Критика на произведение "Война и мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:38, сочинение

Описание

Произведение, явившееся, по словам самого Толстого, результатом «безумного авторского усилия», увидело свет на страницах журнала «Русский вестник» в 1868—1869 годах. Успех «Войны и мира», по воспоминаниям современников, был необыкновенный. Русский критик Н. Н. Страхов писал: «В таких великих произведениях, как «Война и мир», всего яснее открывается истинная сущность и важность искусства. Поэтому «Война и мир» есть также превосходный пробный камень всякого критического и эстетического понимания, а вместе и жестокий камень преткновения для всякой глупости и всякого нахальства. Кажется, легко понять, что не «Войну и мир» будут ценить по вашим словам и мнениям, а вас будут судить по тому, что вы скажете о «Войне и мире».

Работа состоит из  1 файл

ВОЙНА И МИР.docx

— 124.30 Кб (Скачать документ)

Но Толстой напоминает, что есть и другие люди, думающие об ином: «За завтрашний день должны... быть розданы большие награды  и выдвинуты вперед новые люди». Первый среди этих «ловцов наград и выдвижений» – Борис Друбецкой, в длинном сюртуке и с плетью через плечо, как у Кутузова. С  легкой, свободной улыбкой он сначала, доверительно понизив голос, ругает Пьеру левый фланг и осуждает Кутузова, а затем, заметив приближающегося  Михаила Илларионовича, хвалит и  его левый фланг, и самого главнокомандующего. Благодаря таланту всем нравиться  он «сумел удержаться при главной  квартире», когда Кутузов выгнал многих ему подобных. Вот и в  этот момент он сумел найти слова, которые могут быть приятны Кутузову, и говорит их Пьеру, рассчитывая, что главнокомандующий их услышит: «Ополченцы – те прямо надели чистые, белые рубахи, чтобы приготовиться  к смерти. Какое геройство, граф!»  Борис рассчитал правильно: Кутузов  услышал эти слова, запомнил их –  и вместе с ними Друбецкого.

Не случайна и встреча  Пьера с Долоховым. Невозможно поверить, что Долохов, кутила и бретер, может  извиниться перед кем бы то ни было, но он делает это: «Очень рад встретить  вас здесь, граф, – сказал он ему  громко и не стесняясь присутствия  посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что  я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал  бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня».

Пьер и сам не мог  объяснить, зачем он поехал на Бородинское  поле. Он знал только, что в Москве оставаться невозможно. Он хотел своими глазами видеть то непонятное ему  и величественное, что должно было произойти в его судьбе и судьбе России, а также увидеть князя  Андрея, который смог объяснить ему  все происходящее. Только ему мог  поверить Пьер, только от него ждал в  этот решающий момент своей жизни  важных слов. И они встретились. Князь  Андрей ведет себя по отношению к  Пьеру холодно, почти враждебно. Безухов одним своим видом  напоминает ему о прежней жизни, а главное – о Наташе, а князь  Андрей хочет поскорее забыть о ней. Но, разговорившись, князь Андрей совершил то, чего ждал от него Пьер, – со знанием  дела объяснил положение дел в  армии. Как и все солдаты и  большинство офицеров, он считает  величайшим благом отстранение от дел  Барклая и назначение на пост главнокомандующего Кутузова: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был  прекрасный министр, но как только она  в опасности, нужен свой, родной человек».

Кутузов для князя Андрея, как и для всех солдат, – человек, который понимает, что успех войны  зависит от «того чувства, которое  есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате». Этот разговор был важен не только для  Пьера, но и для князя Андрея. Высказывая свои мысли, он сам ясно понял и  в полной мере осознал, как ему  было жалко свою жизнь и своей  дружбы с Пьером. Но князь Андрей – сын своего отца, и его чувства никак не проявятся. Он почти насильно выставил Пьера от себя, но, прощаясь, «быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал...»

26 августа – день Бородинского  сражения – глазами Пьера мы  видим красивое зрелище: пробивающееся  сквозь туман яркое солнце, вспышки  выстрелов, «молнии утреннего  света» на штыках войск... Пьеру,  как ребенку, захотелось быть  там, где были эти дымы, эти  блестящие штыки и пушки, это  движение, эти звуки». Он долго  еще ничего не понимал: приехав  на батарею Раевского, «никак  не думал, что это... было самое  важное место в сражении», не  замечал раненых и убитых. В  представлении Пьера война должна  быть торжественным событием, а  для Толстого это – тяжелая  и кровавая работа. Вместе с  Пьером читатель убеждается в  правоте писателя, с ужасом наблюдая  за ходом сражения.

