Шпаргалка по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:24, шпаргалка

Описание

Вопрос 1: Система показателей эффективности использования основных средств торгового предприятия
Вопрос 2: Понятие товарооборота, его структура
Вопрос 3: Система показателей для анализа товарооборота
Вопрос 4: Розничный товарооборот. Анализ и планирование товарооборота
Вопрос 5: Экономическая сущность и классификация товарных запасов

Работа состоит из  1 файл

государственный экзамен.doc

— 875.50 Кб (Скачать документ)

Вопрос 1: Система показателей эффективности  использования основных средств  торгового предприятия

К основным средствам  относятся средства производства, неоднократно участвующие в производственном процессе, сохраняющие при этом свою натуральную форму, переносящие свою стоимость на производимую продукцию по частям по мере снашивания. К ним относятся средства производства со сроком службы более 12 месяцев.

Эффективность использования основных фондов определяется с помощью системы  показателей, подразделяемых на обобщающие и частные. Первые характеризуют эффективность использования всей совокупности основных фондов. Вторые — отдельных элементов основных фондов.

К первой группе относятся:

1) Фондоотдача – это прямая величина, характеризующая уровень отдачи капитала.

Фондоотдачу рассчитывают по формуле

где    Фо – фондоотдача; В – годовой выпуск продукции в стоимостном или натуральном выражении; С ср – среднегодовая стоимость основных средств.

 

2)Фондоемкость или коэффициент закрепления основных средств - это величина обратная показателю фондоотдачи. Ее определяют по формуле

где Фе - фондоемкость единицы продукции.

3) фондовооруженность (Фв) труда показывает стоимость основных фондов, приходящихся на одного работника

Зная фондоемкость продукции, можно  рассчитать потребность в основных средствах.

Частные показатели эффективности использования основных средств характеризуют использование отдельных групп основных средств. Важнейшими из них являются коэффициенты использования оборудования. К ним относят коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования оборудования, а также интегральный коэффициент.

Коэффициент экстенсивного использования оборудования показывает использование его во времени. Различают коэффициенты использования календарного и режимного фонда времени.

Календарный фонд составляет 365 ´ 24 = 8760 ч. Режимное время зависит от характера производственного процесса. Для непрерывных процессов оно равно календарному, для прерывных – календарному за минусом выходных и праздничных дней.

Коэффициенты использования календарного и режимного времени определяются по следующим формулам:

где     Кэк  – коэффициент использования календарного времени; Тф – фактическое время работы оборудования; Тк – календарный фонд; 

 

где  Кэр – коэффициент использования режимного времени; Треж - режимный фонд.

 
Коэффициент интенсивного использования оборудования отражает уровень использование его по производительности:  

  

 

где     Ки – коэффициент интенсивного использования оборудования; Пт– производительность фактическая; Пт – производительность по технической норме.

Интегральный  коэффициент – характеризует использование оборудования как по времени, так и по производительности:

где     Кэ – коэффициент экстенсивного использования оборудования; Ки – коэффициент интенсивного использования оборудования.

 

Вопрос 2: Понятие товарооборота, его структура

Товарооборот - один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

С другой стороны, товарооборот - это количественный показатель, который выражает экономические  отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.

Различают розничный  и оптовый товарооброт.

Под розничным  товарооборотом вообще понимается продажа  потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации.

Таким образом, сущность розничного товарооборота  выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары.

Общая классификация розничного товарооборота по признакам представлена на рисунке.

 

Оптовый товарооборот - это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.

Оптовый товарооборот классифицируется, как правило, по:

. назначению;

. форме организации товародвижения.

В зависимости  от назначения оптовый товарооборот подразделяется на: .

1)оптовый товарооборот  по реализации;

2)внутрисистемный оптовый  товарооборот.

Оптовый товарооборот по реализации - это продажа товаров  предприятиям розничной торговли, массового питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клирингу.

Внутрисистемный оптовый  товарооборот - это отпуск товаров  одними оптовыми предприятиями по поручению  других непосредственно рыночным и  внутри рыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый товарооборот, как правило, используется для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам.

Таким образом, оптовый  товарооборот по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный оптовый товарооборот - движение товаров между звеньями оптовой торговли.

Сумма двух видов оптового товарооборота составляет валовой  оптовый товарооборот.

В зависимости  от организации товародвижения каждый из двух видов оптового товарооборота делится на:

. складской;

. транзитный.

Структура товарооборота характеризуется удельным весом отдельных элементов в общей совокупности и выражается, как правило, в процентах.

 

Вопрос 3: Система показателей для анализа товарооборота

К показателям, характеризующим товарооборот торговой компании, относятся:

    1. объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;
    2. объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах;
    3. ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (руб., проценты);
    4. однодневный объем товарооборота (руб.);
    5. объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
    6. объем товарооборота на 1 м2 общей площади, в том числе на 1 м2 торговых площадей;
    7. время обращения товаров, дни оборота;
    8. скорость товарооборота, число оборотов.

 

Вопрос 4: Розничный товарооборот. Анализ и  планирование товарооборота

Розничный товарооборот - один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий  и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

С другой стороны, розничный товарооборот - это количественный показатель, который выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.

Под розничным  товарооборотом вообще понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации.

Таким образом, сущность розничного товарооборота  выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары.

Методы анализа:

. построение динамических  рядов;

. использование относительных  и средних величин;

. сравнение;

. индексный метод;

. построение трендовых  и регрессионных моделей динамики; . цепная подстановка;

. балансовая увязка показателей;

. построение графиков  и др.

Анализ товарооборота  начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми показателями и с показателями (базисными) соответствующих предшествующих переменных интервалов (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.

При анализе динамики товарооборота используют систему  индексов:

. индекс физического  объема товарооборота;

. индекс товарооборота  в фактически действовавших (текущих) ценах;

. индекс цен.

Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя.

Индекс товарооборота  в фактически действовавших (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период. На состояние показателя влияют два фактора: количество реализованных товаров и динамика цен.

Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости  определенного количества товаров в течение рассматриваемого периода.

Анализ товарной структуры  товарооборота торгового предприятия предполагает количественную и стоимостную оценку продаж отдельных товаров, а также определение динамики структурных сдвигов. Соотношение реализованных товаров в структуре товарооборота измеряется в процентах к его объему в целом или отдельных товарных групп. Результаты анализа используются для изучения соответствия структуры товарного предложения спросу потребителей и оказывают определяющее влияние на формирование заказов поставщикам и выбор самих поставщиков.

 

Вопрос 5: Экономическая сущность и классификация товарных запасов

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и  розничных торговых предприятий. Необходимость  образования товарных запасов обусловлена  следующими факторами:

  • время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузочно-разгрузочные работы;
  • сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
  • несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что требует подсортировки, упаковки и подработки;
  • особенности территориального размещения производства;
  • условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и магазином;
  • звенность товародвижения;
  • возможности для хранения товара и др.

Товарные запасы торговых предприятий классифицируются по:

    1. местонахождению (в предприятиях торговли, в промышленности, в пути);
    2. срокам (запасы на начало и конец периода);
    3. единицам измерения: (абсолютные - в стоимостном и натуральном выражении и относительные - в днях товарооборота);
    4. назначению;
    5. текущего хранения (для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий);
    6. сезонного назначения (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения);
    7. досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях в период между сроками завоза товаров);
    8. целевые товарные запасы (для осуществления определенных целевых мероприятий).

Размер товарных запасов  определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых предприятий. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий.  

Вопрос 6: Абсолютные и относительные показатели величины и уровня товарных запасов

Информация о работе Шпаргалка по "Товароведению"