Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:09, курсовая работа
Пастила и зефир – русское национальное лакомство, известное с XIV в. По всей России была известной и считалась лучшей коломенская и ржевская пастила. Ее изготавливали из антоновских яблок - русского сорта, не имевшего распространения в Западной Европе. Основным условием производства пастилы было высокое содержание естественных желирующих веществ в плодовом сырье. Посредством проб разных ягод выяснили, что ее можно делать из брусники, рябины, малины, смородины.
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Литературный обзор
1.1 Классификация и характеристика сбивных кондитерских изделий…..4
1.2 Сырье………………………………………………………………………
1.2.1 Основное сырье……………………………………………………5
1.2.2 Дополнительное сырье……………...…………………..………...8
1.3 Технология и этапы производства……………………………………....13
1.4 Показатели качества, характеризующие сбивные кондитерские
изделия.......................................................................................................19
1.5 Изменения, протекающие при производстве и хранении продукта…..22
1.6 Тара и упаковка зефира…………………………………………………..24
2 Исследование показателей качества сбивных кондитерских изделий
2.1 Объекты и методы исследования……………………………………….28
2.2 Определение органолептических показателей качества………………33
2.3 Определение физико-химических показателей качества……………..40
2.4 Обсуждение результатов эксперимента………………………………..49
3 Экономическая часть
3.1 Обзор российского и мирового рынка кондитерских изделий………53
3.2 Анализ и перспективы развития рынка сбивных изделий
Краснодарского края………………………………...…..……………….71
Заключение………………………………………………………………………..78
Список использованных источников………………………………
Краснодарский
край является экономически развитым
регионом России с высокими доходами
на душу населения, то есть это весьма
перспективный регион для развития кондитерской
промышленности. В 2003 году на территории
Краснодарского края кондитерские изделия
производили более ста предприятий, из
них всего три крупных, производящих более
пяти тысяч тонн продукции в год. Распределение
предприятий по годовым объемам продовольственных
мощностей характеризует структуру товаропроизводителей
кондитерского рынка края (таблица 3.4).
Таблица
3.4 – Структура предприятий кондитерской
промышленности Краснодарского края
В кондитерской промышленности края происходит процесс концентрации производства: сокращается число микропроизводителей кондитерской продукции, несколько увеличилась численность мелких и средних предприятий, а крупных осталось всего три. Для роста их численности требуются солидные инвестиции и государственная поддержка.
Основными производителями кондитерских изделий в крае являются кондитерские фабрики и комбинаты. Основными поставщиками на кондитерский рынок края в 2006 году были 7 крупнейших предприятий: ОАО "Галан" г. Курганинск поставил 18213 тонн, что составляет 25,65 %; ОАО "Кондитерская фабрика" г. Армавир – 10700 тонн, 15,07 %; ОАО "Виктория" г. Белореченск – 8120 тонн, 11,43 %; Кондитерский комбинат "Кубань" г. Тимашевск – 7274т, 10,21 %; ЗАО Кондитерская фабрика "Южная звезда" ст. Динская – 4077 тонн, 5,74 %; ЗАО "Первый кондитерский комбинат "Анит", г.Краснодар – 3490 тонн, 4,91 %; ЗАО "Кубаньхлеб" г. Тимашевск – 2400 тонн, 3,88 %.
За последнее десятилетие, то есть годы экономических реформ в нашей стране, производственные мощности в Краснодарском крае имеют тенденцию к росту. Так, производственные мощности крупных и средних промышленных предприятий по производству кондитерских изделий увеличились на 39,3 тыс. тонн, что составляет 31,9 % .
Из года в год удельный вес материальных затрат в структуре себестоимости кондитерский продукции увеличивается. В зависимости от конъюнктуры рынка ассортиментная структура выпускаемых кондитерских изделий изменяется, увеличивается объем производства продукции, пользующейся повышенным спросом, что находит свое выражение и в колебании удельного веса отдельных элементов затрат, сказываются на этом колебании и другие факторы: изменение цен на энергию, оборудование, сырье и материалы и т.п.
