Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:49, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Литература"
М. Бютор (р. 1926) считается самым читаемым автором «нового романа», который в 1950-е годы привлек внимание открытым пренебрежением к технике традиционного письма. Однако в 1960-е годы Бютор отверг роман в пользу более масштабной литературной формы, которая, как он считал, должна была взорвать границы жанра. Все книги Бютора свидетельствуют о его стремлении к максимальному расширению пространства, в плане географии и текста, видения и обживания мира, и показа этого видения и обживания: «Времяпрепровождение» (1956) — «прослоенный» археологическими заметками отчет молодого француза о жизни в английском городе; «Изменение» (1957) — традиционная тема адюльтера в контексте путешествия героя поездом из Парижа в Рим, где живет его любовница; «Степень человеческого родства» (1960) — попытка изложить историю открытия Америки на школьном уроке географии, потребовавшая всей суммы знаний, накопленных человечеством. Бютор продолжает свою миссию литературного первопроходца в таких произведениях, как «Где: Дух места 2» (1971) и «Бумеранг: Дух места 3» (1978).
С творчеством Алена Роб-Грийе (1922 — 2008) связано понятие «шозизма» (фр. chose — вещь). В статьях о «новом романе» («За новый роман», 1963) он писал, ссылаясь на Хайдеггера: «Мир просто-напросто есть... вокруг нас присутствие вещей». Напоминая о Сартре, о его «Тошноте», Роб-Грийе употреблял понятие «излишний» применительно к значениям, которые прикладываются к единственно существенному, реальному — к «объектам». В этом культе «вещей» — крайняя степень «дезангажированности», освобождения искусства от значений и целей. Кроме одной цели — «создавать новую форму».
Неонатурализм
Роб-Грийе отличается от классического
натурализма тем, что, отменяя значения,
объективный смысл, он оставляет
«я» художника наедине с «
В
60-е годы Роб-Грийе обратился к
кинематографу — выступил в роли сценариста,
автора «кинороманов», а затем и режиссера.
И эффект присутствия «вещей», и роль «взгляда»,
и всесильный монтаж — все это реализуется
киноискусством, идеальной сферой приложения
эстетики Роб-Грийе. Фильм «В прошлом году
в Мариенбаде» (1961) Алена Рене и Роб-Грийе
был объявлен революцией в кино, «царством
абсолютного субъективизма». С момента
обращения к кино произведения Роб-Грийе
перенасыщаются клишированными образами.
Та самая банальная поверхность, через
которую к сути пыталась прорваться Натали
Саррот, эстетизируется мэтром «нового
романа». Совершенно справедливо Роб-Грийе
счел клише характерным признаком современного
общества: «философия сегодня — на улице,
в витринах, в моде, в рекламе». Приемы
клишированной «массовой» культуры пародируются
и одновременно абсолютизируются в одномерных,
«плоских» образах.
Почти
каждая третья книга в сегодняшней
Франции написана женщиной. Никогда
еще за всю историю французской
литературы в ней не работало столько
представительниц прекрасного пола.
И дело не только в плодах женской
эмансипации, но и в тематической
направленности большинства произведений,
которые публикуются в
Можно назвать десятки имен интересных, глубоких и талантливых французских писательниц, чьи книги пользуются сегодня большим читательским спросом. Нет никакого сомнения в том, что этот список будет открывать имя Франсуазы Саган (1935—2004 . На ее творчество падает отсвет мировой славы, которую ей принесла ее первая книга — роман (по-русски, скорее, — повесть) — «Здравствуй, грусть» (1954).
