Курс лекций по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:49, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Литература"

Работа состоит из  1 файл

зарубежная литература 20 век.docx

— 124.60 Кб (Скачать документ)

     «Похождения бравого солдата Швейка» называют историческим романом, называют и сатирическим романом. Конечно, «Похождения бравого солдата Швейка» не похожи на обычные исторические романы. В них нет объективности, приличествующей историку. В них краски чрезвычайно сгущены. Автор широко пользуется приемами гротеска, гиперболы, карикатуры. Но при всем том Гашек разоблачает своими приемами сатиры причины крушения Австро-Венгрии. И это история.

     Успех Швейка был огромен. Появились несметные  подражатели. Швейк стал нарицательным  именем и замелькал в фельетонах и рассказах.

     Замечательный роман принес его автору посмертную славу. Но имя Ярослава Гашека будет  жить в мировой литературе, пока живет образ Швейка. А ему суждена  долгая жизнь. Он принадлежит мировой  классической сатире.  
 
 

    Лекция 4. Осмысление опыта  первой мировой войны  и проза писателей  «потерянного поколения».  

  1. «Потерянное поколение»: многозначность термина  и национальная специфика явления. Психологическая и социальная сущность «потерянности».

     1920-е  годы  — период смены вех  в литературе. Он отмечен как  разносторонним осмыслением историко-культурного  сдвига, так и вступлением в  права нового литературного поколения,  представление о котором так или иначе ассоциировалось с образом «потерянного поколения». Эти слова (произнесенные по-французски, а затем переведенные на английский язык) приписываются писательнице Г. Стайн и были адресованы молодым людям, побывавшим на фронтах первой мировой войны, потрясенным ее жестокостью и не сумевшим в послевоенное время на прежних основаниях «войти в колею» мирной жизни. Прославил же сентенцию Стайн («Все вы — потерянное поколение») Э. Хемингуэй, вынесший ее в виде одного из эпиграфов на титульный лист своего первого романа «И восходит солнце» (1926).

     Мотивы  «потерянности» по-разному заявили  о себе в таких романах, как  «Великий Гэтсби» (1925) Ф. С. Фицджералда, «Солдатская награда» (1926) и «Сарторис» (1929) У. Фолкнера, «И восходит солнце» (1926), «Прощай, оружие!» (1929) Э. Хемингуэя, «На  западном фронте без перемен» (1929) Э. М. Ремарка, «Смерть героя» (1929) Р. Олдингтона. 

  1. Литература  «потерянного поколения» — человек на войне, человек после войны; общие проблемы победителей и побежденных.

     «Потерянность»  в широком смысле  — это  следствие разрыва и с системой ценностей, восходящих к «пуританизму», «традиции благопристойности» и  т. д., и с довоенным представлением о том, какими должны быть тематика и стилистика художественного произведения.

     Мучительное осмысление «заката Запада», собственного одиночества, равно как и проснувшаяся ностальгия по органической цельности  мира, привели их к настойчивым  поискам новой идеальности, которую  они формулировали прежде всего в терминах художественного мастерства.

     Жестокости  и хаосу мира способна противостоять  «ярость» творческого усилия — таков  подтекст хрестоматийных произведений «потерянного поколения», общими чертами которых являются трагическая тональность, интерес к теме самопознания, а также лирическое напряжение.

     Жестокость  современности не могла не облечься в метафору войны. Если в начале 1920-х  годов она трактуется достаточно конкретно, то к концу десятилетия  становится олицетворением важнейшего измерения человеческого существования  вообще. Наиболее ярко о протесте против «норм» цивилизации в свете опыта  Соммы и Вердена говорит Хемингуэй  устами лейтенанта Фредерика Генри, центрального персонажа романа «Прощай, оружие!»: «Абстрактные слова, такие, как «слава», «подвиг», «доблесть» или «святыня», были непристойны рядом с конкретными названиями деревень, номерами дорог, названиями рек, номерами полков и датами». 

  1. Романы  Р. Олдингтона, Э. М. Ремарка.

     Характерным произведением для поэтики и  проблематики литературы «потерянного поколения» является роман «Смерть  героя» (1929) английского писателя Ричарда  Олдингтона (1892 — 1962), книга дерзкая и бесстрашная.

