Критика на произведение "Война и мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:38, сочинение

Описание

Произведение, явившееся, по словам самого Толстого, результатом «безумного авторского усилия», увидело свет на страницах журнала «Русский вестник» в 1868—1869 годах. Успех «Войны и мира», по воспоминаниям современников, был необыкновенный. Русский критик Н. Н. Страхов писал: «В таких великих произведениях, как «Война и мир», всего яснее открывается истинная сущность и важность искусства. Поэтому «Война и мир» есть также превосходный пробный камень всякого критического и эстетического понимания, а вместе и жестокий камень преткновения для всякой глупости и всякого нахальства. Кажется, легко понять, что не «Войну и мир» будут ценить по вашим словам и мнениям, а вас будут судить по тому, что вы скажете о «Войне и мире».

Работа состоит из  1 файл

ВОЙНА И МИР.docx

— 124.30 Кб (Скачать документ)

Точность Толстого в наблюдениях  не связана ни с какими градациями в отношении к порождениям  земли: в его любви нет пристрастий. Наполеон для его неподкупного взора  не в большей степени человек, чем любой из его солдат, и этот последний опять не важнее и не существеннее, чем собака, которая бежит за ним, или камень, которого она касается лапой. Все в кругу земного – человек и масса, растения и животные, мужчины и женщины, старики и дети, полководцы и мужики – вливается с кристально чистой равномерностью в его органы чувств, чтобы также, в таком же порядке, вылиться. Это придает его искусству сходство с вечной равномерностью неподкупной природы и его эпосу – морской монотонный и все тот же великолепный ритм, всегда напоминающий Гомера... (С. Цвейг. Из книги «Три певца своей жизни. Казанова. Стендаль. Толстой»)

Что Толстой любит природу  и изображает ее с таким мастерством, до которого, кажется, никто и никогда  еще не возвышался, это знает всякий читавший его сочинения. Природа  не описывается, а живет у нашего великого художника. Иногда она является даже как бы одним из действующих  лиц повествования: вспомните несравненную сцену святочного катания Ростовых в "Войне и мире"...

Красота природы находит  в Толстом самого отзывчивого  ценителя... Но этот чрезвычайно чуткий человек, чувствующий как красота  природы вливается через глаза  в его душу, восторгается далеко не всякой красивой местностью. Толстой  любит только такие виды природы, которые пробуждают в нем сознание его единства с нею... (Г.В. Плеханов. «Толстой и природа»)

И при меньшем развитии творческих сил и художественных особенностей исторический роман из эпохи, столь близкой к современному обществу, возбудил бы напряженное  внимание публики. Почтенный автор  очень хорошо знал, что затронет еще свежие воспоминания своих современников  и ответит многим их потребностям и тайным симпатиям, когда положит  в основу своего романа характеристику нашего высшего общества и главных  политических деятелей эпохи Александра I, с нескрываемой целью построить  эту характеристику на разоблачающем  свидетельстве преданий, слухов, народного  говора и записок очевидцев. Труд предстоял ему не маловажный, но зато в высшей степени благодарный...

