Контроль технической подготовленности футболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание

Управление тренировочным процессов немыслимо без так называемой обратной связи – т.е. получения информации о результатах педагогического воздействия на отдельного футболиста или команду в целом. В этом плане наиболее значимым является не оценка уровня подготовленности игроков и команды, а определение правильности выбранного направления работы и движения в этом направлении. Даже в самих вариантах тренеры имеют собственные методы контроля, пусть порой неосознанные или нечётко сформулированные. Чем выше уровень практической деятельности тренера, тем в большей мере требуются объективные показатели контроля, чтобы вносить необходимые коррективы в тренировочную работу и построение игры. Возникает вопрос о целесообразности и использовании различных видов контроля и отдельных регистрируемых показателей. Решение этого вопроса – прерогатива тренера, который выбирает вид контроля и оптимум показателей так, чтобы получить ответы на поставленные им же вопросы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные теоретические положения контроля………………………………5
2. Определение уровня технического мастерства……………………………..13
3. Тесты, используемые для контроля технической подготовленности……..14
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………….......23

Работа состоит из  1 файл

Контроль тех. подгот. 1 курсовая.doc

— 297.00 Кб (Скачать документ)

 

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

 

Комплексный подход к контролю технического мастерства является наиболее объективным. Он позволяет:

- оценить уровень технической подготовленности в условиях педагогического тестирования;

- определить количество и качество выполнения технических приемов в условиях соревновательной деятельности;

- охарактеризовать техническое мастерство с помощью экспертных оценок специалистов.

В большинстве видов спортивных игр методы измерения технической подготовленности еще не определены. Программные контрольные нормативы необходимы, но они не могут в полной мере отразить уровень и качество обучения. Контроль и оценка должны определять, в первую очередь, полноценность осуществления тренировочного процесса определенного года обучения, а также эффективность применяемых методов и средств. Но как проверить, по каким параметрам?

Контрольные оценки начальной технической  подготовки отражают уровень выполнения отдельных элементов и футбольных приемов в целом, в которых важны не только правильность формы движений, но и целостность действий, экономичность, стабильность выполнения.

Контроль за технической  подготовкой футболистов – обязательная часть процесса тренировки, его можно  проводить несколькими путями. Они  должны быть конкретными для каждого  года обучения и выражаться, по возможности, в численных показателях, характеризующих достижения.

На этапе начального обучения модель можно использовать как конкретный тест, по которому оценивается  не только степень усвоения программного материала, но и выясняется, какой  материал не достаточно прочно усвоен. Можно повторить тест (модель) через некоторое время, чтобы увидеть уровень устойчивости обученных приемов и действий.

На этапе совершенствования  для оценки уровня техники используются другие показатели:

1. Объем техники, или количество действий, которые делает футболист в игре;

2. Разнообразие действий в игре;

3. Эффективность и надежность техники, скорость ее выполнения.

Необходимо отметить, что смоделировать игровые ситуации в стандартных контрольных упражнениях, чтобы они полностью соответствовали  показателям информативности и  надежности, крайне трудно. Поэтому результаты тестирования обычно дополняют данными экспертных оценок тренеров и показателями объема, разносторонности, эффективности и надежности соревновательной деятельности футболистов.

 

3. ТЕСТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

 

Техническое мастерство футболиста можно оценить несколькими  способами. Наиболее распространенный из них – визуальная оценка техники («на глаз»). Однако этот метод субъективен: единых критериев визуальной оценки нет, и поэтому мнения экспертов значительно расходятся. По-видимому, в процессе наблюдений можно дать общую оценку действий спортсмена в игре, а специальная оценка технического мастерства должна уточнить и дополнить ее.

Оценивая способности  и возможности игрока, необходимо выявить эффективность процесса его обучения, технические навыки, умение выполнять те движения, которые составляют основу футбола: прием и остановка мяча разными частями тела, удары, ведение и т.п.

Тестов такого типа предложено уже достаточно много. Наиболее распространены итоговые нормативы по технике для ДЮСШ. Каждый тренер может сам придумать разнообразные контрольные испытания. Обязательное их условие – соблюдение основных метрологических требований.

Рассмотрим для примера  два теста, предложенных Акрамовым Р.А. (1978).

Первый – «Восьмерка» - связан с обеганием пяти стоек, установленных в 10 метрах одна от другой в углах и в центре квадрата (рис. 7). 

 

Рис. 7. Тест «Восьмерка»

 

По сигналу футболист  начинает движение с мячом от стойки 1, последовательно обводит остальные стойки. По итоговому времени выполнения движения можно судить о технике владения мячом.