     В 1916 году юный одаренный поэт, сторонник  имажизма и редактор журнала «Эготист», Ричард Олдингтон был призван  в армию, отправлен на фронт, тяжело ранен. «Смерть героя», по словам автора, «...в сущности, надгробный плач, слабая попытка создать памятник поколению, которое на многое надеялось, честно боролось и глубоко страдало». Герой  этой автобиографической книги, молодой интеллигент, прочитал к шестнадцати годам всех поэтов, начиная с Чосера, прекрасно знал не только английскую поэзию, но и живопись, сам пробовал себя в искусстве. На войне он стал просто порядковым номером, тридцать одна тысяча восемьсот девятнадцатым, одним из тысяч безликих. На фронте не нужны личности, не нужны таланты, там нужны только послушные солдаты, упорядоченные, подобно вещам. Джордж Уинтерборн не смог и не захотел приспособиться к войне, не научился убивать и лгать; не помогла и поездка домой, не оказалось опоры в тылу: ни «любящие» родители, ни жена, ни подруга не смогли постичь меру его отчаяния и одиночества, понять его поэтическую душу или хотя бы не травмировать ее расчетом и деловитостью.

     Мотивы  «странной» и совсем негероической  смерти Джорджа малопонятны для  окружающих: о его личной трагедии мало кто догадывался. Его смерть была скорее самоубийством, добровольным выходом из ада жестокости и бессовестности, честным выбором бескомпромиссного таланта, не вписавшегося в войну. Как Джордж и предполагал, его безвременную смерть в возрасте двадцати лет с небольшим оставшиеся в живых перенесли «стоически». Родители Джорджа лицемерны, а этот порок видится автору почти что национальным свойством.

     Роман Олдингтона уникален по форме. Композиция романа Олдингтона повторяет трехчастное музыкальное произведение с прологом: каждую часть сопровождают особые тональность и темп  —  от умеренно-быстрого в прологе, где сообщается о смерти героя, к оживленному, когда речь идет о рождении и юности, и, наконец, до медленного адажио в части романа, посвященной войне, Западному фронту. Олдингтон считал, что такой темпоритм наилучшим образом отвечает теме и душевному состоянию как автора, так и героев романа.

     Как видим, книги о войне расходились  с традиционным жанром романа, любовная проблематика оказывалась потесненной военной, что существенно влияло на поэтику.

     Итак, роман Олдингтона  —  это «надгробный плач». Отчаяние захлестывает автора так сильно, что ни сострадание, ни сочувствие, ни даже любовь, столь спасительные для героев Ремарка и Хемингуэя, не могут помочь. Даже в ряду других книг «потерянного поколения», бескомпромиссных и резких, роман Олдингтона по силе отрицания пресловутых викторианских ценностей не имеет себе равных.

     Успех Э. М. Ремарку принес роман «На  Западном фронте без перемен» (1929) —  поразительно простая и правдивая  книга о войне, о тех ее жертвах, что вошли в историю как  «потерянное поколение». Это —  история убийства на войне семи одноклассников, отравленных шовинистической пропагандой  в школах кайзеровской Германии и  прошедших подлинную школу на холмах Шампани, у фортов Вердена, в  сырых и грязных окопах на Сомме. Здесь оказались уничтоженными  понятия о добре и зле, обесцененными  нравственные принципы.

     За  один день мальчики превратились в  солдат, чтобы  вскоре быть бессмысленно убитыми. Они постепенно осознавали свое ужасающее одиночество, свою старость (хотя каждому из них было не более  двадцати) и обреченность: «из клетки войны выход один — быть убитым».

     Ведущая в романе тема бессмысленности войны  осознается ее героями как простая  истина: убитый тобой — не твой враг, он — такой же несчастный.

     В романе Ремарка — жестокая правда и тихий пафос неприятия войны, что определило жанровые особенности книги как психологической повести-плача, хотя, в отличие от Олдингтона, подчеркнувшего, что он писал реквием, Ремарк нейтрален.

     Продолжением  фронтовой тематики у Ремарка  станут романы «Возвращение» (1931) и  «Три товарища» (1938) — правдивые  истории о жертвах войны, которых  обошли ее снаряды. Усталые, опустошенные и растерявшие надежды, они так  и не смогут прижиться в послевоенных буднях, хотя и исповедуют свою мораль выживания — дружбу и братство.

     Ремарк  виртуозно владел классической романной формой. Он обходился без формальных новшеств, следуя лишь правде передачи психологических состояний и  занимательности сюжетных коллизий. 
 
 

    Лекция 5. Американская литература первой половины XX века.  

  1. Различные формы эпопеи в литературе США 30-х  годов. Романы Дж. Дос Пассоса, Т. Вулфа.