Автор принадлежит к числу  посвященных. Он владеет знанием  их языка и употребляет его  на то, чтоб открыть под всеми  формами светскости бездну легкомыслия, ничтожества, коварства, иногда совершенно грубых, диких и свирепых поползновений. Всего замечательнее одно обстоятельство. Лица этого круга состоят словно под каким-то зароком, присудившим  их к тяжелой каре – никогда  не постигать ни одного из своих  предположений, планов и стремлений. Точно гонимые неизвестной враждебной силой, они пробегают мимо целей, которые сами же и поставили для  себя, и если достигают чего-либо, то всегда не того, чего ожидали... Ничего не удается им, все валится из рук... Молодой Пьер Безухов, способный  понимать добро и нравственное достоинство, женится на женщине, столь же распутной, сколько и глупой по природе. Князь  Болконский, со всеми задатками серьезного ума и развития, выбирает в жены добренькую и пустенькую светскую куколку, которая составляет несчастие его  жизни, хотя он и не имеет причин на нее жаловаться; сестра его, княжна Мария, спасается от ига деспотических  замашек отца и постоянно уединенной деревенской жизни в теплое и  светлое религиозное чувство, которое  кончается связями с бродягами-святошами  и т. д. Так настойчиво возвращается в романе эта плачевная история  с лучшими людьми описываемого общества, что под конец, при всякой картине  где-либо зачинающейся юной и свежей жизни, при всяком рассказе об отрадном явлении, обещающем серьезный или  поучительный исход, читателя берет  страх и сомнение: вот, вот и  они обманут все надежды, изменят  добровольно своему содержанию и  поворотят в непроходимые пески  пустоты и пошлости, где и пропадут. И читатель почти никогда не ошибается; они действительно туда поворачивают и там пропадают. Но, спрашивается – какая же беспощадная рука и  за какие грехи отяготела над  всей этой средой... Что такое случилось? По-видимому, ничего особенного не случилось. Общество невозмутимо живет на том  же крепостном праве, как и его  предки; екатерининские заемные банки  открыты для него так же, как  и прежде; двери к приобретению фортуны и к разорению себя на службе точно так же стоят нараспашку, пропуская всех, у кого есть право  на проход через них; наконец, никаких  новых деятелей, перебивающих дорогу, портящих ему жизнь и путающих его соображения, в романе Толстого вовсе не показано. Отчего же, однако, общество это, еще в конце прошлого столетия верившее в себя безгранично, отличавшееся крепостью своего состава  и легко справлявшееся с жизнью, – теперь, по свидетельству автора, никак не может устроить ее по своему желанию, распалось на круги, почти  презирающие друг друга, и поражено бессилием, которое лучшим людям  его мешает даже и определить как  самих себя, так и ясные цели для духовной деятельности... (П.В. Анненков. «Исторические и эстетические вопросы  в романе “Война и мир”»)

Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчетливость и поэзия в картинах природы, изящная  простота – отличительные черты  таланта графа Толстого... Изображение  внутреннего монолога, без преувеличения, можно назвать удивительным. И, по нашему мнению, та сторона таланта  графа Толстого, которая дает ему  возможность уловить эти психические  монологи, составляет в его таланте  особенную, только ему свойственную силу... Особенная черта в таланте  графа Толстого так оригинальна, что нужно с большим вниманием  всматриваться в нее, и только тогда мы поймем всю ее важность для художественного достоинства  его произведений. Психологический  анализ есть едва ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому  таланту... Конечно, эта способность  должна быть врожденна от природы, как  и всякая другая способность; но было бы недостаточно остановиться на этом слишком общем объяснении: только самостоятельно (нравственной) деятельностью  развивается талант, и в этой деятельности, о чрезвычайной энергии которой  свидетельствует замеченная нами особенность  произведений графа Толстого, надобно  видеть основание силы, приобретенной  его талантом.

Мы говорим о самоуглублении, о стремлении к неутомимому наблюдению над самим собою. Законы человеческого  действия, игру страстей, сцепление  событий, влияние события и отношений  мы можем изучать, внимательно наблюдая других людей; но все знание, приобретаемое  этим путем, не будет иметь ни глубины, ни точности, если мы не изучим сокровеннейших законов психической жизни, игра которых открыта перед нами только в нашем (собственном) самосознании. Кто не изучил человека в самом  себе, никогда не достигнет глубокого  знания людей. Та особенность таланта  графа Толстого, о которой говорили мы выше, доказывает, что он чрезвычайно  внимательно изучил тайны человеческого  духа в самом себе; это знание драгоценно не только потому, что доставило  ему возможность написать картины  внутренних движений человече- ской мысли, на которые мы обратили внимание читателя, но еще, быть может, больше потому, что  дало ему прочную основу для изучения человеческой жизни вообще, для разгадывания характеров и пружин действия, борьбы страстей и впечатлений...

Есть в таланте г. Толстого еще другая сила, сообщающая его  произведениям совершено особенное  достоинство своею чрезвычайно  замечательной свежестью – чистота  нравственного чувства... Никогда  общественная нравственность не достигала  такого высокого уровня, как в наше благородное время, – благородное  и прекрасное, несмотря на остатки  ветхой грязи, потому что все силы свои напрягает оно, чтобы омыться  и очиститься от наследных грехов... Благотворное влияние этой черты  таланта не ограничивается теми рассказами или эпизодами, в которых она  выступает заметным образом на первый план: постоянно служит она оживительницею, освежительницею таланта. Что в  мире поэтичнее, прелестнее чистой юношеской  души, с радостною любовью откликающейся  на все, что представляется ей возвышенным  и благородным, чистым и прекрасным, как сама она?..

