Влияние занятий спортивными бальными танцами на физическое развитие детей 7-10 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 00:51, курсовая работа

Описание

Цель выпускной квалификационной работы: охарактеризовать роль, функции, содержание и методы спортивного бального танца в процессе физического развития детей 7-10 лет.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования и определить ключевые понятия и структурировать их.

2. Раскрыть особенности физического развития детей 7-10 лет, занимающихся спортивными бальными танцами.

3. Опытно-экспериментальным путем показать эффективность методики и элементов спортивного бального танца, используемых для физического развития детей 7-10 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ 3
1.1. Характеристика физического развития детей 7-10 лет 3
1.2. Основные показатели физической подготовки 6
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 7-10ЛЕТ 16
2.1 Особенности физического развития детей 7-10 лет, занимающихся спортивными бальными танцами 16
2.2 Методика тренировки по спортивным бальным танцам с детьми 7-10 лет 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА
приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 67.66 Кб (Скачать документ)

-        способности, основанные на проприорецептивной  чувствительности (мышечном чувстве);

-        способности к ориентированию  в пространстве;

-        способность сохранять равновесие;

-        чувство ритма; 

-        способность к перестроению двигательных  действий;

-        статокинетическая устойчивость;

-        способность к произвольному мышечному расслаблению [13, c.44].

Физическая  нагрузка на организм ребенка во время  тренировки юных танцоров по своей плотности и интенсивности практически равняется нагрузке юных спортсменов. Всем известно о влиянии двигательной активности на здоровье школьников. Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма. Но для танцовщиков характерна гиперкинезия - чрезмерная двигательная активность. Характерная и основная причина этому - ранняя специализация детей в танце и высокая плотность физической нагрузки на тренировке [15].

Для гиперкинезии (также как и для гипокинезии) характерен специфический комплекс функциональных нарушений и изменений  состояния здоровья ребенка, особенно на фоне переутомления, сталкиваться с таким распространённым явлением среди детей.

Во время  приёма учащихся в танцевальную школу часто приходится как нарушение осанки. В таком случае сами занятия спортивными бальными танцами являются важным коррегирующим фактором телосложения.

Однако, в результате напряженных нагрузок в организме происходит ряд закономерных изменений: уменьшение его энергетических, ферментных и пластических ресурсов, изменение химизма крови, накопление продуктов распада и т. д. Все это ведет к изменению общего состояния занимающихся, появлению чувства усталости, падению работоспособности. Например, тазобедренный сустав юного танцовщика имеет гораздо более высокую амплитуду движений, чем у других людей и значительную выворотность ног. Выворотность — основное условие исполнения танца, вырабатывается упорным трудом с юных лет. Большая выворотность ног достигается благодаря наличию врожденной неглубокой вертлужной впадины, хорошей супинации бедра и голени в коленном суставе, расслаблению пронаторов бедра. Сильный наклон таза ведет к появлению поясничного лордоза, в результате возникает быстрое утомление мышц и патологические изменения. Наклон таза кзади делает спину плоской [12,с.23-37].

Большая подвижность позвоночного столба способствует созданию апломба – устойчивости в большом разнообразии поз и  движений танца. У большинства юных танцоров наблюдается сглаживание грудного кифоза и поясничного лордоза. Спина ровная, с красивыми прямыми линиями.

Стопа – наиболее вариабельный отдел скелета, здесь могут встречаться и  сверхкомплектные кости. При занятиях спортивными бальными танцами большую нагрузку несут нижние конечности. Тренеры должны знать, что процессы окостенения у детей еще не завершены. Поэтому в занятиях нужно уделять больше внимания упражнениям, способствующим укреплению стопы.