     Джон  Родериго Дос Пассос (1896 — 1970), прозаик, романист, драматург, публицист, историк, культуролог, один из классиков литературы XX в., отвечал своим творчеством внутренним потребностям «политизированного» времени. В 20—30-е гг. пользовался широкой популярностью не только в США, но и в международном масштабе, переводился на многие языки, вызывал острый интерес как один из создателей «экспериментального» романа.

     Вместе  с Хемингуэем, Фолкнером, Фицджеральдом  принадлежал к писателям «потерянного поколения», прошедших горнило войны и испытавших чувство острейшего разочарования и опустошенности. Дебютировал антивоенным романом «Посвящение молодого человека. 1917» (1920), герой которого Мартин Хау, фигура во многом автобиографическая, проникается глубокой неприязнью к войне. В этом произведении, фрагментарном, эскизном, близком к репортажу, Дос Пассос впервые применяет экспериментальную технику повествования, которая получит дальнейшее развитие в романах 20-х — начала 30-х гг.

     Дос Пассос был чуток к новым художественным веяниям, обогащал саму романную форму, оригинально усваивая и используя  авангардистские приемы в искусстве. Это показало его второе крупное  произведение «Манхэттен» (1924), задуманный как «коллективный роман». В центре его было изображение многообразной, «калейдоскопической» жизни огромного  города Нью-Йорка и его делового центра — Манхэттена, построенное в виде серии эпизодов и сцен. Как чередование авторского повествования с голосами героев действовало несколько десятков его обитателей, данных фрагментарно, почти пунктирно. Используя принцип т. н. «симультанного действия», стремясь показать жизнь героев в движении, Дос Пассос постоянно переключает внимание с одного персонажа на другой.

     Начав работать в конце 20-х гг. над своим  самым значительным, всемирно известным  произведением — трилогией «США», он «интегрировал» в ее повествовательную ткань некоторые приемы кинематографического монтажа, театрального экспрессионизма; он добился также интересного «сплава» художественной беллетристики и документального материала.

     В трилогии «США» (в нее вошли романы «42-я параллель», 1930; «1919», 1932; «Большие деньги», 1936) Дос Пассос озаботился новаторской задачей — создать художественно-документальную хронику тридцатилетнего периода в жизни американского общества: от испано-американской войны 1898 г. до кризиса 1929 г. Ни одно произведение Дос Пассоса не удостаивалось столь единодушных похвал, как завершенная трилогия. Она получила международное признание.

     С конца 30-х гг. писатель работает над  второй трилогией «Округ Колумбия» (1952), в центре которой история  семьи Спотсвудов, отца и сыновей. Трилогия, написанная в отличие от трилогии «США» в основном, особенно в первых двух романах, в традиционной манере, была художественно несколько  бледнее прежних книг Дос Пассоса.

     Вся его писательская карьера была воодушевлена изображением «борьбы человека против угнетающих его институтов». Если что  и менялось у него, так это представление  о главной опасности. Вначале  она виделась ему во «всевластии  денег», позднее — в «современном государстве», в его «тоталитарных и бюрократических структурах».

     Томас Вулф (1900 — 1938) — писатель, литературная деятельность которого продолжалась немногим более десятилетия. Но в истории литературы США он успел занять заметное место. Вулф принадлежит к числу тех художников, истинные масштабы творчества которых становятся очевиднее с течением времени. Ныне имя его справедливо связано с плеядой крупнейших писателей, сформировавших американскую прозу в 1920—30-х гг., — от Шервуда Андерсона до молодого Фолкнера.

     Еще со студенческих лет литература стала  призванием Вулфа, делом, которому он отдавался  с настойчивой энергией, преодолевая  препятствия и неудачи. В сущности, Вулф всю жизнь писал одну колоссальную «Книгу», стремясь вобрать в нее  всю Америку с ее прошлым и  настоящим, городами — большими и  малыми — и дикой природой, социальными  катастрофами и кипением человеческих страстей.

     Вулф  успел завершить и опубликовать, кроме первого романа «Взгляни на дом свой, ангел» (1929), только одно произведение этого грандиозного цикла — книгу  «О времени и о реке» (1935); две  другие — «Паутина и скала» (1939) и  «Домой возврата нет» (1940) — были подготовлены к печати в соответствии с авторским  планом его редакторами и изданы посмертно, как и сборники его  рассказов и фрагментов.

Информация о работе Курс лекций по "Литературе"