Граф Толстой обладает истинным талантом. Это значит, что  его произведения художественны, то есть в каждом из них очень полно  осуществляется именно та идея, которую  он хотел осуществить в этом произведении. Никогда не говорит он ничего лишнего, потому что это было бы противно условиям художественности, никогда  не безобразит он свои произведения примесью сцен и фигур, чуждых идее произведения. Именно в этом состоит одно из главных  достоинств художественности. Нужно  иметь много вкуса, чтобы оценить  красоту произведений графа Толстого, но зато человек, умеющий понимать истинную красоту, истинную поэзию, видит в  графе Толстом настоящего художника, то есть поэта с замечательным  талантом. (Н.Г. Чернышевский. «Военные рассказы Л.Н. Толстого»)

Изображения человеческих личностей  у Л. Толстого напоминают те полувыпуклые человеческие тела на горельефах, которые, кажется иногда, вот-вот отделятся  от плоскости, в которой изваяны  и которая их удерживает, окончательно выйдут и станут перед нами, как  совершенные изваяния, со всех сторон видимые, осязаемые; но это обман зрения. Никогда не отделятся они окончательно, из полукруглых не станут совершенно круглыми – никогда не увидим мы их с другой стороны.

В образе Платона Каратаева  художник сделал как бы невозможное  возможным: сумел определить живую, или, по крайней мере, на время кажущуюся  живой личность в безличности, в  отсутствии всяких определенных черт и острых углов, в особенной «круглости», впечатление которой поразительно-наглядное, даже как будто геометрическое возникает, впрочем, не столько из внутреннего, духовного, – сколько из внешнего, телесного облика: у Каратаева  «круглое тело», «круглая голова», «круглые движения», «круглые речи», «что-то круглое» даже в запахе. Он – молекула; он первый и последний, самое малое  и самое великое – начало и  конец. Он сам по себе не существует: он – только часть Всего, капля  в океане всенародной, всечеловеческой, вселенской жизни. И эту жизнь  воспроизводит он своею личностью  или безличностью так же, как водяная  капля своею совершенной круглостью воспроизводит мировую сферу. Как  бы то ни было, чудо искусства или  гениальнейший обман зрения совершается, почти совершился. Платон Каратаев, несмотря на свою безличность, кажется  личным, особенным, единственным. Но нам  хотелось бы узнать его до конца, увидеть  с другой стороны. Он добр; но, может  быть, он хоть раз в жизни на кого-нибудь подосадовал? он целомудрен; но, может  быть, он взглянул хоть на одну женщину  не так, как на других? но говорит  пословицами; но, может быть, но вставил  хоть однажды в эти изречения  слово от себя? Только бы одно слово, одна непредвиденная черточка нарушила эту слишком правильную, математически-совершенную  «круглость» – и мы поверили бы, что он человек из плоти и крови, что он есть.

Но, именно в минуту нашего самого пристального и жадного внимания, Платон Каратаев, как нарочно, умирает, исчезает, растворяется как водяной  шарик в океане. И когда он еще  более определяется в смерти, мы готовы признать, что ему и нельзя было опре- делиться в жизни, в человеческих чувствах, мыслях и действиях: он и  не жил, а только был, именно был, именно был «совершенно круглым» и этим исполнил свое назначение, так что  ему оставалось лишь умереть. И в  памяти нашей так же, как в памяти Пьера Безухова, Платон Каратаев навеки запечатлевается не живым лицом, а только живым олицетворением всего  русского, доброго и «круглого», то есть огромным, всемирно-историческим религиозным и нравственным символом.... (Д.С. Мережковский. Из трактата «Л. Толстой  и Достоевский», 1902 г.)

Жанровое и сюжетное своеобразие

Роман "Война и мир" – произведение большого объема. Оно  охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни  России и более пятисот различных  героев. Среди них есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, вымышленные герои и  множество людей, которым Толстой  даже не дает имен, например «генерал, который приказал», «офицер, который  не доехал». Таким образом писатель хотел показать, что движение истории  происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря  всем участникам событий. Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, автор создал не использованный до этого ни одним из писателей жанр, названный им романом-эпопеей.

В романе описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбенское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в  которых проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события в романе выполняют и  композиционную роль. Так как Бородинское  сражение во многом определило исход  войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав, оно является кульминационным  центром романа. Произведение вместило картины битвы, сменяющиеся изображением мира как полной противоположности  войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также  природы, то есть всего того, что  окружает человека в пространстве и  во времени. Споры, непонимание, скрытые  и откровенные конфликты, страх, неприязнь, любовь... Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои  литературного произведения.

