Организация и технология товародвижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить и проанализировать технологию процесса товародвижения на примере ООО «Профи-спорт» и разработать мероприятия по повышению эффективности процесса товародвижения.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- дать понятие процесса товародвижения и раскрыть его сущность;
- изучить принципы рационального построения процесса товародвижения;
- описать каналы товародвижения;
- дать организационно-экономическую характеристику организации;
- исследовать организацию процесса товародвижения на примере ООО «Профи-спорт»;
- разработать пути совершенствования организации процесса товародвижения в организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты организации процесса товародвижения……5
1.1. Понятие и сущность процесса товародвижения……………………………5
1.2. Принципы рационального построения процесса товародвижения……….9
1.3. Каналы товародвижения……………………………………………………12
Глава 2. Анализ технологии и организации процесса товародвижения в ООО «Профи-спорт»…………………………………………………………………. .19
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации………….19
2.2. Организация процесса товародвижения…………………………………...36
2.3. Пути совершенствования организации процесса товародвижения в организации………………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………….50
Список используемой литературы……………………………………………..53
Приложения……………………………………………………………………...55

Работа состоит из  1 файл

Организац и технолог товародвижения.doc

— 639.00 Кб (Скачать документ)

 

-                     обработка грузов – выполнение операций упаковки, погрузки, перемещения и маркировки;

-                     организация складского хозяйства – проектирование и использование складских помещений, средств перемещения.

Складское хозяйство выполняет такие функции, как сортировка товара для хранения, сортировка товара для отгрузки, упаковка и доставка к транспортному средству,  оформление соответствующих сопроводительных и бухгалтерских документов;

-                     управление запасами – создание и поддержание запасов товаров соответствующего ассортимента в соответствующим количестве;

-                     транспортировка – перемещение товара с места производства к месту его продажи и использования.

И.П. Голубков предлагает следующее соотношение затрат по рассмотренным функциям физического распределения товара:

-                     управление запасами – 30%;

-                     транспортировка – 35%;

-                     складское хозяйство – 20%;

-                     обработка заказов – 10%;

-                     другие затраты – 5%[2].

 

1.2. Принципы рационального построения процесса товародвижения

 

В основе эффективной и рациональной схемы процесса товародвижения лежат соблюдение следующие основные принципы:

а) Следует применять самые короткие пути движения товаров;

б) Необходимо устанавливать оптимальную форму и число звеньев в движении товаров, по возможности следует широко применять централизованную доставку товаров в торговую розничную сеть;

              в) Надо выбирать рациональные транспортные средства и как можно эффективнее использовать их в схеме товародвижения;

г) Нужно широко применять специальную тару, оборудование и средства механизации (средней и малой) для выполнения складских и погрузочно-разгрузочных работ;

              д) Рекомендуется постоянно оптимизировать и совершенствовать технологическую цепь процесса товародвижения.

Движение товаров из мест их производства в места конечного потребления нужно осуществлять наиболее коротким путем, что может существенно снизить транспортные расходы, ускорить процесс воспроизводства товаров и минимизировать расходы на перемещение товаров. Естественно, что в этом должны быть максимально заинтересованы и товаропроизводители, и торговые предприятия, осуществляющие оптовую и розничную торговлю.

В сложившейся современной практике организации схем товародвижения имеют место две его основные формы: транзитная схема и складская. Транзитная форма подразумевает завоз товаров в торговую розничную сеть сразу с производственных предприятий по выпуску товаров. Транзитная схема применяется как правило по группам товаров простого (рядового) ассортимента, они не требуют пересортировки. При складской схеме товародвижения чаще осуществляется доставка в розничную торговую сеть тех или иных групп товаров сложного ассортимента. Для дополнительной пересортировки товары проходят через складские звенья-цепи. Бывает однозвенная и многозвенная складские схемы товародвижения.

Чтобы определить количество складских звеньев применяется коэффициент, который принято рассчитывать как отношение оптово-складского товарооборота к товарообороту розничному.

