Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:49, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Литература"
«Похождения
бравого солдата Швейка»
Успех Швейка был огромен. Появились несметные подражатели. Швейк стал нарицательным именем и замелькал в фельетонах и рассказах.
Замечательный
роман принес его автору посмертную
славу. Но имя Ярослава Гашека будет
жить в мировой литературе, пока
живет образ Швейка. А ему суждена
долгая жизнь. Он принадлежит мировой
классической сатире.
Лекция
4. Осмысление опыта
первой мировой войны
и проза писателей
«потерянного поколения».
1920-е
годы — период смены вех
в литературе. Он отмечен как
разносторонним осмыслением
Мотивы
«потерянности» по-разному заявили
о себе в таких романах, как
«Великий Гэтсби» (1925) Ф. С. Фицджералда,
«Солдатская награда» (1926) и «Сарторис»
(1929) У. Фолкнера, «И восходит солнце» (1926),
«Прощай, оружие!» (1929) Э. Хемингуэя, «На
западном фронте без перемен» (1929) Э.
М. Ремарка, «Смерть героя» (1929) Р. Олдингтона.
«Потерянность» в широком смысле — это следствие разрыва и с системой ценностей, восходящих к «пуританизму», «традиции благопристойности» и т. д., и с довоенным представлением о том, какими должны быть тематика и стилистика художественного произведения.
Мучительное осмысление «заката Запада», собственного одиночества, равно как и проснувшаяся ностальгия по органической цельности мира, привели их к настойчивым поискам новой идеальности, которую они формулировали прежде всего в терминах художественного мастерства.
Жестокости и хаосу мира способна противостоять «ярость» творческого усилия — таков подтекст хрестоматийных произведений «потерянного поколения», общими чертами которых являются трагическая тональность, интерес к теме самопознания, а также лирическое напряжение.
Жестокость
современности не могла не облечься
в метафору войны. Если в начале 1920-х
годов она трактуется достаточно
конкретно, то к концу десятилетия
становится олицетворением важнейшего
измерения человеческого
Характерным произведением для поэтики и проблематики литературы «потерянного поколения» является роман «Смерть героя» (1929) английского писателя Ричарда Олдингтона (1892 — 1962), книга дерзкая и бесстрашная.
В 1916 году юный одаренный поэт, сторонник имажизма и редактор журнала «Эготист», Ричард Олдингтон был призван в армию, отправлен на фронт, тяжело ранен. «Смерть героя», по словам автора, «...в сущности, надгробный плач, слабая попытка создать памятник поколению, которое на многое надеялось, честно боролось и глубоко страдало». Герой этой автобиографической книги, молодой интеллигент, прочитал к шестнадцати годам всех поэтов, начиная с Чосера, прекрасно знал не только английскую поэзию, но и живопись, сам пробовал себя в искусстве. На войне он стал просто порядковым номером, тридцать одна тысяча восемьсот девятнадцатым, одним из тысяч безликих. На фронте не нужны личности, не нужны таланты, там нужны только послушные солдаты, упорядоченные, подобно вещам. Джордж Уинтерборн не смог и не захотел приспособиться к войне, не научился убивать и лгать; не помогла и поездка домой, не оказалось опоры в тылу: ни «любящие» родители, ни жена, ни подруга не смогли постичь меру его отчаяния и одиночества, понять его поэтическую душу или хотя бы не травмировать ее расчетом и деловитостью.
Мотивы «странной» и совсем негероической смерти Джорджа малопонятны для окружающих: о его личной трагедии мало кто догадывался. Его смерть была скорее самоубийством, добровольным выходом из ада жестокости и бессовестности, честным выбором бескомпромиссного таланта, не вписавшегося в войну. Как Джордж и предполагал, его безвременную смерть в возрасте двадцати лет с небольшим оставшиеся в живых перенесли «стоически». Родители Джорджа лицемерны, а этот порок видится автору почти что национальным свойством.
Роман Олдингтона уникален по форме. Композиция романа Олдингтона повторяет трехчастное музыкальное произведение с прологом: каждую часть сопровождают особые тональность и темп — от умеренно-быстрого в прологе, где сообщается о смерти героя, к оживленному, когда речь идет о рождении и юности, и, наконец, до медленного адажио в части романа, посвященной войне, Западному фронту. Олдингтон считал, что такой темпоритм наилучшим образом отвечает теме и душевному состоянию как автора, так и героев романа.
Как видим, книги о войне расходились с традиционным жанром романа, любовная проблематика оказывалась потесненной военной, что существенно влияло на поэтику.