Оказываясь рядом в  те или иные мгновения своей жизни, совсем не похожие друг на друга  люди неожиданно помогают самим себе лучше понять все оттенки чувств и мотивы поведения. Так, князь Андрей Болконский и Анатоль Курагин  сыграют важную роль в жизни Наташи Ростовой, но их отношение к этой наивной и хрупкой девочке  различно. Возникшая ситуация позволяет  разглядеть глубокую пропасть между  нравственными идеалами этих двух мужчин из высшего общества. Но их конфликт продолжается недолго – увидев, что Анатоль тоже ранен, князь  Андрей прощает своего соперника  прямо на поле боя. По мере развития действия романа мировоззрение героев меняется или постепенно углубляется. Триста тридцать три главы четырех  томов и двадцать восемь глав эпилога  складываются в четкую, определенную картину.

Повествование в романе ведется  не от первого лица, но присутствие  автора в каждой сцене ощутимо: он всегда пытается оценить ситуацию, показать свое отношение к поступкам  героя через их описание, через  внутренний монолог героя или  же через авторское отступление-рассуждение. Иногда писатель предоставляет читателю право самому разобраться в происходящем, показывая одно и то же событие  с разных точек зрения. Примером такого изображения может служить  описание Бородинского сражения: сначала  автор дает подробную историческую справку о расстановке сил, о  готовности к бою с той и  другой стороны, рассказывает о точке  зрения историков на данное событие; затем показывает сражение глазами  непрофессионала в военном деле – Пьера Безухова (то есть показывает чувственное, а не логическое восприятие события), раскрывает мысли князя  Андрея и поведение Кутузова во время  сражения. В своем романе Л.Н. Толстой  стремился выразить свою точку зрения на исторические события, показать отношение  к важным жизненным проблемам, ответить на главный вопрос: «В чем смысл  жизни?» И призыв Толстого в этом вопросе звучит так, что с ним  нельзя не согласиться: «Надо жить, надо любить, надо верить».

Портретная  характеристика героев

В романе Л.Н. Толстого "Война  и мир" свыше пятисот героев. Среди них императоры и государственные  деятели, полководцы и рядовые солдаты, аристократы и крестьяне. Одни герои, как нетрудно заметить, автору особенно симпатичны, другие, напротив, чужды  и неприятны. Средство портретной характеристики – одно из важнейших художественных средств в романе "Война и  мир".

Писатель выделяет какую-то отдельную черту в портрете героя  и постоянно обращает на нее наше внимание: это и большой рот  Наташи, и лучистые глаза Марьи, и  сухость князя Андрея, и массивность  Пьера, и старость и дряхлость  Кутузова, и округлость Платона Каратаева. Но остальные черты героев меняются, и Толстой описывает эти изменения  так, что можно понять все происходящее в душе героев. Часто Толстой применяет  прием контраста, подчеркивая несоответствие между внешним видом и внутренним миром, поведением героев и их внутренним состоянием. Например, когда Николай  Ростов по возвращении с фронта домой  при встрече с Соней сухо поздоровался и обратился к ней на «вы», в  душе они «назвали друг друга на “ты” и нежно поцеловались».

Одни портреты отличаются чрезмерной детализацией, другие, наоборот, едва набросаны. Однако чуть ли не каждый штрих дополняет наше представление  о герое. Например, представляя нам  одного из главных героев Андрея Болконского, писатель отмечает, что это был  «весьма красивый молодой человек  с определенными и сухими чертами». Уже одна эта фраза говорит  о том, что герой отличается сдержанностью, практичностью и сильной волей. Кроме того, мы можем догадываться и о присущей ему «гордости  мысли», которую почувствует в  нем его сестра Марья Болконская. А в ее портрете автор особенно выделит одну-единственную деталь, передающую сущность натуры героини. У  Марьи «некрасивое слабое тело и  худое лицо», но «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые... были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Вот эти  «лучистые» глаза красноречивее  всяких слов говорят о душевной красоте  Марье Болконской. Внешней красотой не отличается и любимая героиня  Толстого Наташа Ростова, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая...»  Своей живостью, жизнерадостностью  она прежде всего и дорога автору. А вот Соня, кузина Наташи, по словам писателя, напоминает «красивого, но еще  не сформировавшегося котенка, который  будет прелестной кошечкой». И читатель чувствует, что Соне далеко до Наташи, ей как будто бы не хватает того душевного богатства, которым щедро  наделена толстовская любимица.

Информация о работе Критика на произведение "Война и мир"