Таким образом, уровень двигательной активности при занятиях спортивными бальными танцами, способствует нормальному росту, физическому развитию и сохранению и укреплению здоровья. Т. к. «Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечнососудистой систем», – писал академик В.В. Парин в 1969 году. Оздоровительный и профилактический и коррекционный эффект спортивных бальных танцев неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Современные учения показали, что существует тесная взаимосвязь между деятельностью  двигательного аппарата, скелетных  мышц и физическим развитием ребенка. Оценка функциональных резервов системы  кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным  уровнем физического состояния  показывает: люди со средним уровнем  физического развития (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными  возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75%. Напротив, хорошо тренированные  люди с высоким физического развития по всем параметрам соответствуют критериям  физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или превышает их [3,с. 59].

2.2 Методика тренировки по спортивным бальным танцам с детьми  8-10 лет

Программа первого года обучения направлена на решение следующих задач:

- общая  и специальная физическая подготовка, нацеленная на освоение набора  простейших танцевальных технических  действий,

- общая  хореографическая подготовка средствами  бальной хореографии и современного  танца,

- развитие  ритмической координации,

- техническая  подготовка, построенная на основании  и освоение принципов танцевальных  передвижений в различных видах  танцев и основных технических  действий [13, c.52].

На втором годе обучения направления подготовки в целом сохраняются с некоторым  усложнением задач.

Учебный материал включает до 10 танцев учебной  программы, а также комплексы  ритмических танцевальных упражнений и ритмические танцы в современных  стилях.

Вся годовая  программа первого года обучения делится на два тренировочных  этапа по полгода каждый. Занятия  проводятся три раза в неделю. 1-й  этап - начального обучения - включает в себя упражнения у станка (классическая хореография), упражнения на развитие основных физических качеств (гибкость, сила, выносливость, координация движений, чувство равновесия и другие), обучение простейшим танцам (полька, «стирка»), овладение базовыми элементами ча-ча-ча и джайва, разучивание основных фигур  медленного вальса и быстрого фокстрота. 2-й этап - дальнейшего совершенствования, где большее внимание уделяется  специальной физической подготовке с добавлением более сложных  танцевальных элементов и их сочетаний. В первые два дня недельных  занятий хореографический экзерсис проводится в партере (в положении  сидя и лежа), что увеличивает  сложность исполнения заданий из-за отсутствия устойчивости и тренировки равновесия. На третий день занятий  выделяется дополнительное время на отработку ранее изученных элементов  латиноамериканской и европейской  программ [12, c.58].

В дальнейшем работа строиться на более сложном  материале.

Практические  занятия по европейскими и латино-американским танцам уже включают в себя изучение основных элементов движений и методики исполнения танцев «Медленный вальс», «Квикстеп», «Танго», «Венский вальс», «Медленный фокстрот», «Самба», «Ча-ча», «Румба», «Пассодобль», «Джайв». В ходе занятия танцоры изучают основной ритм, счёт, музыкальный размер, особенности работы стопы, подъем и снижение корпуса, степень поворота, положение корпуса, рук ног и головы в паре.

Также в процессе обучения танцоры узнают о значении поклона, тренажа. О введении в тренаж отдельных элементов  танце отдельных элементов танцев программы обучения. Даются знания о значении заключительного поклона. Основными принципами веления уроков  являются: доступность, последовательность, систематичность [12, c.72].

Большое значение отводится подбору музыкального материала. Принцип отбора – размер, темп, ритм, характер, стиль[8, c.37].

По мере обучения на теоретических занятиях методической раскладки основных фигур  танцев европейской программы студенты должны последовательно излагать описание фигур. Рекомендуемая последовательность:

1. Название фигуры танца.

2. Исходное положение.

3. Ведение (где оно необходимо).

4. Описание степени поворота и направления (если исполняется поворот).

5. Позиция ступни, шагов и работа стопы по направлениям.

6. Ритм и счет каждого исполняемого шага.

7. Законченная позиция фигуры[7, c.47]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе анализа специальной литературы, практики работы и проведенного исследования можно сделать ряд выводов:

Бальный танец, являясь сложной синтетической  деятельностью, оказывает влияние  на развитие различных сторон психики  ребенка.