Итак, роман Олдингтона — это «надгробный плач». Отчаяние захлестывает автора так сильно, что ни сострадание, ни сочувствие, ни даже любовь, столь спасительные для героев Ремарка и Хемингуэя, не могут помочь. Даже в ряду других книг «потерянного поколения», бескомпромиссных и резких, роман Олдингтона по силе отрицания пресловутых викторианских ценностей не имеет себе равных.
Успех
Э. М. Ремарку принес роман «На
Западном фронте без перемен» (1929) —
поразительно простая и правдивая
книга о войне, о тех ее жертвах,
что вошли в историю как
«потерянное поколение». Это —
история убийства на войне семи одноклассников,
отравленных шовинистической
За один день мальчики превратились в солдат, чтобы вскоре быть бессмысленно убитыми. Они постепенно осознавали свое ужасающее одиночество, свою старость (хотя каждому из них было не более двадцати) и обреченность: «из клетки войны выход один — быть убитым».
Ведущая в романе тема бессмысленности войны осознается ее героями как простая истина: убитый тобой — не твой враг, он — такой же несчастный.
В романе Ремарка — жестокая правда и тихий пафос неприятия войны, что определило жанровые особенности книги как психологической повести-плача, хотя, в отличие от Олдингтона, подчеркнувшего, что он писал реквием, Ремарк нейтрален.
Продолжением фронтовой тематики у Ремарка станут романы «Возвращение» (1931) и «Три товарища» (1938) — правдивые истории о жертвах войны, которых обошли ее снаряды. Усталые, опустошенные и растерявшие надежды, они так и не смогут прижиться в послевоенных буднях, хотя и исповедуют свою мораль выживания — дружбу и братство.
Ремарк
виртуозно владел классической романной
формой. Он обходился без формальных
новшеств, следуя лишь правде передачи
психологических состояний и
занимательности сюжетных коллизий.
Лекция
5. Американская литература
первой половины XX века.
Джон Родериго Дос Пассос (1896 — 1970), прозаик, романист, драматург, публицист, историк, культуролог, один из классиков литературы XX в., отвечал своим творчеством внутренним потребностям «политизированного» времени. В 20—30-е гг. пользовался широкой популярностью не только в США, но и в международном масштабе, переводился на многие языки, вызывал острый интерес как один из создателей «экспериментального» романа.
Вместе
с Хемингуэем, Фолкнером, Фицджеральдом
принадлежал к писателям «
Дос
Пассос был чуток к новым
Начав работать в конце 20-х гг. над своим самым значительным, всемирно известным произведением — трилогией «США», он «интегрировал» в ее повествовательную ткань некоторые приемы кинематографического монтажа, театрального экспрессионизма; он добился также интересного «сплава» художественной беллетристики и документального материала.
В трилогии «США» (в нее вошли романы «42-я параллель», 1930; «1919», 1932; «Большие деньги», 1936) Дос Пассос озаботился новаторской задачей — создать художественно-документальную хронику тридцатилетнего периода в жизни американского общества: от испано-американской войны 1898 г. до кризиса 1929 г. Ни одно произведение Дос Пассоса не удостаивалось столь единодушных похвал, как завершенная трилогия. Она получила международное признание.
С конца 30-х гг. писатель работает над второй трилогией «Округ Колумбия» (1952), в центре которой история семьи Спотсвудов, отца и сыновей. Трилогия, написанная в отличие от трилогии «США» в основном, особенно в первых двух романах, в традиционной манере, была художественно несколько бледнее прежних книг Дос Пассоса.
Вся его писательская карьера была воодушевлена изображением «борьбы человека против угнетающих его институтов». Если что и менялось у него, так это представление о главной опасности. Вначале она виделась ему во «всевластии денег», позднее — в «современном государстве», в его «тоталитарных и бюрократических структурах».
Томас Вулф (1900 — 1938) — писатель, литературная деятельность которого продолжалась немногим более десятилетия. Но в истории литературы США он успел занять заметное место. Вулф принадлежит к числу тех художников, истинные масштабы творчества которых становятся очевиднее с течением времени. Ныне имя его справедливо связано с плеядой крупнейших писателей, сформировавших американскую прозу в 1920—30-х гг., — от Шервуда Андерсона до молодого Фолкнера.
Еще со студенческих лет литература стала призванием Вулфа, делом, которому он отдавался с настойчивой энергией, преодолевая препятствия и неудачи. В сущности, Вулф всю жизнь писал одну колоссальную «Книгу», стремясь вобрать в нее всю Америку с ее прошлым и настоящим, городами — большими и малыми — и дикой природой, социальными катастрофами и кипением человеческих страстей.
Вулф
успел завершить и