Второй тест более  сложен. По сигналу футболист делает рывок на 20 метров с мячом, обводя четыре стойки, расположенные в 2 метрах одна от другой; затем – рывок на 10 метров и удар в заранее указанный сектор ворот с линии штрафной площади (рис. 8).

 

Рис. 8.

В практике подготовки резервов применяется так же группа специальных тестов, оценивающих в той или иной степени способность юных футболистов к освоению отдельных технических приемов и их сочетаний, а также уровень технического мастерства на данный период контроля. Ниже представлены некоторые из контрольных тестов:

  1. Удары по воротам на точность. Выполняются по неподвижному мячу 
    правой и левой ногой с расстояния 17м (мальчики 10-12 лет- с расстояния 11 м). Футболисты 10-15 лет посылают мяч по воздуху в заданную треть ворот, 
    разделенных по вертикали. Юноши 16-18 лет посылают мяч в половину ворот (мяч должен пересечь линию ворот по воздуху и коснуться земли не ближе чем в 10 м за воротами). Выполняется по пять ударов каждой ногой любым способом. Учитывается сумма попаданий.
  2. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам. Выполняется с линии 
    старта (30 м от линии штрафной площади), вести мяч 20 м, далее обвести 
    змейкой четыре стойки (первая стойка ставится в 10 м от штрафной площади, а через каждые 2 м ставятся еще три стойки) и, не доходя до штрафной 
    площади, забить мяч в ворота. Время фиксируется с момента старта До пересечения линии ворот мячом. Если мяч не будет забит в ворота, упражнение не засчитывается. Даются три попытки, учитывается лучший результат.
  3. Жонглирование мячом. Выполняются удары правой и левой ногой (серединой, внутренней и внешней частями подъема), бедром и головой. Удары выполняются в любой последовательности, без повторения одного удара более двух раз подряд. Учитываются только удары, выполненные разными способами, из них не менее раза головой, правым и левым бедром.

Вратари выполняют следующие  упражнения:

1. Удар по мячу с  рук на дальность (разбег не более четырех шагов). Выполняется по коридору 10 метров.

2. Вбрасывание мяча  рукой на дальность. Выполняется  по коридору шириной 3 метра,  разбег не более четырех шагов. 

Оценка техники владения мячом в относительно разряженном пространстве на высокой скорости перемещения.

Описание  теста.

Максимально быстрое и точное ведение мяча на расстояние 30 м в обозначенном "коридоре " шириной 0,5 м с однократным изменением направления движения после перемещения на 20 м и удар по воротам, не защищаемым вратарем, с 11 м из строго определенного места с обязательным посылом мяча в одну из половин ворот по воздуху под углом 90 градусом относительно направления перемещения на последнем отрезке дистанции.

Ширина " коридора " в первом задании - 1 м, во втором - 0,5 м.

Регистрируется  время ведения мяча с момента  начала перемещения до момента нанесения удара по воротам. В каждом задании выполняется по две попытки, из которых выбирается лучшая.

Не учитывается  те попытки, в которых игроки допустили ошибки: упустили мяч при ведении за пределы ограничения, направили мяч в ворота неточно или не по воздуху. Сами футболисты при выполнении ведения мяча могут выходить за пределы ограничения.

Определяется  разница во времени выполнения одним  игроком ведения мяча по "коридору " шириной 0,5 м (при высоких требованиях к точности движений) и 1 м (при низких требованиях к точности движений).

Учитывая  латеральное предпочтение, игрокам  может быть предложено выполнять ведение мяча с изменением направления перемещения как в правую, так и в левую сторону (рис. 9).

Рис. 9. Схема проведения тестирования для оценки техники владения мячом в относительно разряженном пространстве на высокой скорости перемещения

 

Информативность теста.

1. Показатель времени выполнения ведения мяча по "коридору" шириной 1 м (при низких требованиях к точности движений ) говорит о потенциальных возможностях конкретного футболиста (в сравнении с другими игроками) качественно действовать с мячом при начале перемещений с большой мощностью, резком изменении направления движения с максимально возможным сохранением скорости перемещения, а также об умениях сохранять контроль над мячом при подготовке к выполнению ударов по воротам и передач.

Данный показатель позволяет спрогнозировать успешность проведения  футболистами  отдельных  игровых эпизодов, и поэтому на него   можно   ориентироваться, в том   числе   и   при   комплектовании  команды.