Каждый в сражении занимал  свою нишу, выполнял честно или не очень  свой долг. Кутузов это прекрасно  понимает, почти не вмешивается в  ход сражения, доверяя русским  людям, для которых это сражение – не тщеславная игра, а решающая веха в их жизни и смерти. Пьер волей судьбы оказался на «батарее Раевского», где происходили решающие события, как потом напишут историки. Но Безухову и без них «казалось, что это место (именно потому, что  он находился на нем) было одно из самых  значительных мест сражения». Подслеповатым  глазам штатского не видно всего  масштаба событий, а видно только то, что происходит вокруг. И здесь, как в капле воды, отразился  весь драматизм битвы, ее неимоверный  накал, ритм, напряжение от происходящего. Батарея несколько раз переходит  из рук в руки сражающихся. Пьеру  не удается остаться созерцателем, он активно участвует в защите батареи, но делает все по наитию, из чувства самосохранения. Безухову страшно  от происходящего, он наивно думает, что  «...теперь они (французы) оставят это, теперь они ужаснутся того, что  они сделали! Но солнце, застилаемое  дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что-то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянно- сти, как  человек, который, надрываясь, кричит из последних сил».

Толстой стремился показать войну глазами ее участников, современников, но иногда смотрел на нее с точки  зрения историка. Так, он обращал внимание на плохую организацию, удачные и  неудачные планы, которые рушились из-за ошибок военачальников. Показывая  военные действия с этой стороны, Толстой преследовал еще одну цель. В начале третьего тома он говорит, что война – «противное человеческому  разуму и всей человеческой природе  событие». Прошлой войне вообще не было оправданий, потому что вели ее императоры. В этой же войне была правда: когда враг приходит на твою землю, ты обязан защищаться, что и  делала русская армия. Но как бы то ни было, война по-прежнему оставалась грязным, кровавым делом, что и понял  Пьер на батарее Раевского.

Эпизод, когда ранили князя  Андрея, не может оставить читателя равнодушным. Но самое обидное, что  его гибель бессмысленна. Он не бросился вперед со знаменем, как при Аустерлице, он не был на батарее, как под Шенграбеном, – он лишь ходил по полю, считая шаги и прислушиваясь к шуму снарядов. И в этот момент его настигло вражеское  ядро. Стоявший рядом с князем Андреем  адъютант лег и ему крикнул: «Ложись!»  Болконский стоял и думал о  том, что не хочет умирать, и «вместе  с тем помнил о том, что на него смотрят». Князь Андрей не мог поступить  иначе. Он, с его чувством чести, с  его благородной доблестью, не мог  лечь. В любой ситуа- ции находятся  люди, которые не могут бежать, не могут молчать и прятаться  от опасности. Такие люди обычно гибнут, но в памяти других остаются героями.

Князь был смертельно ранен; истекал кровью, русские войска стояли на занятых рубежах. Наполеон был  в ужасе, он еще не видел подобного: «двести орудий направлены на русских, но... русские все так же стоят...»  Он смел писать, что поле битвы было «великолепно», но его устилали тела тысяч, сотен тысяч убитых и раненых, но это уже не интересовало Наполеона. Главное, что не удовлетворено его  тщеславие: он не одержал сокрушительной и яркой победы. Наполеон в это  время «желтый, опухлый, тяжелый, с  мутными глазами, красным носом  и охриплым голосом... сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к  звукам пальбы... Он с болезненной  тоской ожидал конца того дела, которого считал себя причиной, но которого не мог  остановить».

Здесь Толстой впервые  показывает его естественным. Накануне битвы он долго и с удовольствием  занимался своим туалетом, затем  принял приехавшего из Парижа придворного  и разыграл небольшой спектакль  перед портретом своего сына. Для  Толстого Наполеон – воплощение суетности, той самой, которую он ненавидит  в князе Василии и Анне Павловне. Настоящий человек, по мнению писателя, не должен заботиться о впечатлении, которое он производит, а должен спокойно отдаваться воле событий. Таким  он изображает русского полководца. «Кутузов сидел, понурив седую голову и  опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел  Пьер. Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Он не суетится, доверяя людям проявлять инициативу, где это нужно. Он понимает бессмысленность  своих распоряжений: все будет  так, как будет, он не мешает людям  мелочной опекой, а верит в высокий  дух русской армии.

Великий гуманист Л.Н. Толстой  правдиво, документально точно отразил  события 26 августа 1812 года, дав свою трактовку важнейшему историческому  событию. Автор отрицает решающую роль личности в истории. Не Наполеон и  Кутузов руководили сражением, оно  шло, как должно было идти, как смогли «повернуть» его тысячи участвующих  в нем с обеих сторон людей. Прекрасный баталист, Толстой сумел  показать трагедию войны для всех участников, независимо от национальности. Правда была на стороне русских, но они убивали людей, гибли сами ради тщеславия одного «маленького  человечка». Говоря об этом, Толстой  как бы «предостерегает» человечество от войн, от бессмысленной вражды и  от кровопролитий.

