Курс лекций по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:49, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Литература"

Работа состоит из  1 файл

зарубежная литература 20 век.docx

— 124.60 Кб (Скачать документ)

     «Взгляни  на дом свой, ангел» (1929) — прежде всего «роман воспитания», раскрывающий извилистые пути духовного роста  необычайно одаренного и очень одинокого  в своей среде ребенка.

     «Домой  возврата нет» (1940) — последнее произведение Вулфа, завершающее четырехтомную  эпопею. Действие романа охватывает первую половину 30-х гг. — это годы жесточайшего экономического кризиса в США, укрепления фашистского режима в Германии, все  более близкой угрозы новой мировой  войны. Личная судьба Джорджа Уэббера, его духовные и идейные поиски теснейшим образом связаны с  историческими коллизиями этого  времени.

     Автобиографические  эпопеи Вулфа сравнивали с романами Пруста и Фолкнера. На его повествовательную манеру повлиял «Улисс» Джойса, об увлечении которым писатель говорил неоднократно. Проза Вулфа почти бессюжетна, пунктир фабулы едва намечен.

     Томасу  Вулфу действительно удалось  создать «портрет» своей Америки, сочетая лирический пафос, полнокровный реализм и жестокую иронию сатирика. В этих книгах запечатлены картины  социального и морально-психологического бытия Америки (и отчасти Франции  и Германии) с начала XX в. вплоть до кануна Второй мировой войны, которую  Вулф предвидел, с болью и гневом следя за усилением фашизма в  Европе. 

  1. Новаторство У. Фолкнера. Округ Йокнапатофа — модель американского Юга и Вселенной. «Южная», американская и общечеловеческая тематика. Одинокий человек в жестком мире фолкнеровской реальности.

     У.Фолкнер (1897 — 1962) — южанин и рос в краях с особой мифологией, ядро которой составило предание об аристократической плантаторской культуре, разрушенной в результате Гражданской войны и торжества «деляческих» норм цивилизации Севера. Однако созданный воображением Фолкнера мир — округ Йокнапатофа в штате Миссиссиппи, где проживают точно сосчитанные писателем 15 611 человек, — хотя и дает исчерпывающее представление о нравах, быте старого Юга, но меньше всего выполняет роль этнографического материала, своего рода импрессионистической картины «утраченного времени». Значение написанного Фолкнером в том, что на материале регионального прошлого он ставит проблему трагедии современного человека, который под бременем цивилизации мучительно переживает следствия исторического сдвига, шекспировскую ситуацию «выхода времени из колеи». Как большой художник, Фолкнер видит неоднозначность этой трагедии и иногда склонен изображать ее трагикомические и даже комические стороны.

     Фолкнер опубликовал девятнадцать романов, к которым он относил и книгу  рассказов «Сойди, Моисей», и четыре сборника рассказов. Лучшее из написанного Фолкнером условно можно разделить на две группы произведений. К первой принадлежат весьма сложные по литературной технике романы о Йокнапатофе как символе трагедии плантаторского Юга, унесенного в прошлое «ветром» Гражданской войны: «Шум и ярость» (1929), «Когда я умираю» (1930), «Авессалом, Авессалом!» (1936). Ко второй группе относятся произведения, также посвященные жизни Йокнапатофы, — романы «Свет в августе» (1932), «Деревушка» (1940), «Сойди, Моисей» (1942), «Осквернитель праха» (1948). По сравнению с предшествующими романами их поэтика не столь усложнена. Начиная с середины 1930-х годов Фолкнера начинает привлекать историософская и этическая тематика (человек перед лицом насилия, расовый вопрос, проблема человека и природы), трактовка которой свидетельствует о том, что писателя  волнует не только трагедия Юга, осмысленная «под знаком вечности», но и возможность ее преодоления.

     Общим для всех многочисленных фолкнеровских  сочинений является интерес к  дуализму человеческой души (борение  человеческого сердца с самим  собой), к проблеме «преступления  и наказания» (рассмотренной в  самых разных аспектах: психологическом, историческом, расовом, экологическом), к темам крестного пути идеалиста, стоящего перед «проклятыми» вопросами, и неоднозначности женской красоты. 

  1. Сноупсы и  «сноупсизм»; деградация и возрождение  моральных ценностей. Основные художественные принципы фолкнеровской прозы: «моделирование»  как метод, разнообразие рассказчиков, множественность точек зрения.