Танцевальная  подготовка является эффективным средством  не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, создает благоприятные условия  для раскрытия творческого потенциала ребенка. Занятия бальным танцем, как разновидность физической активности, позитивно влияют на различные психические  процессы; сочетание физической тренировки и эстетического творчества благотворно  сказывается на становлении гармоничной  личности младшего школьника.

Правильная  организация педагогического процесса преподавания бальных танцев в начальной  школе позволит наиболее полно раскрыть творческий потенциал младших школьников, содействовать более успешной адаптации  детей к школе.

Методика  обучения предназначена для преподавания основ бальных танцев детей с 7 до 10 лет. Программа обучения включает в себя: собственно бальные спортивные танцы, хореографию, гимнастику, ритмику. Все это помогает развить физическую форму ребенка, сформировать хорошую осанку, чувство ритма, придать уверенность в себе и в своих силах. Задачи курса: 1. дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике; 2. использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора; 3. использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни; 4. обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций; 5. обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами бального танца, воспитать культуру движения; 6. увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни. В начальной школе на каждом уроке ритмики детям предлагаются все виды деятельности: собственно ритмика, слушание и анализ музыки, упражнения на ориентировку в пространстве, разучивание танцев, элементы этикета, беседы по истории хореографии. Основой программы мы определили изучение образцов основных танцев: вальс и ча-ча-ча. Предлагаемая мной методика расширяет диапазон взглядов на развивающие возможности бальных танцев как предмета образовательной области и содержит оптимальный объём структурированного и систематизированного материала, дающего представление о сложном и многообразном искусстве хореографии как составляющей мировой культуры.

Занятия показали, что процесс обучения проходит более эффективно при включении  в содержание курса: - элементов классического  и народного танцев, наиболее влияющих на формирование осанки, совершенствование  двигательных навыков и координацию  движений (plie, battement tendu, port des bras, rond и  др.); - этюдов национальных танцев, воспитывающих  чувство собственного достоинства, вежливости в обращении с партнёром, знакомящих учащихся с культурой  разных народов, позволяющих показать человека любой национальности через  призму общечеловеческих ценностей. Полученные результаты дают возможность утверждать, что использование предложенной нами методики обучения бальными спортивными танцами позволяет повысить уровень развития физических качеств по европейской и латиноамериканской  программам бальных спортивных танцев у детей 7 до 10 лет. В заключение, можно отметить, что у учащихся после проведения предложенной нами методики обучения европейской и латиноамериканской  программ по спортивным бальным танцам у учащихся наблюдается активный познавательный интерес к танцу, хорошо развита способность выполнения технических элементов танцев, хорошо развито умение выполнять отдельные фигуры танца, развито творческое начало в танце.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Иванникова О.В. Классические танцы: Танго и медленный вальс. /Серия Танцуют все! - Москва: ООО Издательство АСТ; Донецк: "Сталкер", 2003.
  2. Бальные танцы.- Москва, 2001.
  3. Лейард У. Техника танцев. М., 2001.
  4. Никифоров Ю. Б. Учитесь наслаждаться движением. М., 2002.
  5. Основы танцев. Томск, 2007.
  6. Пересмотренная техника бальных танцев: Пер. с англ. / Под ред. Ю. М. Пина. СПб., 2002.
  7. Машков А.В. Спортивные танцы. – М., 2003. – 186 с.
  8. Пин Ю. Пересмотренная техника исполнения европейских танцев. Медленный вальс, Танго, Квикстеп, Фокстрот, Венский вальс. – Лондон – СПб., 1996. – 81 с.
  9. «Спортивные танцы». М.: –1999. – февраль-март
  10. « Спортивные танцы». М., РГАФК, 1997 – 2002.
  11. Информационный бюллетень для учителей танцев. – Лондон - С-Пб., 1994 – 1998.

    Макрейлд  Кэрол «Основы латиноамериканских танцев». 2001.

  1. Ваноне Катя «Роль партнерши в европейских танцах» – М., 2001.

Информация о работе Влияние занятий спортивными бальными танцами на физическое развитие детей 7-10 лет