Они встретились  в тот момент, когда каждому  из них казалось, что он нашел  истину. Но если истина Пьера была счастливая, он недавно приобщился к ней и  она переполняла все его существо настолько, что ему хотелось поскорее открыть ее другу, то истина князя  Андрея – горькая и опустошающая, и ему ни с кем не хотелось делиться своими мыслями.

Пьер заметил, что князь  Андрей сильно изменился с их последней  встречи, его взгляд стал «потухшим  и мертвым», голос – «резким  и неприятным», на лбу появились  морщинки, «выражавшие долгое сосредоточение на чем-то одном». Пьер остро чувствовал состояние Андрея и всеми силами старался сдержать свое оживление. Но он чувствовал непреодолимую потребность  поделиться своими мыслями, поэтому  начал говорить, надеясь раскрыть другу глаза и одарить его  тем счастьем, которым он был переполнен сам. Князь Андрей слушал его «не  только с интересом, но даже как будто  стыдясь за то, что рассказывал  Пьер». Князь Андрей включился в  разговор только за обедом, когда Пьер поведал ему о своей неудачной  женитьбе и о дуэли с Долоховым. Но, разговаривая с Пьером, Андрей думал  о своем, личном, и постепенно перешел  в область философских размышлений. Так начался разговор о добре  и зле, о счастье и несчастье, о праве человека судить об этом. Князь Андрей изложил свою теорию «отрицательного счастья» и «жизни для себя». Пьер же горячо и сбивчиво пытался доказать другу, что смысл  жизни – в счастье «жить  для других». Пьер, слушая Андрея, искренне сокрушался, как можно жить с такими мыслями, и не верил в их истинность: «Нет, я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите». Реплики друга не произвели никакого впечатления на князя Андрея, но и Пьера не убедила логика князя  Болконского. Пьер ни в чем не убедил своего друга, но все изменилось, и  взгляд у Андрея стал «лучистым, детским, нежным». И, по словам автора, «свидание  с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Слова Безухова «Надо жить, надо любить, надо верить» – указали  князю Андрею путь к счастью.

Окончательное возрождение  Андрея к жизни произошло благодаря  его встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает Андрею новую, неведомую ранее, сторону  жизни – любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено  быть счастливым, потому что между  ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии  ждать и откладывать до определенного  времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы  с любимой девушкой. Разлука оказалась  слишком трудным испытанием для  Наташи, ибо она, в отличие от Андрея, не была способна думать о чем-то другом, кроме любви.

История с Анатолем Курагиным  разрушила возможное счастье  Наташи и князя Андрея. Гордый и  самолюбивый Андрей не смог простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая  мучительные угрызения совести, посчитала себя недостойной такого благородного, идеального человека и  отреклась от всех радостей жизни. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью  Андрея, потому что Отечественная  война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в  пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после  тяжелого ранения под Аустерлицем, вступил в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной  службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сблизился с солдатско-крестьянской массой, научился ценить и уважать  простой народ. Если сначала князь  Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему  нечему их учить. С этого момента  он начал смотреть на мужиков в  солдатских шинелях как на героев- патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Так Андрей Болконский пришел к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое  есть и в нем, и в каждом солдате.

После встречи в Богучарово Пьера, как и князя Андрея, ожидали  горькие разочарования, в частности  в масонстве. Республиканские идеи Пьера не разделялись его «братьями». К тому же Пьер понял, что и среди  масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это привело Пьера  к разрыву с масонами и к  очередному душевному кризису. Так  же как и для князя Андрея, целью  жизни, идеалом для Пьера стала (хотя он сам еще не понимал и  не осознавал этого) любовь к Наташе Ростовой, омраченная узами брака  с Элен. «К чему? Зачем? Что такое  творится на свете?» – эти вопросы  не переставали тревожить Безухова.

Информация о работе Критика на произведение "Война и мир"