Образ автора в романе

Роман "Война и мир" охватывает пятнадцать лет из жизни  России и Европы, он насыщен военно-историческими  событиями, широкими бытовыми картинами. И во всем, что изображено в произведении, проявляется личность автора. Критерий нравственности в оценке событий, явлений, действий, поступков героев – определяющий. Толстой не только с потрясающей  достоверностью изображает исторические события, но и выражает свое отношение  к ним, делает теоретические выводы.

В центре романа – изображение  войны и мира как противоестественного и естественного состояния жизни  людей. В начале своей творческой деятельности Толстой признавался, что его всегда интересовала война, но не как «комбинация действий великих  полководцев», а как «самый факт убийства» одних ни в чем не повинных людей другими.

Писатель отрицал войну  как явление, противное человеческому  разуму, горячо спорил с теми, кто  находил «красоту ужаса» в войне. Эти взгляды отражены в романе "Война и мир". Так, при описании войны 1805 года Толстой выступает  как писатель-пацифист. Одного из героев романа, Николая Ростова, присутствующего  на торжествах в Тильзите, где происходила  встреча Александра I и Наполеона, «мучают страшные сомнения; для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?»

При описании войны 1812 года Толстой  переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстает в изображении  писателя как война народная. Толстой  убежден, что эту войну выиграл  народ. Автор создал множество образов  мужиков, солдат, суждения которых в  совокупности составляют народное мироощущение.

Толстой показал мужество народа, его истинный героизм и  патриотизм, добродушие. В самых  тяжелых условиях он не теряет чувство  юмора. Так, на батарее Раевского, месте, где, по словам Толстого, сложилась  самая тяжелая обстановка, во время  боя «краснорожий» солдат сопровождает шуткой полет каждого снаряда: «Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила».

Народу в полной мере присущи  сердечность и доброта. Солдата, который вздумал пошутить над  пленными французами, обрывают: «Что врешь  нескладно!» Так из отдельных  образов складыва- ется единый образ  народа-богатыря. Автор не только описывает  народный подвиг в войне 1812 года, но и анализирует истоки этого подвига.

Мысль "народная"

Толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем  свою главную мысль. В "Войне и  мире" писатель, по его признанию, любил «мысль народную». Она заключается  не только и не столько в изображении  самого народа, его быта, жизни, а  в том, что каждый положительный  герой романа в конце концов связывает  свою судьбу с судьбой нации.

Кризисная обстановка в стране, вызванная стремительным продвижением наполеоновских войск в глубь  России, выявила в людях их лучшие качества, дала возможность пристальнее  всмотреться в того мужика, который  прежде воспринимался дворянами  лишь как обязательный атрибут помещичьей усадьбы, уделом которого был тяжелый  крестьянский труд. Когда над Россией  нависла серьезная угроза порабощения, мужики, одетые в солдатские шинели, забыв свои давние горести и обиды, вместе с «господами» мужественно  и стойко защищали родину от могущественного  врага. Командуя полком, Андрей Болконский впервые увидел в крепостных крестьянах героев-патриотов, готовых на смерть ради спасения отечества. Эти главные  человеческие ценности, в духе «простоты, добра и правды», по мнению Толстого, и представляют «мысль народную», которая  составляет душу романа и основной его смысл. Именно она объединяет крестьянство с лучшей частью дворянства единой целью – борьбой за свободу  Отечества. Крестьянство, организовывавшее партизанские отряды, бесстрашно истребляющие французскую армию в тылу, сыграло  огромную роль в окончательном уничтожении  врага.

Под словом «народ» Толстой  понимал все патриотически настроенное  население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие. Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет  их фальши, лицемерию света. Толстой  показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева.

Тихон Щербатый выделяется в  отряде Денисова своей необычной  удалью, ловкостью и отчаянной  смелостью. Этот мужик, который сначала  в одиночку сражался с «миродерами» в родной деревне, пристав к партизанскому  отряду Денисова, вскоре стал в нем  самым полезным человеком в отряде. Толстой сосредоточил в этом герое  типичные черты русского народного  характера. В образе Платона Каратаева  показан иной тип русского мужика. Своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма этот неприметный  «кругленький» мужичок сумел  возвратить оказавшемуся в плену  Пьеру Безухову веру в людей, добро, любовь, справедливость. Его душевные качества противопоставлены высокомерию, эгоизму и карьеризму высшего  петербургского света. Платон Каратаев остался для Пьера самым дорогим  воспоминанием, «олицетворением всего  русского, доброго и круглого».

Информация о работе Критика на произведение "Война и мир"