Основной объем кондитерских изделий в Краснодарском крае производится крупными и средними предприятиями (табл. № 3.5).
Кубанские
производители выпускают
Также на предприятиях кондитерской отрасли требуется развитие хорошо отлаженной системы дистрибьютора, что наблюдается на московских кондитерских фабриках, где четко разграничены производственная и торговая сферы. Предприятия занимаются выпуском продукции и маркетингом, а официальные дистрибьюторы осуществляют реализацию продукции.
Если бы кубанские производители четко разграничивали вопросы производства и реализации кондитерской продукции, то множество проблем были бы решены. А именно: сложности у мелких оптовиков при транспортировке кондитерских изделий, требующих специального температурного и временного режима. Также на крупных предприятиях возникают сложности при оформлении кредитных линий для мелких оптовиков, а при работе через сеть дистрибьюторов эта проблема разрешается намного быстрее [8 .с-116-137].
Таблица
3.5 – Производство кондитерских изделий
по группам предприятий, видам изделий
и кварталам года в Краснодарском крае,
тыс. тонн
Для
многих кубанских производителей кондитерских
изделий проблемой оказалось упаковка
изделий. Например, изделия фирмы "Анит"
производятся по импортной технологии,
и по оценкам западных экспертов не уступают
по качеству зарубежным аналогам, а также
имеют достаточно привлекательный внешний
вид. Но существенным минусом при продаже
продукции является упаковка. Этот факт
является примером того, что продукция,
даже не имеющая яркой, красочной упаковки,
пользуется большим спросом.
Таблица
3.6 – поквартальное распределение производства
кондитерских изделий в Краснодарском
крае, %
По словам представителей кубанских предприятий, в последнее время наблюдается тенденция увеличения спроса на продукцию высокой и низкой ценовой категории. На продукцию же средней ценовой категории спрос постепенно падает.
Также
по оценкам экспертов кондитерской
отрасли в ближайшее время
должно произойти расширение ассортиментного
ряда в сторону более
Еще одна тенденция – сокращение в ближайшее время числа мелких производителей кондитерских изделий. Эта тенденция объясняется тем, что при небольших объемах производства себестоимость продукции получается высокой, но качество зачастую оставляет желать лучшего. К тому же мелкие производители не имеют возможности проводить эффективную маркетинговую политику. А без хорошей рекламы в условиях сегодняшнего рынка невозможно добиться высокого спроса на свою продукцию [16.с-111-116].
Проблемы единой маркетинговой политики и приемлемой закупочной цены на сырье, использующиеся при производстве кондитерских изделий, можно решить путем создания единой ассоциации кубанских производителей кондитерских изделий. Ассоциация могла бы закупать ингредиенты в больших объемах по более низким ценам за счет оптовых скидок. Таким образом, можно было бы снизить себестоимость продукции и конкурировать на равных с зарубежными и крупными российскими производителями кондитерских изделий [12.-с.-135-143].
Создание единой маркетинговой политики для предприятий кондитерской отрасли Краснодарского края благоприятно сказалось бы на уровне узнаваемости и реализации кондитерских изделий, ведь на данный момент лишь на некоторых кубанских предприятиях существует отдел маркетинга. А на таком крупном предприятии, как ОАО "Галан", его вообще нет, что является существенным упущением со стороны руководства предприятия.
Качество производимой малыми предприятиями продукции зачастую не уступает качеству продукции, производимой на крупных предприятиях. Так, ассортимент некоторых крупных оптовых организаций Краснодарского края на 50 % состоит из продукции, произведенной частными предпринимателями. Это в основном мучные кондитерские изделия, такие как печенье, пряники и вафли, торты и пирожные.
В Краснодарском крае наблюдается тенденция к сокращению числа микропроизводителей кондитерской продукции (до 100 тонн в год). Вместе с тем растет число частных предпринимателей. Можно полагать, что в недалеком будущем произойдет объединение крупных производителей в холдинги, а мелкие и средние производители кондитерской продукции постепенно уйдут с рынка.
