Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:49, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Литература"
«Взгляни на дом свой, ангел» (1929) — прежде всего «роман воспитания», раскрывающий извилистые пути духовного роста необычайно одаренного и очень одинокого в своей среде ребенка.
«Домой возврата нет» (1940) — последнее произведение Вулфа, завершающее четырехтомную эпопею. Действие романа охватывает первую половину 30-х гг. — это годы жесточайшего экономического кризиса в США, укрепления фашистского режима в Германии, все более близкой угрозы новой мировой войны. Личная судьба Джорджа Уэббера, его духовные и идейные поиски теснейшим образом связаны с историческими коллизиями этого времени.
Автобиографические эпопеи Вулфа сравнивали с романами Пруста и Фолкнера. На его повествовательную манеру повлиял «Улисс» Джойса, об увлечении которым писатель говорил неоднократно. Проза Вулфа почти бессюжетна, пунктир фабулы едва намечен.
Томасу
Вулфу действительно удалось
создать «портрет» своей
У.Фолкнер (1897 — 1962) — южанин и рос в краях с особой мифологией, ядро которой составило предание об аристократической плантаторской культуре, разрушенной в результате Гражданской войны и торжества «деляческих» норм цивилизации Севера. Однако созданный воображением Фолкнера мир — округ Йокнапатофа в штате Миссиссиппи, где проживают точно сосчитанные писателем 15 611 человек, — хотя и дает исчерпывающее представление о нравах, быте старого Юга, но меньше всего выполняет роль этнографического материала, своего рода импрессионистической картины «утраченного времени». Значение написанного Фолкнером в том, что на материале регионального прошлого он ставит проблему трагедии современного человека, который под бременем цивилизации мучительно переживает следствия исторического сдвига, шекспировскую ситуацию «выхода времени из колеи». Как большой художник, Фолкнер видит неоднозначность этой трагедии и иногда склонен изображать ее трагикомические и даже комические стороны.
Фолкнер опубликовал девятнадцать романов, к которым он относил и книгу рассказов «Сойди, Моисей», и четыре сборника рассказов. Лучшее из написанного Фолкнером условно можно разделить на две группы произведений. К первой принадлежат весьма сложные по литературной технике романы о Йокнапатофе как символе трагедии плантаторского Юга, унесенного в прошлое «ветром» Гражданской войны: «Шум и ярость» (1929), «Когда я умираю» (1930), «Авессалом, Авессалом!» (1936). Ко второй группе относятся произведения, также посвященные жизни Йокнапатофы, — романы «Свет в августе» (1932), «Деревушка» (1940), «Сойди, Моисей» (1942), «Осквернитель праха» (1948). По сравнению с предшествующими романами их поэтика не столь усложнена. Начиная с середины 1930-х годов Фолкнера начинает привлекать историософская и этическая тематика (человек перед лицом насилия, расовый вопрос, проблема человека и природы), трактовка которой свидетельствует о том, что писателя волнует не только трагедия Юга, осмысленная «под знаком вечности», но и возможность ее преодоления.
Общим
для всех многочисленных фолкнеровских
сочинений является интерес к
дуализму человеческой души (борение
человеческого сердца с самим
собой), к проблеме «преступления
и наказания» (рассмотренной в
самых разных аспектах: психологическом,
историческом, расовом, экологическом),
к темам крестного пути идеалиста,
стоящего перед «проклятыми» вопросами,
и неоднозначности женской
Наивысшим достижением Фолкнера-реалиста в изображении типичного «героя» современного общества стал Флем Сноупс — главный персонаж трилогии «Деревушка» (1940), «Город» (1957), «Особняк» (1959).
Именно Флем Сноупс, человек без чести и совести, без принципов и убеждений, без человеческих эмоций и слабостей (Фолкнер его сделал импотентом), хитрый, пронырливый, точно знающий, что в окружающем его мире ценятся только деньги и ничто другое, именно Флем Сноупс в отличие от многих героев Фолкнера — рефлексирующих идеалистов вроде Гэвина Стивенса, пытавшегося бороться со Сноупсом и сноупизмом,— оказывается человеком, приспособленным для современного американского общества, для этого опустошенного мира, в котором человеческие ценности подменены духом торгашества и холодного расчета. С упорством и настойчивостью клопа пробирается Флем Сноупс к яамеченной цели — к деньгам, обманывает, обворовывает, шантажирует, тянет за собой своих родственников, которые под стать ему, потом беспощадно избавляется от них, когда они ему начинают мешать, и в конце концов добивается своего — становится президентом банка, респектабельным членом общества, живет в особняке, принадлежавшем до него потомку аристократической фамилии Де Спейну, и погибает от руки своего родственника Минка Сноупса, которого он засадил в тюрьму.
Фолкнер редко был удовлетворен своей работой и, отмечая непреклонное для любого серьезного художника стремление к познанию истины, имел обыкновение рассуждать не о достоинствах своего очередного произведения, а о недостатках, «поражении». «Самым блестящим поражением» среди собственных сочинений он считал «Шум и ярость». Этот роман можно считать «введением» в зрелое творчество Фолкнера, своеобразным конспектом его шедевров.