     Наивысшим достижением Фолкнера-реалиста в  изображении типичного «героя» современного общества стал Флем Сноупс — главный персонаж трилогии «Деревушка» (1940), «Город» (1957), «Особняк» (1959).

     Именно  Флем Сноупс, человек без чести  и совести, без принципов и  убеждений, без человеческих эмоций и слабостей (Фолкнер его сделал импотентом), хитрый, пронырливый, точно  знающий, что в окружающем его мире ценятся только деньги и ничто другое, именно Флем Сноупс в отличие от многих героев Фолкнера — рефлексирующих идеалистов вроде Гэвина Стивенса, пытавшегося бороться со Сноупсом и сноупизмом,— оказывается человеком, приспособленным для современного американского общества, для этого опустошенного мира, в котором человеческие ценности подменены духом торгашества и холодного расчета. С упорством и настойчивостью клопа пробирается Флем Сноупс к яамеченной цели — к деньгам, обманывает, обворовывает, шантажирует, тянет за собой своих родственников, которые под стать ему, потом беспощадно избавляется от них, когда они ему начинают мешать, и в конце концов добивается своего — становится президентом банка, респектабельным членом общества, живет в особняке, принадлежавшем до него потомку аристократической фамилии Де Спейну, и погибает от руки своего родственника Минка Сноупса, которого он засадил в тюрьму.

     Фолкнер редко был удовлетворен своей  работой и, отмечая непреклонное для любого серьезного художника  стремление к познанию истины, имел обыкновение рассуждать не о достоинствах своего очередного произведения, а  о недостатках, «поражении». «Самым блестящим поражением» среди  собственных сочинений он считал «Шум и ярость». Этот роман можно  считать «введением» в зрелое творчество Фолкнера, своеобразным конспектом его шедевров.

     Что касается становления фолкнеровского метода, то очевидно творческое ученичество  у Дж. Джойса. При этом по виртуозности использования ассоциативной техники  «потока сознания», внутреннего  монолога, курсива Фолкнер не уступает ирландскому мастеру. Богатством своего художественного языка Фолкнер  во многом обязан как устной фольклорной традиции Юга с ее блестками колоритного юмора, так и очень интенсивному кругу чтения. Важной приметой фолкнеровского эпоса является также насыщенность текста библейскими аллюзиями. Фолкнер неизменно ставил перед собой очень сложные художнические задачи, и это отчасти сказалось на усложненности его стиля, восприятие которого, как и в случае с Джойсом, требует от читателя определенных усилий. 
 

      Лекция 6. Своеобразие  английского модернизма.   

  1. Английский  модернизм как своеобразный результат  синтеза традиционного консерватизма  и аристократической чуткости к  веяниям времени. «Поэзия отчаяния»  Т. С. Элиота: система образов-символов, разрушение и воссоздание традиционной поэтики, философская основа.

     Т. С. Элиот (1888 — 1965), выдающийся англоязычный поэт XX в., Нобелевский лауреат (1948), как истинный сын и внук пуритан, исповедовал постоянную и твердую самодисциплину и пытался преодолеть окружавшие его трудности при помощи внутренней выдержки и постоянной работы. Во время первой мировой войны и сразу после нее он постоянно, хотя и мучительно, нащупывал новые пути в своем творчестве. Как и многие другие деятели культуры начала ХХ в., ощущал наступление кризиса и пытался найти новый поэтический язык, который помог бы выразить и тем самым преодолеть это сложное состояние.

     Важнейшим этапом на этом пути стало появление  в 1915 «Любовной песни Дж. Альфреда Пруфрока» — первого крупного произведения. Любовная песнь — внутренний монолог героя — стала выражением его неспособности не только по-настоящему полюбить, но и предпринять какие-либо решительные действия или душевные усилия. Уже в этом раннем произведении проявилась черта, которая характерна для творчества Элиота в течение многих следующих лет. «Любовная песнь…» содержит множество аллюзий и цитат — иногда явных, а иногда скрытых.

     Мрачные образы «Бесплодной земли» (1922), «разорванность»  ее текста не только на части, но и на отрывочные фразы и даже на обрывки  фраз, — все это ярко отражает внутреннее состояние медленно приходившего в себя после болезни автора. Эта поэма, как и «Любовная песнь…», стала выражением глубокого кризиса всей западной цивилизации.