Основная
часть кондитерских предприятий
Краснодарского края не отвечает современным
требованиям рынка, а выпускаемая многими
из них продукция не может пока конкурировать
по ряду характеристик с российскими и
зарубежными лидерами. Ограниченные оборотные
средства многих кубанских производителей
делают их уязвимыми перед столичными
и зарубежными конкурентами, маркетинговая
политика, проводимая на предприятиях,
неэффективна, а зачастую и просто отсутствует.
Заключение
Кондитерская промышленность занимает ведущее место среди всех отраслей пищевой промышленности. Кондитерские предприятия выпускают многочисленную и многообразную продукцию.
Дальнейший рост производства сбивных кондитерских изделий будет происходить не только за счет увеличения инвестиций, но и повышения продуктивности. Осуществляются мероприятия по строительству крупных кондитерских предприятий.
Для улучшения торговли и обеспечения населения кондитерскими изделиями в стране расширяется сеть специализированных магазинов. Приняты дополнительные меры по оснащению торговых предприятий необходимым оборудованием. В предприятия торговли и общественного питания во все возрастающем количестве поступают сбивные кондитерские изделия, предполагается создание торгово-промышленных павильонов для выработки и продажи в них зефира, пастилы, восточных сладостей.
Кондитерские изделия занимают шестую позицию в шкале продуктов, пользующихся постоянным спросом россиян, уступая молочной продукции, овощам и фруктам, а также хлебобулочным изделиям. Рынок кондитерских изделий – один из самых быстрооборачиваемых рынков в российской пищевой промышленности. Общий рост потребления кондитерских изделий в целом и массовое вытеснение иностранных производителей значительно повысили инвестиционную привлекательность кондитерской промышленности. Свидетельство тому - рост числа мелких производств, особенно на региональном уровне.
Целью данной работы является изучение ассортимента и оценка качества сбивных кондитерских изделий реализуемых на рынке г. Краснодара.
Проработав значительное количество литературных источников, и изучив рынок сбивных изделий г. Краснодара, было установлено:
- ассортимент зефира насчитывает около 20 наименований продукции. Более 80% данных изделий изготовлено по техническим условиям, остальная продукция произведена на основании ГОСТа.
- уровень цен на сбивные кондитерские изделия колеблется от 30 до 200 рублей.
Исследованные образцы были куплены в розничных торговых точках: супермаркет «О, кей», универсам «Пятерочка», универсам «Магнит».
По
результатам сравнительной
1 При рассмотрении упаковки исследованных образцов было установлено, что образцы № 1, 2, 5, 6 упакованы в пластиковую тару и имеют максимальный срок хранения, образец № 3 упакован в картонную тару, образец № 4 – в полиэтиленовую и имеет минимальный срок хранения. Упаковка всех шести образцов герметична, что позволяет хранить зефир в соответствии с указанным сроком.
Маркировка на упаковке образца № 1 не соответствует требованиям ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования» - отсутствует информация о дате упаковки, следовательно потребитель не имеет возможности определить в течение какого временного промежутка можно хранить данный товар без потери его потребительских и вкусовых свойств.
2. Органолептические характеристики целых и разрезанных изделий для всех шести образцов соответствуют требованиям нормативной документации - обладают гармоничным и сбалансированным вкусом имеют свойственный зефиру вкус и аромат.
3. Были определены следующие физико-химические показатели: массовая доля влаги, массовая доля общей золы, массовая доля золы, нерастворимой в растворе соляной кислоты, массовой долей 10%, кислотность. Значения всех показателей находятся в допустимых пределах в соответствии с требованиями ГОСТ 6441-69.
4. Обобщая результаты проведенных исследований можно сделать заключение, что образцы № 2, 3, 4, 5, 6, соответствуют требованиям нормативных документов.
Список
использованных источников
Информация о работе Анализ и перспективы развития рынка сбивных изделий Краснодарского края