Что
касается становления фолкнеровского
метода, то очевидно творческое ученичество
у Дж. Джойса. При этом по виртуозности
использования ассоциативной
Лекция 6. Своеобразие
английского модернизма.
Т. С. Элиот (1888 — 1965), выдающийся англоязычный поэт XX в., Нобелевский лауреат (1948), как истинный сын и внук пуритан, исповедовал постоянную и твердую самодисциплину и пытался преодолеть окружавшие его трудности при помощи внутренней выдержки и постоянной работы. Во время первой мировой войны и сразу после нее он постоянно, хотя и мучительно, нащупывал новые пути в своем творчестве. Как и многие другие деятели культуры начала ХХ в., ощущал наступление кризиса и пытался найти новый поэтический язык, который помог бы выразить и тем самым преодолеть это сложное состояние.
Важнейшим этапом на этом пути стало появление в 1915 «Любовной песни Дж. Альфреда Пруфрока» — первого крупного произведения. Любовная песнь — внутренний монолог героя — стала выражением его неспособности не только по-настоящему полюбить, но и предпринять какие-либо решительные действия или душевные усилия. Уже в этом раннем произведении проявилась черта, которая характерна для творчества Элиота в течение многих следующих лет. «Любовная песнь…» содержит множество аллюзий и цитат — иногда явных, а иногда скрытых.
Мрачные образы «Бесплодной земли» (1922), «разорванность» ее текста не только на части, но и на отрывочные фразы и даже на обрывки фраз, — все это ярко отражает внутреннее состояние медленно приходившего в себя после болезни автора. Эта поэма, как и «Любовная песнь…», стала выражением глубокого кризиса всей западной цивилизации.
Крайне
сложный язык поэмы оказался настолько
непонятным, что в более поздних
изданиях автору пришлось добавить комментарии,
чтобы объяснить публике
Использование мифов — крайне популярное в литературе XX в. — давало Элиоту, как и другим писателям, возможность увидеть вечные проблемы и ценности в сегодняшнем дне, взглянуть на весь путь развития, пройденный человечеством. Для Элиота древние верования были крайне важны еще и из-за его сильной религиозности и сосредоточенности на философских проблемах.
С каждым годом он все больше приходил к убеждению, что поэзия не должна выражать чувства одного-единственного человека. Ее задача, по его мнению, в описании некоторых всеобщих, вечных структур и явлений.
Опустошенность и трагизм современной жизни не менее сильно выражены в следующем крупном произведении Элиота — поэме «Полые люди», вышедшей в 1925. Здесь он пошел по проложенному «Бесплодной землей» пути все большего наращивания музыкальности и ритмичности стихов.
Позднее
творчество становится все более
и более философичным. Он порвал
с кальвинистской верой своих
предков и перешел в
В
1948 Элиоту была присуждена Нобелевская
премия. К этому времени он давно
уже был признанным классиком
современной поэзии. Его творчество
оказало огромное влияние на многих
поэтов ХХ в.
Почти все романы Дэвида Герберта Лоуренса (1885 — 1930) сопровождала скандальная известность. Тираж «Радуги», например, был уничтожен, остальные подвергались цензурной правке. Запрет на них был снят только в 1960 году по решению суда присяжных.
Лоуренс обогатил искусство романа новыми коллизиями, потряс сознание своих современников свободой, с которой он писал о сексе и взаимоотношении полов вопреки пуританской морали. В русле классической традиции писатель анализирует психологию человека, сферу чувств и конфликт личности в обществе. В то же время он нарушает традиционные представления и каноны прозы, пытается преодолеть запрет на телесность и чувственность в литературе.
Роман Лоуренса «Сыновья и любовники» (1913) автобиографичен. Он повествует о становлении молодого одаренного художника на фоне быта шахтерской семьи, сложных отношений между родителями и разрушительной любви матери.
В традиционный роман о семейных отношениях Лоуренс вносит свои акценты: интимные отношения между мужчинами и женщинами, гармонию и баланс физического и духовного. Подлинная любовь, по Лоуренсу, основана на уважении личности партнера. Противоборство и соперничество, борьба темпераментов разрушают гармонию интимной жизни семьи.
Языческое
обожествление любви
Самый «неприличный», по реакции английских критиков, роман Лоуренса «Любовник леди Чаттерли» (1928) — одно из последних и самых концептуальных произведений писателя. Здесь наиболее завершенно выражены его взгляды на естественную мудрость человеческой природы и любовных отношений, искаженных социальным неравенством и механистической цивилизацией.
Сюжет романа мало отличается от стандартного бульварного чтива: адюльтер, связь жены сэра Чарльза Клиффорда, владельца родового поместья, инвалида войны, прикованного к креслу, с его егерем Мэллорсом. Содержание же его значительно глубже и затрагивает философские проблемы, прежде всего проблему пагубного влияния цивилизации на человека.
Финал романа «Любовник леди Чаттерли» открыт; его символика и образная ткань соответствуют пафосу и главной проблеме: любовь как бегство от враждебного всему живому и естественному мира.