Для эффективной организации товародвижения серьезное внимание следует уделять правильному выбору транспортных средств и грамотному их использованию. Следует учитывать также расстояние грузоперевозок, вид товаров и его физико-химические свойства. Следует обеспечить максимальную загрузку применяемого транспорта, минимизированы (в идеале - сведены на нет) его простои, а порожний пробег исключен.

При использовании в процессе товародвижения специальной тары и оборудования позволяет не только снизить или полностью исключить тяжелый ручной труд, но и весомо увеличить производительность труда персонала, и, как следствие,  культуру торговли.  Применение специальной тары и оборудования позволяет добиться весомого экономического эффекта от введения ее в технологический процесс. В частности, расходы на перевозку и продажу одной тонны груза снижаются на 42%, производительность автомобильного транспорта увеличивается в 1,6-1,9 раз, время погрузки-разгрузки автотранспорта снижается в 4,5-5,2 раз. Заметим попутно, что применение  соответствующей тары и оборудования для перевозки и реализации различных товаров позволяет сократить:

- в торговле: около 10 технологических операций;

              - на предприятиях поставщиков и на транспорте: около 15.

Во всех звеньях товародвижения и технологической цепочки следует широко применять средства механизации (средней и малой) погрузочно-разгрузочных работ. Это позволит более эффективно и рационально использовать как транспортные средства, так и труд персонала, а главное - оптимизировать процесс товародвижения за счет ускорения. Эффективность и рациональность товародвижения заключаются в постоянной оптимизации и в совершенствовании всей технологической цепочки. Достичь этого можно за счет единства технологической цепи, соответствия этой цепи требованиям обработки грузов поточным методом, когда каждая предыдущая операция естественным образом является подготовкой к операции последующей. Здесь важнейшее значение имеют подготовка товаров к продаже (их упаковывание и фасовка, комплектация требуемого ассортимента и пр.). Сегодня эти операции в большом объеме выполняются и на оптовых предприятиях, и в розничной торговой сети.

Технологическая цепь товародвижения, будучи организованной с соблюдением названных нами базовых принципов является залогом высокой эффективности всего организованного процесса товародвижения. И мелочей здесь нет. Одно слабое звено в цепи товародвижения может снизить эффективность всего процесса, зачастую кардинально влияя на него. Особенно это касается многозвенных схем товародвижения, где провал в одном звене рушит весь построенный процесс, снижая прибыль, а порой - вызывая убытки[3].

 

1.3. Каналы товародвижения

 

Большинство производителей предлагают свои товары рынку через посредников. Каждый из них стремится сформировать собственный канал товародвижения.

Канал товародвижения - когда совокупность фирм или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю. Каналы движения товаров и денег - это пути и способы распространения товаров от производителей к потребителям и денежной оплаты со стороны потребителей производителям.

Каналы распределения - это пути движения товаров и услуг через промежуточных агентов или непосредственно к потребителю. Канал товародвижения (канал распределения) - это совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-либо право собственности на конкретный товар или услуги и их пути от производителя к потребителю.

Канал товародвижения - это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Благодаря ему устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться. Члены канала товародвижения выполняют ряд очень важных функций.

В большинстве случаев продукция реализуется через посредников, каждый из которых формирует соответствующий канал распределения. Использование посредников в сфере обращения выгодно, прежде всего, для производителей. В этом случае им приходится иметь дело с ограниченным кругом лиц, заинтересованных в реализации продукции. Кроме того, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до рынка сбыта. С помощью посредников можно сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции.

Каналы распределения могут быть прямыми, косвенными и смешанными.

Прямые каналы распределения предусматривают перемещение товаров и услуг без участия посреднических организаций. Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют свою маркетинговую программу и располагают ограниченными целевыми рынками.

Косвенные каналы предполагают перемещение товаров и услуг сначала от изготовителя к независимому участнику-посреднику, а затем от него к потребителю.

На рис. 1 показано количество связей при реализации продукции. Участие посредника позволяет сократить количество связей с девяти до шести. При этом производители имеют дело только с одним посредником при реализации своей продукции. Косвенные каналы обычно предполагают участие предприятий и фирм, которые с целью увеличения своих рынков и объемов сбыта согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов и, соответственно, от определенной доли контроля над сбытом, а также готовы несколько ослабить контакты с потребителями.