Казалось бы, сам текст романа не должен бы давать повода для такого ажиотажа. Это был искренний, безыскусный рассказ 17-летней Сесиль — дочери богатого вдовца-бизнесмена о том, как они с отцом беспечно отдыхали на берегу моря. У отца была любовница, а дочь завела роман с молодым соседом по даче, но приехала Анна — добродетельная подруга покойной матери Сесиль — и нарушила эту веселую идиллию. Отец чуть было на ней не женился. Сесиль же, желая сохранить все, как было, плетет интригу, чтобы помешать этому браку, что в конечном счете губит Анну. Книга Саган воспринималась как своеобразное знамение времени. Личный жизненный опыт и множество наблюдений, сделанных писательницей при тесном соприкосновении с литературной, театральной, издательской и, можно сказать, с богемно-элитарной средой столицы, определили характер последующих произведений Саган. «Грусть», охватившая Сесиль, передалась как по эстафете ее новым героиням. Но теперь заметно сместились акценты. Источник этой «грусти», как правило, — неудачи в любви, непрочность человеческих связей, кризис межличностных отношений. Конфликты, лежащие в основе ее произведений, характерны теперь уже не только для молодежи, но и для людей более старшего возраста. В самый разгар рекламной шумихи она выпустила несколько глубоких и тонких произведений: «Смутная улыбка» (1956), «Через месяц, через год» (1957), «Любите ли вы Брамса?» (1959).
В этих ранних романах Франсуазы Саган заданы и тематика, и тональность ее последующего творчества. Она показывает, что стремление к абсолюту в жизненных проявлениях (любовь, дружба, привязанность и т.п.), свойственное молодости, оказывается в конфликте с реальной действительностью, где нет ничего абсолютного.
Литературная
традиция причудливо и органично
соединяется в книгах Саган с
современным трагическим
В
романах 70 — 80-х годов Франсуаза Саган
продолжает развивать и варьировать тематику
своих ранних произведений и вносит, естественно,
некоторые изменения и в характер раскрытия
своей темы и особенно в описание места
и время действия. Стремясь подчеркнуть
всеобщий (и вневременной) смысл своих
историй о несостоявшейся любви, писательница
помещает их в самую разную социальную
среду. В ее произведениях звучит сигнал
тревоги: в опасности любовь, живые человеческие
чувства, наносится ущерб личности. Ее
книги помогают лучше понять современный
мир и почувствовать его главную беду
— снижение человеческих ценностей.
Лекция
6. Драматургия второй
половины века.
Юджин О'Нил (1888 — 1953), реформатор американской сцены, всю свою творческую жизнь выступал в жанре высокой трагедии, истоки которой усматривал в творчестве Еврипида, Софокла, Эсхила. Пьесы Ю. О'Нила — это трагедии «утраченных иллюзий», попранных идеалов. Обнажение трагических коллизий и бездн человеческой жизни определяет пафос пьес, сочетающих экспрессивность и жесткую конкретику, символику и гротеск, социальные характеристики и фрейдистское понимание личности.
Подчас ситуации, в которых оказываются герои его пьес, горьки и безысходны, кажется, что из них нет выхода, но герои О'Нила всегда надеются, верят, стремятся к счастью, отстраняясь от быта, от пошлости и скуки повседневного бытия.
Ю.О'Нил наделяет своих героев способностью мечтать. «Только мечта заставляет нас бороться, желать жить!» — писал он.
Авангардизм в драматургии США, считают критики, начался с пьесы Ю. О'Нила «Великий бог Браун» (1926), созданной на материале жизни художников. Здесь автор использует приемы условного театра и театра масок. В 1936 г. Ю.О'Нил первым из американских драматургов был удостоен Нобелевской премии «за силу влияния, правдивость и глубину драматических произведений, которые по-новому, оригинально истолковывают трагедии».
Т. Уильямс (1911—1983) вслед за Юджином О'Нилом оказал исключительное влияние на развитие американской драмы в XX в. Его творчество неоднократно отмечалось престижными премиями (в том числе двумя Пулитцеровскими). Драматургия Уильямса, полная сострадания к человеку, сочетает тонкий психологизм с высокой культурой слова. Герои его пьес — живущие иллюзиями романтики, благородные и ранимые люди, изначально обреченные на гибель в прагматичном обществе. Культ красоты, исповедуемый драматургом на протяжении всей жизни, находит отражение в череде хрупких и прекрасных женских образов (Лаура в «Стеклянном зверинце», Бланш в «Трамвае «Желание», Альма в пьесе «Лето и дым», 1948); все они противопоставлены грубой, безобразной действительности, лишены возможности обрести в ней счастье и гармонию, преодолеть одиночество. Романтик Уильямс оказывается реалистом в подходе к своим героям, ибо ясно понимает, что в мире, равнодушном ко всему, кроме успеха, прекрасные человеческие свойства никому не нужны. Его герои могут торжествовать только моральную победу: зная, что обречены, они не отрекаются от своих идеалов. В конце 1940-х гг. Уильямс выдвинул концепцию «пластического театра», который посредством внелитературных средств добивался бы мощного эмоционального воздействия на зрителя, и последовательно воплощал этот принцип в жизнь, уделяя большое внимание при постановке своих пьес музыке, освещению и декорациям, которые всегда несли у него смысловую нагрузку. Лучшие пьесы Уильямса написаны в 1940—1950-е гг. К их числу, кроме упомянутых, относятся «Camino Real» (1953), «Кошка на раскаленной крыше» (1955), «Орфей спускается в ад» (1958), «Сладкоголосая птица юности» (1959), «Ночь игуаны» (1962).