2. Показатель разницы во времени выполнения каждым игроком ведения мяча по "коридору" шириной 0,5 и 1 м отражает уровень техники владения мячом в условиях относительно разряженного пространства при перемещениях с предельной индивидуальной скоростью: она лучше у тех футболистов, у которых этот показатель меньше.

Показатель  разницы во времени выполнения каждым игроком ведения мяча при высоких и низких требованиях к точности движений информативен по отношению к реальным возможностям конкретного футболиста выполнять в играх с необходимым качеством действия, связанные с доставкой мяча в штрафную площадь соперника путем ведения или передач, выполненных после ведения.

 

Оценка  техники владения мячом в условиях

дефицита  пространства

Описание  теста.

Максимально быстрое и точное ведение мяча на расстояние 20 м через пять "ворот", расположенных, как в слаломе, и передача мяча по земле из строго определенного места с расстояния 8 м в ворота шириной 0,5 м с посылом мяча под углом 45 градусом относительно направления перемещения на последнем отрезке дистанции.

"Ворота" обозначаются на поверхности  поля с помощью разметки или плоскими предметами, не мешающими движению мяча и игрока.

Ширина "ворот" в первом задании - 0,5 м, во втором - 0,25 м.

Регистрируется  время ведения мяча с момента  начала перемещения до момента выполнения передачи. В каждом задании выполняется по две попытки, в которых выбирается лучшая.

Не учитываются  те попытки, в которых игроки допустили ошибки: не провели мяч хотя бы через одни "ворота". Выполняя ведение мяча обязательно через "ворота", сами футболисты могут двигаться по любой траектории.

Определяется  разница во времени выполнения одним  игроком ведения мяча через "ворота" шириной 0,25 м (при высоких требованиях к точности движений) и 0,5 м (при низких требованиях к точности движений).

Информативность теста.

1. Показатель времени выполнения ведения мяча через "ворота" шириной 0,5 м (при низких требованиях к точности движений) говорит о потенциальных возможностях конкретного футболиста (в сравнении с другими игроками) безошибочно действовать с мячом в условиях дефицита пространства, когда необходимо несколько раз быстро изменять направление движения.

Данный показатель позволяет  спрогнозировать успешность проведения футболистами отдельных игровых эпизодов, и поэтому на него можно ориентироваться, в том числе и при комплектации команды.

2. Показатель разницы во времени выполнения каждым игроком ведения мяча через "ворота" шириной 0,25 и 0,5 м отражает уровень техники владения мячом в условиях дефицита пространства. Она лучше у тех футболистов, у которых этот показатель меньше.

Показатель  разницы во времени выполнения каждым игроком ведения мяча при высоких и низких требованиях к точности движений информативен по отношению к реальным возможностям конкретного футболиста выполнять в играх с необходимым качеством действия с мячом в условиях дефицита пространства.

В первую очередь  это касается тех действий, которые  связаны с обыгрышем противника, а также с доставкой мяча в штрафную площадь соперника путем ведения или коротких передач мяча.

Схема выполнения представлена на рисунке 10.

Рис. 10. Схема выполнения теста для оценки техники владения

мячом в условиях дефицита пространства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящем футболе  нет единых взглядов на оценку технического мастерства футболистов, нет объективных критериев его совершенствования, пользуясь которыми можно проследить ход тренировочного процесса и внести коррективы.

Футбол – игра с трудной техникой, т.к. главная характеристика футболиста это умение обращаться с мячом ногами. В настоящее время проблема технической подготовки является одной из наиболее актуальных и представляет собой логически построенный многолетний процесс. Процесс обучения футбольной технике можно разделить на 2 этапа. Первый этап –

1-ый, 2-ой, 3-ий годы обучения. На этом этапе закладывается  основа техники футбола, являющаяся  фундаментом дальнейшей специализации.  Второй этап –  4-ый, 5-ый, 6-ой  годы обучения. Он отличается  углубленным изучением техники,  которая должна быть максимально приближена к реальным условиям игры.

Во время обучения техника изменяется в сторону  большей индивидуализации. Поэтому  при совершенствовании мастерства каждого футболиста нужно выявить  его сильные стороны и направленно  развивать их.

Контроль за технической подготовкой футболистов – обязательная часть процесса тренировки. Направления контроля должны быть конкретными для каждого года обучения и выражаться в численных показателях, характеризующих достижения. На этапе начального обучения можно использовать контрольные тесты, по которым оценивается степень усвоения программного материала. На этапе совершенствования используются другие показатели: 1) объем техники, который футболист использует в игре; 2) разнообразие действий в игре; 3) эффективность и надежность техники, а также скорость ее выполнения.

Информация о работе Контроль технической подготовленности футболистов