     Крайне  сложный язык поэмы оказался настолько  непонятным, что в более поздних  изданиях автору пришлось добавить комментарии, чтобы объяснить публике некоторые  свои идеи. В частности, он пояснил, что на создание поэмы огромное влияние  оказала средневековая легенда  о Святом Граале и знаменитая работа английского этнографа Фрейзера «Золотая ветвь».

     Использование мифов — крайне популярное в литературе XX в. — давало Элиоту, как и другим писателям, возможность увидеть вечные проблемы и ценности в сегодняшнем дне, взглянуть на весь путь развития, пройденный человечеством. Для Элиота древние верования были крайне важны еще и из-за его сильной религиозности и сосредоточенности на философских проблемах.

     С каждым годом он все больше приходил к убеждению, что поэзия не должна выражать чувства одного-единственного человека. Ее задача, по его мнению, в описании некоторых всеобщих, вечных структур и явлений.

     Опустошенность  и трагизм современной жизни  не менее сильно выражены в следующем  крупном произведении Элиота — поэме «Полые люди», вышедшей в 1925. Здесь он пошел по проложенному «Бесплодной землей» пути все большего наращивания музыкальности и ритмичности стихов.

     Позднее творчество становится все более  и более философичным. Он порвал с кальвинистской верой своих  предков и перешел в англиканство, с этого момента религиозная  практика стала для него основой, определяющей многое в его жизни, — он ставит своей целью выражать в стихах не внутренний мир человека, а свой мистический опыт. В то же время философская, религиозная, казалось бы, «отвлеченная» поэзия Элиота полна такого трагизма, такого искреннего чувства, что его стихи — сложные, по-прежнему полные многочисленных литературных и религиозных ассоциаций, цитат из Данте, французских символистов, средневековых мыслителей — не могут не волновать читателя. Шедеврами позднего Элиота стали поэмы «Пепельная среда» и «Четыре квартета».

     В 1948 Элиоту была присуждена Нобелевская  премия. К этому времени он давно  уже был признанным классиком  современной поэзии. Его творчество оказало огромное влияние на многих поэтов ХХ в. 

  1. Творчество  Д. Г. Лоуренса — новая проза, новая мораль.

     Почти все романы Дэвида Герберта Лоуренса (1885 — 1930) сопровождала скандальная известность. Тираж «Радуги», например, был уничтожен, остальные подвергались цензурной правке. Запрет на них был снят только в 1960 году по решению суда присяжных.

     Лоуренс обогатил искусство романа новыми коллизиями, потряс сознание своих современников  свободой, с которой он писал о  сексе и взаимоотношении полов  вопреки пуританской морали. В  русле классической традиции писатель анализирует психологию человека, сферу  чувств и конфликт личности в обществе. В то же время он нарушает традиционные представления и каноны прозы, пытается преодолеть запрет на телесность и  чувственность в литературе.

     Роман Лоуренса «Сыновья и любовники» (1913) автобиографичен. Он повествует о становлении  молодого одаренного художника на фоне быта шахтерской семьи, сложных отношений  между родителями и разрушительной любви матери.

     В традиционный роман о семейных отношениях Лоуренс вносит свои акценты: интимные отношения между мужчинами и  женщинами, гармонию и баланс физического и духовного.  Подлинная любовь, по Лоуренсу, основана на уважении личности партнера. Противоборство и соперничество, борьба темпераментов разрушают гармонию интимной жизни семьи.

     Языческое обожествление любви преображает  и традиционный жанр семейной саги, к которой можно отнести историю  трех поколений фермерского рода Брэнгуэнов, положенную в основу «Радуги» (1915).

     Самый «неприличный», по реакции английских критиков, роман Лоуренса «Любовник  леди Чаттерли» (1928) — одно из последних и самых концептуальных произведений писателя. Здесь наиболее завершенно выражены его взгляды на естественную мудрость человеческой природы и любовных отношений, искаженных социальным неравенством и механистической цивилизацией.

     Сюжет романа мало отличается от стандартного бульварного чтива: адюльтер, связь жены сэра Чарльза Клиффорда, владельца родового поместья, инвалида войны, прикованного к креслу, с его егерем Мэллорсом. Содержание же его значительно глубже и затрагивает философские проблемы, прежде всего проблему пагубного влияния цивилизации на человека.

     Финал романа «Любовник леди Чаттерли»  открыт; его символика и образная ткань соответствуют пафосу и  главной проблеме: любовь как бегство  от враждебного всему живому и  естественному мира.

Информация о работе Курс лекций по "Литературе"