Рис. 1. Связи при реализации продукции.

 

Чаще всего предприятия используют смешанные каналы, т.е. комбинации прямых и косвенных каналов.

Каналы распределения можно охарактеризовать и по числу составляющих их уровней. Уровень канала распределения — это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Протяженность канала определяется числом имеющихся в нем промежуточных уровней.

 

Рис. 2. Уровни маркетинговых каналов распределения по их протяженности.

 

Канал нулевого уровня, или канал прямого маркетинга, состоит из производителя, продающего товар непосредственно потребителям.

Одноуровневый канал включает одного посредника на рынках товаров промышленного назначения. Этим посредником, как правило, является агент по сбыту или брокер.

              Двухуровневый канал распределения состоит из двух посредников. На рынках товаров промышленного назначения такими посредниками могут быть промышленные дистрибьюторы (снабженческо-сбытовые организации) и дилеры.

Трехуровневый канал включает трех посредников. Например, в перерабатывающей промышленности мелкие оптовики скупают продукцию у крупных оптовиков и перепродают их небольшими партиями в розничную торговлю.

Существует и большее число уровней, но они встречаются реже. С точки зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей его контролировать.

Посреднические оптовые организации в системе рыночных отношений можно разделить на две группы: независимые и зависимые посреднические организации (рис. 3.).

Независимые посредники для изготовителей и получателей продукции являются самостоятельными посредническими организациями, приобретающими материалы в собственность с последующей их реализацией потребителям.

Зависимые посредники не претендуют на право собственности на товары, получая комиссионное вознаграждение за выполняемые услуги. К таким посредникам относятся сбытовые агенты, брокеры и комиссионеры.

Группа независимых оптовых посредников, работающих в области сбыта продукции промышленного назначения, является наиболее многочисленной и весомой в системе материально-технического обеспечения. Эти посредники называются дистрибьюторами. В США на эту группу приходится около 80% всех предприятий в сфере обращения, которые имеют около 85% всех складских площадей.

Независимые оптовые посредники делятся на два типа:

1) дистрибьюторы, имеющие (или арендующие) складские помещения;

2) дистрибьюторы, не имеющие складских помещений[4].

 

Рис. 3. Группы посреднических оптовых организаций.

 

Дистрибьюторы, имеющие складские помещения, как правило, осуществляют в полном объеме коммерческую и производственную деятельность, входящую в компетенцию посредника. Их называют дистрибьюторами регулярного типа. Приобретая изделие за свой счет, они, как и дистрибьюторы, не имеющие складских помещений, принимают на себя весь риск, вызванный изменениями конъюнктуры, порчей, моральным старением и т.д. Дистрибьюторы имеют в своем распоряжении складские площади для хранения товаров, что избавляет поставщиков и потребителей от необходимости содержания складских запасов.

Дистрибьюторов, не имеющих складских помещений, иногда называют торговыми маклерами, на их долю в развитых странах приходится около 20% предприятий и около 10% оборота независимых посредников. Эти предприятия отличаются более узким профилем деятельности. Они обычно имеют дело с крупногабаритными грузами, транспортировка и передача которых весьма трудоемки.

В зависимости от характера товарной специализации выделяют группу многотоварных дистрибьюторов, не имеющих строго определенной специализации и реализующих многопрофильную продукцию, а также дистрибьюторов, строго определяющих свою товарную группу. Последние классифицируются, в свою очередь, на различные категории в соответствии с количеством ассортиментных позиций. Расширение ассортимента рассматривается как важный фактор повышения конкурентоспособности.

Изготовитель может продавать продукцию дистрибьюторам, которые затем самостоятельно сбывают ее потребителям. Выбор такого канала товародвижения будет эффективным только в случаях, если:

- рынок разбросан, а объем сбыта в каждой географической зоне недостаточен для оправдания расходов по прямому каналу распределения;

Информация о работе Организация и технология товародвижения