Первые пьесы А. Миллера (1915—2005), написанные в студенческие годы, не были опубликованы. В 1944 г. вышла книга очерков об американской армии «Положение нормально» и поставлена пьеса «Человек, которому так везло», не имевшая успеха. Следующие пьесы были восторженно приняты критикой. Его озабоченность конфликтом отцов и детей впервые проявилась в пьесе «Все мои сыновья» (1947), изображающей распад семьи промышленника, нажившегося на войне.
Уже в ранних произведениях Миллера определились его реалистический метод и ведущая тема творчества — нравственное достоинство личности в ее столкновении с огромным, часто равнодушным миром. В знаменитой пьесе «Смерть коммивояжера» (1949 премия Дж. Пулитцера), посвященной трагедии крушения иллюзий, даются смелые, неожиданные драматургические решения. Этические категории постоянно занимают центральное место в драматургии Миллера. В одной из самых значительных своих пьес «Суровое испытание» (1953) Миллер, пользуясь историческим материалом, решительно выступает против всякого подавления человеческой личности и отстаивает духовную независимость человека. Эта пьеса, проводящая параллель между процессом над «ведьмами» в 1692 г. и периодом маккартизма в США, стала событием в американской культурной и общественной жизни.
Пьеса
«Цена» (1968) вновь обращается к теме
семейных конфликтов и сыновней неверности.
В ней показана невозможность
настоящей свободы в условиях
одиночества, некоммуникабельности, подавленности
человека. Погоню за успехом автор определяет
как крысиные гонки, победа в которых не
приносит настоящего счастья.
Первые
драмы Ж. Ануя (1910—1987) («Горностай»,
1934; «Путешественник без багажа», 1937; «Дикарка»,
1938), построенные на моральном конфликте
благородного героя с ложью и жестокостью,
носят камерный характер. Позднее Ануй
объединил их в цикл «черные пьесы». В
«новые черные пьесы» (1946) включены трагедии
на библейский («Иезавель»), а также на
шекспировский («Ромео и Джульетта») и
античные («Медея», «Антигона») сюжеты.
Герои Ануя во имя этического принципа
отвергают компромисс и гибнут («Антигона»);
эта идея в пьесах 40-х гг. носит характер
безнадежности и выражена в духе экзистенциализма. К «черным пьесам»
примыкает цикл «костюмированные пьесы»
(1960): исторические драмы «Жаворонок» (1953),
где народная героиня — Жанна д'Арк утверждает
свое человеческое достоинство, спасая
от порабощения народ Франции; «Беккет,
или Честь божья» (1959). Иронически-лирические
комедии Ануя объединены в циклы «розовые
пьесы» («Ужин в Санлисе», «Леокадия» и
др.) и «блестящие пьесы» («Сесиль, или
Урок отцам», 1951, и др.), герои которых находят
счастье, отгораживаясь от мира страдания
и жестокости, хотя условная театральность
комедий подчеркивает иллюзорность этого
счастья. Сатирические комедии Ануя объединены
в цикл «колючие пьесы» (1956): «Орнифль,
или Сквозной ветер»; «Бедняга Битос...»,
где тенденциозно пародируется образ
Робеспьера и проводится мысль, что любое
насилие является злом. Разнообразие и
новизна сюжетов, непринужденность диалога,
действенность и эмоциональность, юмор
— все это определяет яркую театральность
пьес Ануя.